Научная статья на тему 'Субконтрактация как механизм кооперации промышленных предприятий и торговых организаций (на примере Новосибирской области)'

Субконтрактация как механизм кооперации промышленных предприятий и торговых организаций (на примере Новосибирской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКОНТРАКТАЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / SUBCONTRACTING / COOPERATION / IMPORT SUBSTITUTION / SUPPORT FOR ENTREPRENEURSHIP / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершов Павел Андреевич

В последние годы стало очевидно, что замещение на внутреннем потребительском рынке импортных товаров продукцией отечественного производства является одним из условий скорейшего экономического и промышленного развития. В данной статье рассмотрен механизм субконтрактации как способ кооперации промышленных предприятий и торговых организаций, позволяющий организовывать наиболее эффективное продвижение на внутреннем рынке отечественных товаров. В работе проведен эмпирический анализ применения торговыми сетями Новосибирской области, владеющими собственными торговыми марками, механизма субконтрактации. Проанализированы особенности применения субконтрактации в географическом и ценовом срезе предлагаемого потребителям ассортимента. Выявлены особенности кооперации региональных и межрегиональных торговых сетей с отечественными и зарубежными производителями потребительской продукции. Определены основные тенденции ценового позиционирования российских и зарубежных товаров. Исследование деятельности регионального центра субконтрактации Новосибирской области, торгово-промышленных палат города Новосибирска и Новосибирской области показало крайне слабую активность региональных органов власти в данном направлении. По результатам исследования предлагается активизировать деятельность регионального центра субконтрактации, целенаправленно оказывать информационную поддержку производителям продукции, содействовать в решении проблем недостатка оборотных средств. Статья может быть интересна руководителям региональных органов власти, осуществляющих промышленную и экономическую политику, руководителям промышленных и торговых предприятий, ученым, занимающимся импортозамещением и проблемами государственного стимулирования предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subcontracting as a m cooperation echanism between industrial enterprises and trade organizations (by the example of Novosibirsk region)

It has become obvious in recent years that the substitution of domestic products on domestic consumer market with imported products is one of the conditions for speedy economic and industrial development. The article considers the mechanism of subcontracting as a way of cooperation between industrial enterprises and trade organizations, allowing to build the most effective promotion on home market of domestic goods. The paper empirically analyzed the use of subcontracting mechanism by trade networks of Novosibirsk region that own their own trademarks. We analyzed the characteristics of the use of subcontracting in the geographical and price cut of the assortment offered to consumers. We revealed the peculiarities of cooperation between regional, interregional trade networks and domestic and foreign producers. We defined the main trend in price positioning of Russian and foreign goods. The research of work of the Novosibirsk regional center of subcontracting, of the Chamber of commerce and industry of Novosibirsk and of Novosibirsk region showed a very low efficiency of regional authorities in this field. According to the results of the study, we suggest to intensify the activity of the regional subcontracting center, to purposefully provide information support to producers, and to assist in solving the problems of shortage of working capital. The article may present an interest to the heads of regional authorities carrying out industrial and economic policies, to managers of industrial and commercial enterprises, scientists engaged in import substitution and problems of state stimulation of entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «Субконтрактация как механизм кооперации промышленных предприятий и торговых организаций (на примере Новосибирской области)»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 9 • май 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

субконтрактация как механизм кооперации промышленных предприятий и торговых организаций (на примере новосибирской области)

Ершов П.А. 1

1 Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В последние годы стало очевидно, что замещение на внутреннем потребительском рынке импортных товаров продукцией отечественного производства является одним из условий скорейшего экономического и промышленного развития. В данной статье рассмотрен механизм субконтрактации как способ кооперации промышленных предприятий и торговых организаций, позволяющий организовывать наиболее эффективное продвижение на внутреннем рынке отечественных товаров. В работе проведен эмпирический анализ применения торговыми сетями Новосибирской области, владеющими собственными торговыми марками, механизма субконтрактации. Проанализированы особенности применения субконтрактации в географическом и ценовом срезе предлагаемого потребителям ассортимента. Выявлены особенности кооперации региональных и межрегиональных торговых сетей с отечественными и зарубежными производителями потребительской продукции. Определены основные тенденции ценового позиционирования российских и зарубежных товаров. Исследование деятельности регионального центра субконтрактации Новосибирской области, торгово-промышленных палат города Новосибирска и Новосибирской области показало крайне слабую активность региональных органов власти в данном направлении. По результатам исследования предлагается активизировать деятельность регионального центра субконтрактации, целенаправленно оказывать информационную поддержку производителям продукции, содействовать в решении проблем недостатка оборотных средств. Статья может быть интересна руководителям региональных органов власти, осуществляющих промышленную и экономическую политику, руководителям промышленных и торговых предприятий, ученым, занимающимся импортозамещением и проблемами государственного стимулирования предпринимательской деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: субконтрактация, кооперация, импортозамещение, поддержка предпринимательства, конкурентоспособность.

subcontracting as a m cooperation echanism between industrial enterprises and trade organizations (by the example of Novosibirsk region)

Ershov P.A. 1

1 Siberian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia

введение

Политические и экономические события последних лет сделали дорогостоящими для рядового потребителя импортные промышленные товары и актуализировали проблему развития импорто-

замещения в потребительском секторе. Развитие импортозамещения потребительских товаров не только обеспечит промышленный рост и экономическое развитие, но также позволит повысить уровень жизни населения благодаря появлению на рынке более дешевых и конкурентоспособных отечественных товаров.

