Научная статья на тему 'Использование технологического подхода для создания регионального туристского продукта'

Использование технологического подхода для создания регионального туристского продукта Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
196
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / региональный туристский продукт / технологический подход / анализ потенциала территории / туристские ресурсы

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гордиенко Станислав Викторович

В статье предлагается методологический подход создания регионального туристского продукта – использование технологического подхода. Показано, как полноценное, технологически обусловленное исследование туристских ресурсов определяет состав и структуру видов туризма, имеющих потенциал к развитию на территории региона. В результате выполнения всех предлагаемых действий проводится анализ потенциала ресурсной базы для развития туризма на территории региона и определяется перечень перспективных видов туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологического подхода для создания регионального туристского продукта»

Использование технологического подхода для создания регионального туристского

продукта Гордиенко С. В.

Гордиенко Станислав Викторович / Gordienko Stanislav Victorovich - научный сотрудник, лаборатория проблем регионального рынка,

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Сочинский научно-исследовательский центр РАН, г. Сочи

Аннотация: в статье предлагается методологический подход создания регионального туристского продукта - использование технологического подхода. Показано, как полноценное, технологически обусловленное исследование туристских ресурсов определяет состав и структуру видов туризма, имеющих потенциал к развитию на территории региона. В результате выполнения всех предлагаемых действий проводится анализ потенциала ресурсной базы для развития туризма на территории региона и определяется перечень перспективных видов туризма.

Ключевые слова: туризм, региональный туристский продукт, технологический подход, анализ потенциала территории, туристские ресурсы.

В условиях идеологемы импортозамещения и разворота выездных туристских потоков задача развития въездного и внутреннего туризма как действенного инструмента повышения показателей развития региональной экономики и эффективного способа воспроизводства человеческого капитала в субъектах и регионах Российской Федерации стоит не только перед территориями исконно туристской специализации. Многие субъекты Российской Федерации в настоящее время разрабатывают стратегии и программы развития туризма в своих регионах, разрабатывают региональный турпродукт [1, с. 289]. Создание регионального туристского продукта требует технологического подхода - проведения ряда последовательных и обязательных исследований и действий [2, с. 48]. На начальных этапах разработки регионального турпродукта ключевое значение имеет комплексное исследование ресурсов региона. Зачастую разработчики документов стратегического планирования развития туризма в регионе не используют технологически обоснованный перечень необходимых исследований и разрабатывают новый список исходных данных. Предложенный технологический подход поможет унифицировать эти перечни.

Технологический подход анализа потенциала территории для создания регионального турпродукта представляет собой максимально подробное перечисление и определение последовательности видов исследований, требуемых для получения объективного отражения:

A. современного состояния развития туризма на территории исследуемого региона;

Б. эффективности использования имеющихся на территории района туристско-рекреационных и инфраструктурных ресурсов;

B. его туристского потенциала.

Вышеуказанный перечень состоит из 5 больших разделов 1-го порядка, в которых исследуются:

1. Туристские ресурсы.

2. Туристская инфраструктура.

3. Сопряженная с туризмом инфраструктура.

4. Показатели развития туризма в регионе.

5. Бизнес-климат для туризма.

Каждый раздел 1-го порядка в свою очередь состоит из более подробного перечня 2-го и 3-го порядка, в котором исследования агрегированы в специализированные группы, в которых прописаны требуемые сведения.

Туристские ресурсы исследуются по двум направлениям: природные и антропогенные. Природные ресурсы, в свою очередь, делятся на климатические, ландшафтные и водные ресурсы. Также исследуются флора и фауна региона. Кроме того, в этой группе исследуются бальнеологические ресурсы и лечебные грязи. В этой же группе исследуются природные ресурсы, созданные при участии человека - памятники природы, национальные парки, заказники, заповедники. К антропогенным туристским ресурсам относятся объекты аттракции.

