УДК 338.48
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРПРОДУКТА
© 2017
Гордиенко Станислав Викторович, научный сотрудник, лаборатория «Проблем регионального рынка»
Сочинский научно-исследовательский Центр РАН (354000, Россия, Сочи, ул. Театральная 8а, e-mail:[email protected])
Аннотация. Многие субъекты Российской Федерации имеют проблемы развития внутреннего и внутреннего туризма. Для многих регионов туризм - это реальный инструмент повышения показателей развития региональной экономики. Решение задач развития туризма часто производится путем разработки документов стратегического планирования, которые зачастую декларируют создание региональных туристских продуктов. Для производства таких турпродуктов направляются средства туристского бизнеса. Для развития инфраструктуры туристской отрасли направляются бюджетные вложения разных уровней. Вопросы повышения эффективности бюджетных и внебюджетных инвестиций особо актуальны в период экономического кризиса. Кроме того, при реализации проектов воспроизводства региональных турпродуктов необходимо учитывать вопросы общественных интересов территорий. Ответы на вопросы повышения эффективности в таких проектах могут быть получены при помощи технологий созданий регионального турпродукта путем использования технологического подхода для разработки технологических решений. Но в практике российской туриндустрии мало используются технологии создания региональных турпродуктов, т.к. фактический доступ к зарубежным технологиям резко снижает рентабельность проектов. Разработка суверенных технологических решений создания регионального турпродукта при помощи технологического подхода представляет, зачастую, неразрешимую задачу. На основе действующих регламентов проектирования представлен перечень технологических решений создания регионального турпродукта как общий алгоритм отношений и действий субъектов такого воспроизводства: предприятий турбизнеса, местной и региональной власти. Предложенный перечень всегда должен быть индивидуально адаптирован для каждого уникального проекта создания регионального турпродукта.
Ключевые слова: туризм, региональный туристский продукт, технологии, проекты создания турпродукта, технологический подход, основные параметры, технологические решения, эффективность проекта, алгоритм отношений и действий субъектов.
DEFINITION OF BASIC PARAMETERS OF TECHNOLOGICAL SOLUTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL TOURIST PRODUCT
© 2017
Gordienko Stanislav Victorovich, researcher, laboratory "Problems of the regional market" Sochi research Centre of the Russian academy of sciences (354000,Russia, Sochi, Teatralnaya street 8a, e-mail:[email protected])
Abstract. Many subjects of the Russian Federation have a problem of development of inbound and domestic tourism. For many regions tourism - this is a real tool for improving development performance of the regional economy. The solution of problems development of a tourism is often done through the creation of strategic planning documents. Often it is the Declaration of the development of regional tourist products. The production of such products finances tourism business. Infrastructure development is financed from the budget of the municipality and the region. The issue of enhancing the effectiveness of fiscal and business investment is particularly relevant during the economic crisis. In addition, when implementing projects for the reproduction of regional tourism products, it is necessary to take into account the issues of public interest of the territories. The answers to the questions of increasing the efficiency in such projects can be obtained through technology creatures of the regional tourism product through the use of technological approach for the development of technological solutions. But in practice, the Russian tourism industry there is little use of technologies of creation of regional tourism products, with the actual access to foreign technologies dramatically reduces the profitability of projects. The creation of sovereign development of technological solutions the establishment of a regional tourism product with the help of technological approach is often an impossible task. On the basis of existing regulations of the projects presented a list of technological solutions the establishment of a regional tourist product as a General algorithm of relations and actions of actors in the reproduction of the enterprises of tourist industry, local and regional managements. The proposed list should always be individually adapted for each unique project of creating a regional tourist product.