Большинство импортозамещающих программ, реализуемых на государственном уровне, не решают этой проблемы: в то время как действия органов власти направлены в большей степени на крупные корпорации, производство товаров массового потребления успешнее развивают малые и средние предприятия. Связано это с более развитой предпринимательской инициативой малых и средних предприятий, ориентацией на потребительский рынок и реальные потребности конечного потребителя, необходимостью создания и развития торговых марок и их позиционирования на рынке, большей гибкостью и, соответственно, способностью к занятию даже самых небольших рыночных ниш.

Поддержка малого и среднего предпринимательства реализуется, как правило, на региональном уровне, так как регионы ближе к реальному сектору экономики и могут

ABSTRACT:_

It has become obvious in recent years that the substitution of domestic products on domestic consumer market with imported products is one of the conditions for speedy economic and industrial development. The article considers the mechanism of subcontracting as a way of cooperation between industrial enterprises and trade organizations, allowing to build the most effective promotion on home market of domestic goods. The paper empirically analyzed the use of subcontracting mechanism by trade networks of Novosibirsk region that own their own trademarks. We analyzed the characteristics of the use of subcontracting in the geographical and price cut of the assortment offered to consumers. We revealed the peculiarities of cooperation between regional, interregional trade networks and domestic and foreign producers. We defined the main trend in price positioning of Russian and foreign goods. The research of work of the Novosibirsk regional center of subcontracting, of the Chamber of commerce and industry of Novosibirsk and of Novosibirsk region showed a very low efficiency of regional authorities in this field. According to the results of the study, we suggest to intensify the activity of the regional subcontracting center, to purposefully provide information support to producers, and to assist in solving the problems of shortage of working capital. The article may present an interest to the heads of regional authorities carrying out industrial and economic policies, to managers of industrial and commercial enterprises, scientists engaged in import substitution and problems of state stimulation of entrepreneurial activity.

KEYWORDS: subcontracting, cooperation, import substitution, support for entrepreneurship, competitiveness.

Received: 30.04.2017 / published: 16.05.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ershov P.A. ([iery2OO90mai[.ru)

CITATION:_

Ershov P.A. (2017) Subkontraktatsiya kak mekhanizm kooperatsii promyshlennyh predpriyatiy i torgovyh organizatsiy (na primere Novosibirskoy oblasti) [Subcontracting as a m cooperation echanism between industrial enterprises and trade organizations (by the example of Novosibirsk region)]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (9). - 1507-1522. doi: 10.18334/rp.18.9.37864

более активно контактировать с бизнес-субъектами или формирующимися кластерами. Однако в силу дефицитности региональных бюджетов в последние годы невозможно наращивать объем средств, направляемых на поддержку предпринимательства. Мероприятия региональных государственных программ, направленных на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, носят, как правило, затратный для бюджета характер, и в последующие годы их реализация будет затруднительной.

В данной ситуации перед государством (в особенности перед регионами) стоит задача развития таких механизмов поддержки предпринимателей, при которых они были бы мотивированы производить конкурентоспособную на потребительском рынке продукцию, но в тоже время не требовали расходов из бюджета. Одним из наиболее перспективных и эффективных способов поддержки предпринимательства может быть развитие субконтрактации как механизма сбыта продукции на потребительском рынке. (Ранее уже предлагалась модель развития субконтрактации как инструмента промышленного взаимодействия в условиях санкций [1, с. 73-79] (Khristoforova L.V., 2016), инструмента повышения предпринимательской активности [2, с. 59-63] (Nedelin M.D., 2012).)

сущность механизма субконтрактации

Традиционно субконтрактация определяется как разновидность аутсорсинга и подразумевает передачу производства части комплектующих, узлов или сопутствующих товаров предприятиям-партнерам. (Выделяются и другие формы аутсорсинга [3, с. 183-186.; 4, с. 71-73] (Savchenko O.S., 2011; Vyborov S.S., Popov A.Yu., Rechenko D.S., 2013).)

Н.М. Шодорова определяет субконтрактацию как принятое в международной практике обозначение вида производственной кооперации, в ходе которой одно предприятие (контрактор) поручает другому (субконтрактору) осуществить изготовление некоторой продукции (деталей, комплектующих) в соответствии с предоставленными чертежами и требованиями [5, с. 18] (Shodorova N.M., 2012).

А.М. Выжитович раскрывает субконтрактацию (субконтрактактинг) как форму производственной кооперации между контрактором и субконтрактором, определяемую условиями субконтракта и предполагающую наличие третьей стороны - потребителя, связанного с контрактором условиями контракта [6, с. 98-110] (Vyzhitovich A.M., 2015).

