величайших ценностей, но младшие школьники, в большинстве случаев, не задумываются о ценности семьи. У детей, как правило, складывается неполное или неправильное представление о семье и семейных ценностях.
Формирование представлений детей о семье как о базовой национальной ценности представляет собой достаточно сложную педагогическую проблему. Содержание учебных предметов обладает большим потенциалом, позволяющим учителю эффективно выстроить работу с детьми по формированию у них исследуемого феномена. На литературном чтении младшие школьники изучают произведения, описывающие семейные взаимоотношения, традиции и обычаи. На русском языке с помощью использования системы вопросов и заданий формируется чувство любви и уважения семьи. На окружающем мире через связь прошлого и настоящего семья рассматривается как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности и т.д.
Литература:
1. Акутина, С.П. Методы поддержки воспитательной семейной системы: педагогический дискурс / С.П. Акутина // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - N 2. - С. 16-21
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rus-big-enc-dict.slovaronlme.com/60536-СЕМЪЯ
3. Васильева, С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие / С.В. Васильева. - СПб.: ВВМ, 2015. - 128 с.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011.
5. Огоновская, И.С. Семья как базовая национальная ценность в условиях современной России: к проблеме взаимодействия школы и родителей / И.С. Огоновская // Демографический потенциал стран ЕАЭС: сборник статей VIII Уральского демографического форума. - Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН. - 2017. -С. 213-218
6. РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20210824/buduschee-1747083891.html
7. Столяренко, Л.Д. Педагогический тезаурус / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина. - Ростов н/Д: МарТ, 2001. - 210 с.
8. Харчев, А.Г. Быт, семья, досуг: Социол. и нравственные проблемы / А.Г. Харчев. - М., 1960.
9. Холодкова, О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника: монография / О.Г. Холодкова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 167 с.
Педагогика
УДК 372.857
кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мишина Ольга Степановна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Коротков Олег Владимирович Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ХИМИИ В ШКОЛЕ
Аннотация. В настоящей статье представлены современные способы визуализации на уроках химии в школе. Визуализация играет ключевую роль в повышении эффективности образовательного процесса. Визуализация является графическим способом представления информации. Ее использование позволяет в доступной форме реализовать выполнение педагогических задач. Доступность для зрительного восприятия обучающимися обуславливает эффективность использования визуальных способов представления учебной информации. В статье описаны два основных способа визуализации учебного материала: инфографика и визуальные конспекты. Инфографика - это способ презентации информации с использованием текста и иллюстраций. Среди различных типов визуальных конспектов в работе выделены наиболее известные: скетчноутинг, скрайбинг, интеллект-карты (ментальные карты). В статье представлены разработанные примеры интеллект-карт по теме «Углерод», прием скрайбинга описан на примере темы «Типы химических реакций», прием скетчноутинга показан на примере темы «Техника безопасности на уроках химии». Таким образом, в статье подробно отражены основные правила применения способов визуализации.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, визуализация, инфографика, визуальные конспекты, химия.
Annotation. This article presents modern methods of visualization in chemistry lessons at school. Visualization plays a key role in improving the efficiency of the educational process. Visualization is a graphical way of presenting information. Its use allows in an accessible form to implement the implementation of pedagogical tasks. Accessibility for visual perception by students determines the effectiveness of the use of visual methods of presenting educational information. The article describes two main ways of visualizing educational material: infographics and visual notes. Infographics is a way of presenting information using text and illustrations. Among the various types of visual notes in the work, the most famous ones are highlighted: sketchnoting, scribing, mind maps (mental maps). The article presents developed examples of mind maps on the topic "Carbon", the scribing technique is described using the example of the topic "Types of chemical reactions", the sketchnoting technique is shown using the example of the topic "Safety in chemistry lessons". Thus, the article reflects in detail the basic rules for applying visualization methods.
Key words: pedagogical activity, visualization, infographics, visual notes, chemistry.
Введение. Химия является одной из наиболее трудных дисциплин для изучения школьниками. Поэтому возникает необходимость сделать процесс обучения комфортнее и продуктивнее.
Визуальная наглядность играет ключевую роль в повышении эффективности образовательного процесса. Одним из ключевых принципов обучения является принцип наглядности, который базируется на свойстве нервной системы усваивать знания и воспринимать информацию через комплексную оценку органов чувств о действительно существующем объекте или явлении. Правильный выбор способа визуализации и методики применения позволяет в полной мере добиться реализации дидактических задач, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по химии, которые направлены на воспитание всесторонне развитой и химически грамотной личности.