Keywords: tourism, regional tourism product, technology, project development of a tourist product, technological approach, basic parameters, technological solutions, efficiency of the project, algorithm of relations and actions of subjects.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Задачи развития въездного и внутреннего туризма в регионах Российской Федерации [1] как инструмента повышения показателей региональной экономики и эффективного способа воспроизводства человеческого капитала [2] в условиях идеологемы импортозамещения и борьбы за разворот выездных туристских потоков [3] стоит не только перед территориями исконно туристской специализации. Указанные задачи, как правило, решаются посредством разработки концепций, стратегий и программ развития туризма в той или иной степени интеграции туристских продуктов, производимых на территории региона. Как правило, это типовые документы, несколько адаптированные под региональную ресурсную базу, которые декларируют о создании туристско-рекреацион-ных региональных комплексов. В последнее время эти материалы стратегического планирования нередко тар-гетированы на создание регионального туристского продукта (РТП), в т.ч. «туристского продукта Российской
Федерации» [4]. Разночтения по данной дефиниции в настоящее время несколько минимизированы в результате исследований, проведенных, в том числе, и сочинскими учеными. Появилось некое общее восприятие многообразия форм и подходов к определению РТП как объекта экономической науки [5]. Способы создания РТП во многом зависят от понимания сути пространственных и временных взаимосвязей субъектов этого образования, его влияния на среду и социум локализации внедрения.
Отсутствие в практике российской туриндустрии суверенных технологий созданий РТП сопровождается снижением эффективности не только в экономическом, но и социальном аспекте. И туриндустрия здесь не выделяется из других сфер деятельности, так как «российская экономика остается пока в значительной мере неэффективной, отставая, например, по уровню производительности труда от стран-лидеров не на проценты, а в разы» [6].
Использование зарубежных эффективных технологий, содержащих технологические решения создания
интегральных (региональных) турпродуктов всегда сопровождается дополнительными затратами и не всегда соответствует национальным интересам. Но применяемые там технологические подходы с их пространственно-временным восприятием объекта имеет смысл воспринимать как матрицу построения технологических решений создания РТП. Кроме того, свойства РТП как системного объекта пространственно-временными связями требуют наполнение перечня технологических решений соответствующими элементами.
Формирование технологических решений создания регионального турпродукта для большинства проектов представляет, зачастую, неразрешимую задачу. Потому необходимо определение унифицированного перечня технологических решений создания РТП на самых начальных этапах реализации подобных проектов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Создание, производство туристского продукта во многом подобны процессам создания, производства продукта вообще, как «вещественного или нематериального результата производственной (экономической) деятельности» [7]. И экономически таргетируется на оптимизацию затрат в процессе воспроизводства. В соответствии с ГОСТ 14.205-83 «совокупность ... оптимальных затрат труда, средств и времени при ... подготовке производства, изготовлении . по сравнению с соответствующими показателями продуктов . при обеспечении установленных значений показателей качества изготовления» [8] есть технологичность продукта. В свою очередь, технологичность создания туристского продукта возможно обеспечить только при условии применения технологического подхода - системы управления развитием туризма на территории, основанной:
1) на комбинации комплекса методов получения, обработки и использования экономической информации, обеспечивающих принятие и реализацию эффективных экономических решений;
2) на результатах системного анализа совокупности функционально-технологического, медико-биологического, психолого-эстетического и экономического методов оценки потенциала территории;
3) на разделении проекта создания и производства турпродукта на подпроцессы, которые будут разрабатываться как подпроекты до объединения их в единую систему;
4) на организации совокупности методов управления, используемых в процессе принятия экономических решений, обеспечивающей минимальные отклонения от запланированных целей [9].
Основной инструмент в реализации «технологического подхода» для создания продукта, в том числе, туристского продукта - «технологические решения» (ТР).
В общих чертах понятие ТР определено в ГОСТ Р 50995.3.1-96. «Технологическое обеспечение создания продукции. Технологическая подготовка производства», где «Технологическое решение - проектное решение, в котором определены значения параметров технологических процессов изготовления данного объекта в заданных условиях и с заданными характеристиками» [10].
Более детально понятие ТР регламентировано в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Согласно указанному документу «технологические решения» должны содержать следующие элементы:
• производственная программа и номенклатура продукции;
• требования к параметрам и качественным характеристикам продукции;
• технологические решения по схеме производства;
• данные о трудоемкости изготовления продукции;
• потребности в основных видах ресурсов, источники поступления сырья;
• необходимое производственное оборудования, транспортные средства;
• технологические решения на опасных производственных объектах;
• сведения о наличии сертификатов соответствия;
• сведения о расчетной численности, профессионально-квалификационном составе работников;
• описание АСУ, используемых в производственном процессе;
• результаты расчетов о количестве и составе вредных выбросов в атмосферу и водные источники;
• сведения о виде, составе и планируемом объеме отходов производства [11].
