Научная статья на тему 'Facebook как современный способ обучения студентов англоязычной письменной речи'

Facebook как современный способ обучения студентов англоязычной письменной речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK / FACEBOOK / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овезова Умеда Акпаровна, Вагнер Моника-наталия Лауренсовна

На современном этапе преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях актуальна проблема формирования высококвалифицированного специалиста, с целью чего продолжается разработка и реализация новых методов, форм и средств организации учебного процесса, которые бы в полной мере отражали сущность и содержание обучение. Таким образом, вопросы совершенствования и разнообразия учебного процесса относятся не только перед студентами, но и, прежде всего, перед преподавателями. В статье рассмотрены теоретические аспекты влияния сети Интернет на изучение английского языка, в том числе на возможности обучения студентов англоязычной письменной речи и повышение мотивации при изучении английского языка. В статье рассматривается социальная сеть Facebook как инструментальное средство обучения студентов англоязычной письменной речи. Проанализированы основные возможности данной сети, выделены основные преимущества ее использования и возможные недостатки. Представлено обоснование эффективности изучения английского языка с использованием Интернет-ресурсов, в частности социальной сети Facebook. Экспериментально показано мотивирующее воздействие использования социальной сети Facebook в образовательном процессе, как стимула умственной активности студентов, изучающих иностранный язык. Продемонстрировано, что использование информационно-коммуникативных технологий и сети Интернет (социальных сетей) в образовательном процессе способствует реализации принципов личностно-ориентированного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овезова Умеда Акпаровна, Вагнер Моника-наталия Лауренсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Facebook as a modern way of teaching English-speaking students

At the present stage of teaching foreign languages in higher educational institutions, the problem of forming a highly qualified specialist is urgent, with the aim of which the development and implementation of new methods, forms and means of organizing the educational process that would fully reflect the essence and content of training continue. Thus, the issues of improvement and diversity of the educational process are not only for students, but, above all, for teachers. The theoretical aspects of the influence of the Internet on the study of the English language are examined in the article, including the possibility of teaching students of English written language and increasing the motivation for learning English. The article examines the social network Facebook as a tool for teaching students of English written speech. The main features of this network are analyzed, the main advantages of its use and possible shortcomings are highlighted. The rationale for the effectiveness of learning English using Internet resources, in particular the Facebook social network, is presented. Experimentally shown is the motivating effect of the use of Facebook social network in the educational process, as an incentive for the mental activity of students studying a foreign language. It is demonstrated that the use of information and communication technologies and the Internet (social networking) network in the educational process contributes to the implementation of the principles of personal-oriented learning.

Текст научной работы на тему «Facebook как современный способ обучения студентов англоязычной письменной речи»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №1, Том 6 / 2018, No 1, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-1-2018.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/27PDMN118.pdf

Статья поступила в редакцию 26.01.2018; опубликована 16.03.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Овезова У.А., Вагнер М.-Н.Л. Facebook как современный способ обучения студентов англоязычной письменной речи // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Ovezova U.A., Wagner M.-N.L. (2018). Facebook as a modern way of teaching English-speaking students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/27PDMN118.pdf (in Russian)

УДК 37

Овезова Умеда Акпаровна

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия1 Доцент кафедры «Иностранных языков», факультет «Гуманитарных и социальных наук»

Кандидат исторических наук E-mail: [email protected]

Вагнер Моника-Наталия Лауренсовна

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия Доцент кафедры «Иностранных языков», факультет «Гуманитарных и социальных наук»

Кандидат исторических наук E-mail: [email protected]

Facebook как современный способ обучения студентов англоязычной письменной речи

Аннотация. На современном этапе преподавания иностранных языков в высших учебных заведениях актуальна проблема формирования высококвалифицированного специалиста, с целью чего продолжается разработка и реализация новых методов, форм и средств организации учебного процесса, которые бы в полной мере отражали сущность и содержание обучение. Таким образом, вопросы совершенствования и разнообразия учебного процесса относятся не только перед студентами, но и, прежде всего, перед преподавателями.

