Научная статья на тему 'Использование спиральной модели для адаптивного управления финансированием государственных учреждений. (научное развитие спиральной модели в 3-х мерное представление - форма «Серпантин»)'

Использование спиральной модели для адаптивного управления финансированием государственных учреждений. (научное развитие спиральной модели в 3-х мерное представление - форма «Серпантин») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СПИРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ФОРМА «СЕРПАНТИН» / FORM «SERPENTINE» / SOFTWARE LIFECYCLE MODELS / ADAPTIVE MANAGEMENT / SPIRAL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евланников Александр Александрович

В статье исследуются возможности выбора и применения модели жизненного цикла программного обеспечения для адаптивного управления финансированием государственных учреждений. Рассмотрены составляющие элементы спиральной модели жизненного цикла при адаптивном способе управления. А также предпринято её научное развитие, с использованием положительных качеств иных моделей, в трёхмерное представление форму «Серпантин», для визуализации адаптации программного обеспечения в процессе управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SPIRAL MODEL FOR ADAPTIVE MANAGEMENT OF FINANCING OF PUBLIC INSTITUTIONS (Scientific development of a spiral model in the 3rd measured representation - the form «Serpentine»)

Possibilities of a choice and application of the model of software lifecycle for adaptive management of financing of public institutions are investigated in the article. Constituent elements of spiral model of life cycle are considered at an adaptive way of management. Also its scientific development in three-dimensional representation the Serpentine form is undertaken with use of merits of other models for visualization of adaptation of the software in management process.

Текст научной работы на тему «Использование спиральной модели для адаптивного управления финансированием государственных учреждений. (научное развитие спиральной модели в 3-х мерное представление - форма «Серпантин»)»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПИРАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. (Научное развитие спиральной модели в 3-х мерное представление - форма «Серпантин»)

УДК 681.5.017:681.513.6

Александр Александрович Евланников,

Аспирант Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), начальник отдела обслуживания клиентов, ООО «Информационные технологические системы» Тел.: (908) 782-69-87 Эл. почта: [email protected]

В статье исследуются возможности выбора и применения модели жизненного цикла программного обеспечения для адаптивного управления финансированием государственных учреждений. Рассмотрены составляющие элементы спиральной модели жизненного цикла при адаптивном способе управления. А также предпринято её научное развитие, с использованием положительных качеств иных моделей, в трёхмерное представление - форму «Серпантин», для визуализации адаптации программного обеспечения в процессе управления.

Ключевые слова: модели жизненного цикла программного обеспечения, адаптивное управление, спиральная модель, форма «Серпантин»

Alexandr A. Evlannikov,

Post-graduate student, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Customer Service Head, Informacionye tekhnologicheskie systemy, OOO (Information technological systems, LLC)

Tel.: (908) 782-69-87

E-mail: [email protected]

USE OF SPIRAL MODEL FOR ADAPTIVE MANAGEMENT OF FINANCING OF PUBLIC INSTITUTIONS (Scientific development of a spiral model in the 3rd measured representation - the form «Serpentine»)

Possibilities of a choice and application of the model of software lifecycle for adaptive management of financing of public institutions are investigated in the article. Constituent elements of spiral model of life cycle are considered at an adaptive way of management. Also its scientific development in three-dimensional representation - the Serpentine form - is undertaken with use of merits of other models for visualization of adaptation of the software in management process.

Keywords: software lifecycle models, adaptive management, spiral model, form «Serpentine».

1. Введение

При использовании любой модели управления предприятием вопросы финансирования и автоматизации учетных процессов являются ключевыми. Следовательно, любые изменения в этой области, особенно в государственной сфере экономики, должны иметь продуманную технологию практического применения и содержать механизмы организации процессов подготовки, изменения и своевременного пошагового внедрения с обязательными инструментами мониторинга: контроля, визуализации и оценки качества выполненных изменений; при одновременном построении целой системы поддержки проектов и применении современных информационных технологий. Поэтому, с моей точки зрения, Адаптивное управление - лучший способ поведения государственного учреждения в рыночных условиях.

