ПАУТОВА Т.А., кандидат юридических наук, [email protected] Кафедра организации расследования преступлений и судебных экспертиз; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75
PAUTOVA T.A.,
Candidate of Legal Sciences,
Chair of crime detection and forensics; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation
ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Аннотация. Мировая цивилизация не может обходиться без постоянно функционирующего и развивающегося дорожного движения. Однако увеличение количества автомобилей привело к росту дорожно-транспортной аварийности. Ежедневно на дорогах Российской Федерации погибают и получают травмы участники дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения — одна из главных задач, стоящих перед государством на сегодняшний день. При расследовании дорожно-транспортных преступлений восприятие следователем обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия, тщательное исследование связанных с происшествием следов и предметов — непременные условия правильного определения хода расследования и выдвижения реальных версий. В представленной статье автором акцентировано внимание на особенностях производства осмотра места дорожно-транспортного происшествия, обозначены проблемы и предложены пути их решения.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие; следователь; следственно-оперативная группа; осмотр места происшествия; протокол следственного действия; схема дорожно-транспортного происшествия.
PECULIARITIES OF THE TRAFFIC ACCIDENT SCENE SEARCH
Annotation. Modern world civilization can not do without constantly functioning and developing road traffic. However, the increasing number of cars led to a large number of road traffic accidents. Every day, participants of traffic are killed and injured on the roads of the Russian Federation. Ensuring road traffic safety is one of the main challenges facing the state today. When investigating the road traffic crimes, the indispensable conditions for correct determining the course of the investigation and making real versions are the investigator's perception of the situation at the scene of the traffic accident and a thorough investigation of the traces and objects associated with the accident. The author of the article focuses her attention on the peculiarities of the traffic accident scene search. The problems are identified and the ways of their solution are suggested.
Keywords: traffic accident; investigator; operative investigative group; crime scene search; investigative action report; scheme of the traffic accident.
Обеспечение безопасности дорожного движения в настоящее время является одним из приоритетных направлений политики России. Проблема обеспечения безопасности на транспорте на протяжении нескольких последних лет является предметом пристального государственного и общественного внимания.
Согласно официальным статистическим данным Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, на территории нашей страны за январь - июль 2017 года
совершено 55 907 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в которых погибли 5861 человек, получили ранения 71 461 человек. На территории Тюменской области совершено 900 ДТП, погибли 77 человек, ранены 1150*. Негативные последствия таких происшествий превышают ущерб от других катастроф, несчастных случаев и преступлений.
* Показатели состояния безопасности дорожного движения // Госавтоинспекция МВД России: официальный сайт. URL: http://www. stat.gibdd.ru
Отметим, что значительная часть дорожно-транспортных происшествий -преступления, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации. Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются сложностью расследования, однако во многих следственных подразделениях этому виду преступлений не уделяется должного внимания. Нередко расследование таких преступлений поручается следователям, имеющим небольшой трудовой стаж или специализирующимся на расследовании других преступлений. Все это негативно отражается на качестве и в конечном итоге - результатах расследования.
Осмотр места дорожно-транспортного происшествия является следственным действием, которое должно быть произведено незамедлительно после поступления в органы внутренних дел информации о происшествии. Именно от своевременности и качества производства этого следственного действия зависит дальнейшее расследование по уголовному делу.
Вместе с тем имеется ряд недостатков производства осмотра места ДТП, которые носят постоянный характер и отрицательно сказываются на результатах работы следственных подразделений. К их числу относятся: несвоевременный выезд следственно-оперативной группы на место ДТП либо выезд не в полном составе; поверхностный осмотр места ДТП и транспортных средств; наличие противоречий между схемой ДТП, составленной сотрудником дорожно-патрульной службы (далее - ДПС) и следователем; производство осмотра места ДТП без участия специалистов различного профиля и т.д.
Указанные обстоятельства определили необходимость детального рассмотрения основных вопросов производства осмотра места дорожно-транспортного происшествия.
