Использование технологического подхода для создания регионального туристского
продукта Гордиенко С. В.
Гордиенко Станислав Викторович / Gordienko Stanislav Victorovich - научный сотрудник, лаборатория проблем регионального рынка,
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Сочинский научно-исследовательский центр РАН, г. Сочи
Аннотация: в статье предлагается методологический подход создания регионального туристского продукта - использование технологического подхода. Показано, как полноценное, технологически обусловленное исследование туристских ресурсов определяет состав и структуру видов туризма, имеющих потенциал к развитию на территории региона. В результате выполнения всех предлагаемых действий проводится анализ потенциала ресурсной базы для развития туризма на территории региона и определяется перечень перспективных видов туризма.
Ключевые слова: туризм, региональный туристский продукт, технологический подход, анализ потенциала территории, туристские ресурсы.
В условиях идеологемы импортозамещения и разворота выездных туристских потоков задача развития въездного и внутреннего туризма как действенного инструмента повышения показателей развития региональной экономики и эффективного способа воспроизводства человеческого капитала в субъектах и регионах Российской Федерации стоит не только перед территориями исконно туристской специализации. Многие субъекты Российской Федерации в настоящее время разрабатывают стратегии и программы развития туризма в своих регионах, разрабатывают региональный турпродукт [1, с. 289]. Создание регионального туристского продукта требует технологического подхода - проведения ряда последовательных и обязательных исследований и действий [2, с. 48]. На начальных этапах разработки регионального турпродукта ключевое значение имеет комплексное исследование ресурсов региона. Зачастую разработчики документов стратегического планирования развития туризма в регионе не используют технологически обоснованный перечень необходимых исследований и разрабатывают новый список исходных данных. Предложенный технологический подход поможет унифицировать эти перечни.
Технологический подход анализа потенциала территории для создания регионального турпродукта представляет собой максимально подробное перечисление и определение последовательности видов исследований, требуемых для получения объективного отражения:
A. современного состояния развития туризма на территории исследуемого региона;
Б. эффективности использования имеющихся на территории района туристско-рекреационных и инфраструктурных ресурсов;
B. его туристского потенциала.
Вышеуказанный перечень состоит из 5 больших разделов 1-го порядка, в которых исследуются:
1. Туристские ресурсы.
2. Туристская инфраструктура.
3. Сопряженная с туризмом инфраструктура.
4. Показатели развития туризма в регионе.
5. Бизнес-климат для туризма.
Каждый раздел 1-го порядка в свою очередь состоит из более подробного перечня 2-го и 3-го порядка, в котором исследования агрегированы в специализированные группы, в которых прописаны требуемые сведения.
Туристские ресурсы исследуются по двум направлениям: природные и антропогенные. Природные ресурсы, в свою очередь, делятся на климатические, ландшафтные и водные ресурсы. Также исследуются флора и фауна региона. Кроме того, в этой группе исследуются бальнеологические ресурсы и лечебные грязи. В этой же группе исследуются природные ресурсы, созданные при участии человека - памятники природы, национальные парки, заказники, заповедники. К антропогенным туристским ресурсам относятся объекты аттракции.
Туристская инфраструктура как объект исследования должна рассматриваться по многим позициям. Это и объекты размещения, и объекты общественного питания. К этому разделу относится характеристика объектов общественно-деловой специализации. К исследованиям туристской инфраструктуры необходимо добавить сведения о смотровых площадках и о перечне туристических маршрутов на территории региона, сертифицированных, планируемых и сформированных, действующих ранее, но не в настоящее время и т. д. Немаловажную роль в исследовании туристской инфраструктуры будут иметь сведения о наличии туристского информационного центра, о турагентствах и туроператорах, ориентированных на въездной туризм.
Сопряженная с туризмом инфраструктура во многом определяет успех разработки, создания и воспроизводства регионального турпродукта. Исследование необходимо проводить по следующим позициям. Сначала в этом разделе необходимо собрать сведения о транспортной инфраструктуре региона. Обязательно
учитываются утвержденные перспективы развития транспортной инфраструктуры на исследуемый период. Параллельно исследованию транспортной инфраструктуры необходимо получить сведения о розничной торговле, учреждениях культуры, здравоохранения, органов правопорядка и безопасности, связи и т. д. В этой же части исследований необходимо получить сведения о состоянии и основных характеристиках инженерной инфраструктуры региона, таких как электро- и водоснабжение, переработке мусора и т. д.
Показатели развития туризма в регионе исследуются по количественным и качественным характеристикам. Подробно исследуются доходные характеристики турпотока: общий объем, разбивка по видам туризма по месяцам и др. Доли организованных и неорганизованных туристов, по видам туризма и экскурсионного обслуживания, транзитные и выездные туристские потоки исследуемого региона.
Бизнес-климат для туризма в исследуемом регионе рассматривается с нескольких ракурсов: общеэкономический уровень развития региона с отражением основных показателей развития, экономические условия развития экономики и уровень жизни населения, доля теневых доходов и неформальной экономики, в т. ч. в туризме. Далее исследуется институционально-правовые аспекты. Здесь же исследуется поддержка турбизнеса органами местной власти и политика властей в области туристской деятельности. К этому разделу исследований необходимо отнести изучение социально-культурных условий в регионе.
Информация, полученная в результате последовательного и обязательного выполнения всех вышеперечисленных исследований, нуждается в последующей обработке: агрегировании, классификация, систематизации и обобщении. Для подготовки концептуальных и стратегических решений развития туризма с результатами исследований необходимо сделать один или несколько видов стратегического анализа. В результате этого будут определены сильные и слабые стороны проекта развития туризма в регионе, выявлены возможные источники рисков развития в нём туристско-рекреационного сектора.
Только после выполнения всех вышеуказанных действий станет возможно провести анализ потенциала выявленной ресурсной базы для развития туризма на территории региона и определить перечень перспективных функциональных видов туризма. В дальнейшем, на основе проведенного анализа возможно представить графическое отображение наличия туристско-рекреационных и инфраструктурных ресурсов, а также перспективы развития функциональных видов туризма.
Таким образом, нам представляется, что полноценное, технологически выверенное исследование туристских ресурсов, их пространственное и качественное распределение определяют состав и структуру видов туризма, имеющих потенциал к развитию на территории региона. А состояние туристской и смежной туризму инфраструктуры, показатели развития туризма в регионе и его бизнес-климат распределяют сформированный ресурсами состав и структуру разрабатываемого турпродукта по пространственным, временным и финансовым блокам единой технологии создания регионального турпродукта.
Литература
1. Шарафутдинов В. Н., Гордиенко С. В. О создании и развитии алгоритма воспроизводства турпродуктов.
Методологический аспект. - Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм: Материалы 1-й Междунар.
Науч.-практ. конф. / Под науч. Ред. А. М. Ветитнева, Н. С. Матющенко. - Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО
«СГУ», 2013.
2. Гордиенко С. В. Взаимосвязь понятий: технология, продукт и турпродукт Ж.: Вестник Сочинского
государственного университета туризма и курортного дела №3. 2008 г.