Актуальность проблемы

В условиях действующих механизмов постоянного реформирования учета организаций бюджетной сферы, возникают новые проблемы в методологии и эффективности управления бюджетными учреждениями. Процесс подготовки и решения задач проходит при обязательном специализированном внедрении и сопровождении прикладных программ, которые обычно зачастую отстают от постоянно меняющихся нормативных документов и законодательства, а также специфики учета, которую проблемно заранее предусмотреть. Следовательно, от выбора способа управления и модели жизненного цикла программного обеспечения зависят: оперативность, цена, качество, эффективность, результативность работы предприятия и многое другое.

Уровень апробации вопроса

Особенности финансирования бюджетных учреждений рассматривают в своей работе Зобова Е. В. и Фёдорова А. Ю. [1], также дается анализ планирования ассигнований (лимитов денежных средств) на оказание государственных услуг, причем оперативность и правильность принятия управляющего решения напрямую зависит от той информационной и организационной поддержки процесса управления, которую выбирают в виде основополагающей.

2. От простого к сложному. Анализ эффективности систем управления

Различают два направления в развитии систем поддержки принятия решений [2]:

• вывод, основанный на правилах;

• вывод, основанный на прецедентах.

Практически все ранние системы управления моделировали процесс принятия решения как чисто дедуктивный процесс с использованием вывода, основанного на правилах. Это означало, что в системы закладывались совокупности правил вида «если... то...», согласно которым на основании входных данных формировалось, то или иное заключение по интересующей проблеме. Однако с течением времени было осознано, что дедуктивная модель моделирует один из наиболее редких подходов, которому следует руководитель при решении проблемы.

Идея генерирования вывода по правилам является привлекательной, потому что она подразумевает наличие хорошо формализованной задачи, для которой существуют научные методы, доказавшие свою применимость и позволяющие получить решение, не требующее дополнительных доказательств.

По своей структуре такое следование правилам напоминает каскадную (водопадную) или последовательную модель жизненного цикла процесса построения и развития программного обеспечения.

спецификация

дизаин

продукт

Рис. 1. Каскадная модель жизненного цикла [3]

Адаптация решения

Текущая ситуация

Управление

Объект

Результат

Сохранение прецедента

Рис. 2. Схема адаптивного управления [2]

В настоящее время, всё чаще и чаще от каскадной модели отказываются при проектировании сложных и дорогостоящих бизнес-систем, т.к. спецификой таких моделей является постоянная необходимость в уточнении требований как при планировании и разработке, так и внедрении, тестировании.

Так как на самом деле, вместо того чтобы решать каждую задачу, исходя из первичных принципов, часто анализируется ситуация в целом и вспоминается, какие решения принимались ранее в подобных ситуациях. А затем руководитель либо непосредственно использует эти решения, либо, при необходимости, адаптирует их к обстоятельствам, изменившимся для конкретной проблемы.

Моделирование такого подхода к решению проблем, основанного на опыте прошлых ситуаций, привело к появлению технологии вывода, основанного на прецедентах (Case-Based Reasoning, или CBR), и, в дальнейшем - к созданию программных продуктов, реализующих эту технологию (рис.2).

Если детально рассмотреть схему, становится очевидным, что она очень подходит для проектного управления практически в любой сфере народного хозяйства (особенно в государственном секторе), когда приходится исследовать объекты управления и подготавливать к проектам не только анализ

сложившеися ситуации, материальных активов, проводить экономические и прочие обоснования, но и ставить конкретные цели, задачи, решать вопросы по требуемым для этого ресурсам и определяться с моделью управления.

Так в Белгородской области принято Постановление правительства Белгородской области №202-пп от 31 мая 2010 г. «Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области» [4].

С учетом вышеприведенных задач адаптивного управления, система адаптивного управления может быть представлена в виде двух основных частей - методологии адаптивного управления и организационно-экономического механизма адаптации (рис. 3) [5].