Место происшествия - это всегда мир вещей, следов и отношений, уникальное хранилище комплекса самой разнообразной информации [1, с. 190]. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия представляет собой сложное, многоструктурное следственное действие, заключающееся в изучении следователем материальной обстановки места дорожного события, транспортных средств,
различных следов и иных объектов при помощи системы научно обоснованных и допустимых приемов, методов и способов исследования с целью установления и фиксирования фактических данных, необходимых для выявления обстановки дорожного происшествия, его механизма и иных обстоятельств, которые имеют значение для раскрытия и расследования автотранспортного преступления [2, с. 123].
Итак, следователь обязан незамедлительно прибыть на место происшествия, чтобы оценить обстановку и составить план дальнейших действий. Важность скорейшего выезда следственно-оперативной группы на место ДТП обусловлена тем, что на дороге (улице, перекрестке и т.д.) трудно долгое время сохранить в неизменном виде обстановку ДТП. Важные следы могут быть повреждены или даже уничтожены движущимися транспортными средствами, атмосферными явлениями (дождь, град, сильный ветер и т.п.).
Осмотр следует начинать с определения постоянного ориентира, которым может быть, например, перекресток. Это необходимо для того, чтобы, обратившись к записям в протоколе осмотра места ДТП, можно было точно определить, где были обнаружены те или иные предметы (объекты).
Место осмотра ДТП условно можно подразделить на три зоны:
1. Исходная зона - это место (точка) фактического восприятия водителем возникшей ситуации.
2. Промежуточная зона - место, с которого водитель по прошествии времени принимает меры к предотвращению ДТП (торможение, изменение направления движения и т.д.).
3. Зона совершения ДТП. Она включает в себя место столкновения (удара), расположения после столкновения и следы ДТП (торможение, юз, разброс стекол и деталей, выбоины, царапины на дорожном покрытии и т.д.) [3, с. 61].
Знание, понимание и правильное применение следователем последовательности этих зон позволяет ему легко определить границы осмотра, правильно его оградить, что исключает возможность утери и уничтожения вещественных доказательств.
Осмотр места ДТП рекомендуется начинать с зоны совершения ДТП и про-
должать до исходной зоны. Именно такой порядок осмотра позволяет следователю не принимать во внимание следы, оставленные транспортными средствами, не участвовавшими в ДТП.
В первую очередь производятся измерения тех параметров, которые подвержены быстрым изменениям.
Одной из особенностей осмотра места дорожно-транспортного происшествия является фиксация всех установленных на данном участке дороги дорожных знаков. Представляется необходимым фиксировать размещение и степень видимости дорожных знаков с разных точек дороги, а также состояние дорожного покрытия. В протоколе следует обязательно указывать, имеются ли на дороге ямы, ребристость, выбоины и т.п.
При осмотре места ДТП следователь должен учитывать, что в ряде случаев причиной происшествия может быть неосторожное поведение пострадавших или водителей других транспортных средств. однако бывают также ситуации, когда водители, будучи предупрежденными о наличии таких «опасных мест», не предпринимают должных мер предосторожности.
Так, Рябов В.Н. 8 декабря 2009 года в 7 часов 30 минут, управляя автомобилем «Шевроле-Авео», двигался, выезжая с дворовой территории дома N 30 просп. Комсомольского г. Новотроицка на проезжую часть просп. комсомольского, имеющего статус главной дороги. Обнаружив опасность в виде движущегося по просп. комсомольскому со стороны просп. Металлургов в сторону ул. Воинов-интернациалистов автомобиля «ВАЗ 21150» под управлением водителя Терентьева Д.В., Рябов В.Н., проявляя преступное легкомыслие и самонадеянность, в нарушение требования пп. 17.3, 17.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которым при выезде из дворовой территории водители должны уступить дорогу другим участникам движения, не уступил дорогу автомобилю под управлением Терентье-ва Д.В. и, не убедившись в безопасности производимого маневра, начал совершать поворот налево, выехал на проезжую часть дороги, чем создал препятствие для движения автомобиля под управлением Терентьева Д.В., имеющего преимущество в движении.
