МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
работающих с детьми и подростками, ведь характерной особенностью этого возраста является то, что ребенок стремится всеми, доступными ему способами, проявить свою самостоятельность и «взрослость». Часто это переходит в весьма неблагоприятную плоскость. Поэтому на этом этапе развития личности ребёнка, когда им накоплен уже весьма большой социальный и культурный опыт, основной целью деятельности Детской Общественной Организации, является необходимость дать детям и подросткам максимально широкое поле деятельности для реализации их идей, замыслов, устремлений и творческих инициатив. Это наилучшее время для формирования его устойчивых взглядов на жизнь, правовое общество, лучшее время для формирования самостоятельного, целостного, полноценного члена общества, гражданина своей страны.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи. Список использованной литературы:
1. Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова, М. Давыдова. М.: Айрис-пресс, [2002. -224 с.]
2. Аксенова Г. И. Субъект и образование (методология и история проблемы) / Г. И. Аксенова И.И. Купцов А. Н. Аксенов. Рязань: РИНФО. [2000.-97 с.]
3. Аксельрод В. И. Зачем нужна детская организация? / В. И. Аксельрод // Образование в современной школе.[ 2002. — № 10. - С. 26—30.]
© Афонина Г.В., 2016г.
УДК 378
В.В. Баннов
Старший преподаватель, ОАБИИ г. Омск, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ САМОКОНТРОЛЯ В ЛОГИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА
Аннотация
Рассмотрены вопросы влияния применения специализированных информационных технологий самоконтроля в процессе формирования профессиональных навыков курсантов военных вузов.
Ключевые слова
Образовательный процесс, самоконтроль, информационные технологии, профессиональная подготовка, компетенции.
Профессиональные компетенции военного специалиста, как правило, формируются довольно длительное время, в нескольких дисциплинах и практиках, а кроме того, и вне образовательного процесса -в практической повседневной военно-профессиональной деятельности и в системе воспитательной работы. Сложность профессиональных компетенций делает невозможность самоконтроля ее формирования в рамках одной учебной дисциплины. Помимо этого, логика образовательного процесса предусматривает наличие и постоянное усложнение профессиональной роли, к выполнению которой готов субъект военно-профессиональной деятельности, а, следовательно, - постоянное усложнение одних и тех же компетенций.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
К примеру, одной из самых меняющихся является группа профессиональных компетенций в управлении личным составом. Так, к окончанию второго курса обучения курсант должен быть готов к управлению первичным воинским коллективом: отделением, расчетом, экипажем и т. д. После третьего курса обучения он способен выполнять управленческие задачи в объеме первичной офицерской должности, а на старших курсах подготавливается к решению управленческих задач в объеме вышестоящей должности. Поэтому в процессе развития способности курсантов к самоконтролю в военном вузе возникает необходимость использования специальных программных средств и методов самоконтроля, которые могут быть основаны на информационных технологиях. Отметим, что речь не идет о разработке новых технологий, т. к. существующие в настоящий момент программные средства вполне отвечают задачам развития рассматриваемой способности.
Не претендуя на полноту списка, выделим в качестве перспективных программных средств данной группы:
- модули самоконтроля развития профессиональных компетенций;
- интерактивные курсы обучения самоконтролю в образовательном процессе военного вуза.
Построение модулей самоконтроля развития профессиональных компетенций, предполагает учёт
основных закономерностей этого процесса в условиях профессионального военного образования [1].
Модули самоконтроля ориентированы на сложные и междисциплинарные профессиональные компетенции и становятся доступными для использования в соответствии с логикой образовательного процесса военного вуза. Самоконтроль на основе такого модуля позволяет целенаправленно сравнивать с эталонными значениями в режиме реального времени уровень развития «...профессиональных умений (методических, управленческих, организаторских, коммуникативных), эрудиции (знаний по фундаментальным наукам, специальных знаний по особенностям устройства систем вооружения), моторно-двигательных навыков (операциональных действий при вооружении), сенсорной интериоризации (глазомера и определения корректур стрельбы в зависимости от метео-географических условий) и личностных качеств (самооценка готовности к будущей профессиональной деятельности, мотивация к самообразованию и др.)» [2 с. 11]. Важным и самым сложным этапом внедрения модулей самоконтроля, становится разработка системы образцов, эталонов, критериев и показателей, обеспечивающих процесс самоконтроля [3]. Но отметим, что такая система - предмет учебно-методической деятельности военного вуза, условие эффективности реализации модели развития способности курсантов к самоконтролю на основе информационных технологий.
Успешность процесса развития умений самоконтроля в образовательном процессе с использованием информационных технологий [4], создает готовность субъектов образовательного процесса, причем проблема готовности имеет две стороны:
- развитие способности к самоконтролю как качества личности и характеристики субъекта учебной деятельности;
- развитие способности использовать информационные технологии в организации учебной деятельности.
Учет этих особенностей и поиск решения может быть связан с разработкой и внедрением в образовательный процесс интерактивного курса развития способности к самоконтролю для педагогов, командиров и самих курсантов.
Информационные технологии в специальных модулях самоконтроля развития профессиональных компетенций играют роль педагогического средства, поэтому они вполне могут быть организованы с использованием традиционных методов, актуализирующих профессиональную рефлексию будущего офицера. При этом более эффективными мы считаем методы самоконтроля, учитывающие и использующие возможности таких программных средств, как:
- интерактивные кейсы - комплексные профессиональные задачи, обеспечивающие возможность проявления и проверки профессиональной компетенции в целом. В системе самоконтроля кейсы обеспечивают связь между отдельными компонентами компетенции [5];
- электронные технологические карты профессиональной самооценки и профессионального
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
психологического самотестирования. Карты обеспечивают возможность самостоятельно осуществлять процедуру диагностики уровня развития профессионально важных качеств личности и ее устойчивых состояний, влияющих на профессиональную компетентность;
- электронные дневники профессионального развития, представляющие собой электронную форму регистрации и анализа результатов профессиональной рефлексии.