3. Основы и размышления об адаптивном управлении

Сущность методологии системы адаптивного управления составляют теоретические, концептуальные положения деятельности и механизма реализации управления процессами принятия и исполнения сбалансированных решений по повышению конкурентоспособности предприятия, экономические категории, принципы, цели и задачи, технология в определенную систему, которая реализуется через механизм адаптации.

Цель системы адаптивного управ-

Рис. 3. Система адаптивного управления на предприятии

ления заключается в поиске наиболее эффективных вариантов принятия и исполнения сбалансированного управленческого решения, направленного на создание механизма адаптации развития предприятий в конкурентной среде.

Задачами адаптивного управления является реализация цели адаптации, развития предприятия на основе формирования методологии и создания организационно-экономического механизма адаптации предприятий, разработки теоретических и практических механизмов реализации управления по стабилизации положения предприятия в конкурентной среде, с использованием адаптивной модели.

Соответственно, объектом адаптивного управления является предприятие, а предметом - отношения, явления и состояния, которые возникают в процессе функционирования и управления предприятия. В качестве явления и состояния в практике адаптивного управления могут выступать цели и ресурсы, т.е. то, насколько оправданы цели и производительно, эффективно используются ресурсы для достижения поставленной цели.

Результат адаптивного управления направлен на принятие решений в части направлений адаптации и построения модели адаптации и, следовательно, продукт адаптивного управления - информация, используемая в управлении предприятием, для формирования адекватных мер по адаптации предприятия в рыночной среде. Адаптивное управление предполагает, что оно зависит от всей доступной информации о процессе в определенный момент времени, и акцентирует внимание на действии системы управления по достижению недостающей информации.

Адаптивное управление подразумевает адаптацию не только всей системы в целом, но и возможность приспособления отдельных структурных параметров и элементов системы (предприятия) к новым условиям среды [5]. Для достижения этих целей система адаптивного управления ориентируется на применение в процессе управления основных принципов.

Одни авторы выделяют такие принципы адаптивного управления, как полезность, целостность и полнота, соответствие, развитие, преемственность, эффективность, сбалансированность, устойчивость, социальность,

обучение, адаптация, дифференциация [6]. Другие, основными принципами видят вариативность, прозрачность, информационное обеспечение, устойчивость и адаптивность, иерархичность, рефлексивность, демократизация и гуманизация, эффективность [7].

Приведенные принципы, как представляется, в большой степени пересекаются с принципами бухгалтерского учета, особенно такие, как полезность, прозрачность, целостность и полнота.

Функционирование и развитие современного предприятия базируется на информационной системе, являющейся основным обеспечением адаптивного управления. Информационная система позволяет создать информационные потоки и объединить их в единое информационное пространство, на базе которого собственники предприятия, топ-менеджмент, менеджеры всех уровней и другие пользователи могут строить сценарии развития.

Для принятия сбалансированных управленческих решений необходима обработка больших массивов информации, а для адаптивного управления предприятиями необходим информационный обмен, который обеспечивает сопровождение управленческих решений. Основой формирования единого информационно-аналитического обеспечения и формирования информационного потока является бухгалтерский и управленческий учет.

Конечной целью процесса учета является предоставление информации, полезной при принятии хозяйствен-

ных и экономических решений для осуществления разумного выбора из имеющихся альтернативных возможностей применения ограниченных ресурсов в ходе хозяйственной деятельности. Таким образом, отчетность компаний - это в том числе и средство коммуникации между компанией и заинтересованными пользователями.

Информационные потребности разных групп пользователей неоднородны. Различны и возможности данных групп пользователей в получении информации. В мировой практике приоритет отдается интересам тех групп внешних пользователей, которые могут обеспечить дополнительный приток капитала в расширение деятельности организации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом состоянии организации, финансовых результатах и финансовом положении. Другими словами, качественными характеристиками отчетности являются атрибуты, которые делают информацию прозрачной и полезной для потребителя. Поэтому чем эффективней техническая поддержка процесса (Программное обеспечение, информационные массивы и базы данных), тем надежнее работает сама система адаптивного управления.