ОБ АВТОРЕ:_

Ершов Павел Андреевич, аспирант кафедры налогообложения и учета ([iery2OO90mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ершов П.А. Субконтрактация как механизм кооперации промышленных предприятий и торговых организаций (на примере Новосибирской области) // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 9. - С. 1507-1522. doi: 10.18334/rp.18.9.37864

Графически данная система отношений изображена на рисунке.

Контрактор является заказчиком продукции субконтракторов, как правило, формирует для них техническое задание, предоставляет чертежи и спецификации, а в отдельных случаях оборудование или помощь в его покупке и разработке [7, с. 108-113; 8, с. 583-595] (Khristoforova L.V. Krasovskaya E.A., 2015; Xiao T., Choi T.M., 2010). Контрактор осуществляет сборку и производство готовой продукции, продвижение ее на рынок конечным потребителям, в ответ от которых получает обратную связь о качестве продукции, существующем спросе и направлениях дальнейшего развития.

Данная модель традиционно предполагает, что контрактором является крупное промышленное предприятие, как правило, занятое выпуском технологически сложной машиностроительной продукции [9, с. 58-61] (Kocherova V. V., 2016). (Хотя есть и иные модели использования механизма субконтрактации [10, с. 114-116.; 11, с. 43-51; 12, с. 259-262; 13, с. 543-547] (Sumin N.A. Yagudin S.Yu., 2010; Vertakova Yu.V., Petrischeva I.V., 2011; Eliseeva Yu., 2014; Еliseeva Yu.V. Makarov E.I., 2013).) В последние годы в Росси получила распространение модель, в которой контрактором является не производственная, а торговая организация (чаще всего крупная торговая сеть). Торговые сети успешно создают новые собственные торговые марки, позиционируют их на рынке, обеспечивают маркетинговое продвижение и приемлемые уровни продаж. (Исследования развития субконтрактации в построении эффективных цепочек поставок товаров проводились за рубежом [14, с. 58-61] (Dashkevich T.V., Nosko N.V., 2015).) При этом сами они не занимаются производством товаров, а размещают заказы на предприятиях-субконтракторах. Преимущества, получаемые торговыми сетями:

• возможность заполнять пространство торговых залов товаром, наиболее востребованным по качеству и цене у потребителей, большая гибкость и адаптация к изменению спроса;

• выгодные условия сотрудничества, как правило, самими торговыми сетями и установленными;

• бесперебойность и предсказуемость поставок;

• наилучшие условия контроля качества товаров;

Рисунок. Система взаимоотношений между контрактором, субконтрактором и потребителями

Источник: составлено автором.

• оптимальные логистические связи, основанные либо на территориальной близости контрактора и субконтрактора, либо на транспортной доступности;

• отсутствие промежуточных посредников;

• снижение закупочных и розничных цен.

Преимущества для субконтракторов:

• стабильность и предсказуемость объема заказов;

• возможность полной загрузки производственных мощностей;

• стабильные требования к составу и качеству продукции;

• отсутствие расходов на маркетинговые исследования и разработку технических требований к товарам;

• отсутствие расходов на разработку и заказ упаковочных материалов;

• отсутствие необходимости в маркетинговом позиционировании и продвижении товаров;

• отсутствие необходимости в содержании сбытовой сети.

Распространение и масштабы субконтрактных отношений между производителями и торговыми сетями на примере новосибирской области

В целях определения значимости механизма субконтрактации для торговых организаций и степени его распространения было проведено исследование крупных торговых сетей Новосибирской области. В качестве объекта исследования были взяты две федеральных (Metro Cash and Carry и Лента) и две региональных (Универсам удачных покупок и Радиотехника) торговых сети. Затем, на основе открытых данных были систематизированы и проанализированы предлагаемые сетями товары под собственными торговыми марками. Результаты приведены в таблице.

Как следует из приведенных в таблице данных (даже с учетом того, что исследование не претендует на охват всех без исключения участников рынка Новосибирской области), торговые сети собственными торговыми марками заполняют значительную долю рынка как продовольственных, так и промышленных товаров. Однако, очевидно, что не все эти товары производятся в Новосибирской области или даже в России.

Для выяснения мест происхождения, предлагаемых торговыми сетями товаров, было проведено исследование методом «тайный покупатель». Результаты оказались следующими:

• продовольственные товары производятся преимущественно в России, значительная часть в Новосибирской области и Алтайском крае. Некоторые товары, в основном экзотические, производство которых невозможно в России (например, консервированные ананасы и персики, кофе, креветки и др.), заказываются за рубежом, как правило, в Азии;

• товары для дома и офиса, бытовая химия, текстильная продукция, спортивные и некоторые другие технологически несложные промышленные товары имеют

Таблица

Торговые сети, их собственные торговые марки и выпускаемая под ними продукция, работающие в Новосибирской области (составлено по данным официальных сайтов торговых компаний и каталогов продукции)

