Сегодня мы находимся на начальном этапе предстоящих преобразований: еще только идет процесс осознания разными политическими и экономическими субъектами нового пути развития общества, требующего значительных собственных усилий для осуществления серьезных преобразований.
Кумакова С.В.
к.э.н., профессор Поволжской академии государственной службы
Черников Е.А.
аспирант Поволжской академии государственной службы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБКОНТРАКТАЦИИ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ В ЦЕЛЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
В современных условиях развитие конкурентных отношений содействует активному формированию малого и среднего бизнеса, активизации таких процессов, как специализация, кооперация и интеграция малых, средних и крупных предприятий, что будет способствовать модернизации Российской экономики. Крупные предприятия концентрируют свои ресурсы на важнейших направлениях и развивают ключевые компетенции. Значительная часть производственных функций при этом передается малым и средним предприятиям на субконтракт и аутсорсинг. Это позволяет всем участникам рынка добиваться высокого уровня специализации и при скоординированной кооперации повышать конкурентоспособность каждого члена, участвующего в ней как на уровне региона и федерации, так и международной арене.
Перед Правительством РФ стоит важная задача - изменить структуру малого и среднего бизнеса с помощью кластерной политики за счет увеличения доли малых предприятий, работающих в сфере обрабатывающей промышленности на субконтракте с крупными предприятиями. В 2010 году впервые на поддержку центров кластерного развития из федерального бюджета выделено 160 млн. рублей, а из бюджетов субъектов РФ - 60. Необходимость реализации мероприятий государственной и инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства нашла свое отражение в нормативно-правовых документах Правительства Российской Федерации (Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209 - ФЗ от 24 июля 2007 года), а также субъектов Российской Федерации. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется на федеральном уровне, в соответствии с программой Министерства экономического развития Российской Федерации, на региональном уровне - в рамках комплексных программ развития и поддержки малого и среднего предпринима-тельства1.
Деятельность органов власти, направленная на поддержку средних и малых предприятий и развитие субконтрактных отношений между ними, может быть эффективным механизмом формирования кластеров конкурентоспособности. В данной статье представлен механизм создания кластера на основе субконтрактации, исходя из стадий развития кластера, а также на основе поддержки государством субконтрактных отношений.
Подкомитет торгово-промышленной палаты РФ по развитию субконтрактации и кластерных технологий определяет субконтрактацию как способ организации производства с опорой на кооперационное взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса2. Субконтрактация - одна из форм общеизвестной производственной кооперации. Она представляет собой форму сотрудничества между крупными предприятиями и мелкими производителями. Это действенный и современный метод, позволяющий предприятиям достичь высокой эффективности производства благодаря рациональному использованию имеющихся производственных мощностей и более совершенному использованию ре-сурсов3.
Можно выделить три основные особенности субконтрактации: крупные предприятия концентрируют свои ресурсы на важнейших направлениях и развивают ключевые компетенции; значительная часть производственных функций при этом передается малым и средним предприятиям на субконтракт и аутсорсинг4; возможность добиться высокого уровня специализации и при скоординированной кооперации повышать конкурентоспособность.
Участниками системы субконтрактации являются контрактор и субконтрактор. Контрактор - головное предприятие с минимально необходимыми собственными производственными мощностями. Производственный процесс предприятия-контрактора предусматривает передачу юридически самостоятельным организациям части работ. Суб-контрактор - предприятие, поставляющее по заказу контрактора необходимые комплектующие, выполняющее работы и т.д., то есть самостоятельное юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с распоряжениями контрактора и под его контролем часть работы, предназначенной для реализации третьим лицам (потребителям). В международной практике, как правило, рассматривается основной вариант, когда субконтрактор представляет собой малое или среднее узкоспециализированное предприятие.