Работы в области управления образовательным процессом военного вуза дают возможность высоко оценить роль самоуправления как его важнейшей формы в условиях личностно-ориентированного образования. Роль и функции самоконтроля в управлении образовательным процессом военного вуза обусловлены его значением в повышении эффективности профессиональной подготовки будущих офицеров и управлении качеством образовательного процесса. Развитие способности курсантов к самоконтролю повышает уровень их самостоятельности и активности как профессионально важных качеств личности офицера. Эти качества отражают отношение курсантов к процессу профессионального развития и проявляются в инициативном поиске и осуществлении самостоятельных способов овладения учебным содержанием и профессионального саморазвития.
В управлении образовательным процессом целесообразным является использование программных средств суммирования и учета результатов самоконтроля (фонд оценочных средств, в том числе балльно-рейтинговая система оценки результатов учебной деятельности курсантов военного вуза), интерактивные учебно-методические курсы для преподавателей и командиров по организации самоконтроля курсантов.
Систематизации и упорядочиванию результатов самоконтроля, поддержке мотивации курсантов к анализу своих достижений в профессиональном развитии служат методы учета самооценки при аттестации будущих офицеров.
Например, достаточно интересным эффективным методом учета результатов самоконтроля является метод создания электронного портфолио. Понимание которого выразила в своём исследовании Е. В. Игонина, которая определила его как «...целостную совокупность учебных материалов, разрабатываемых обучающимся посредством рефлексивного выделения и оформления процессуальных и результативных характеристик учебно-профессиональной деятельности» [6 с. 4].
Исходя из вышесказанного можно определить, что современные информационные технологии и их компоненты являются неисчерпанным потенциалом развития способности курсантов военного вуза к самоконтролю, однако сами по себе они не обеспечивают всей полноты условий эффективного самоконтроля. В моделях развития способности к самоконтролю с использованием информационных технологий целесообразно опираться на программные средства в составе педагогических технологий, применяемых при освоении основной образовательной программы, в дополнительном профессиональном образовании и повышении профессиональной квалификации, самообразовании.
В ходе развития способности курсантов к самоконтролю в образовательном процессе военного вуза эффективным будет использование программных средств самоконтроля в составе обучающих информационных технологий, специализированных информационных технологий самоконтроля (в логике профессиональной подготовки), а также средств самоконтроля в составе информационных технологий управления образовательным процессом. При моделировании процесса развития способности к самоконтролю с использованием информационных технологий должны быть учтены особенности образовательного процесса военного вуза, действующие ограничения в использовании информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов, а также особенности организации самостоятельной работы будущих офицеров.
Список использованной литературы:
1. Варенцов, М. А. Развитие профессиональных компетенций курсантов вузов внутренних войск МВД России на основе интеграции междисциплинарных знаний: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Варенцов Михаил Александрович. - СПБ., 2015. - 23 с.
2. Овсянников, И. В. Формирование профессиональных компетенций у курсантов военных командных вузов: дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Овсянников Игорь Вячеславович. - М., 2011. - 253 с.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
3. Киреева, Е. П. Формирование профессиональных компетенций у курсантов военно-инженерных вузов: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Киреева Елена Петровна. - М., 2013. - 272 с.
4. Алькова, Л.А. Формирование самообразовательной компетентности студентов вуза посредством интерактивных компьютерных технологий: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Алькова Людмила Александровна. - Горно-Алтайск, 2015. - 206 с.
5. Елисеев, Д. А. Повышение эффективности самостоятельной работы в вузах МЧС России на основе виртуальных кейс-технологий: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Елисеев Дмитрий Андреевич. -СПб., 2010. - 23 с.
6. Игонина, Е. В. Портфолио в системе средств оценивания учебно-профессиональных достижений студентов профессионально-педагогических специальностей: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Игонина Екатерина Вячеславовна. - Екатеринбург, 2013. - 28 с.
© Баннов В.В., 2016
УДК37
Е.Е.Бариеникова
Старший преподаватель кафедры Истории и управления инновационным развитием молодёжи ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма» (ГЦОЛИФК) г. Москва, Российская Федерация
Е.А.Истягина-Елисеева
К. ист. н., доцент, заведующая кафедрой Истории и управления инновационным развитием молодёжи ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма» (ГЦОЛИФК)
ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ВУЗОВ В
ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация
В статье проанализированы вопросы, связанные с формированием патриотического воспитания молодежи средствами физической культуры и спорта. Представлены различные точки зрения на вопрос воспитания молодежи, учащейся в вузах физической культуры и спорта.
Ключевые слова Патриотизм, студены, физическая культура, спорт.
Патриотическое воспитание молодежи - одна из приоритетных задач государства. Наличие у молодого поколения установок на защиту и процветание своей страны, социальная ответственность являются основой консолидации общества и обеспечения безопасности государства. В связи с этим вопрос патриотического воспитания студентов представляет особую актуальность.
Анализ литературы по теме патриотического воспитания молодежи, а также исследование современной законодательной базы позволяет отметить серьезное внимание специалистов и чиновников к этой проблеме. В настоящее время формируется система патриотического воспитания, определены основные положения и программы, формирующие у молодежи духовно-нравственные ценности и готовность служить Отечеству.
В современной России возрождается интерес к идеям патриотизма. Однако новое время рождает и новые подходы к пониманию патриотического воспитания различных категорий российских граждан и особенно молодежи. Понятие патриотизма является достаточно широким и включает несколько составляющих. Мы можем дать следующее определение понятия «патриотизм»: