Результатом программы должно стать построение каждым участником группы саморазвивающейся системы оптимизации общения.
Это создает условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.
Календарно-тематическое планирование программы представлено в табл. 1.
Программа кружка «Учимся общаться», включающая в себя различные приемы, способствует развитию у младших школьников таких этических качеств, как: вежливое общение, отношение друг к другу, дружеские взаимоотношения.
Список литературы:
1. Вердербер Р.Н., Вердербер К.Т. Общение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 124 с.
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: пособие для родителей и педагогов. - СПб.: Питер, 2006. - 378 с.
3. Леонова Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-93.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ИНТЕРНЕТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© Размышляева А.Р.*
Алексеевский педагогический колледж, г. Алексеевка
В настоящее время в обществе происходит бурное развитие информационных и инновационных технологий. Появляются новые требования к молодым специалистам и выпускникам средних школ. Неотъемлемой чертой высококвалифицированного специалиста остается знание иностранного языка, в частности, английского. В последние годы образовательная практика свидетельствует о том, что одним из реальных факторов интенсификации процесса обучения иностранному языку является использование сети Интернет. В данной статье мы хотим обратить внимание на возможности социальных сетей как одного из средств обучения английскому языку.
Сегодня мы являемся свидетелями настоящей революции, меняющей веками и десятилетиями сложившиеся традиции и стереотипы. Масштабы
* Отделение иностранных языков. Научный руководитель: Муслиенко Е.В., преподаватель иностранного языка предметно-цикловой комиссии учебных дисциплин специальности 050303 «Иностранный язык», первая квалификационная категория.
компьютеризации общества поистине впечатляющие - 85 % всех жителей планеты имеют постоянный доступ к компьютеру, 45 % являются пользователями Интернет. В России более 40 % семей имеют широкополосный доступ в Интернет, активно развивается мобильный Интернет, не уступающий по скорости фиксированному. В связи с этим появляются новые возможности для образования и самообразования в различных областях знаний. Не является исключением изучение английского языка. Общение обучающихся с представителями различных этнических, социальных, территориальных, профессиональных культур, владеющих английским языком, осуществляется в настоящее время чаще в сети Интернет. Для этого используют интер-нет-мессенджеры: ICQ, QIP, Skype, чаты, форумы, а также популярные социальные сети. Кроме того, в Интернете представлено множество сервисов и материалов, ориентированных на изучающих английский язык.
Интернет-общение чаще всего осуществляется в письменной форме через какие-либо социальные сети и характеризуется определенными особенностями:
- возможность обучающегося вести себя непринужденно и использовать языковые и речевые средства по максимуму, благодаря виртуальной обстановке;
- возможность проявить индивидуальность для создания текстов-посланий средствами языка;
- возможность использования электронных словарей, переводчиков (в случае каких-либо затруднений);
- большая популярность и заинтересованность среди подростков.
Следует отметить, что социальная сеть - это не просто способ общения
людей, которые находятся в разных уголках земного шара. Она может быть и помощником в обучении иностранным языкам. Так, например, сейчас существует несколько социальных сетей, которые помогают своим пользователям в этом деле.
Принцип обучения построен по схеме «ты - мне, я - тебе». Зарегистрированный пользователь общается с носителем языка, обучаясь у него, а сам, в свою очередь, делится знаниями о своем языке [2, с. 14]. Подобные ресурсы можно назвать специализированными. Сравнить их можно с сообществами, где общаются люди, заинтересованные в приобретении знаний по определенной специфической теме, а также желающие научиться применять свои знания на практике.
Нами было проведено мини-исследование на предмет использования студентами и преподавателями нашего колледжа социальных сетей для непосредственного общения, в том числе с носителями языка. Для этого мы предложили ответить на следующие вопросы анкеты:
1. Пользуетесь ли Вы социальными сетями в Интернете?
2. Для чего Вы обычно используете социальные сети?
3. Известны ли Вам социальные сети на английском языке?
4. Могут ли на Ваш взгляд, социальные сети помочь в изучении / обучении иностранного языка? Если да, то как?
5. Известны ли вам такие сайты как Facebook.com, MySpace.com, Реп-palpost.com, Babble.com?
Всего в опросе приняли участие 48человек. Согласно результатам анкетирования, социальными сетями в Интернете пользуются 92 % опрошенных. Социальные сети обычно используют для: общения - 54 %; поиска информации - 31 %; развлечения - 15 %; наиболее известные сайты на английском языке: Facebook.com, MySpace.com. Считают, что социальные сети могут помочь в изучении иностранного языка 81 % принявших участие в опросе, при этом 71 % считают, что через социальные сети можно общаться с носителями языка, что является одним из вариантов оказания / получения помощи в изучении иностранного языка (в частности, английского). Преподаватели, принявшие участие в опросе, отмечают, что общение в сетях Интернет способствует расширению лексического запаса студентов по различной тематике, а также помогают скорректировать знания, умения и навыки учащихся в области грамматики.
Таким образом, на основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что социальные сети на самом деле помогают в изучении / обучении иностранному языку, поэтому учителя современных школ могут уже сейчас использовать их в своей педагогической деятельности.