1 Методическое пособие для малых и средних предприятий. - М., 2008. www.subcontract.ru
2 http://www.promcluster.ru
3 Субконтрактация - ключевой фактор стратегии экономического развития: аналит. обзор / Авт. сост. Л.А. Истомина, Л.К. Злотников, Т.П. Быкова. - Минск, 2007.
4 Портал органов власти Калужской области. - http://www.admoblkaluga.ru/sub/econom/ smallbussness/subcontract/what_is_ subcontr.php
А. Киселев считает, что, по сути, субконтрактация - это разделение труда, в результате которого у головного предприятия остаются только ключевые функции: маркетинг, промышленный дизайн, НИОКР, конечная сборка. Так контрактор избавляется от всех нестратегических производств и может вкладывать средства в обновление оборудования и технологий только на необходимых участках. Головное предприятие - контрактор быстро обновляет модельный ряд, не отягощенная непроизводительными издержками конечная продукция становится конкурентоспособной1.
Субконтракторы специализируются на выполнении ограниченного числа производственных процессов и стремятся соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к качеству продукции, соблюдению условий согласованного графика поставок. Обе стороны процесса заинтересованы друг в друге: контрактору нужны низкие цены, стабильные поставки и качество, субконтракторам нужны долгосрочные заказы и постоянное сотрудничество.
На основе субконтрактации возникают долговременные партнерские отношения малых и крупных предприятий. Головное предприятие - контрактор часто за свой счет или на долевых началах проводит на предприятиях-субконтракторах внедрение и сертификацию системы управления качеством, предоставляет помещения и оборудование. Договор с субконтрактором более всеобъемлющ, нежели обычный договор поставки или подряда. По мнению А.В. Гуслистой, субконтрактные отношения более похожи на найм персонала: головное предприятие настаивает на том, чтобы поставщики-субконтракторы внедряли системы менеджмента качества, закупали современное производственно-технологическое оборудование, проводили обучение персонала, внедряли современные методы организации производства2.
Организация системы субконтрактных отношений осуществляется, как правило, следующим образом: прямые договорные отношения между контрактором и субконтракторами; иерархическая (ярусная) структура отношений (контрактор имеет договорные отношения только с ограниченным количеством субконтракторов первого яруса). Суб-контракторы верхнего яруса строят собственную систему отношений с поставщиками материалов и субконтрактора-ми. Такая форма организации системы субконтрактных отношений характерна для производств продукции высоких переделов с повышенным уровнем требований к качеству3.
Основные преимущества, которые экономика получает, опираясь на субконтрактацию: повышение эффективности производства за счет рационального использования ресурсов и производственных мощностей; достижение высокого уровня специализации производства; оптимизация производственного процесса (во многих случаях предприятия с вертикальной интеграцией страдают от неоптимального использования производственных мощностей в определенных точках производственного цикла); модернизация производства; появление долгосрочных заказов (этому способствуют долговременные партнерские отношения); большая гибкость и быстрая адаптация к изменению спроса; использование современных методов организации производства, в т. ч. внедрение системы управления качеством.
Одним из недостатков такого тесного взаимодействия как субконтрактация является возрастание рисков, которым подвергается производственная система. Кроме того, добавляются специфические риски. Любой из партнеров по субконтрактации имеет возможность проявить рыночную силу в большей мере, чем это осуществимо при других формах взаимодействия. Высокие барьеры переключения или потенциальная монополия со стороны поставщика делают субконтрактацию прекрасным способом «выращивания» (в средне- и долгосрочной перспективе) хорошего конкурента. По мнению Л. А. Александровой, существенным препятствием к привлечению внешних организаций является моральная неготовность доверить внутрифирменную информацию сторонним предприятиям4.