В практике российской индустрии туризма понятие «технологические решения» не регламентировано и применяется в достаточно усеченном виде. Как правило, это лишь один-два пункта из указанного выше списка, а именно, описание АСУ, используемых в производственном процессе и/или технологические решения по схеме производства.
Говоря о применении понятия «технологии создания турпродукта» субъектами российского турбизнеса надо отметить, что оно используется зачастую только в сегменте применения информационных технологий и сугубо для решения задач создания турпродуктов отдельных субъектов турбизнеса. О возможности и необходимости более широкого подхода к применения ТР на межсубъектном, зональном уровне развития туризма упоминалось более десяти лет назад: «развитие рекреационных зон России на базе прогрессивных организационно-технических и технологических решений, без сомнения, даст высокие народнохозяйственные результаты за счет расширения емкости внутреннего рынка курортно-ту-ристских услуг» [12].
Многообразие форм РТП [5, с. 137] в контексте данного исследования позволяет рассматривать его в воспроизводственном, временном и пространственном аспекте. С этих точек зрения региональный турпродукт предлагается понимать как «системный комплекс туристских продуктов субъектов туристского рынка, расположенных на определенной территории (регионе), сформированной экономическими и технологическими взаимосвязями в процессе воспроизводства» [13].
Здесь надо заметить, что в российской туриндустрии упоминаются бизнес-проекты, имеющие в своем составе «технологии создания региональных турпродуктов». Но на самом деле под этим, как правило, понимается разработка или межрайонного маршрута, в лучшем случае тура в регион [14], который предполагается реализовать на рынке. Отсутствие определения технологических решений создания РТП приводит к падению эффективности многих многообещающих РТП и девальвации значения туризма для развития регионов.
Формирование целей статьи. Определение базового понятия технологического решения для создания РТП на основе документов утвержденных для масштабных проектов и принятых в практике для регионального освоения территорий, обозначение его опорных и обязательных составляющих элементов. Формирование унифицированного перечня технологических решений создания РТП для дальнейшей разработки отечественной технологии воспроизводства регионального и федерального турпродукта.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В текстовой части бизнес-планов создания турпро-дукта изредка встречаются формулировки «технологические решения» как описанием организации процесса обслуживания и расположения рабочих мест: структура размещения оборудования в функциональных зонах и помещениях здания, планы с обозначением точек подвода водоснабжения, водоотведения, вентиляции и
электроэнергии, спецификации и планы оптимальной расстановки технологического и специального оборудования. По сути, технологического решения сводится к моделированию помещений объекта с учетом запланированных процессов. Более широко понятие «технологические решения» встречается в разделе маркетинга проектов создания турпродуктов, но и здесь эти решения усечены до рекламного шаблонов вывода турпродукта на рынок. Иногда встречается описание региональной политики в сфере туризма, описание видов поддержки субъектов туриндустрии как понимание регионального турпродукта. Все указанные подходы значительно сужают круг задач и необходимых решений, требуемых для создания РТП.
Системность, территориальность и технологичность взаимосвязей субъектов являются основополагающими характеристиками. Этим региональный турпродукт отличается от суммы любой формы турпродуктов субъектов туристского рынка региона. Здесь надо понимать, что под регионом, в данном случае, не подразумевается именно субъект Российской Федерации. Регион, в понимании данного исследования, это некая территория, имеющая условные, обусловленные взаимосвязями в общем производстве, границы. Эти границы, как правило, не совпадают с муниципальными и федеральными границами. Более того, зачастую, территории региональных турпродуктов вбирают в себя территории нескольких муниципалитетов, и могут быть в разных субъектах Российской Федерации.