Наименование торговой сети Торговая марка Продукция

Лента (7 гипермаркетов в Новосибирской области, 1 в Томской, 8 в Кемеровской, 4 в Омской, 3 в Алтайском крае) «365 дней» Продукты питания, некоторые товары для дома

«Лента» Продукты питания, некоторые товары для дома

«Home Club» Товары для дома, домашний текстиль, в среднем ценовом сегменте

«Giardino Club» Товары для сада и дачи

«Lentel» Техника для дома

«Sport Club» Спортивные товары

«Friend Made» Одежда, белье, обувь, аксессуары, багаж

Metro Cash and Carry (3 торговых цетнра в Новосибирской области, 2 в Кемеровской, 1 в Томской, 2 в Омской, 1 в Алтайской крае) ARO/ Fairline Продукты питания, бытовая химия, товары для животных, товары для дома и офиса

Fine Life/ Fine Food/ Fine Dreaming Продукты питания, косметика, бытовая химия.

Horeca Select Продовольственные и непродовольственные товары, оборудование для кухни

RIOBA Кофе, чай, сладости, посуда, салфетки

H-Line Товары для сервировки, текстиль, мебель, косметика

SIGMA Офисная техника и аксессуары, канцтовары, бумага и бумажная продукция, офисная мебель

Tarrington house Мелкая бытовая техника, текстильная продукция для дома, товары для уборки, сервировки стола, продукция для отдыха на природе

Универсам удачных покупок (48 магазинов в Новосибирской области) «Дедушкина ферма» Продукты питания (широкий ассортимент)

«Лидер экономии» Продукты питания (широкий ассортимент)

«Top Select» Продукты питания (широкий ассортимент)

Радиотехника (17 магазинов по Сибирскому Федеральному округу) «Сигнал» Телевизионные антенны, мультиметры, аудио-видео шнуры, кабельная и другая электротехническая продукция

«Funray» Праздничный свет

«Бердский завод радиоприемников» Радиоприемники

«Signalogy» Аудио-видео шнуры

Источник: составлено автором.

различное происхождение: редко Новосибирская область, чаще произведены в России, но вне пределов Юго-Западной Сибири, и чаще всего в развивающихся странах Азии. При этом прослеживается закономерность: более дешевые товары с низким качеством производятся в России, более дорогие и качественные имеют зарубежное происхождение;

• техника бытовая и офисная, канцтовары, электроника и другие технологически сложные товары имеют в основном зарубежное происхождение, преимущественно азиатское (значительная доля производства приходится на Китай);

• собственные торговые марки охватывают преимущественно нижний и средний ценовой сегменты, товары части среднего и более дорогих сегментов продаются под торговыми марками самих производителей, в основном зарубежных;

• наблюдение показало, что на полках магазинов присутствуют товары под самостоятельными и даже традиционными отечественными торговыми марками (например, лампы «Старт» и «Салют»; батарейки «Космос»), но фактически также производятся за рубежом (преимущественно в Китае).

Таким образом, можно констатировать, что торговые сети хорошо освоили и используют механизм субконтрактации в своей деятельности. Однако если заказы на продовольственные товары предпочитают размещать на российских предприятиях, то промышленные товары закупаются в основном за рубежом, в странах Азии и особенно в Китае. Данная система фактически обеспечивает зарубежных производителей надежными каналами сбыта продукции внутри России и блокирует возможности развития импортозамещающих производств для отечественных предпринимателей.

Многие торговые сети готовы сотрудничать с отечественными производителями и даже активно ищут внутренние аналоги импортируемых товаров конкурентные по цене и качеству, но развитию импортозамещения на основе субконтрактации препятствует целый комплекс причин:

1. Недостаток оборотных средств у малых и средних и промышленных предприятий, что делает их зависимыми от условий, диктуемых контрактором. В большинстве случаев им требуется хотя бы частичная предоплата заказываемой продукции.

2. Малые и средние промышленные предприятия не располагают достаточными средствами для обновления изношенного оборудования. В особенности эта проблема стала актуальной после девальвации рубля, повлекшей за собой подорожание импортного оборудования, стоимости его обслуживания и комплектующих.

3. Малые и средние предприятия не располагают необходимыми средствами для оплаты повышения квалификации персонала. Данная проблема особенно актуальна для небольших и средних городов, удаленных от крупных образовательных центров.

4. Малые и средние промышленные предприятия в недостаточной степени располагают возможностями доступа к информации о текущих заказах, требованиях заказчиков к уровню менеджмента и качества.

5. Малые и средние предприятия, как правило, не имеют возможностей для организации продвижения своей продукции на рынке, в том числе таких, как участие в выставках, ярмарках.

6. Большинство малых и средних промышленных предприятий не в состоянии провести и оплатить мероприятия по подготовке к сертификации систем управления качеством в соответствии со стандартом ИСО 9000, что является практически необходимым условием участия в международной субконтрактации.

7. Отсутствие предпринимательской инициативы со стороны руководителей предприятий. В том числе отмечаются такие негативные моменты, как: затягивание переписки по вопросам согласования заказа на недопустимые сроки; безответственное отношение к уже полученным заказам.