Система управленческого учета в отличие от бухгалтерского учета обеспечивает удовлетворение внутренних потребностей предприятия и охватывает факторы, которые влияют на

Рис. 4. Участники процесса адаптивного управления

Определение целей, альтернатив и ограничений

Анализ и проверка альтернатив, идентификация и разрешение рисков

Обзор (оценка)

Планирование

следующей

фазы

(очередного цикла)

Рис. 5. Оригинальная спиральная модель жизненного цикла разработки

по Боэму

стоимостные результаты деятельности предприятия, и позволяет оценивать такие критерии управления результатами, как прибыльность деятельности выделенных сегментов финансовой структуры, взаимоотношения между ними, например какую прибыль приносит бизнес-единица, бизнес-направление, эффективность проекта, канал сбыта, анализ причин увеличенных расходов и снизившихся доходов.

Учитывая количество внутренних и внешних потребителей информации и участников процесса, различные детализации и разнообразие необходимых для функционирования и взаимодействия форм можно было бы весь процесс раздробить на мелкие проекты - применяя эволюционный подход (Итеративная и инкрементальная модель).

Итеративная модель предполагает разбиение жизненного цикла проекта на последовательность итераций, каждая из которых напоминает "мини-проект", включая все фазы жизненного цикла в применении к созданию меньших фрагментов функциональности, по сравнению с проектом, в целом. Цель каждой итерации - получение работающей версии программной системы, включающей функциональность, определенную интегрированным содержанием всех предыдущих и

текущей итерации. Результат финальной итерации содержит всю требуемую функциональность продукта [3].

4. Синтез спиральной модели жизненного цикла программного обеспечения и адаптивной модели управления.

Эволюционная модель предполагает развертывание её итераций в

реальных синтетических условиях с анализом результатов, полученных при обратной связи пользователь-система для последующего планирования следующего этапа итерации.

Денисова Е.В. и Халапсин Д.А. наиболее известным и распространенным вариантом эволюционной модели видят спиральную модель (рис.5), сформулированную Барри Боэмом в 1988 году, и ставшую уже, по сути, самостоятельной моделью, имеющей различные сценарии развития и детализации.

Отличительной особенностью этой модели является особое внимание рискам, большая часть из которых связана с организационными и процессными аспектами взаимодействия специалистов в проектной команде и влияющим на организацию жизненного цикла: дефицит специалистов, нереалистичные сроки и бюджет, реализация несоответствующей функциональности, ненужная оптимизация и оттачивание деталей и т.д.

Таким образом, значимость эволюционного подхода на основе организации итераций особо проявляется в снижении неопределенности с завершением каждой итерации. В свою очередь, снижение неопределенности позволяет уменьшить риски.

Предположим, что итеративному разбиению может быть подвержен не только жизненный цикл в целом, включающий перекрывающиеся фазы (формирование требований, проектирование, конструирование и т.п.), но и каждая фаза может, в свою очередь, разбиваться на уточняющие итерации,

Рис. 6. Снижение неопределенности и инкрементальное расширение функциональности при итеративной организации жизненного цикла.

Спиральная модель

Решения

Задачи

ПРОГРАММИРОВАНИЕ (внедрение программного обеспечения), использующее Спиральную модель - Цель исследования

Цели

Г1 останопщик Заурчи дли ПО

Адаптивную модель управления

Адаптивная модель

УПРАВЛЕНИЕ, утвердившее Адаптивную модель управления финансами - Ресурсы (владелец)

Рис. 7. Процесс внедрения спиральной модели жизненного цикла программного обеспечения при использовании адаптивной модели

управления

связанные, например, с детализацией структуры декомпозиции проекта (архитектуры модулей системы). В таком случае, некоторые идеи эволюционного подхода можно проиллюстрировать следующим образом (рис. 6).

Поэтому используя вышесказанное и разворачивая в пространстве рис. 4 и следуя примеру увеличения целевой функциональности показанного на рис. 6 (следование к результату) принимаем за объект исследования техническую поддержку адаптивного управления - программное обеспечение (Рис. 7).