Опираясь на исследование системы субконтрактации, можно признать эффективным создание кластеров на основе развития субконтрактных отношений, которые являются важным механизмом создания и развития кластеров. Государству целесообразно поэтапно подходить к процессу создания кластеров: на первом этапе это оказание поддержки развитию субконтрактных отношений, на втором - непосредственное проведение кластерной политики в отношении самостоятельно сформировавшегося кластера. Подобный механизм позволит избежать формирования кластера «сверху вниз» и обеспечит его создание на основе рыночных принципов. На рис. 1 представлен предложенный нами механизм формирования кластера, основывающийся на поддержке государством субконтрактных отношений.
Формирование кластеров возможно на основе государственной политики по развитию субконтрактных отношений, которая заключается в следующем: создание региональных центров (комитетов) субконтрактации и развития кластеров; использование механизмов поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.
Важной частью работы центров субконтрактации является проведение различных мероприятий, «круглых столов», семинаров, конференций. Регулярный обмен опытом позволяет центрам субконтрактации совершенствовать свою работу, анализировать ситуацию с развитием предпринимательства в производственной сфере, выявлять наиболее значимые проблемы и вырабатывать способы их устранения. Проведение совместных мероприятий помогает консолидировать усилия региональных центров субконтрактации и других участников процесса.
1 Киселев А.Н. Кластерный подход, субконтрактация и внедрение систем менеджмента качества - стратегия и инструментарий для повышения конкурентоспособности малого бизнеса и его роли в развитии территорий. www.subcontract.ru
2 Гуслистая А.В. Проблемы аутсорсинга в неконкурентной среде // Информационные технологии. 2007. - № 9.
3 Портал органов власти Калужской области. http://www.admoblkaluga.ru/ sub/econom/smallbussness/subcontract/what_is_ subcontr.php
4 Александрова Л. А. Конкурентоспособные промышленные кластеры: теория и практика формирования. - Саратов, 2005.
Создание региональных центров (комитетов) субконтрактации и [ развития кластеров
Содействие развитию законодател] ной и методологической базы для развития субконтрактных отношений малого, среднего и крупного бизнеса, реализации кластерных проектов
Содействие развитию партнерских отношений между малыми, средними и крупными пр оизводственными и инновационными предприятиями
Совместная работа центров с органами исполнительной и законодательной власти по развитию малого и среднего производственного и инновационного бизнеса
Организационно-методическое содействие развитию инфраструктуры субконтрактации
Организационно-методическое содействие реализации кластерных проектов
Постановление Прави' тельства субъекта РФ «О порядке взаимодействия участников кластера»
Помощь в поиске партнеров, в том числе с помощью информационных технологий
Налаживание кооперационных связей и создание базы данных по предприятиям (по технологиям, производственным мощностям и др.)
ФЗ «Об общих принципах кластерной организа ции производства»
Механизмы поддержки малого и среднего бизнеса
Концепция кластерной политики
Реализация кластерной политики
Государство (регион)
Рисунок 1.
Механизм формирования кластера на основе поддержки государством субконтрактных отношений
Основными задачами региональных центров (комитетов) субконтрактации и развития кластеров являются: помощь в подготовке договоров (соглашений о развитии кластера) и сопровождение субконтрактных заказов; создание законодательной и методологической базы для формирования субконтрактных отношений малого, среднего и крупного бизнеса, реализации кластерных проектов; содействие развитию партнерских отношений между малыми, средними и крупными производственными и инновационными предприятиями; совместная работа центров с органами исполнительной и законодательной власти по развитию малого и среднего производственного и инновационного бизнеса; организационно-методическое содействие развитию инфраструктуры субконтрактации; организационно-методическое содействие реализации кластерных проектов; помощь в поиске партнеров, в том числе с помощью информационных технологий, взаимодействие с Межрегиональным центром промышленной субконтрактации и партнерства, взаимодействие с отраслевыми ассоциациями производителей и потребителей субконтрактной продукции; налаживание кооперационных связей и ведение базы данных по предприятиям (по технологиям, производственным мощностям, о потенциальных заказчиках субконтрактной продукции и услуг, о подержанном оборудовании и сдаваемых в аренду производственных площадях); оказание поддержки сформировавшемуся на основе субконтрактных отношений кластеру.