Изложение основного материала статьи. Проблемы обучающихся, связанные с отсутствием навыка работы с большим потоком информации, можно решить, проработав с ними методику создания ментальных карт, с помощью которых обучающиеся учатся анализировать, обобщать, выстраивать логические связи и последовательности. Уместно будет использовать интеллект-карты для развития самостоятельности в поиске нового для ученика материала по химии.
При подготовке обучающихся к генерации ментальной карты, педагог озвучивает следующие правила [1]:
1. Создавайте ментальную карту горизонтально.
2. Главное слово - в центр.
3. При написании двигайтесь от центра листа к периферии.
4. Если карта делается на листе бумаги, то писать нужно печатными буквами или просто разборчивым почерком.
5. Блоки одного уровня значения следует располагать в пределах воображаемой прямоугольной рамки.
6. Связи между блоками обозначают разными цветами.
7. Иерархия показывается размером блоков.
8. Писать на блоках слова-ассоциации, а не целые фразы.
Эти правила должны быть в поле зрения учеников на первых этапах создания интеллект-карты, когда они ещё постигают основные принципы технологии визуализации. О характерных чертах или особенностях создания, которые будут представлены далее, учитель не говорит на уроке, чтобы не перегружать обучающихся информацией и не формировать у них мнение, что работать с ментальными картами скучно, так как такой подход не способствует желанию проявить креативные способности и, в целом, нарушает принцип краткости изложения информации. Эти особенности педагог постепенно открывает для класса в процессе самой творческой деятельности, корректируя ошибки учеников в индивидуальном порядке.
Выделяют такие характерные черты создания ментальных карт [2]:
1. Создать ментальную карту можно в специализированной программе или на бумаге. Если она создается индивидуально обучающимися, то лучше выбрать лист формата А4, но не меньше.
2. Обычно интеллект-карта размещается горизонтально, так как такое расположение не только более удобно для создания, но и проще воспринимается мозгом.
3. Название темы или ключевое слово помещается в центр, в так называемое, тело, если вспомнить аналогию с нейроном.
4. Подбираем цвета, ассоциирующиеся с выбранной темой или просто яркие цвета, выделяющие главные блоки подтем.
5. Главные блоки располагаем лучами от тела карты. Существуют правило, согласно которому, блоки одного значения должны мысленно составлять рамку, то есть находится приблизительно на одинаковом расстоянии от центра. Первые блоки, наиболее близкие к главному слову, называются блоками первого уровня, а отходящие от них - блоками второго и так далее.
6. Получается система, которую в любой момент можно дополнить. Дополнительными элементами ментальной карты могут служить изображения и символы. Они облегчают создание визуального образа.
Раскроем эти особенности на примере построения интеллект-карты по теме "Углерод". Записываем знак химического элемента в центре. Спрашиваем, что они знают об углероде ("Где содержится в природе?" "В каких модификациях существует?" и другое). При составлении максимально заменяем слова знаками и формулами. Обучающиеся опираются на межпредметные знания из курсов географии и биологии. Важно, что в ментальную карту на этом этапе записывается только то, что было названо учениками во время опроса, а остальными сведениями карта дополняется по мере изучения темы. В результате получается "скелет" интеллект-карты по теме "Углерод". Мы сказали "скелет", потому что к концу урока ментальная карта не будет завершена, на ней будет отражаться полная информация об элементе, но сделать ее запоминающейся предстоит обучающимся дома самостоятельно. Так, не будет тратиться время на уроке, отведенное на изучение нового материала, и ученики не будут отвлекаться от урока на поиск цветных карандашей или фломастеров. Творческим оформлением они займутся дома. Это будет дополнительным стимулом выполнить как само домашнее задание, так и почитать информацию по теме. Педагог может поощрить старательных обучающихся, организовав выставку их работ.
Цветное оформление интеллект-карты ученикам лучше делать дома, но что насчет учителя? Здесь приветствуется обратное, так как красочность не только привлекает внимание, но и отделяет информацию одного блока от другого. Это не значит, что учитель должен тратить время урока на раскрашивание своей ментальной карты. Наиболее удобный вариант -использование ИКТ-технологий. Например, можно сделать презентацию, в которой при переключении слайдов поэтапно будут добавляться новые ветви интеллект-карты. Также можно использовать специальные сервисы по их созданию. Пример такого сервиса - ММото.