В статье рассмотрены теоретические аспекты влияния сети Интернет на изучение английского языка, в том числе на возможности обучения студентов англоязычной письменной речи и повышение мотивации при изучении английского языка. В статье рассматривается социальная сеть Facebook как инструментальное средство обучения студентов англоязычной письменной речи. Проанализированы основные возможности данной сети, выделены основные преимущества ее использования и возможные недостатки. Представлено обоснование эффективности изучения английского языка с использованием Интернет-ресурсов, в частности социальной сети Facebook.

Экспериментально показано мотивирующее воздействие использования социальной сети Facebook в образовательном процессе, как стимула умственной активности студентов, изучающих иностранный язык. Продемонстрировано, что использование информационно-

1 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, дом 10/2

https://mir-nauki.com

коммуникативных технологий и сети Интернет (социальных сетей) в образовательном процессе способствует реализации принципов личностно-ориентированного обучения.

Ключевые слова: социальная сеть; Facebook; информационно-коммуникационные технологии

Стремительное развития на сегодняшний день получает распространение так называемых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), связанных с созданием, сохранением, передачей, обработкой и управлением информацией. Соответственно меняется характер образовательного пространства - новое поколение студентов не мыслит своего существования без ИКТ, и это диктует необходимость поиска соответствующих средств и приемов обучения иностранному языку, которые бы захватывали воображение, привлекали к активному общению и сотрудничеству, способствовали изучению культуры другого народа. Такими средствами стали инструменты Веб 2.0, в том числе, социальные сети [1]. Неслучайно исследователи признают важность применения инструментов Веб 2.0 в контексте высшего образования, как таких, которые лучше всего соответствуют академическим и социальным потребностям студентов и имеют ряд преимуществ [2, 3].

Однако, несмотря на растущую популярность социальных сетей и возможность их применение в качестве эффективного средства обучения, студенты и преподаватели не всегда правильно пользуются учебным потенциалом этих ИКТ, поскольку возможности последних еще не исследованы в теоретическом плане, не разработаны технологии их практического применения в процессе обучение.

Рассмотрим роль ИКТ в жизни общества вообще и в сфере образования в частности. Сейчас ИКТ включают аппаратные средства (компьютеры, сервера) и программное обеспечение (операционные системы, сетевые протоколы, поисковые системы и тому подобное). В современном мире ИКТ является важной и неотъемлемой частью государства, бизнеса и частной жизни. Особую популярность приобрели технологии Веб 2.0, которые включают разнообразные блоги, подкасты, вики, виртуальные миры, режимы видеосвязи и обмена фотографиями. Все больше молодых людей используют эти сервисы как в качестве способа проведения свободного времени, так и с целью поиска информации, решения академических задач и т. п. Таким образом, Интернет играет все большую роль не только в общественной, но и в академической жизни студента. Именно поэтому педагоги всего мира обращаются к средствам Веб 2.0, изучая их дидактический потенциал и стремясь использовать их в учебном процессе [4].

Цель статьи заключается в определении потенциальных возможностей социальной сети Facebook в обучении студентов англоязычному письму, выяснении основных преимуществ сети и ее возможных недостатков.

За последние годы одним из наиболее популярных средств технологий Веб 2.0 стали социальные сети. Эти ресурсы насчитывают миллионы пользователей, будучи простым и удобным средством общения и обмена информацией. Именно использование социальных сетей в обучении обеспечивает возможность подобного непринужденного общение со сверстниками. На сегодня, например, в Интернете существуют несколько социальных сетей, предназначенных для изучения иностранных языков. Пользователь, который регистрируется на этих сайтах, изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем - носителем этого языка, и в процессе этой взаимодействия они обучают друг друга своему родному языку [5].

https://mir-nauki.com

По данным сайта Brand Analytics (https://br-analytics.ru/) за 2017 год, Facebook (далее -FB) является 3-м по посещаемости сайтом в России, с 1,9 млн авторов и 53,4 млн сообщений2. FB дает пользователям возможность создавать собственный профиль, обновлять личную информацию (домашний адрес, номер мобильного телефона и др.), информировать об интересах, религиозных взглядах и даже таких данных, как семейное положение. Кроме создания собственных личных профилей, пользователи также могут добавлять в друзья других участников, отправлять личные сообщения, вступать в группы, публиковать и комментировать видео и фотографии. Учитывая разнообразие и типы приложений, которые встроены в платформу FB, он является гораздо более мощным ресурсом, чем какая-либо другая социальная сеть в мире. Этот ресурс облегчает взаимодействие между пользователями благодаря функциям «нравится» (одобрение определенной информации другого пользователя) и «комментарий» (возможность комментирования фотографии, видео и текстовой информации) [7].

