ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Нафикова Л.С. Email: [email protected]
Нафикова Лиана Салаватовна - магистрант, направление: уголовное право, уголовный процесс и криминалистика, кафедра криминалистики, Институт права Башкирский государственный университет, г. Уфа
Аннотация: количество совершаемых дорожно-транспортных преступлений в современной России продолжает оставаться на высоком уровне. Расследование обстоятельств дорожно-транспортных преступлений представляет значительную сложность для принятия объективного решения. Осмотр места происшествия является фундаментом всего расследования. В самом начале, перед выездом на место происшествия, следователю необходимо выяснить от дежурного отдела Министерства внутренних дел или ГИБДД информацию. Специалист-криминалист, используя специальные средства, может обнаружить и изъять следы рук, а также другие микроследы на транспортном средстве. При осмотре места происшествия в настоящее время практически во всех случаях используется фотографирование. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники.
Ключевые слова: происшествие, технологии, право, расследование, доказательство.
USE OF SPECIAL KNOWLEDGE AT THE INITIAL STAGE OF INVESTIGATION OF ROAD AND TRANSPORT CRIMES
Nafikova L.S.
Nafikova Liana Salavatovna - Undergraduate, DIRECTION: CRIMINAL LAW, CRIMINAL PROCEDURE AND CRIMINALISTICS, DEPARTMENT OF CRIMINALISTICS,
INSTITUTE OF THE RIGHT BASHKIR STATE UNIVERSITY, UFA
Abstract: the number of the committed road and transport crimes in modern Russia continues to remain at the high level. Investigation of circumstances of road and transport crimes represents considerable complexity for adoption of the objective decision. Inspection of the scene is the base of all investigation. Right at the beginning, before departure on the scene the investigating officer needs to find out from department of the Ministry of Internal Affairs on duty or traffic police information. The specialist criminalist using special means, can find and withdraw traces of hands and also other microtraces on the vehicle. In case of inspection of the scene now practically in all cases photography is used. The police in the activities is obliged to use achievements of science and technology. Keywords: incident, technologies, right, investigation, proof.
УДК 343.985.44
Количество совершаемых дорожно-транспортных преступлений в современной России продолжает оставаться на высоком уровне, не смотря на то, что государством принимаются комплексные мероприятия, которые направлены на их снижение. На сегодняшний день в России реализуется второй этап (2013-2020 годы) федеральной
целевой программы по повышению безопасности дорожного движения, первый этап которой (2006-2012 годы) уже прошел. Но официальные статистические данные свидетельствуют о значительном числе преступлений данной категории, в 2017 году их было зарегистрировано 102178 (ст. ст. 264,264.1). Поэтому вопросы расследования указанных нами преступлений постоянно актуальны и имеют необходимость их освещения в юридической литературе [4, с. 5].
При расследовании обстоятельств дорожно-транспортных преступлений возникает ряд сложностей при принятии объективного решения, т.к. процесс расследования лежит на стыке различных наук, таких как биология, физика, химия, математика, медицина, психология и, конечно же, юриспруденция. Кроме того, рост технической оснащенности автомобильного парка страны также оказывает влияние на сложность расследования дел.
Осмотр места происшествия является одним из первоначальных следственных действий, которое позволяет получить информацию о событии совершенного деяния для дальнейшего решения вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Осмотр места происшествия - фундамент всего расследования. В основе качественного осмотра места происшествия дорожно-транспортного преступления лежит задача комплексного рассмотрения данного следственного действия с позиции уголовного процесса, криминалистики, химии, медицины, физики и т.д. Отсюда возникает определяющая роль специальных знаний при расследовании дорожно-транспортных преступлений, результаты применения которых являются основой доказательственной базы по уголовным делам данной категории.
Под специальными автотехническими знаниями понимается система научно обоснованных и практически апробированных теоретических знаний и практических умений прикладного характера в области автомобильной техники и психофизиологии человека, входящая в совокупность специальных знаний, за исключением области права, связанных с уголовно-правовой оценкой обстоятельств уголовного дела, а также с принятием решений процессуального характера, используемых в порядке и целях, установленных уголовно-процессуальным законом [1, с. 5].
В самом начале, перед выездом на место происшествия, следователю необходимо выяснить от дежурного отдела Министерства внутренних дел или ГИБДД информацию о том, какое именно ДТП произошло, организована ли охрана места происшествия, есть ли пострадавшие и их количество. Указанная информация поможет ему составить первоначальный план действий при осмотре места происшествия и выбрать в состав следственно-оперативной группы тех лиц, кто окажет ему в этом содействие. Желательно, чтобы в составе следственно-оперативной группы были:
- участковый уполномоченный, на территории которого произошло происшествие;
- инспектор ГИБДД либо инспектор дорожного надзора;
- оперуполномоченный;
- специалист-криминалист;
- судебно-медицинский эксперт (если есть пострадавшие);
- специалист-автотехник;
- кинолог со служебно-розыскной собакой.
К сожалению, в настоящее время, вышеперечисленные участники в полном составе привлекаются в редких случаях. Тем самым усугубляется и без этого сложная обстановка первоначального этапа расследования дорожно-транспортного преступления. Участие вышеперечисленных участников в следственном действии позволит следователю более тщательно произвести осмотр места происшествия и найти важные следы, которые впоследствии могут стать доказательствами по уголовному делу.