Первой специализированной организацией инфраструктуры поддержки малого бизнеса, осуществляющей развитие субконтрактации стал Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства, созданный в 1998 году в рамках совместного проекта Правительства Москвы и Организации Объединенных Наций по промышленному развитию ЮНИДО (UNIDO). Важнейшей задачей Центра на начальном этапе стало предоставление производственным малым предприятиям информационной и консультационной поддержки. Результатом работ первого этапа стало создание эффективно действующей системы субконтрактации - механизма, обеспечивающего малым предприятиям возможность самостоятельно и быстро находить партнеров по производственной кооперации.
Деятельность Центра, направленная на развитие малого и среднего производственного бизнеса, обеспечивающая установление прямых кооперационных связей между малыми, средними и крупными производственными предприятиями, базируется на методическом подходе, предложенном ЮНИДО и переработанном с учетом российских реалий. Этот подход после успешной апробации в г. Москве был принят на вооружение многими регионами России и зарубежными государствами. В 2004 году Центры субконтрактации объединились в Некоммерческое Партнерство - НП «Национальное Партнерство развития субконтрактации» и осуществляют взаимодействие в рамках этой организации.
Использование единого информационного пространства, реализованного в информационной системе субконтрактации на Интернет-портале поддержки малого и среднего производственного бизнеса www.subcontract.ru, позволяет существенно оптимизировать совместную работу центров субконтрактации, сократить трудовременные затраты и повысить уровень удовлетворенности - пользователей - малых и средних предприятий1.
В настоящее время в России уже существует более 15 центров субконтрактации, которые собирают информацию о производственных возможностях предприятий своих городов и регионов, помогают найти необходимых поставщиков, организовать цепочку поставок, провести тендер. Их деятельность позволяет промышленным предприятиям существенно снизить трансакционные издержки (в некоторых случаях на 20-40%), связанные с установлением новых кооперационных связей.
Большинство региональных центров субконтрактации сформированы в структурах торгово-промышленных палат субъектов РФ. Тем не менее, по нашему мнению, следует рассмотреть возможность создания таких организаций при ведомстве, реализующем кластерную политику региона и политику по поддержке малого и среднего бизнеса (например, при министерстве экономического развития и торговли субъекта РФ). Это обеспечит, во-первых, стабильное финансирование деятельности центров субконтрактации, а, во-вторых, тесное взаимодействие кластерной политики и политики по поддержке и развитию субконтрактных отношений. Второе является особенно важным при реализации предлагаемого механизма формирования кластеров на основе субконтрактных отношений.
Механизмы поддержки малого и среднего бизнеса при реализации политики поддержки и развития субконтрактных отношений могут включать в себя:
- развитие лизинговых отношений, стимулирование создания лизинговых и маркетинговых центров;
- налоговое стимулирование;
- предоставление явных и скрытых субсидий. В российской промышленности скрытые субсидии, в отличие от явных, используются очень активно - в форме относительно заниженных цен на основные энергоресурсы, включая электроэнергию и газ, заниженных ставок оплаты коммунальных услуг (например, водоснабжения) и транспортных тарифов. И прямые, и скрытые субсидии могут предоставляться как на общем основании, так и селективно;
- помощь в освоении новых рынков - прямое содействие в продвижении товаров производителей на новые рынки, предоставление им правовой поддержки (в том числе юридическая защита интересов производителей), страхование контрактов, софинансирование маркетинговых расходов, поиск новых контрактов и т.д. Этот метод поддержки известен как ориентированный на расширение спроса для компаний, в противоположность сокращению их расходов. В принципе, оба метода государственной поддержки развития предприятий могут использоваться одновременно. Более того, некоторые данные о формах государственной поддержки производителей в российских регионах свидетельствуют о том, что регионы, активные в стимулировании спроса на продукцию компаний, одновременно склонны оказывать им помощь, снижающую затраты. Однако практика показывает, что один из подходов вынужденно является доминирующим, поскольку оба они прямо или косвенно связаны с размером бюджета соответствующего уровня -либо его доходной частью (первая группа методов поддержки), либо расходной (вторая группа методов поддержки);
- создание барьеров для конкурентов. Преимущество этого типа поддержки связано с отсутствием непосредственных затрат государственного бюджета. Вместе с тем в долгосрочном периоде данный тип поддержки является неэффективным, поскольку дестимулирует инновации и в конечном итоге приводит к ухудшению и качественных, и количественных параметров национального производства;
- поддержка в конкурентной борьбе. Преимущество этого типа поддержки связано с тем, что оно придает поддерживаемым компаниям долгосрочную устойчивость2.