В свою очередь, Терентьев Д.В., управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, при разрешенной максимальной скорости 60 км/ч, двигался со скоростью более 84 км/ч и, проявляя небрежность и имея реальную возможность остановить свой автомобиль до линии движения выезжающего со двора на проезжую часть автомобиля под управлением Рябова В.П., не принял своевременных мер к остановке автомобиля, применил маневр смещения автомобиля влево на полосу встречного движения, где напротив дома N 30 по просп. Комсомольскому допустил столкновение с указанным выше автомобилем под управлением Рябова В.П., который воспрепятствовал его свободному проезду*.
Обязательным элементом осмотра являются следы транспортных средств. Их изучение позволяет установить направление движения транспортного средства; выдвинуть версии о скорости движения, виде, модели и скорости движения автотранспортного средства.
При нахождении транспортных средств на месте аварии их осмотр должен входить составной частью в осмотр места ДТП, хотя на практике возникают ситуации оспаривания данных положений участниками судопроизводства.
Например, в содержании приговора Центрального районного суда г. Читы от 30 декабря 2014 года указано, что подсудимым Кравцовым и его защитником оспорены протокол осмотра места происшествия и протоколы осмотра транспортных средств в связи с тем, что составлялись в одно время с участием одних понятых, причем сотрудник ДПС Кириллов участвовал как при осмотре места происшествия, так и при осмотре транспортных средств, что влечет недопустимость данных доказательств.
Суд не нашел убедительными данные выводы. Следственное действие - осмотр места происшествия выполнен надлежащим лицом с соблюдением процессуальных норм при участии понятых. Приложением к
* Приговор Новотроицкого городского суда Оренбургской области в отношении Терентьева Д.В., обвиняемого по ч. 2 ст. 264 УК РФ, Рябова В.Н., обвиняемого по ч. 1 ст. 264 УК РФ // Архив Следственного департамента МВД России.
нему является схема места происшествия, также составленная надлежащим образом, замечания и заявления по ней отсутствуют, подписи понятых имеются.
Протоколы осмотра транспортных средств по своему описанию оформлены, как указывал сотрудник ДПС Кириллов, составлены им параллельно при осмотре транспортных средств, что не запрещено. При осмотре места происшествия Кириллов только помогал проводить технические замеры, а не проводил сам осмотр. Изменения в протокол им не вносились.
Описание повреждений данных транспортных средств совпадает с их описанием при осмотре транспортных средств следователем согласно исследованному судом протоколу осмотра таковых от 9 сентября 2010 года*.
Осмотр транспортных средств должен начинаться с уяснения их положения по отношению к элементам дороги, улицы, ориентирам, определенным в процессе общего осмотра, другим транспортным средствам. Далее необходимо выяснить, насколько рулевое управление и тормозная система влияли на устойчивость, управляемость автомобиля, каковы причины его отклонения от выбранного курса; не вызвано ли скольжение одних колес за-блокированием других и т.д. Кроме того, в ходе осмотра автотранспортного средства должны быть выявлены все повреждения кузова, исправность и состояние рулевого управления, осветительных приборов, стеклоочистителя, звукового сигнала. Во всех случаях, когда не известно, кто управлял автотранспортным средством, целесообразно изъять следы пальцев рук с рулевого колеса, ручек рычага переключения скоростей, рычага ручного тормоза, дверных ручек и т.д.
При осмотре нижней части автомобиля могут быть обнаружены следы крови, мышечные волокна, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани одежды. Они находятся, как правило, на выступающих частях переднего и заднего моста, передней оси, рессорах, картере двигателя. Нижнюю часть транспортного средства лучше осма-
145
тривать на подъемнике или из смотровой ямы, поэтому его необходимо доставить на станцию технического обслуживания.