В настоящее время лидером среди социальных сетей является Facebo-ok. По данным статистики, число пользователей составляет более 600 миллионов.
В данной социальной сети (как и во многих других) можно создать свой профиль с указанием:
- персональных данных (возраст, пол, место рождения и проживания, контактная информация);
- места учёбы;
- религиозных и политических взглядов;
- музыкальных пристрастий; любимых фильмов и книг, кумиров;
- интересов и увлечений;
- владения языками.
Преимущество социальной сети - возможность вступать в различные группы по интересам. Это поможет найти единомышленников, друзей из других стран. Кроме того, пользователи могут делиться со своими друзьями фотографиями, видео и аудиозаписями, различными ссылками на интересные сайты, вести блоги, форумы, на которых можно обсуждать какие-либо темы. Но главное - это общение. Для него предусмотрен режим обмена сообщениями, а также чат в режиме он-лайн.
Как уже было сказано выше, социальные сети можно, и даже нужно применять в практической деятельности для формирования и совершенст-
вования языковых навыков подростков посредством Интернет-общения. В связи с этим можно предложить некоторые рекомендации [1, с. 37]:
1. педагог должен сам зарегистрироваться в социальной сети, изучить возможности данного сайта, круг представителей языка, которые смогут помочь обучающимся;
2. провести ознакомительный урок, посвященный правилам общения в сетях Интернет, наглядно показать обучающимся пошаговое создание профиля в сети;
3. после установки первых контактов с англоговорящими пользователями, детям можно дать задание рассказать о новых друзьях на уроке;
4. нацеливать обучающихся на общение со сверстниками, имеющими общие интересы и являющимися жителями не только Великобритании или США, но и других стран;
5. просить каждую изученную тему на английском языке (например, «Music», «Holidays») обсудить с друзьями по переписке;
6. анализировать, сравнивать и обсуждать трудности восприятия текстовых посланий, различные особенности общения в подобной форме; просить друзей, носителей языка, исправлять имеющиеся в речи ошибки.
В качестве сайтов, которые могут помочь в изучении иностранного языка и предложить интересные материалы, помощь преподавателей и живое общение с носителями языка, можно отметить Блог Glory School в Живом Журнале [3], страницу Glory School в Контакте [5], Видеоканал на YouTube [4].
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что одним из ведущих критериев повышения эффективности обучения иностранному языку является самостоятельная работа учащихся, направленная на использование изучаемого языка для активного участия в реальной коммуникации и выстраивания и совершенствования собственных речевых моделей общения с представителями иной культуры. В свете современной социокультурной ситуации и в условиях перехода на новые образовательные стандарты для реализации этой цели использование англоязычной Интернет-коммуникации в социальной сети в процессе обучения иностранному языку является не только возможным, но и необходимым.
Список литературы:
1. Буланкина Н.Е., Полянкина С.Ю. Развитие полиязыковой культуры личности средствами социальной сети Facebook // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 6. - С. 34-39.
2. Елизарова Г.В., Халяпина Л.П. Формирование поликультурной языковой личности как требование новой глобальной ситуации // Языковое образование в вузе: Методическое пособие для преподавателей высшей школы, аспирантов и студентов. - СПб.: КАРО, 2005. - С. 8-20.
3. Блог Glory School в Живом Журнале [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gloryschoolru.livejournal.com.
4. Видеоканал на YouTube [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.youtube.eom/user/wwwgloryschoolru#p/u.
5. Страница Glory School в Контакте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vkontakte.ru/club27929046.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ КАК РАБОТАТЬ С «НЕОБЫЧНЫМИ» ДЕТЬМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© Рожкова Н.О.*
Киселевский педагогический колледж, г. Киселевск
В статье поднимается проблема обучения детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных школах. Описывается небольшой опыт работы с такими детьми.
В школьные годы я впервые узнала, что есть особенные дети. Со мной за одной партой в первом классе сидел мальчик Дима. Он почти всегда улыбался, был добрым и отзывчивым. Каждое утро его, как принца, папа вносил в класс на руках. А после уроков забирал домой. На переменах Дима оставался в классе, и грустно склонив голову, чем-то играл в портфеле. Тогда, будучи учениками, мы этому не предавали внимания.
Сегодня я - выпускница Киселевского педагогического колледжа. Наша специальность, учителя начальных классов с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего образования, дает возможность прохождения практики как в общеобразовательной школе, так и в школе - интернате VIII вида (с детьми с отклонениями в развитии). Статистика показывает, что число детей с отклонениями в развитии катастрофически увеличивается. И мы, находясь на практике, заметили, что дети с разными видами нарушений (ДЦП, ЗПР, нарушениями эмоционально-волевой сферы, слуха, зрения и др.) есть и в общеобразовательных школах. Встает вопрос обучения необычных детей в обычной школе.
В образовании появилось новое направление - инклюзивное образование, представляющее собой процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [1, 2]. Инклюзивное образование стремит-
* Научный руководитель: Барсукова Т.П., преподаватель педагогики.