И.Г. Рзун
К.физ.-мат.н., зав. кафедрой информатики и математики, филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Новороссийске
I. G. Rzun
department chair of informatics and mathematics, KUBGUFGBOU VPO branch in Novorossiysk ([email protected], 89887628638)
Ю.А. Середа
Студентка 4 курса направления прикладная информатика, филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г.Новороссийске
Y.A. Sereda
4th year student of applied computer science, KUBGU FGBOU VPO branch in Novorossiysk (yulya-sereda@inbox. ru, 89180355566)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНОГО И ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация. В работе рассмотрены современные средства проектирования информационных систем. Рассмотрены два основных направления, позволяющих описать бизнес-процессы предприятия. Это IDEF -структурный подход и UML - объектно-ориентированный подход.
Annotation. The paper discusses the modern means of information systems design. We considered two main directions, which allows to describe the business processes of the enterprise. This IDEF - structural approach and UML is an object - oriented approach.
Ключевые слова: информационная система, сайт, бизнес-процесс, обработка информации, язык диаграмм, базы данных, UML - объектно-ориентированный подход, методология IDEF.
Key words: information system, website, business process, information processing, language, charts, databases, UML is an object - oriented approach, the IDEF methodology.
В современном мире, идет ожесточенная борьба на рынке сбыта. Каждая фирма старается заявить о себе во всех информационных источниках, в том числе и в сети Интернет. Один из лучших способ показать себя потенциальным потребителям - это демонстрация своих товаров и цен на эти товары. Глобальная сеть дает уникальную возможность описать и прорекламировать все оказываемые услуги, которые предоставляет фирма, что не всегда возможно сделать в рамках реального предприятия из-за обширной номенклатуры товаров или услуг.
При современном хозяйственном механизме практически каждое предприятие поставлено в условия, когда необходимо торговать. В боль-
шинстве случаев производитель использует для доставки товаров к потребителю оптовую и розничную торговлю. Основная задача торговли - продажа товаров в целях максимального удовлетворения спроса потребителей при высоком качестве торгового обслуживания и минимальном уровне издержек обращения и потребления.
Разработка сайта позволяет привлекать целевую аудиторию определённого продукта или услуги, поскольку полностью отображает тематику и направление предприятия, что позволяет привлекать, а также взаимодействовать непосредственно с целевым потребителем. Так же разработка сайта - это способ расширения границ деятельности предприятия и освоения новой маркетинговой сферы - сферы Интернета, наиболее уникальной для развития бизнеса. Сайт - это коммерческий инструмент.
Используя актуальные подходы к разработке сайтов, простую web-страницу можно превратить в современный, надежный и эффективный инструмент торговли. Необходимо помнить, что ежедневно на потенциальных потребителей обрушиваются потоки информации и разных рекламных сообщений, и для завоевания их внимания необходимо преодолеть жесткую конкуренцию. Web-сайт, привлекающий внимание и вызывающий любопытство, пробудит у потенциальных клиентов желание не только просмотреть прочие страницы и совершить покупки, но и вновь посетить его через некоторое время, а также рекомендовать своим друзьям и знакомым.
Таким образом, при разработке сайтов, необходимо применять новейшие технологии и способы, которые существуют на данный момент, дабы не отстать от развития отрасли. Использование новых, современных методов при разработке сайта представляет собой две стороны одной медали. С одной стороны, при разработке сайтов, необходимо применять новейшие технологии и способы, которые существуют на данный момент, дабы не отстать от развития отрасли. Но с другой стороны, применение этих технологий должно происходить максимально незаметно для пользователя.
Экономическая целесообразность разрабатываемого продукта обусловлена сокращением временных и увеличением качественных характеристик информирования пользователей.
Таким образом, создание Web-сайта, является экономически оправданным и конкурентно способным на рынке информационных систем, хотя и требует определенных затрат на проектирование и программирование.
Заказчиком разработки является Торгово-сервисная фирма ООО «Айсберг». Особым разделом организационного обеспечения разработки является сбор исходных данных. Данное проектное решение, предназначено для получения необходимой информации о деятельности и услугах тор-гово-сервисной фирмы ООО «Айсберг».
Сайт для данной фирмы был спроектирован по пяти этапам жизненного цикла программного обеспечения.
Первый этап проектирования: Системный анализ (определение тре-
бований к проекту).
Второй этап проектирования: Проектирование. На данном этапе разработчик формирует структуру сайта и согласовывает ее с заказчиком, после утверждения структуры разработчик выбирает оптимальное программное обеспечение для реализации проекта.
Третий этап проектирования: Программирование. На данном этапе производится, непосредственно, создание сайта, используя выбранное программное обеспечение, и заполнение разделов сайта некоторой информацией.
Четвертый этап проектирования: Отладка и исправление ошибок. На данном этапе разработчик представляет заказчику итоговый вариант сайта. Заказчик, внимательно изучив структуру сайта и информацию разделов, выявляет ошибки и сообщает о них разработчику для дальнейшего их исправления. Завершением этапа является полная отладка проекта и исправление ошибок в информации.
Пятый этап проектирования: Сопровождение. На данном этапе составляется техническая документация, в которой содержится информация о сайте.
В ходе взаимодействия с заказчиком и консультантами компании «Айсберг» были сформулированы следующие концептуальные требования к разрабатываемому сайту:
1) Максимальная простота интерфейса и логики взаимодействия с сайтом.