Скрайбинг, в отличие от интеллект-карты, которая используется для зрительного представления целой темы, может применяться в качестве иллюстрации рассказа учителя по всей теме, как мы упоминали ранее, а может сделать более понятным новый материал, сместив внимание обучающихся на бытовые примеры. К подобному относится скрайбинг, составленный нами по теме "Типы химических реакций". Выделим этапы его создания.
1. Постановка цели. Она должна заключаться в раскрытии темы урока по химии. Цель нашего скрайба состоит в разборе основных типов химических реакций с примерами уравнений в доступной и образной форме, а также с опорой на бытовой опыт обучающихся. Выбранный "метод бутерброда" позволяет с помощью аналогий акцентировать внимание обучающихся на признаках реакции каждого типа.
2. Выбор вида скрайбинга. Приведенный в примере скрайбинг является магнитным.
3. Составление сценария или стратегии использования. Приветствуется применение скрайбинг-технологии для постановки проблемного вопроса, подведения к теме урока, если речь идет об уроках по стандартам ФГОС, или для закрепления только что изученного материала. Главное правило - класс не должен становится пассивным слушателем, лишь активная вовлеченность - гарантия того, что информация будет понятна корректно, а образ бутерброда не отвлечет учеников от химической стороны урока.
4. Непосредственное создание и подготовка к представлению отдельных частей скрайба. Для этого мы использовали интернет-платформу "Canva". Все элементы-скетчи должны изготавливаться отдельно, соединяясь только на доске, например, во время объяснения преподавателя. Их можно распечатать на акварельной бумаге, так как она обладает достаточной твердостью, то картинки-скетчи не придут в негодность после их первого применения, или на белом картоне, вырезать и закреплять в процессе скрайбинга магнитами.
5. Испытывание получившегося продукта и его корректирование. На завершающем этапе прописывается примерный ход беседы учителя с обучающимися и устраняются ошибки дизайна.
Диалог с классом может строиться подобным образом: "Знаете ли вы, что общего между приготовлением бутерброда и типами химических реакций? Давайте выясним. Рассмотрим взаимодействие кальция с кислородом. Но прежде, чем мы
напишем правую часть взаимодействия уравнения реакции, сделаем бутерброд. Для этого возьмем тост и прибавим к нему кусок колбасы. В итоге мы получаем хлеб с колбасой. Что мы сделали с двумя ингредиентами, чтобы получить бутерброд? Верно, соединили их. Теперь вернемся к уравнению, соединив два элемента (кальций и кислород), получим один продукт реакции - оксид кальция. Как называется этот тип реакции? Так и есть, это реакция соединения.
Но если мы не хотим бутерброд, а нам нужен тост и колбаса, что мы делаем? Раскладываем его на две отдельные составляющие. Такой же принцип и в уравнениях химических реакций, в которых из одного исходного вещества получается несколько продуктов. Как, например, при нагревании оксида ртути (II) образуется ртуть и кислород в свободном виде. Вспомним, что мы сделали с бутербродом, чтобы получить отдельные ингредиенты? Разложили его. Так, этот тип называется реакцией разложения.
Третий тип реакции - замещение. Представьте, что мама сделала вам на завтрак тост с колбасой, но вы хотите бутерброд с сыром, поэтому замещаете, то есть заменяете, на него колбасу. В итоге вы получаете тост с сыром и отдельно кусочек колбасы. По такому механизму протекают реакции замещения. Например, взаимодействие магния с серной кислотой, в результате магний замещает водород в кислоте, вследствие чего, он выделяется в виде газа.
Последний тип реакции можно соотнести со следующей ситуацией: вы принесли в школу черный хлеб с колбасой, а ваш друг Петя - батон с сыром. Вы решили поменяться, поэтому в итоге получили батон с колбасой и черный хлеб с сыром. То есть произошел обмен составными ингредиентами. То же самое отмечается и в уравнении реакции серной кислоты и гидроксида бария: водород кислоты соединился с гидроксильной группой с образование воды, а барий встал на его место, и получилась соль. Это реакция обмена".
Отмечается сходство скрайбинга и скетчноутинга, состоящее в том, что зрительный образ для двух этих способов визуализации заключен в скетчах. Хотя скетчи не имеют правил, обязательных для соблюдения при их создании, но строятся из базовых элементов.
1. Заголовок - первый элемент, который должен выделяться, но не занимать много места на странице.
2. Шрифт, выделяющий наиболее значимое.
3. Рисунки, которые представляют собой комбинацию основных фигур (треугольника, круга, квадрата), линий и точек.