8. Руководители малых и средних предприятий зачастую стремятся сохранить информацию о своем предприятии как можно более закрытой (из соображений безопасности бизнеса), что препятствует получению заказов от крупных заказчиков [15] (Bunkovskiy V.I., 2012).

9. Многие промышленные товары в России просто не производятся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственная поддержка развития субконтрактации

Развитием субконтрактации в Новосибирской области занимаются специально созданный в 2008 году Департамент промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области и ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» Центр субконтрактации Новосибирской области, являющийся членом Некомерческого Партнерства «Национальное партнерство развития субконтрактации». ( Об опыте создания региональных центров субконтрактации более Н.И. Антипина [16, с. 52-60] (Antipina N.I., 2015).) С 2012 года Центр является структурным подразделением ГУП НСО «Новосибирский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства». Основой работы центра служит информационная система субконтрактации www.subcontract.ru, которая по замыслу должна помогать быстро и эффективно находить поставщиков и заказчиков на территории РФ и за ее пределами. Кроме того, по данным официального сайта http://www.msp.nso.ru/page/27, Центр субконтрактации оказывает услуги:

• поиск партнеров по производственной кооперации: привлечение и размещение кооперационных заказов, поиск и квалификационный отбор партнеров по кооперации;

• повышение конкурентоспособности на рынке субконтрактных поставок: маркетинг, формирование баз данных, конкурентный анализ, организационные улучшения субконтрактного предприятия;

• разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента в соответствии с требованиями международных и российских стандартов серии ISO;

• консультирование по формам и механизмам государственной поддержки малых и средних производственных предприятий.

Однако в ходе исследования выяснилось, что всего в Центре работает один человек - его директор С.А. Иванов. Миссию центра он определил как «информационно-просветительскую», а основные задачи - консультирование руководителей и собственников предприятий и оказание услуг по поиску партнеров. Центр оказывает консультационные услуги и информационную поддержку развития субконтрактных отношений путем проведения встреч и круглых столов, но не оказывает услуг по разработке, внедрению и сертификации систем менеджмента в соответствии с требованиями международных и российских стандартов серии ISO; не оказывает услуг и по повышению конкурентоспособности. Поиск партнеров предлагается осуществлять самостоятельно через систему www.subcontract.ru. Однако экспериментальная попытка воспользоваться доступными услугами портала показала, что фактически система работает малоэффективно. Она крайне затруднительна и неудобна в использовании, и что самое важное в ней реально работает малое количество поставщиков и заказчиков, что фактически исключает ее из перспективных инструментов развития каналов сбыта для малых и средних предприятий. Проводимая Центром «Биржа субконтрактов» также подтверждает слабую заинтересованность предпринимателей в данном механизме (на бирже проведенной 26.10.2016 было предложено всего 10 заказов, на выполнение которых было подано 26 заявок). Стоит также отметить, что такая система поиска поставщиков может быть удобна лишь для крупных промышленных предприятий, но вряд ли может использоваться торговым компаниями, работающими на потребительском рынке. Центр готовит на ежегодной основе каталог субконтракторов, в котором приводит перечень производителей промышленной продукции Новосибирской области и предлагаемые товары, однако распространяет его на CD-диске, а не через сеть Интернет или другим активным способом, что снижает эффективность такой работы.

Директор Центра С.А. Иванов называет следующие причины препятствующие развитию субконтрактных отношений (в порядке убывания значимости):

1. Ненадежность поставщиков - халатное отношение к полученным заказам, срыв сроков поставок, нарушение требований по качеству продукции.

2. Отсутствие информации о предполагаемых контракторах и субконтракторах, условиях сотрудничества, производимой и востребованной продукции.

3. Затягивание переговорного процесса по согласованию контрактов.

4. Низкое качество продукции предлагаемой поставщиками при высокой цене.

5. Завышенные условия заказчиков.

Кроме регионального Центра субконтрактации, влияние на развитие кооперации могут оказывать областная и городская торгово-промышленные палаты Новосибирска. Однако на сайтах Новосибирской городской торгово-промышленной палаты (http://ngtpp.ru/) и Новосибирской областной торгово-промышленной палаты (http://www.ntpp.ru/) не удалось найти сведений о деятельности по продвижению продукции Новосибирской области или доступной структурированной информации о

производителях потребительской продукции. Последний каталог продукции пригодный к использованию был подготовлен в 2013 году, хотя именно в 2014 и 2015 годах торговые сети активно стали интересоваться внутренними производителями.

Новосибирская торгово-промышленная палата предлагает услуги по поиску поставщиков в Китае1, организации презентаций, миссий, деловых переговоров и прочих мероприятий. Аналогичного пакета услуг по поиску и продвижению Новосибирской продукции, налаживанию связей с торговыми сетями, материалов по маркетинговым исследованиям по доступным нишам для производства потребительской промышленной продукции торгово-промышленными палатами не предлагается.