Следует отметить, что указанные механизмы не будут сочетаться друг с другом произвольно. Необходимо, чтобы ведомство, отвечающее за поддержку малого и среднего бизнеса, разработало совокупность мер поддержки исходя из особенностей конкретного субъекта Российской Федерации.
Можно также выделить целый ряд уже апробированных европейской практикой направлений содействия субконтрактных отношений и формирования кластеров: программы, направленные на объединение деловых людей в расчете на то, что расширение сетей приведет к расширению сотрудничества; инициативы по подбору партнеров, например, создание баз данных, к которым могут обращаться фирмы, ищущие партнеров по своей сфере деятельности; финансирование посреднических (агентских) инициатив; шефские инициативы, когда оплачиваются услуги консультантов, чтобы они следили за процессом формирования кластеров с начала до первых шагов сотрудничества; государственное финансирование некоторых кластерных проектов на конкурсной основе. В этом случае представители разных проектов сотрудничества могут подавать заявки на субсидии, причем государственные средства получают лишь самые лучшие проекты3.
Таким образом, стимулирование развития субконтрактных отношений приведет к появлению субконтракторов в неразвитых экономических нишах, будет способствовать налаживанию связей между контрактором и субконтракто-ром. Следует отметить, что помимо того, что субконтракторы имеют тесные связи с контрактором, они также ориентированы и на внешний рынок, что позволяет избежать банкротства предприятия-субконтрактора при потере заказов со стороны контрактора.
В связи с тем, что субконтрактация является эффективным механизмом формирования кластерных образований, нами разработан механизм интеграции предприятий в кластер, включающий пять стадий развития кластера на
1См. Методическое пособие для малых и средних предприятий. М., 2008. www.subcontract.ru
2 Информационный портал малого и среднего предпринимательства http://www.opora.ru/
3 Там же.
основе субконтрактных отношений: потенциальный кластер, возникающий кластер, развивающийся кластер, зрелый кластер, трансформация кластера в иные формы (рис. 2). Рассмотрим их более подробно.
I стадия. Потенциальный кластер
Малое или среднее предприятие может полностью зависеть от требований контрактора. Подобные отношения позволяют говорить о перерастании субконтрактных отношений в партнерские, а в отдельных случаях - о том, что предприятие - субконтрактор, формально являясь самостоятельным юридическим лицом, по сути, становится внешним производством крупного контрактора
II стадия. Возникающий кластер
Некоторые участники потенциального кластера начинают кооперироваться вокруг основной деятельности и реализовывать общие возможности через свою связь.
По истечении определенного периода времени, при всё большем развитии субконтрактных отношений будет происходить тяготение географически отдаленных субконтракторов к локальной концентрации вокруг субконтрактора, что обусловлено реструктуризацией крупных предприятий. На этом этапе, мы имеем дело уже, по большому счету, не с контрактором, а с ядром кластера и не с субконтракторами, а с членами кластера. На данной стадии происходит стык политики, направленной на поддержку и развитие субконтрактных отношений и кластерной политики
Ш стадия. Развивающийся кластер
Поскольку возникают или вовлекаются новые участники той же или связанной деятельности в регионе, новые связи возникают между всеми этими новыми действующими лицами. По нашему мнению, могут появиться формальные и
неформальные институты поддержания сотрудничества. - ▼
1Устадия. Зрелый кластер
На этой стадии он достигает некоторой критической массы действующих лиц. развивает связи за своими пределами, с другими кластерами, направлениями деятельности, регионами (возможно возникновение межрегиональных кластеров).