4. Рамки, основная функция которых заключается в разделении блоков информации.
5. Стрелки, служащие для связывания идей.
6. Звездочки - инструменты для расставления акцентов.
7. Иконки - объединяющие элементы одинаковых блоков информации.
Основам скетчноутинга можно научить школьников на внеурочных занятиях. Применение полученных обучающимися знаний и умений по созданию скетчей - структурных единиц визуального конспекта, наиболее уместно на практически направленном уроке. Подходящей темой скетчноутинга является "Техника безопасности на уроках химии". Визуализирование правил помогает быстро запомнить, а также интегрировать образы последствий их нарушения. Например, обратите внимание на скетч-блоки: "не пробовать химические вещества" и "не есть в кабинете". Они визуализируют опасность для ученика употребления химических реагентов в пищу. В первом случае, используется "мертвый смайл", а во втором - череп со скрещенными костями - известный символ смерти. Образы скетчей минималистичные, но при этом запоминающиеся, так как вызывают яркие эмоции.
В отличие от других, инфографика - наиболее строгий в структурном плане способ визуализации, требующий затраты большого количества времени непосредственно на создание. Ее не используют только для одного урока. Чаще всего этот способ выбирается для зрительного представления ключевых тем курса химии. Одной из таких тем считается "Степень окисления".
Инфографика должна:
- быть сделана в едином стиле;
- не иметь более трех шрифтов;
- иметь четкую структуру;
- содержать минимум текста;
- быть визуально доступной.
Работа на уроке с использованием этого способа может быть построена на анализе уже готовой инфографики, тогда обучающимся задаются вопросы по представленной информации на сопоставление фактов и формулирование выводов, или на ее создании в процессе изучения нового материала.
Этапы изготовления инфографики и организации работы с ней:
1. подбор материала, выделение главных фактов;
2. выбор структуры инфографики;
3. выбор ассоциативных образов и дизайна;
4. подбор заданий и вопросов, которые следует сформулировать для того, чтобы направить ход мышления обучающихся.
Создания инфографики непосредственно на уроке требует подготовки, в ходе которой будут собраны данные, выбран способ оформления.
В зависимости от методики применения инфографика может выступать как наглядный объект с новой информацией, как активатор учебно-познавательной деятельности и как средство, стимулирующее развитие творческих способностей.
Например, можно организовать на уроке поиск недостающей информации, предложив обучающимся незаконченную инфографику (без определения понятия "степень окисления", без примеров неметаллов с низшей и высшей степенью окисления, без соответствующих формул. Хорошо подойдет задание на соответствие, в котором требуется соотнести элемент или группу со степенью окисления, которую они проявляют в соединениях. Поиск информации будет строиться на материале параграфа учебника.
Таким образом, инфографика и визуальные конспекты имеют ряд отличительных особенностей. Эти особенности определяют выбор способа визуализации для уроков химии различных типов. Уроки с использованием различных зрительных способов представления учебной информации требуют тщательной подготовки как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Для реализации всех дидактических функций в полном объеме, необходимо следовать этапам создания и применения визуальных средств, учитывать индивидуальные особенности учеников и правильно распределять время.
Выводы. Обобщая описанные способы визуализации, можно заключить:
- визуальный опыт имеет почти такое же значение, что и реальный, так как задействованы одни и те же части мозга;
- зрительный образ может вмещать большой объем информации;
- визуализация положительно влияет на концентрацию внимания и стимулируют интерес к предмету;
- визуальные образы быстрее обрабатываются мозгом, чем текстовая информация, что способствует облегчению процесса запоминания. В то же время, извлечение из памяти и воспроизведение учебного материала также не вызывает трудностей при правильном использовании методики в педагогическом процессе.
Можно выделить основные правила применения способов визуализации:
- объектами визуализации должны выступать 2-3 ключевых момента урока;
- выбранные способы визуализации должны четко соответствовать теме и цели урока;
- для высокой продуктивности необходим грамотный тайм-менеджмент;
- соблюдать баланс между обыденностью и яркостью;
- необходимо провести предварительную подготовку обучающихся, включая в традиционные уроки элементы визуальной подачи информации;
- учитывать индивидуальных особенностей учеников;
- демонстрационные объекты должны иметь удобный для наблюдения и восприятия размер, цвет и так далее.
- поощряется совмещение средств зрительной наглядности с другими инструментами обучения;
- учитывать мнение обучающихся и стимулировать их активность на уроке.