В зарубежной практике встречаются межгосударственные региональные турпродукты (турпродукт Вышеградской четвёрки). В определении территории регионального турпродукта есть много общего с территорией дестинации, туристского кластера, как «группы предприятий туристского комплекса, объединенных единым технологическим процессом обслуживания посетителей дестинации или участвующих в формировании единого турпродукта, потребляемого туристом или одним сегментом туристского спроса» [15]. Кроме того, «основными побудительными причинами формирования кластерных систем в туристско-рекреационной сфере является технологическая специфика формирования и реализации туристского продукта, обусловливающая технологически связанный и комплементарный характер туристской деятельности» [16]. Общим в региональном и кластерном подходе создания турпродукта становится и «механизм конструктивного и эффективного диалога» [17] между субъектами турбизнеса и властью. Как и РТП турпродукт кластера обладает системными свойствами, что «обеспечивает эффект синергии» [18], повышающий эффективность проекта. На основе вышеуказанного, можно говорить, что турпродукт кластера есть вид регионального турпродукта. Но, даже имея такие характеристики об основополагающем значении элементов технологического подхода к созданию тур-продукта кластера, в доступных проектах туристских кластеров задачи реализации не часто имеют технологические решения.
В практике зарубежного турбизнеса отношение к технологиям развития туризма, создания регионального турпродукта несколько иное. С одной стороны, значение технологий в современном туризме превозносят всё выше и выше. Так Всемирная туристская организация (ЮНВТО):
• ставит целью обогатить прогнозы до 2030 г. с описанием технологических, социальных, политических, экономических и экологических факторов, которые сформировали туризм в прошлом и, как ожидается, приведут к развитию и росту в будущем;
• заявляет, что последние тенденции, определившие развитие туризма - технологические, экономические, демографические и социальные;
• вводит в действие Сеть распространения знаний ЮНВТО, представляющую собой сообщество связан-112
ных с туризмом знаний в сфере научных, технологических и процедурных вопросов, которая призвана оказывать поддержку ЮНВТО и ее государствам-членам в содействии инновациям, программам и проектам в области управления знаниями [19].
С другой стороны, технологии, технологические решения становятся всё более ценным активами субъектов турбизнеса. Они активно капитализируются, охраняются и вращаются на рынке активов, зачастую превосходя по объемам материальную составляющую турбизне-са. Свободный доступ к ним максимально ограничен и регламентируется законами об интеллектуальной собственности. Получить доступ к технологическим решениям для российских субъектов турбизнеса возможно либо покупкой франшизы, либо перехода «под управление», либо влившись под поглощение к зарубежным владельцам технологий. Причем, эта ситуация усугубляется с ростом интеграции турпродукта: если на субъектном уровне некоторые технологии (ведение ресторанного, гостиничного бизнеса) хоть как-то доступны, то кластерные решения, решения туристского освоения регионов - абсолютная тайна, доступная только при заключении контрактов на управление развитием этих регионов. Ярким примером этого подхода является подготовка и проведение Олимпийских игр: Международный Олимпийский комитет (МОК) допустил российские структуры к технологическим решениям по организации проведения олимпийских игр только после подписания обязательств колоссальных капиталовложений, контролировал каждый этап, но Технологический пакет даже после проведения Олимпийских игр не стал достоянием российского турбизнеса.
На этом фоне заслуживает особого внимания издание Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и Европейской комиссии путешествий (ETC) «Handbook on Tourism Product Development» признанного многими национальными и международными туристскими организациями специалиста в туризме, маркетинге, разработке продуктов, культурного наследия и организационных структур Peter Mac Nulty. Несмотря на полный запрет даже частичного цитирования без письменного согласия правообладателей, можно констатировать, что этот, не найденный российским изданием, материал демонстрирует технологический подход к созданию туристского продукта любого уровня интеграции. Говоря же о технологическом решении регионального турпродукта можно опереться на презентацию Fundamentals & Principles of Tourism Product Development на 5-й Международном форуме ЮНВТО/ПАТА «Туризм: тренды и взгляды» [20].