▼
V стадия. Трансформация в иные формы
кластера чтобы выжить, быть жизнеспособным, избежать застоя и распада, йг*1<5ходимо производить инновации и адаптироваться к изменениям. Он может иКрать форму преобразования в один или несколько новых кластеров, которые сосредотачиваются вокруг другой деятельности или просто изменить пути, которыми поставляются продукта и услуги
Рисунок 2.
Механизм интеграции предприятий в кластер на основе субконтрактных отношений
исходя из стадий развития кластера
По нашему мнению, если крупное предприятие-контрактор располагает на рынке определенной свободой маневра (в маркетинговых мероприятиях, сбытовой политике и др.), то связанное договором малое или среднее пред-приятие-субконтрактор полностью зависит от требований контрактора. Вследствие этого в некоторых случаях субконтрактные отношения перерастают в партнерские, а иногда предприятие-субконтрактор, формально являясь самостоятельным юридическим лицом, по сути, становится внешним производством крупного контрактора. Данную ступень развития можно характеризовать как начальный этап формирования потенциального кластера.
Исследуя процесс субконтрактации на стадии потенциального кластера, можно выявить преимущества субконтрактных отношений для контрактора и субконтракторов.
Основные преимущества для контрактора: возможность сконцентрировать усилия и ресурсы на стратегических направлениях своей деятельности; оптимизация производственного процесса; выстраивание более действенной и эффективной организационной структуры; низкая себестоимость комплектующих и услуг, получаемых от малых и средних предприятий; быстрое обновление модельного ряда; сокращение сроков поставки на производство новых изделий; повышение производительности труда и конкурентоспособности предприятий; сокращение запасов комплектующих на складах и ускорение оборачиваемости средств в производстве; возможность сократить размер капиталовложений в средства производства, сэкономить финансовые ресурсы, сократить управленческий штат и рабочую силу.
Преимущества для субконтракторов: снижение издержек производства за счет более низкой оплаты труда работников малых и средних предприятий по сравнению с крупными компаниями; включение в цепочки снабжения крупного предприятия-контрактора на протяжении всего цикла производства продукта; исключение необходимости самостоятельно разрабатывать новые виды продукции и создавать собственную сбытовую сеть; получение долгосрочных заказов; повышение качества продукции за счет выполнения ограниченного числа производственных процессов; внедрение контрактором на предприятиях-субконтракторах системы управления качеством; повышение профессионализма работников; наращивание активов; стабильность в развитии; возможность интеграции; расширение круга партнеров; активизация инновационной деятельности.
Размещение предприятий на общей территории создает условия для предоставления им единых услуг, что позволяет снизить производственные издержки. Расположение малых и средних предприятий на подконтрольной контрактору территории дает возможность осуществлять кредитование и предоставлять оборудование в лизинг с сущест-
венным снижением рисков. На этом этапе можно констатировать наступление второй стадии развития кластера - возникающего кластера, когда некоторые участники потенциального кластера кооперируются вокруг основной деятельности и реализуют свои планы через отношения субконтрактации. При субконтрактных отношениях предприятия-субконтракторы одного контрактора могут быть географически разбросаны как в пределах одного региона, так и по территории страны, а также за ее пределами, что, как правило, исключает возникновение между ними конкурентных отношений.