В итоге создается парадоксальная ситуация: после девальвации рубля в 2014 году образовался значительный неудовлетворенный спрос на промышленные потребительские товары отечественного производства (обусловленный дороговизной импортных), существует и активно функционирует налаженная система сбыта через торговые сети, действует механизм субконтрактации, однако заказы по субконтрактам достаются не своим производителям и не создаваемым новым предприятиям, а зарубежным поставщикам, даже по новым не дешевым ценам.

перспективы развития

В Новосибирской области (и в России в целом) субконтрактация всегда рассматривалась как инструмент кооперации и развития в промышленных отраслях - машиностроении, металлообработки, производстве компонентов, деталей производственного назначения из резины и полимеров, услуг промышленного назначения - в этом направлении и действуют региональные центры субконтрактации. Однако региональные власти располагают достаточным инструментарием для развития кооперации производственных предприятий и торговых организаций в целях развития производства промышленных товаров массового потребления и продвижения их на рынок. (Об использовании механизмов кооперации и субконтрактации в Московской области [17, с. 78-88] (Bondareko ^Е, 2016).)

Трудноразрешимой проблемой на пути развития субконтрактации как способа налаживания каналов сбыта можно назвать только отсутствие предпринимательской инициативы со стороны руководства производственных компаний. Региональные центры развития субконтрактации и предпринимательства, торгово-промышленные палаты и другие заинтересованные структуры могут проводить разъяснительную работу, продвигать в массовом сознании руководителей и предпринимателей идеи о возможности и необходимости сотрудничества с торговыми организациями, а так же разъяснять руководителям торговых организаций выгоды сотрудничества с местными производителями, но заменить этим предпринимательскую инициативу нельзя.

1 Сотрудничество с Китаем. / Новосибирская торгово-промышленная палата. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ntpp.ru/china/index.html.

Во всех других случаях областные органы исполнительной власти имеют достаточно широкий инструментарий для оказания поддержки в развитии субконтрактных отношений.

Необходимо расширить функционал и активизировать деятельность Центра субконтрактации Новосибирской области совместно с торгово-промышленными палатами в следующих направлениях:

• информационное продвижение самой идеи использования механизма субконтрактации среди руководителей промышленных и торговых предприятий. В рамках этой работы так же имеет смысл разъяснять требования, необходимые для стабильного получения заказов в рамках субконтрактации, приводить примеры успешного опыта кооперации производственных и торговых организаций, а также указывать на типовые проблемы, препятствующие сотрудничеству;

• развитие системы www.subcontract.ru в направлении повышения ее доступности для широкого круга пользователей, повышения качества ее интерфейса, развития дополнительных сервисов для торговых организаций и производителей потребительской продукции;

• активное информационное продвижение товаров, производимых на территории области и промышленных предприятий, систематическое распространение сведений о потенциальных контракторах и субконтракторах. Оказываемая в настоящее время Центром субконтрактации поддержка в выставочной деятельности предприятий и поиск партнеров через портал www.subcontract.ru имеет невысокую эффективность. Для эффективного развития субконтрактации целесообразно готовить два типа каталогов на ежегодной основе: каталог производимой в регионе продукции и каталог продукции востребованной торговыми сетями и организациями. Распространение данных каталогов должно быть сплошным и обязательным, в том числе и онлайн через ресурсы сети Интернет. Данная работа потребует активного взаимодействия с коммерческими структурами, но в тоже время с большей эффективностью будет способствовать взаимодействию между производителями товаров и владельцами собственных торговых марок;

• содействие в решении проблем недостатка оборотных средств малых и средних предприятия, средств на обновление оборудования, на оплату повышения квалификации сотрудников и т.д. Новосибирская область осуществляет достаточно активную поддержку малого и среднего предпринимательства финансовыми ресурсами через предоставление субсидий, компенсации части процентной ставки банковских кредитов, кредитование через фонды поддержки предпринимательства и т.п. В настоящее время Центр субконтрактации является только консультирующим участником в этом процессе. Следует разработать механизм, предполагающий выдачу заключений о востребованности производимых товаров у контракторов, что стало бы дополнительным положительным аргументом в пользу проекта и ускорить получение поддержки из областного бюджета.

Также следует отметить, что непосредственное участие Центра субконтрактации в совершении сделок и оказании адресных услуг является не самой желаемой мерой. Для того чтобы развитие субконтрактации осуществлялось само по себе, основываясь на частной инициативе, Центр должен вести свою деятельность более публично, информировать об успешных примерах заключения субконтрактов, активнее публиковать аналитическую информацию о состоянии рынка, динамике спроса, востребованных потребительских товарах.

заключение

Субконтрактация, появившаяся как механизм кооперации промышленных предприятий, активно применяется и во взаимодействии между торговыми и промышленными предприятиями производящими продукцию массового потребления. Наиболее успешно данный механизм используется производителями продуктов питания. Промышленные же предприятия используют субконтрактные отношения слабо. Развитие данного механизма может стимулировать промышленное производство в регионе, путем обеспечения необходимого стабильного спроса на продукцию.