Например, специалист-криминалист и специалист-автотехник могут помочь следователю в применении научно-технических средств. Допустим, сложилась такая ситуация, когда водитель оставил свое транспортное средство на месте дорожно-транспортного преступления. Специалист-криминалист используя специальные средства, может обнаружить и изъять следы рук, а также другие микроследы на транспортном средстве. Привлекая специалиста-автотехника, можно также поспособствовать розыску водителей, скрывшихся на своих транспортных средствах. Его роль в осмотре позволит получать еще до проведения исследований и экспертиз ориентирующую информацию, которая необходима для построения версий и организации розыска преступника, его транспортного средства, когда оно отсутствует на месте ДТП. Особенности рисунка протекторов колес транспортного средства, их износ, наличие или отсутствие шипов может дать информацию о направлении движения транспортного средства, предполагаемой его модели и о возможных повреждениях.
Сейчас не вызывает удивления то, что при осмотре места происшествия в настоящее время практически во всех случаях используется фотографирование. Это позволяет наглядно и достоверно запечатлеть сложившуюся обстановку и обнаруженные следы. Также важно применять видеосъемку не только во время осмотра, но и при получении объяснений от пострадавшего и водителя. Данная видеозапись наглядно зафиксирует состояние опрашиваемых лиц, их поведение.
Особо интересен вопрос использования 3D технологий, которая кажется фантастикой. Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники [2, с. 32]. Такие технологии значительно ускоряют и облегчают процесс осмотра места происшествия, например, можно избежать образования заторов просканировав место дорожно-транспортного преступления.
На сегодняшний день успешно используется программное обеспечение «3D-Свидетель». Программа реконструирует и визуализирует место и обстоятельства совершения преступления, при этом использует анимацию и технологии 3D [5, с. 6]. Она позволяет увидеть место преступления в трех измерениях и стать «свидетелем» дорожно-транспортного происшествия в режиме реального времени. «3D-Свидетель» позволяет просмотреть место происшествия с любой его точки, в том числе с высоты птичьего полета, или стать водителем любого автомобиля, участника и посмотреть на него глазами очевидца. Кроме этого, с помощью «3D-Свидетель» можно автоматически создать прогулку на месте преступления в режиме реальном времени и сохранять ее как видеофильм [6, с. 15].
Каким бы добросовестным не был следователь, как бы тщательно не делал осмотр, как бы он не последовательно и красиво не изложил все, описание никогда не может дать того представления, как фотография, как видеозапись, тем более как 3 D анимация. Поэтому будущее криминалистической науки должно основываться на внедрении новейших технических, гуманитарных, иных разработок в технологию доказывания [3, с. 53]. Несомненно, новые технологии значительно облегчат процесс расследования преступлений.
Список литературы /References
1 Городокин В.А. Использование специальных автотехнических знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.: Дисс. ... канд. юр. наук. Челябинск, 2009. 241 с.
2 Грибунов О.П., Нарыжный Е.В. Основные аспекты применения цифровой фотографии при осмотре места происшествия // Эксперт-криминалист, 2014. № 3. С. 33-35.
3 Гурский В.П. Дорожно-транспортные происшествия: методика расследования. М., 2012. 244 с.
4 Жулев В.И. Общественность в борьбе с дорожно-транспортными происшествиями. М: Юрид. лит., 2014. 46 с.
5 Иванов Н.А. 3Б-доказательства: понятие и классификация // Российский следователь, 2013. № 15. С. 5-7.
6 Ренер Н.А. Тенденции развития криминалистики в XXI веке: об итогах некоторых научных дискуссий // Эксперт-криминалист, 2014. № 2. С. 15-17.
ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ С УЧЕТОМ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Росицкая М.В. Email: [email protected]
Росицкая Мария Васильевна - магистрант, юридическая кафедра, Уральский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург
Аннотация: отражены основные аспекты организации бюджетного контроля в Российской Федерации с учетом риск-ориентированного подхода в рамках мероприятий, проводимых с целью реформирования контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации. Отсутствие единого кодифицированного законодательного акта, регулирующего осуществление государственного (муниципального) финансового контроля, стимулирует на разработку единообразных адекватных механизмов контроля, закрепленных в определенном нормативно-правовом акте в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: бюджетный контроль, риск-ориентированный подход, контрольно-надзорная деятельность.
BUDGET CONTROL ORGANIZATION WITH A RISK-ORIENTED
APPROACH Rositskaya M.V.
Rositskaya Maria Vasilyevna - Undergraduate, LEGAL DEPARTMENT, URAL INSTITUTE OF MANAGEMENT RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC SERVICE UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, YEKATERINBURG
Abstract: the main aspects of the organization of budgetary control in the Russian Federation are taken into account, taking into account the risk-oriented approach in the framework of measures taken to reform the control and supervisory activities in the Russian Federation. The absence of a single codified legislative act regulating the implementation of state (municipal) financial control stimulates the development of uniform adequate control mechanisms, fixed in a certain regulatory act in accordance with the requirements of the legislation of the Russian Federation.
Keywords: budget control, risk-oriented approach, control and supervision activity.
УДК 34.342.951