По истечении определенного времени, в процессе развития субконтрактных отношений географически отдаленные субконтракторы будут стремиться к локальной концентрации вокруг контрактора. На этой стадии формируется ядро кластера и определяются его члены. Организации - члены кластера - оказываются географически сконцентрированы, вследствие чего между ними возникает конкуренция, а наряду с ней и отношения кооперации в кластере в целом. Географическая локализация основных участников кластера как важнейшее условие существования кластера, а также общая транспортная и информационная инфраструктура обусловливают возможность реализации взаимодействия между участниками кластера - обмена технологиями, идеями, ноу-хау, квалифицированным персоналом.
На второй стадии формирования кластера главным направлением кластерной политики становится развитие субконтрактных отношений. Именно здесь должна активизироваться работа структур министерства экономического развития субъекта РФ: подразделений, отвечающих за развитие субконтракторных отношений, и подразделений, направленных на поддержку кластерного развития.
Третья стадия - развивающийся кластер - характеризуется увеличением членов кластера до оптимального количества, возникновением и укреплением каналов взаимодействия между участниками кластера.
Четвертая стадия - зрелый кластер - наивысшая степень развития кластера, когда укрепляются его взаимосвязи с другими кластерами, в том числе находящимися в других регионах, при этом возможно возникновение межрегиональных кластеров.
Пятая стадия развития кластера - трансформация кластера в иные формы - наиболее критическая в развитии кластера. Это обусловлено тем, что кластер в процессе адаптации к изменениям рынка может трансформироваться и диверсифицироваться в своей производственно-хозяйственной деятельности или преобразовываться в несколько новых кластеров, а также переходить в иные интеграционные формы.
Таким образом, предложенный механизм интеграции крупных и малых предприятий в кластер на основе субконтрактных отношений создает основу для диверсификации российской экономики, совершенствования структуры малого бизнеса, реализации инвестиционных и наукоемких проектов, для формирования долговременных партнерских отношений, обеспечения конкурентоспособности российских предприятий. Выявление роли контракторов и суб-контракторов в кластерах позволяет дать обоснованную оценку условий и предпосылок формирования кластеров, потенциала, барьеров, препятствующих их развитию.
Лаптев С.В.
д.э.н., профессор Липецкого филиала РАНХ и ГС
ПУТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА И ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Очевидно, что модернизация экономики требует не любой произвольной, а особой организации финансового механизма, понимаемого в широком смысле, - как совокупность денежно-кредитных и собственно финансовых методов и инструментов организации экономики. Понимаемый в таком смысле финансовый механизм охватывает собой не просто основную часть экономического механизма, но такую его ключевую часть, которая выполняет особую миссию включения российской экономики в современную цивилизованную рыночную систему и на этой основе решает уже производную задачу - стать эффективным инструментом отбора передовых иностранных технологий, техники и научно-методического и организационного обеспечения, их вживления в наиболее продвинутые сектора и звенья и последующего распространения на преобладающую часть экономики. «Теория поведенческих финансов утверждает, что большинство инвесторов, принимая решения, не могут или не хотят спокойно и беспристрастно, с учетом всей доступной информации анализировать ситуацию, т.е. как это предполагает модель оценки капитальных активов и гипотеза эффективного рынка»1. Финансы, финансово-экономический механизм активно влияет на выбор инвесторов, всех участников рыночных отношений. Соответственно, общество не может эффективно решать новые социально-экономические задачи, не изменяя сложившийся финансовый механизм.
Необходимость осуществления существенных изменений в сложившемся финансово-экономическом механизме для решения новых задач, стоящих перед российской экономикой, еще не вполне осознана нашими политиками. В этой связи возникает несколько практически и теоретически значимых в настоящее время вопросов:
- каким должен быть финансовый механизм модернизации экономики;
- какие основные задачи он должен решать в автоматическом режиме;
- какие изменения он должен приобрести, для того, чтобы оказаться вполне пригодным для решения задач модернизации;
1 Бернстайн П. Фундаментальные идеи финансового мира: Эволюция / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - С. 34.
381