Пример Новосибирской области показал, что в регионе с большой концентрацией региональных и межрегиональных торговых сетей есть достаточно большой потенциал для замещения импортных товаров отечественными путем развития субконтрактации. Препятствует этому комплекс причин, основные из которых - это отсутствие производства необходимых товаров, слабая предпринимательская инициатива, без которой развитие не возможно, и недостаточная информационная обеспеченность заказчиков и производителей.

Государственная поддержка, реализуемая через региональный Центр субконтрактации не эффективна. В целях развития института субконтрактации необходимо расширить функционал деятельности Центра как в части информационной поддержки предпринимателей и руководителей компаний, так и по другим направлениям.

В целом, развитие субконтрактных взаимоотношений между производителями и крупными торговыми предприятиями могут привести к созданию и развитию отечественных торговых марок, развитию импортозамещения в потребительском секторе, росту предпринимательской активности, налаживанию мощных внутренних каналов сбыта.

Благодарность

Автор выражает благодарность и глубокую признательность директору Центра субконтрактации Новосибирской области Сергею Анатольевичу ИВАНОВУ за оказанное экспертное содействие в работе над данным исследованием.

ИСТОЧНИКИ:

1. Христофорова Л.В. Субконтрактинг как инструмент межведомственного промыш-

ленного взаимодействия в условиях санкций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2016. - № 2. - с. 73-79.

2. Неделин М.Д. Кластерный подход и субконтрактация как инструменты повышения

инновационной активности субъектов хозяйствования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2012.

- № 2. - с. 59-63.

3. Савченко О.С. Аутсорсинг и субконтрактинг как формы взаимоотношений в рам-

ках комплексного хозяйствующего субъекта // Журнал правовых и экономических исследований. - 2011. - № 1. - с. 183-186.

4. Выборов С.С., Попов А.Ю., Реченко Д.С. Субконтрактинг как форма экономических

отношений между машиностроительными предприятиями г. Омска // Омский научный вестник. - 2013. - № 3(119). - с. 71-73.

5. Шодорова Н.М. Субконтрактация как механизм повышения конкурентоспособности региональной экономики в период прохождения кризиса // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 1. - с. 18.

6. Выжитович А.М. Реструктуризация как стратегический инструмент в управлении

рисками промышленного предприятия (на примере машиностроительного объединения «Завод Труд») // Мир экономики и управления. - 2015. - № 2. - с. 98-110.

7. Христофорова Л.В. Красовская Е.А. Современная практика развития субконтрак-

тации: отечественный и зарубежный опыт // Интеллект. Инновации. Инвестиции.

- 2015. - № 1. - с. 108-113.

8. Xiao T., Choi T.M. Competitive сарасйу and prke dedsions for two build-to-order

manufadurers fadng time-dependent demands // Ieee transadions on systems, man, and cybernetics part A: systems and humans. - 2010. - № 3. - p. 583-595. - doi: 10.1109/ TSMCA.2009.2036934.

9. Кочерова В. В. Зарубежный опыт обеспечения взаимодействия малого и крупного

бизнеса // International Sdentifk Review. - 2016. - № 11(21). - с. 58-61.

10. Сумин Н.А. Ягудин С.Ю. Концепция «Управление цепью поставок» на основе информационной субконтрактинговой сети применительно к холдинговым структурам // Транспортное дело России. - 2010. - № 2. - с. 114-116.

11. Вертакова Ю.В., Петрищева И.В. Стратегическая оценка кооперационных взаимодействий предприятий на основе субконтрактации // Экономика в промышленности. - 2011. - № 3. - с. 43-51.

12. Елисеева Ю. Методика оценки социально-экономической эффективности оптимизации логистических бизнес-процессов кластера в рамках субконтрактации // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2014. - № 1. - с. 259-262.

13. Елисеева Ю.В. Макаров Е.И. Методика оценки рисков проектирования цепи поставок в кластере стройиндустрии в рамках субконтрактации // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-(41-3). - с. 543-547.

14. Дашкевич Т.В., Носко Н.В. Развитие субконтрактных отношений между малыми и крупными предприятиями Республики Беларусь // Образование, наука, производство: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2015. - с. 58-61.

15. Буньковский В.И. Проблемы и перспективы сотрудничества субъектов предпринимательства в России на основе механизма субконтрактации // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 2. - с. 21-27.

16. Антипина Н.И. Создание центров субконтрактации в регионах России - структурно-оценочный аспект // ИнноЦентр. - 2015. - № 3(8). - с. 52-60.

17. Бондареко В.Э. Развитие инструментов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области // Journal of Economic Regulation. - 2016. - № 3. - c. 78-88.

REFERENCES:

Antipina N.I. (2015). Sozdanie tsentrov subkontraktatsii v regionakh Rossii -strukturno-otsenochnyy aspekt [Creating centers of subcontracting in the regions of Russia: structural and assessment aspect].InnoTsentr. (3(8)). 52-60. (in Russian).

Bondareko V.E. (2016). Razvitie instrumentov gosudarstvennoy podderzhki subektov malogo i srednego predprinimatelstva Moskovskoy oblasti [Development of instruments for state support of small and medium-sized businesses in the Moscow Region]. Journal of Economic Regulation. 7 (3). 78-88. (in Russian).