Выполним слияние итеративной модели (рис.6) и спиральной модели (Рис.5), полученную модель можно назвать пространственной итеративной спиралью или серпантином (рис. 8).

Преимуществами такого слияния могут быть:

- Иллюстрация как системы на ранних этапах, так и её жизненного пути;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Возможность синтеза Зх-мерной спирали с множеством других моделей;

- Рассредоточение большого потенциального объема работы по разработке продукта на небольшие спиральные модели, в которых сначала реализуются решающие функции с высокой степенью риска;

- Возможность гибкого проектирования, поскольку в ней воплощены преимущества каскадной модели, и в то же время, разрешены итерации по всем фазам этой же модели;

- Атрибуты инкрементной модели, а именно выпуск инкрементов, сокращение графика посредством перекрывания инкрементов, рассортированных по версиям, и неизменяемость ресурсов при постепенном росте системы;

- Происходит усовершенствование административного управления над процессом обеспечения качества, правильностью выполнения процесса разработки, затратами, соблюдением

графика и кадровым обеспечением, что достигается путем выполнения обзора в конце каждой итерации;

- Повышается вероятность предсказуемого поведения системы с помощью уточнения поставленных целей;

- При использовании спиральной модели не нужно распределять заранее все необходимые для выполнения проекта финансовые ресурсы;

- Можно выполнять частую оценку совокупных затрат, а уменьшение рисков связано с затратами.

Но для полного перехода к 3-х мерной модели «Серпантин» для эффективного управления финансированием учреждений государственного сектора необходимо на каждом участке итерации, переходе от эпохи одной спиральной модели к другой накапливать базу знаний, основанную на прецедентах и адаптированных решениях (Рис. 9). Такая система на каждом новом витке развития технологий, изменения законодательства,

Рис. 8. Пространственная итеративная модель (форма «серпантин»)

Адаптивная модель управления к -

Ожидания

усилия, стоимость, сроки

Рис. 9. Адаптивная модель управления «Серпантин»

ошибочных действий пользователей и разработчиков будет обеспечивать адекватные реакции для поддержки принятия решений.

Многим из нас приходилось добираться из пункта «А» в пункт «Б» по дороге, проложенной по горному серпантину - у кого-то начинает кружиться голова, кому-то становится плохо. Конечно, результат достижим (он не за горами...), а трудности даются человеку для проверки сознания и своих систем на работоспособность на данном этапе развития. Всё же необходимо рассмотреть возможные недостатки модели «Серпантин»:

Модель имеет усложненную структуру, поэтому может быть затруднено ее применение разработчиками, менеджерами и заказчиками;

Спираль может и будет продолжаться до бесконечности, поскольку каждая ответная реакция на прецедент может порождать новый цикл;

Большое количество промежуточных стадий может привести к необходимости в обработке дополнительной документации;

Могут возникнуть затруднения при определении стадий, указывающих на готовность продолжать процесс разработки на следующей итерации;

Заключение

Интеграция самостоятельных направлений, относящихся к методам генерации нового знания и использования этого знания при управлении поведением объектов, позволяет получить новый импульс в развитии интеллектуальных средств управления. В работе показаны возможные выгоды от такой интеграции, наибольший интерес из которых представляет, по-видимому, возможность накапливания знаний о возможном поведении в случае возникновения каких-либо ситуаций и постоянно растущая вероятность верного прогноза поведения в ситуациях, ранее не встречавшихся или ранее не явно не распознававшихся.

Особенным достоинством метода с использованием 3-х мерной модели является возможность накопления знаний о ситуациях (прецедентах) во внешней, по отношению к объектам, базе данных и использования этих знаний другими объектами, подключенными к той же базе.