В приведенной там схеме обращает на себя внимание несколько моментов. Во-первых, «краеугольным камнем» фундамента схемы - макросреды - определены «технологии, технологичность». Во-вторых, выйдя на уровень дестинации (регионального турпродукта), P.M. Nulty говорит уже о пространственном плане развития. В этом уже можно проследить явное указание на неотъемлемость этого аспекта для технологического решения создания регионального турпродукта. Можно сказать, что опора на макросреды: технологическую, экономическую, политическую, социо-культурную и природную вкупе с пространственным восприятием процесса есть обязательные условия технологических решений создания регионального турпродукта.
Используя указанную схему как матрицу технологического решения создания РТП, можно интерпретировать ее в виде цепи ответов на последовательные вопросы и обязательных последующих действий (технологии):
1. Насколько хорошо мы знаем, куда мы хотим попасть?
2. Где бы мы хотели бы быть?
3. Как нам туда попасть?
4. Как оставаться впереди?
Базисом указанной цепочки вопросов-действий
определены макросреды:
1. Технологические
2. Экономические
3. Политические
4. Социально-культурные
5. Природные
Надо отметить, что Р.М. №Иу признает факторы макросреды как переменные, но все равно влияющие на развитие туристического продукта. Кроме того, особо отмечено, что «Каждая дестинация уникальна, так что не может быть единого подхода к развитию туристического продукта полностью подходящего для всех направлений. Однако в стандартную модель будут входить эти обязательные элементы» [20].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обобщая вышесказанное, опираясь на регламенты российского законодательства и доступные разработки зарубежной индустрии туризма, для дальнейших исследований предлагается следующее базовое понятие:
Технологические решения создания регионального турпродукта - это решения, которые,
во-первых, основаны на элементах технологического подхода:
• комбинации методов обработки экономической информации, обеспечивающих реализацию эффективных экономических решений,
• системного анализа совокупности функционально-технологического, медико-биологического, психолого-эстетического и экономического методов оценки потенциала территории,
• разделении проекта на подпроцессы, которые будут разрабатываться как подпроекты до объединения их в единую систему,
• организации совокупности методов управления, обеспечивающей минимальные отклонения от запланированных целей;
во вторых, вкупе с пространственным восприятием процесса базируются на переменных макросредах региона:
• технологической,
• экономической,
• политической,
• социо-культурной,
• природной;
в-третьих, имеют следующие обязательные элементы:
• Программа пространственного развития туризма на территории,
• перечень, количественные, качественные и временные характеристики регионального турпродукта,
• решения о единой стратегии маркетинга субъектов регионального туристского рынка, сети региональных туристских информационных центров,
• технологические решения воспроизводственных взаимосвязей субъектов регионального туристского рынка,
• совокупность данных о ресурсных, материальных, трудовых затратах, необходимых для воспроизводственных процессов субъектов регионального туристского рынка,
• совокупность решений о построении транспортных, финансовых, информационных и коммуникационных взаимосвязей между субъектами регионального туристского рынка в период всего воспроизводственного цикла,
• решения об обеспечении безопасности регионального турпродукта,
• решения о системе единой сертификации на территории воспроизводства регионального турпродукта,
• решения о подготовке необходимого количества профессионально-квалификационного кадрового состава для субъектов регионального туристского рынка, решения об удовлетворении их социально-экономических
потребностей,
• решения о минимизации воздействий на окружающую среду, экологической безопасности воспроизводственных процессов субъектов регионального туристского рынка на весь период всего воспроизводственного цикла и последующий экологический период.
Представленный перечень технологических решений создания регионального турпродукта отображает общий алгоритм отношений и действий, но всегда должен быть индивидуально проработан для каждого уникального проекта создания РТП.
По совокупности представленных выше определений, кратко, для проектов территориального масштаба, можно сказать, что технологические решения (ТР) - это комплекс проектных решений, предназначенный для оптимизации и приспособления природных, инженерно-технических, градостроительных и прочих проектных решений под требования функционального назначения и производственных процессов, установленных на период производства заданного РТП.