Bunkovskiy V.I. (2012). Problemy i perspektivy sotrudnichestva subektov predprinimatelstva v Rossii na osnove mekhanizma subkontraktatsii [Problems and prospects of development of cooperation between russian business entities on the basis of mechanism of subcontracting]. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii. (2). 21-27. (in Russian).

Dashkevich T.V., Nosko N.V. (2015). Razvitie subkontraktnyh otnosheniy mezhdu malymi i krupnymi predpriyatiyami Respubliki Belarus [Development of subcontract relations between small and large enterprises of the Republic of Belarus] Education, science, production. 58-61. (in Russian).

Eliseeva Yu. (2014). Metodika otsenki sotsialno-ekonomicheskoy effektivnosti optimizatsii logisticheskikh biznes-protsessov klastera v ramkakh subkontraktatsii [Methodology for assessing the socio-economic efficiency optimization of logistics business processes within the cluster subcontracting]. RISK: Resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya. (1). 259-262. (in Russian).

Khristoforova L.V. (2016). Subkontrakting kak instrument mezhvedomstvennogo promyshlennogo vzaimodeystviya v usloviyakh sanktsiy [Subcontracting as a tool of inter-agency industrial interaction under sanctions]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsialnye nauki. (2). 73-79. (in Russian).

Khristoforova L.V. Krasovskaya E.A. (2015). Sovremennaya praktika razvitiya subkontraktatsii: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt [Contemporary practice of subcontracting development: domestic and foreign experience]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii. (1). 108-113. (in Russian).

Kocherova V. V. (2016). Zarubezhnyy opyt obespecheniya vzaimodeystviya malogo i krupnogo biznesa [Foreign experience in ensuring interaction between small and large businesses]. International Scientific Review. (11(21)). 58-61. (in Russian).

Nedelin M.D. (2012). Klasternyy podkhod i subkontraktatsiya kak instrumenty povysheniya innovatsionnoy aktivnosti subektov khozyaystvovaniya [The cluster approach and subcontracting as tools of increasing the innovative activity of business entities]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Severo-Kavkazskiy region. Seriya: Obschestvennye nauki. (2). 59-63. (in Russian).

Savchenko O.S. (2011). Autsorsing i subkontrakting kak formy vzaimootnosheniy v ramkakh kompleksnogo khozyaystvuyuschego subekta [Outsourcing and subcontracting as forms of relationship within a complex an integrated business entity]. Zhurnal pravovyh i ekonomicheskikh issledovaniy. (1). 183-186. (in Russian).

Shodorova N.M. (2012). Subkontraktatsiya kak mekhanizm povysheniya konkurentosposobnosti regionalnoy ekonomiki v period prokhozhdeniya krizisa [Subcontracting as a mechanism of increasing competitiveness of regional economy in crisis period]. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii. (1). 18. (in Russian).

Sumin N.A. Yagudin S.Yu. (2010). Kontseptsiya «Upravlenie tsepyu postavok» na osnove informatsionnoy subkontraktingovoy seti primenitelno k kholdingovym strukturam [The concept of "Supply chain management" on the basis of the information subcontracting network as applied to holding structures].Transportnoe delo Rossii. (2). 114-116. (in Russian).

Vertakova Yu.V., Petrischeva I.V. (2011). Strategicheskaya otsenka kooperatsionnyh vzaimodeystviy predpriyatiy na osnove subkontraktatsii [Strategic assessment of cooperation interactions beyween enterprises on the basis of subcontracting]. Ekonomika v promyshlennosti. (3). 43-51. (in Russian).

Vyborov S.S., Popov A.Yu., Rechenko D.S. (2013). Subkontrakting kak forma ekonomicheskikh otnosheniy mezhdu mashinostroitelnymi predpriyatiyami g. Omska [Subcontracting as a form of economic relations between the machinebuilding enterprises of the city Omsk]. Omskiy nauchnyy vestnik. (3(119)). 71-73. (in Russian).

Vyzhitovich A.M. (2015). Restrukturizatsiya kak strategicheskiy instrument v upravlenii riskami promyshlennogo predpriyatiya (na primere mashinostroitelnogo obedineniya «Zavod Trud») [The restructuring as strategic instrument in industrial enterprise risk management (by the example of the machine-building association "Zavod Trud")]. Mir ekonomiki i upravleniya. 15 (2). 98-110. (in Russian).

Xiao T., Choi T.M. (2010). Competitive capacity and price decisions for two build-to-order manufacturers facing time-dependent demands Ieee transactions on systems, man, and cybernetics part A: systems and humans. (3). 583-595. doi: 10.1109/ TSMCA.2009.2036934.

liseeva Yu.V. Makarov E.I. (2013). Metodika otsenki riskov proektirovaniya tsepi postavok v klastere stroyindustrii v ramkakh subkontraktatsii [Risk assessment methodology of designing the supply chain in the construction industry cluster within the subcontracting]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (12-(41-3)). 543-547. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.