Туристская инфраструктура как объект исследования должна рассматриваться по многим позициям. Это и объекты размещения, и объекты общественного питания. К этому разделу относится характеристика объектов общественно-деловой специализации. К исследованиям туристской инфраструктуры необходимо добавить сведения о смотровых площадках и о перечне туристических маршрутов на территории региона, сертифицированных, планируемых и сформированных, действующих ранее, но не в настоящее время и т. д. Немаловажную роль в исследовании туристской инфраструктуры будут иметь сведения о наличии туристского информационного центра, о турагентствах и туроператорах, ориентированных на въездной туризм.

Сопряженная с туризмом инфраструктура во многом определяет успех разработки, создания и воспроизводства регионального турпродукта. Исследование необходимо проводить по следующим позициям. Сначала в этом разделе необходимо собрать сведения о транспортной инфраструктуре региона. Обязательно

учитываются утвержденные перспективы развития транспортной инфраструктуры на исследуемый период. Параллельно исследованию транспортной инфраструктуры необходимо получить сведения о розничной торговле, учреждениях культуры, здравоохранения, органов правопорядка и безопасности, связи и т. д. В этой же части исследований необходимо получить сведения о состоянии и основных характеристиках инженерной инфраструктуры региона, таких как электро- и водоснабжение, переработке мусора и т. д.

Показатели развития туризма в регионе исследуются по количественным и качественным характеристикам. Подробно исследуются доходные характеристики турпотока: общий объем, разбивка по видам туризма по месяцам и др. Доли организованных и неорганизованных туристов, по видам туризма и экскурсионного обслуживания, транзитные и выездные туристские потоки исследуемого региона.

Бизнес-климат для туризма в исследуемом регионе рассматривается с нескольких ракурсов: общеэкономический уровень развития региона с отражением основных показателей развития, экономические условия развития экономики и уровень жизни населения, доля теневых доходов и неформальной экономики, в т. ч. в туризме. Далее исследуется институционально-правовые аспекты. Здесь же исследуется поддержка турбизнеса органами местной власти и политика властей в области туристской деятельности. К этому разделу исследований необходимо отнести изучение социально-культурных условий в регионе.

Информация, полученная в результате последовательного и обязательного выполнения всех вышеперечисленных исследований, нуждается в последующей обработке: агрегировании, классификация, систематизации и обобщении. Для подготовки концептуальных и стратегических решений развития туризма с результатами исследований необходимо сделать один или несколько видов стратегического анализа. В результате этого будут определены сильные и слабые стороны проекта развития туризма в регионе, выявлены возможные источники рисков развития в нём туристско-рекреационного сектора.

Только после выполнения всех вышеуказанных действий станет возможно провести анализ потенциала выявленной ресурсной базы для развития туризма на территории региона и определить перечень перспективных функциональных видов туризма. В дальнейшем, на основе проведенного анализа возможно представить графическое отображение наличия туристско-рекреационных и инфраструктурных ресурсов, а также перспективы развития функциональных видов туризма.

Таким образом, нам представляется, что полноценное, технологически выверенное исследование туристских ресурсов, их пространственное и качественное распределение определяют состав и структуру видов туризма, имеющих потенциал к развитию на территории региона. А состояние туристской и смежной туризму инфраструктуры, показатели развития туризма в регионе и его бизнес-климат распределяют сформированный ресурсами состав и структуру разрабатываемого турпродукта по пространственным, временным и финансовым блокам единой технологии создания регионального турпродукта.

Литература

1. Шарафутдинов В. Н., Гордиенко С. В. О создании и развитии алгоритма воспроизводства турпродуктов.

Методологический аспект. - Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм: Материалы 1-й Междунар.

Науч.-практ. конф. / Под науч. Ред. А. М. Ветитнева, Н. С. Матющенко. - Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО

«СГУ», 2013.

2. Гордиенко С. В. Взаимосвязь понятий: технология, продукт и турпродукт Ж.: Вестник Сочинского

государственного университета туризма и курортного дела №3. 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.