Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства визуализации / визуализация / облако слов / лента времени / фотоколлаж / интеллект-карта / скрайбинг / инфографика / visualization tools / visualization / word cloud / time feed / photo collage / intelligence map / scribing / infographics

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головырских О. В., Шульгина Т. А.

В статье рассматриваются средства визуализации, которые не просто иллюстрируют учебный материал, но способствуют активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING VISUALIZATION TOOLS IN THE LEARNING PROCESS

The article discusses visualization tools that not only illustrate the educational material, but also contribute to the activation of students' mental and cognitive activity.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37 Головырских О.В., Шульгина Т.А.

Головырских О.В.

студентка 5-го курса Института математики, физика и информатики Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург, Россия)

Шульгина Т.А.

студентка 5-го курса Института математики, физика и информатики Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются средства визуализации, которые не просто иллюстрируют учебный материал, но способствуют активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.

Ключевые слова: средства визуализации, визуализация, облако слов, лента времени, фотоколлаж, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика.

В век ускоренного технического прогресса и цифровых устройств поступающая информация определяется в объемах, которые сложно обработать, обменять и запомнить с помощью традиционных методов обучения.

Визуализация (от лат. visualis, «зрительный») - общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа [1].

Когда мы думаем о визуализации данных, наша первая мысль, вероятно, сразу же обращается к простым гистограммам или круговым диаграммам. Хотя они могут быть неотъемлемой частью визуализации данных и общей базовой

линией для многих графических данных, правильная визуализация должна быть сопряжена с правильным набором информации. Простые графики - это только верхушка айсберга. Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации материала урока: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, фрагменты кинофильмов, тренажеры и др.

Однако сегодня с развитием компьютерных технологий появляются и новые средства визуализации - инфографика, интеллект-карты, облако слов, лента времени, коллаж, различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде, интерактивные презентации и др.

Задачи визуализации - представить и структурировать основной учебный материал, дополнить основной материал, обеспечить логичность в изложении информации, продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала.

Рассмотрим некоторые современные средства визуализации урока.

Облако слов или тегов - это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п. Облако слов на сайтах устроено по принципу гиперссылок, где слово имеет тем больший размер в облаке, чем чаще оно встречается на сайте [2].

«Лента времени» - это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук [5].

Фотоколлаж - еще одно из средств визуализации информации, которое может использовать в своей работе учитель. В изобразительном искусстве коллаж является техническим приемом, который заключается в создании

живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре

[4].

Интеллект-карта - это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной форме. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации, чтобы находить связи между отдельными участками, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок [3].

Скрайбинг - это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Выступление в технике скрайбинга - это, прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации [7].

Инфографика - это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д. [6].

Каким образом учитель может использовать средства визуализации в своей работе? Существуют различные способы:

• как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере),

• для представления информации о себе или о каком-то человеке (в портфолио, при обобщении опыта, на презентациях, на сайте и/или в блоге),

• для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т.п.).

В обучении с применением информационно-коммуникационных технологий интерактивность наглядных средств на основе мультимедиа обеспечивает школьникам и учителям возможность активно взаимодействовать, управлять представлением информации, определять последовательность использования фрагментов информации, изменять, дополнять или же уменьшать объем содержательной информации.

Визуальные методы обучения позволяют решать различные проблемы развития: развитие наблюдательности, зрительной памяти, образного мышления, а также способности принимать решения. Визуальный образ создает предпосылки для развития психических процессов в левом и правом полушарии. Текстовое мышление осуществляется левым полушарием, что связано с рациональным поведением. Визуальное мышление осуществляется правым полушарием, что ближе к иррациональному мышлению. Но оба полушария способствуют развитию метакогнитивного мышления и успешному обучению и практическому применению знаний для решения проблем и процессов принятия решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ (курс лекций) // Академия Развития Творчества URL: https://www.art-talant.org/publikacii/6991-vizualizaciya-informacii-kurs-lekciy (дата обращения: 06.05.2024);

2. Визуализация учебной информации на современном уроке русского языка посредством облака слов // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ URL: Ыф://экстернат.рф/20П-03 -29-09-03 -14/151 -preschool-other/15808-

Vizualizatsiya_uchebnoy_informatsii_na_sovremennom_uroke_russkogo_yazyka_posredstvom_ob laka_slov.html (дата обращения: 06.05.2024);

3. Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению // ИНФОУРОК URL: https://infourok.ru/statya-intellektkarti-oblast-primeneniya-i-rekomendacii-po-sostavleniyu-1628375.html (дата обращения: 06.05.2024);

4. Коллаж // www.uhu4kids.ru URL: http://uhu4kids.ru/materials/kreativnye_tehniki_4/kollaj_47.html (дата обращения: 06.05.2024);

5. Лента времени // adu.by URL: http://e-asveta.adu.by/index.php/distancionni-vseobuch/obuchenie-online/sredstva-vizualizatsii-informatsii/96-timelines (дата обращения: 06.05.2024);

6. Памятка «Как составить интеллект - карту» // МУЛЬТИУРОК URL: https://multiurok.ru/files/pamiatka-kak-sostavit-intielliekt-kartu.html (дата обращения: 06.05.2024);

7. Что такое скрайбинг? // Информационно - образовательные портал «Школа гуманитарного труда» URL: http://sgt-portal.ks.ua/ru/vneurochnaya-rabota/kruzhki/osnovy-animatsii/2104-chto-takoe-skrajbing (дата обращения: 06.05.2024)

Golowyrskih O. V., Shulgina T.A.

Golowyrskih O.V.

Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)

Shulgina T.A.

Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)

USING VISUALIZATION TOOLS IN THE LEARNING PROCESS

Abstract: the article discusses visualization tools that not only illustrate the educational material, but also contribute to the activation of students' mental and cognitive activity.

Keywords: visualization tools, visualization, word cloud, time feed, photo collage, intelligence map, scribing, infographics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.