В ходе осмотра необходимо упаковать следы, вещества, предметы: осколки стекла и разбитых фар, подфарника или ветрового стекла. Влажными марлевыми тампонами снимаются пятна крови, после чего марля высушивается [4, с. 34].
На заключительной стадии осмотра составляется протокол и схема ДТП. Все обнаруженные объекты и следы подробно описываются в протоколе, после чего упаковываются в полиэтиленовые или бумажные пакеты, пробирки и т.д.
К протоколу осмотра места ДТП прилагается схема, которая должна быть удостоверена подписями пострадавшего и виновника ДТП, и все размеры, которые указаны на схеме, должны полностью соответствовать тем, которые имеются в протоколе. В противном случае схема ДТП будет признана недопустимым доказательством.
Так, согласно кассационной жалобе на приговор Тюкалинского городского суда Омской области осужденный Лебедев В.А. и его адвокат Разумов В.Е. находят приговор суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, производство по которому просят прекратить за отсутствием в действиях Лебедева В.А. состава преступления. В частности, они обращают внимание на то, что суд, приняв во внимание схему ДТП, составленную следователем, не дал оценки противоречиям между данной схемой и схемой, составленной инспектором ДПС. Просят признать схему, составленную следователем, недопустимым доказательством, поскольку она не подписана ни самим осужденным, ни потерпевшим, в ней не зафиксирован след юза правого колеса автомашины «ГАЗ-24», хотя данный след просматривается на фотографиях, не зафиксированы следы юза автомашины «М-412» в период контакта, разворота и выброса задней части на правую обочину**.
Как правило, схема вычерчивается вручную на миллиметровой бумаге (бланке
* Приговор Центрального районного суда г. Читы в отношении Кравцова И.В., обвиняемого по ч. 3 ст. 264 УК РФ, Емельянова Р.Ю., обвиняемого по ч. 1 ст. 264 УК РФ // Архив Следственного департамента МВД России.
** Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Омского областного суда по кассационной жалобе Лебедева В.А., осужденного по ч. 2 ст. 264 УК РФ // Архив Следственного департамента МВД России.
с миллиметровой сеткой). Объекты и расстояния между ними должны изображаться с соблюдением масштаба, что представляет определенную сложность. Отдельные объекты, находящиеся на значительном расстоянии от места происшествия, могут отмечаться на схеме условными знаками с обязательным указанием их размеров и расстояний до них. На схеме должны быть отображены геометрическая характеристика дороги - проезжей части, тротуаров и обочин, форма и размеры кюветов, радиусы закруглений, величины поперечного и продольных уклонов - подъемов и спусков, форма и размеры островков безопасности, а также ограждения проезжей части [5, с. 18], линии разметки, дорожные знаки, светофоры, источники электроосвещения (для темного времени суток) и другие объекты. Возможно указание на точки, откуда производилась фотосъемка.
Изначально при проведении измерений целесообразно подготовить черновой экземпляр схемы, на котором фиксируются проведенные замеры. Наиболее важные из них рекомендуется проверить повторно. Когда измерения будут завершены, вычерчивается чистовой вариант схемы. Чтобы не загромождать схему большим количеством размерных линий и чисел, места замеров можно занумеровать, а результаты измерений указать в виде таблицы на отдельном листе. Однако такой вариант обозначения выполненных замеров применяется редко. Если какие-либо следы или расположение предметов невозможно отобразить точно, то их вычерчивают на отдельном листе [3, с. 85].
При составлении схемы некоторые объекты на ней обозначаются цифрами ввиду невозможности отразить их полное наименование. Для расшифровки нумерации под схемой помещается таблица, в которой даются необходимые пояснения.
Схему ДТП рекомендуется ориентировать по сторонам света, делая на ней соответствующие пояснения. Однако на практике данная рекомендация применяется редко. Допускается проставлять на схеме не все, а наиболее важные для анализа обстановки замеры, при условии включения остальных результатов измерений в протокол осмотра места происшествия [6, с. 15].