2) Выбор и заказ продукции должен осуществляться привычным для покупателей образом - с использованием цифрового аналога бумажного каталога.
3) Соблюдение основного принципа метода прямых продаж путём максимально возможного обеспечения эффекта «живого общения» с сайтом.
4) Эффектное и выразительное представление информации на сайте.
5) Возможность наращивания функционала.
6) Дизайн сайта должен быть узнаваемым - в фирменном стиле ООО «Айсберг».
Для документирования функциональных требований в данной работе используется диаграмма вариантов использования языка ЦМЬ. Варианты использования - это описание последовательности действий, которые может осуществлять система в ответ на внешние воздействия пользователей или других программных систем. Варианты использования отражают функциональность системы с точки зрения получения значимого результата для пользователя, поэтому они точнее позволяют ранжировать функции.
Ниже представлены диаграммы вариантов использования для разрабатываемой системы интернет магазина с динамическим интерфейсом
Рисунок 1. Контекстная диаграмма «Работа нтернет-магазина»
Архитектура Интернет-магазина должна быть проста и интуитивно удобна. Она состоит из Клиентской части, Программной части и блока Администрирования. Программная часть архитектуры Интернет-магазина рассматривается как взаимосвязь операционной и серверной части. В операционной части рассматривается среда разработки Интернет-магазина.
Администрирование
Инструменты управления
Интернет-магазин
Клиентская часть
Интерфейс магазина, диалоговые окна
Рисунок 2. Архитектура Интернет-магазина
Серверная часть содержит в себе размещение Интернет-магазина на сайте провайдера, поддерживающие технологии, используемые при создании Интернет-магазина.
Одним из основных этапов системного проектирования сложных, распределенных информационных систем и сетей является построение функциональных моделей создаваемых систем. Для решения этой важной и сложной задачи в рамках настоящего электронного документа рассматривается широко известная на западе и в России методология IDEF.
Построение модели информационной системы начинается с описа-
ния функционирования предприятия (системы) в целом в виде контекстной диаграммы. Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой.
На рисунке 3 представлена контекстная диаграмма информационной системы созданная для выше рассматриваемого предприятия ООО «Айсберг»: _
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ 6: ООО "Айсберг'
АВТОР: Саде да Югмя ПРОЕКТ: Информаии'
система ООО "Айсберг" ЗАМЕЧАНИЯ: 123456789 10
ДАТА: 09.02.2016 РЕВИЗИЯ: 09.022015
1 РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ЧИТАТЕЛЬ ДАТА
ЧЕРНОВИК
РЕКОМЕНДОВАНО
ПУБЛИКАЦИЯ
КОНТЕКСТ: ВЕРХ
Законы регулирующие предпринимательскую деятельность
Каталог товаров и услуг
Анкетные данньк
Устав пре приятия
И нфо рма I мои пая систе ма продажи товаров и услуг торгового предприятия 000"Айс6ер("
Получение информации
Оказание услуги
Приобретение товара
Менеджер продажам
Администратор
Информационная система продажи товаров м услуг торгового предприятия ООО "Айсберг"
Рисунок 3. Контекстная диаграмма IDEF0
На рисунке 4 представлена декомпозиция контекстной диаграммы IDEF0:
ИСПОЛЬЗУЕТСЯ в: ООО "Айсберг'
АВТОР: Середа Югмя ДАТА: 09.022015
ПРОЕКТ: Информационная РЕВИЗИЯ :09.022015
система ООО "Айсберг" ЗАМЕЧАНИЯ: 1234567*9 10
1 РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ЧИТАТЕЛЬ ДАТА КОНТЕКСТ:
ЧЕРНОВИК
РЕКОМЕНДОВАНО
ПУБЛИКАЦИЯ
Законы регулирующие предпринимательскую
Каталог товаров и услуг
Ан кетн ыв дан нь
препринта
Администратор
I Заявка
II
Оформление иказа
А2
информации
/
Выпог I Оказание
услуги
А4 Присбретение
Менеджер Продажам.,
I Бухгалтер
1 Транспорт
Информационная система I
рздэжи товаров и услуг тестового предприятия ООО "Айсберг"
Рисунок 4. Декомпозиция контекстной диаграммы
После декомпозиции контекстной диаграммы проводится декомпозиция каждого большого фрагмента системы на более мелкие и так далее, до достижения нужного уровня подробности описания. После каждого сеанса декомпозиции проводятся сеансы экспертизы - эксперты предметной
области указывают на соответствие реальных бизнес-процессов созданным диаграммам. Найденные несоответствия исправляются, и только после прохождения экспертизы без замечаний можно приступать к следующему сеансу декомпозиции. Так достигается соответствие модели реальным бизнес-процессам на любом и каждом уровне модели.
На рисунке 5 отображена диаграмма декомпозиции IDEF0 процесса оформления заказа:
Рисунок 5. Диаграмма декомпозиции IDEF0 процесса оформления
заказа
Использование описанных технологий позволяет добиться большей отдачи на этапах разработки сайта и повысить его привлекательность в глазах посетителей. Список источников:
1. Старкова О.Н., Старков И.С., Рзун И.Г. Информационные ресурсы и интеллектуальные активы современого предприятия // Журнал актуальной научной информации «Экономика и предпринимательство», № 9(50), 2014, с. 6-12.
2. Рзун И.Г. Автоматизация учета заявок транспортного предприятия // Естественно-гуманитарные исследования. 2014. №3(5). С. 6-13.