На основании некоторого опыта разработок документов территориального планирования в разделах «Развитие туристско-курортного комплекса» можно констатировать насущную необходимость применения указанного перечня технологических решений в проектах туристского освоения территорий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Региональные целевые программы развития туризма в субъектах РФ. Официальный сайт Федерального агентства по туризму. URL:http://www.russiatourism.ru/ contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/regionalnye-tselevye-programmy-razvitiya-turizma-v-subektakh-rf (дата обращения 10.01.2017).
2. Васильева А.В. Влияние туризма на развитие человеческого капитала. Ж.: Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т.5. № 2(15). С 45.
3. Першина Н.В., Панишев Е.В., Витренко Л.С. Динамика основных показателей развития Российской сфферы туризма в 2010-2015 годах. Ж.: Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т.5. №4 (17). С 301.
4. Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы). URL:http://www.russiatourism.ru/ contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/regionalnye-tselevye-programmy-razvitiya-turizma-v-subektakh-rf (дата обращения 11.01.2017).
5. Шарафутдинов В.Н., Гордиенко С.В. Разработка методологических подходов создания и реализации региональных туристских продуктов. Развитие рекреа-ционно-ориентированного сектора экономики России. Коллективная монография/ под науч. ред. д.э.н., проф. Амирханова М.М. Сочи: РИО СНИЦ РАН, 2012, С. 108174.
6. Дмитрий Медведев: Развитие России - неотъемлемая часть глобальных процессов. URL: http:// www.rg.ru/2015/09/23/statiya-site.html (дата обращения: 25.12.2016).
7. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело. 2003. 512 с.
8. Г0СТ14.205-83 Технологичность конструкции изделий. Интернет-портал о строительных и инженерных технологиях URL:http://gost.stroysss.ru/ gost/17146_14.205-83.html (дата обращения 31.10.2016).
9. Отчет о НИР. СНИЦ РАН. Гос. регистрация № 114091640021. Инв. № 215011450083 СНИЦ РАН. Сочи. 2014 с. 27.
10. ГОСТ Р 50995.3.1-96. «Технологическое обеспечение создания продукции. Технологическая подготовка производства». Интернет и право URL:http:// www.internet-law.ru/gosts/gost/38236/ (дата обращения 31.1.2017).
11. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008
г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» подраздел «Технологические решения». Консультант Плюс URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _75048/ (дата обращения 31.1.2017).
12. Романова Г. М. Региональное планирование развития туристско-рекреационных зон. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 5 том 3, 2003. С 282.
13. Отчет о НИР. СНИЦ РАН. Гос. регистрация № 114091640021. Рег. № ИКРБС АААА-Б-16-2160110019-9. Сочи. 2015. С. 8.
14. Для развития регионального турпродукта власти удобнее работать с пулом туроператоров. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии URL:http://rstperm.ru/novosti/dlya-razvitiya-regionalnogo-turprodu.html (дата обращения 31.08.2016).
15. Тарасенок А.И. Геоэкономика туризма. Минск.: Новое знание. ИНФРА-М, 2011. С 151.
16. Кострюкова О.Н. Методы идентификации туристских кластеров в системе регионального туризма. Ж: Проблемы современной экономики. N 4 (40), 2011. URL:http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3866 (дата обращения 2. 06.2017).
17. Марченко О.А. Формирование инновационных туристских кластеров как конкурентного преимущества регионального развития туризма. Карельский научный журнал. 2015. №1(10). С 134.
18. Маслиган Е.А. Организационные основы инте-гративного управления предприятиями в пределах кластеров туризма и рекреации. Ж.: Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. №1. С 45.
19. Доклад Генерального секретаря Генеральная ассамблея ЮНВТО Девятнадцатая сессия Кенджу (Республика Корея), 8-14 октября 2011 г. Мадрид. URL:http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/ pdf/a19_res_r.pdf (дата обращения 2.09.2016).
20. Peter Mac Nulty. Presentation, Fundamentals & Principles of Tourism Product Development Tourism Development International (TDI), /The 5th UNWTO/PATA. Forum on Tourism Trends and Outlook Guilin, СЫт, 26th - 28th October 2011. P 6.
Статья поступила в редакцию 16.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.