Рассматривая роль специалиста в осмотре места происшествия, следует
остановиться на вопросе о рамках его деятельности в плане оказания помощи следователю. Необходимо отметить, что во многих специальных источниках деятельность специалистов сводится к оказанию технической помощи и проведению предварительных исследований, результаты которых могут использоваться лишь в оперативных целях. Однако при достаточно высокой квалификации лиц, привлекаемых в качестве специалистов, надлежащей обеспеченности их научно-техническими средствами возможности специалистов в решении поставленных задач значительно расширяются.
Считаем неверным мнение о том, что специалист привлекается к участию в следственном действии «для галочки», «на всякий случай», хотя такая практика довольно часто встречается при расследовании преступлений.
Говоря о привлечении специалистов к осмотру дорожно-транспортных происшествий, следует заметить, что при этом допускается немало ошибок. В частности, роль специалистов часто выполняют сотрудники ДПС, не сведущие в специальных вопросах, или же специалисты вообще не привлекаются к осмотру.
Так, на трассе Москва - Ростов-на-Дону водитель С. на автомобиле «Шкода», неправильно выбрав скорость движения, врезался в стоящий на обочине автомобиль «Газель». От удара автомобиль «Газель» подвинулся и наехал на пешехода Е., который от полученных травм скончался. Осмотр места происшествия производился следователем и сотрудником ДПС. В ходе осмотра вещественные доказательства не изымались. Сотрудником ДПС было зафиксировано только конечное положение автомобилей, других же следов столкновения не было отмечено. Отсутствие в материалах дела других следов не позволило установить место столкновения транспортных средств в процессе производства судебной экспертизы*.
Согласно результатам проведенного опроса 36 % сотрудников экспертно-криминалистических подразделений ОВД отметили, что следователи зачастую, не желая (или не умея) использовать кри-
* Уголовное дело N 1/137-07 // Архив Домодедовского районного суда Московской области.
миналистическую технику самостоятельно, неоправданно прибегают к их помощи при производстве следственных действий, используя их лишь в качестве фотографов*.
Например, водитель Г., управляя автомобилем «ВАЗ 2110», совершил наезд на пешехода, переходящего проезжую часть по пешеходному переходу. В результате ДТП пешеход скончался. Для осмотра места происшествия был привлечен специалист-криминалист, однако с места происшествия никаких следов не было изъято. Специалист-криминалист производил только фотосъемку**.
По нашему мнению, не следует умалять роль специалистов различного профиля при проведении осмотра места ДТП. Их участие может быть полезным при собирании данных для последующего назначения экспертиз, сбора криминалистически значимой информации, которая в последующем может иметь доказательственное значение по уголовному делу. Конкретная помощь специалиста-автотехника может заключаться в замерах дорожного участка с отдельными элементами, имеющихся разметок, следов торможения, отрезков дороги, отражающих длину радиуса ее поворота, и т.д.; в использовании для проверки транспортных средств диагностической аппаратуры, определении технического состояния частей, деталей, узлов; в даче рекомендаций об использовании при описании транспортных средств правильной технической терминологии; в вычерчивании по просьбе следователя планов, схем; даче консультаций по вопросам погрузки и транспортировки разрушенных транспортных средств или их буксировки.
Специалист-криминалист при осмотре места ДТП может оказать помощь в применении фото- и видеосъемки, в обнаружении, изъятии, предварительном исследовании, сохранении и упаковке следов транспортных средств, в даче консульта-
* В опросе приняли участие 57 сотрудников экспертно-криминалистических подразделений Тюменской, Свердловской, Челябинской и Курганской областей, обучавшихся на курсах повышения квалификации в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России (2016-2017 гг.).
** Уголовное дело N 1/23-07 // Архив Домодедовского районного суда Московской области.
ций о виде, марке и модели транспортного средства, оставившего следы, и т.д.