Метод важен и интересен тем, что его можно применять по отношению к реальным объектам, в том числе - при изучении поведения человека в системе, его готовности к изменениям. Адаптация поведения

любого живого существа, в том числе, человека, в окружающей среде, с момента рождения происходит на основе прецедентов. В начальной стадии жизнедеятельности один из основных способов накопления знаний (пополнения базы прецедентов) - это игра. Когда собственная база прецедентов мала, собственный опыт проб и ошибок оказывается незаменимым, особенно он важен, если плата за ошибки относительно мала. Одновременно база прецедентов начинает пополняться чужим опытом (например, с помощью наблюдения), иными словами, происходит процесс передачи знаний от одной системы управления в другую.

Развиваемый подход не является панацеей и не может быть абсолютизирован. В определенных ситуациях, связанных управлением и обучением объектов с хорошо формализуемым поведением, применение «классических» методов будет, несомненно, более выигрышным. Однако метод интеллектуального адаптивного управления с предварительной и перманентной классификацией новых ситуаций позволяет работать с объектами, поведение которых слабо изучено или (в начальный момент) совсем неизвестно, расширяя сферу применения всех трех методов: адаптивного управления, добычи данных и вывода на основе прецедентов.

Литература

1. Зобова Е. В., Фёдорова А. Ю. Особенности финансирования бюджетных учреждений // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №3-4. С. 101-108.

2. Карпов Л. Е., Юдин В. Н. Адаптивное управление по прецедентам, основанное на классификации состояний управляемых объектов: тр. / Ин-т системного программирования РАН. 2007. С. 37-57.

3. Денисова Е.В., Халапсин Д.А. Основные подходы к моделированию жизненных циклов информационных технологий // Сборник научных статей «Россия: потенциал инновационного развития. Сборник научных статей аспирантов и студентов» / Институт бизнеса и права. СПб., 2011. URL: http://www.ibl.ru/ konf/070411/15.html

4. Постановление правительства Белгородской области №202-пп от 31 мая 2010г. «Об утверждении По-

ложения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области». URL: http://dsr. belregion.ru/management/base/detail. php?ID=377

5. Бушмелева Г.В. Адаптивное управление промышленными предприятиями в конкурентной среде: автореферат диссертации на соискание ученой степени д.э.н. Ижевск, 2009.

6. Горбатова Л.В. Учет по международным стандартам. М., фонд развития бухгалтерского учета. 2002. 118 с.

7. Дудчак В.В. Теоретико-методологические аспекты формирования системы адаптивного управления промышленным предприятием: дис. на соискание ученой степени д.э.н. Ростов-на-Дону, 2006. 371 с.

8. Радченко Я. Классификация видов управления // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - № 4.

References

1. Zobova E. Century, Fyodorova A. Yu. Features of financing of the budgetary establishments//Social and economic phenomena and processes. 2011. No. 3-4. 101-108 PP.

2. Karpov L. E., Yudin V. N. Adaptive management on the precedents, based on classification of conditions of operated objects: Tp. / Ying t of system programming of the Russian Academy of Sciences. 2007. 37-57 PP.

3. Denisov E.V., Halapsin D. A. The main approaches to modeling of life cycles of information technologies//the Collection of scientific articles «Russia: potential of innovative development. Collection of scientific articles of graduate students and students» / business and right Institute. SPb., 2011. URL: http://www. ibl.ru/konf/070411/15.html

4. The resolution of the government of the Belgorod region of 202-software No. from May 31 2010r. «About the adoption

of Provision on management of projects in executive authorities and state authorities of the Belgorod region». URL: http:// dsr.belregion.ru/management/base/detail. php?ID=377

5. Bushmeleva G. V. Adaptive management of the industrial enterprises in the competitive environment: the dissertation author's abstract on competition of a scientific degree g^.H. Izhevsk, 2009.

6. Gorbatov L.V. The account on the international standards. M, fund of development of accounting. 2002. 118 P.

7. Dudchak V. V Teoretiko-metodo-logichesky aspects of formation of system of adaptive management of the industrial enterprise: yew. on competition of a scientific degree g^.H. Rostov-on-Don, 2006. 371 P.

8. Radchenko Ya. Classification of types of management//Problems of the theory and practice of management. -1994. - No. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.