Литература:
1. Абрамов, А. Интеллект-карты: как правильно составить наглядный план для любой задачи / А. Абрамов. - Текст: электронный // РБК: [сайт], 2021. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/602e8b029a79479cc9e27696 (дата обращения 27.04.2023).
2. Ушакова, Г.Г. Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт / Г.Г. Ушакова, Е.Н. Скударнова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 48 (338). - С. 450-452. - URL: https://moluch.ru/archive/338/75631/ (дата обращения: 27.04.2023).
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Зарипова Зульфия Филаритовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Альметьевский государственный нефтяной институт» (г. Альметьевск)
АДАПТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье с опорой на научно-методические основы адаптивных технологий и опыт апробации онлайн-системы Plario адаптивного обучения математике описаны оптимальные условия выравнивания уровня математической подготовки студентов-бакалавров первого курса, приступающих к изучению высшей математики в образовательной среде вуза. Plario рассматривается в качестве организационно-педагогического средства, обеспечивающего восполнение пробелов в математической подготовке студентов-бакалавров первого курса, приступающих к изучению математических дисциплин в вузе. Показано, что использование Plario позволяет актуализировать знания, умения, навыки элементарной математики студентов-бакалавров первого курса, сущностно меняя позицию обучающихся, превращая их из пассивных в активных слушателей, глубоко погруженных в процесс актуализации вне рамок учебного процесса. Обосновано, что цифровой репетитор Plario является активизатором и регулятором познавательной деятельности студентов-бакалавров первого курса, воздействует на резервы мотивации личности обучающихся. Быстрое повторение материала по элементарной математике происходит за счет глубокого погружения в предмет. Цель статьи - представление о возможностях и проблемах, связанных с использованием онлайн-системы адаптивного обучения Plario в рамках актуализации уровня математической подготовки студентов первого курса. Результаты могут быть использованы в качестве руководства для понимания и осмысления, разработки и планирования образовательных мероприятий в рамках повышения качества математической подготовки студентов-бакалавров первого курса.
Ключевые слова: адаптация, адаптивные технологии обучения, soft skills, уровень математической подготовки, адаптивная система, выравнивающий курс, студенты-бакалавры первого курса.
Annоtation. The article, based on the scientific and methodological foundations of adaptive technologies and the experience of testing the Plario online system of adaptive mathematics teaching, describes the optimal conditions for leveling the level of mathematical training of first-year bachelor students starting to study higher mathematics in the educational environment of the university. Plario is considered as an organizational and pedagogical tool that ensures filling in the gaps in the mathematical training of first-year bachelor students starting to study mathematical disciplines at the university. It is shown that the use of Plario makes it possible to actualize the knowledge, skills, and skills of elementary mathematics of first-year bachelor students, essentially changing the position of students, turning them from passive into active listeners, deeply immersed in the process of actualization outside the educational process. It is proved that the Plario digital tutor is an activator and regulator of the cognitive activity of first-year bachelor students, affects the motivation reserves of the students' personality. Rapid repetition of the material in elementary mathematics occurs due to deep immersion in the subject. The purpose of the article is to present the possibilities and problems associated with the use of the online adaptive learning system Plario in the framework of updating the level of mathematical training of first-year students. The results can be used as a guide for understanding and comprehending, developing and planning educational activities within the framework of improving the quality of mathematical training of first-year bachelor students.
Key words: adaptation, adaptive learning technologies, soft skills, level of mathematical training, adaptive system, leveling course, first-year bachelor students.
Введение. Проблема интеграции адаптивных технологий в образовательный процесс в условиях компетентностного подхода не теряет актуальности. Это объясняется снижением уровня преемственности между школой и вузом, что непосредственно сказывается на качестве высшего образования. На фоне этого разворачиваются процессы повсеместной цифровизации, вызывающие изменение требований производства к выпускнику вуза. Работодателя на современном этапе интересует не формальный документ об образовании, а реальные компетенции и soft skills, которые начинающий специалист должен с уверенностью демонстрировать в профессиональной области. На первый план выходят два конкурентных преимущества выпускника вуза: интеллект и умение учиться. Однако практика показывает, что в большинстве своем выпускники вузов недостаточно готовы к жестким требованиям работодателя, клиентов, заказчиков и потребителей услуг, рынка труда. Ситуацию усложняет внутрифирменная конкуренция, обусловливающая комплекс требований к лидерским качествам работников, их мобильности, гибкости мышления. Выпускник вуза уже на первоначальном этапе должен обладать способностью и готовностью к непрерывному обучению и самообучению,