Специалист-трасолог, прибегнув к трасологическому изучению сохранившихся следов и установив на этой основе их связь с другими следами и объектами, имеющими отношение к расследуемому событию, в необходимых случаях может оказать помощь в мысленной реконструкции произошедшего, т.е. построении определенной версии, что облегчает обнаружение новых следов. Обилие на месте происшествия объектов и следов, имеющих трасологическое значение, делает, на наш взгляд, обязательным участие специалиста-трасолога в осмотре каждого места дорожно-транспортного происшествия.
Однако зачастую следственно-оперативная группа прибывает на место ДТП не в полном составе: следователь или дознаватель, инспектор ДПС и лишь в отдельных случаях специалист-криминалист.
Следует согласиться с точкой зрения Т.В. Демидовой о том, что это недопустимо. Для решения данной проблемы необходимо, чтобы в каждом отделе органов внутренних дел была сформирована постоянно действующая следственно-оперативная группа, которая специализировалась бы на выездах на места ДТП. Следователь, сотрудник экспертно-криминалистического подразделения, оперативный работник, входящие в состав этой группы, должны быть не дежурными по графику своего подразделения, а специализирующимися именно на осмотре мест ДТП и расследовании дорожно-транспортных преступлений. Полагаем, что деятельность такой группы должна быть закреплена в ведомственных нормативных правовых актах [7, с. 169].
Результаты осмотра места происшествия при непосредственном участии членов следственно-оперативной группы ложатся в основу разработки рабочих версий совершенного преступления. Естественно, что только квалифицированные действия сотрудников, входящих в следственно-оперативную группу, позволяют изъять полный комплекс следов преступного события и выдвинуть адекватную розыскную версию.
На вопрос о том, как часто следователь обсуждает со специалистами результаты осмотра места происшествия, 9 % опрошенных сотрудников экспер-
тно-криминалистических подразделении ответили, что по каждому осмотру, 17 % - лишь по делам о неочевидных преступлениях, 29 % сотрудников заявили, что такие обсуждения проводятся весьма редко, а 45 % ответили, что с ними такие обсуждения не проводились совсем. Эти данные почти совпали с данными опроса следователей*.
Подводя итог, следует отметить, что качественное раскрытие и расследование
* Информация получена в результате опроса 57 сотрудников экспертно-криминалистических подразделений Тюменской, Свердловской, Челябинской и Курганской областей, обучавшихся на курсах повышения квалификации в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России (2016-2017 гг.).
дорожно-транспортных преступлений остается одной из актуальных задач, стоящих перед органами предварительного расследования. По некоторым вопросам производства осмотра места дорожно-транспортного происшествия как первоочередного следственного действия по делам указанной категории нами при написании статьи были даны соответствующие рекомендации. Правоприменителям необходимо помнить, что качественно проведенный осмотр места ДТП играет важную роль в установлении обстоятельств произошедшего, и от грамотности его производства зависит дальнейшее направление и итог расследования по уголовному делу.
Список литературы
1. Следственные действия / под ред. В.Л. Образцова. М.: Юристъ, 1999.
2. Организационно-тактические основы осмотра места дорожно-транспортного происшествия / Н.Ф. Колосов, Н.В. Федяева, Д.В. Неверов // Вопросы теории и практики раскрытия и расследования преступлений: сб. науч. тр. Волгоград, 2007. С. 123-138.
3. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учеб. пособие / А.В. Булыжкин [и др.]. М.: ДГСК МВД России, 2014.
4. Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия: учеб. пособие / Н.А. Моисеев, В.И. Коваленко, В.Л. Шапошников, В.В. Сергеев. Белгород: Белгородский ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина, 2015.
5. Боровский Б.Е. Безопасность движения автомобильного транспорта. Л.: Лениздат, 1984.
6. Абрамочкин В.В., Николаев О.Э. Схемы дорожно-транспортных происшествий: учеб.-нагляд. пособие. Старотеряево: Московский областной филиал Московского ун-та МВД России им. В.Я. Кикотя, 2016.
7. Демидова Т.В. Участие специалистов в осмотре мест происшествий при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Вестник криминалистики. 2009. N 4.