Все упомянутые факторы, безусловно, делают FB мощным инструментом для обучения, учитывая постоянное совершенствование его возможностей и бесконечный потенциал для использования.

Так, с целью обучения иностранных языков можно эффективно использовать следующие функции FB.

Как и любая обычная программа электронной почты, FB позволяет пользователям обмениваться частными сообщениями.

Приложение «FB Группы» дает возможность создавать открытые или закрытые группы по интересам с неограниченным количеством участников, проводить дискуссии, обмениваться медиафайлами и отправлять личные сообщения [8]. Создавая учебную группу в FB, преподаватели способны значительно повысить уровень мотивации в группе и предоставить студентам возможность участвовать в многоступенчатом взаимодействии. Установлено, что FB позволяет каждому студенту выполнять задачи со скоростью, характерной для его индивидуальных особенностей, и не зависеть от более способных студентов [9].

Многие исследователи отмечают безусловно положительное влияние использования FB на всех этапах обучения англоязычному письму. Установлено, что приложение «FB группы» способно улучшить письмо студентов, являясь промежуточным звеном между академическим письмом и общением и предоставляя им аутентичный и персонализированный контекст [10].

Письменное общение средствами FB способствует повышению уровня содержательности, сложности письменных работ студентов, обеспечивает мгновенную обратную связь, уменьшение количества ошибок и способствует высказыванию точки зрения, которую они не способны выразить в устной речи.

FB может быть особенно эффективным на этапе планирования высказывания и отбора релевантной информации. Участие в процессе «мозгового штурма» непосредственно перед собственно письмом развивает критическое и творческое мышление. Большинство студентов признает, что другие участники группы FB помогают им лучше понять суть задачи, групповые дискуссии развивают критическое и творческое мышление, облегчают планирование написания эссе и других письменных произведений, а комментарии и сообщения сверстников добавляют студентам уверенности и дополнительной мотивации в письменном высказывании на английском языке [11].

Размещение письменных высказываний в FB побуждает студентов к осуществлению их самокоррекции. Режим работы онлайн и значительно большая, чем обычная учебная группа,

2 Социальные сети в России, лето 2017: цифры и тренды // Brand Analytics. URL: http://blog.br-analytics.ru/sotsialnye-seti-v-rossii-leto-2017-tsifry-i-trendy/.

https://mir-nauki.com

аудитория вызывает у студентов чувство глобального взаимодействия и ответственности за свои письменные произведения. Таким образом, проверяя ресурсы перед публикацией, студенты помогают преподавателям осуществлять их мониторинг.

Использование FB в процессе обучения англоязычному письму позволяет сочетать взаимодействия «преподаватель - студент» и «студент - студент», предоставляя возможность преподавателям поддерживать связь со студентами вне учебной аудитории и обсуждать задачи, события в университете, обмениваться полезными ссылками и т. п. В социальных сетях сообщения отображаются в хронологическом порядке, что, безусловно, является положительным моментом во время подготовки студентов к занятию, которое базируется на материале, предварительно изученном в аудитории [12].

Совершенствуются также лексические, грамматические и орфографические навыки. Большинство респондентов соглашаются с тем, что чтение комментариев других участников группы и преподавателей способствует обогащению их словарного запаса, автоматизации правильных грамматических форм и структур, значительно улучшая вследствие этого выражение собственного мнения [13]. Кроме того, в отличие от привычного для большинства студентов традиционного письма, FB обеспечивает коррекцию орфографии слов. Красная линия подчеркивания указывает на ошибку в написании слова, и студент может выбрать одно из предложенных слов.

FB также предлагает приложение «Курсы», созданное непосредственно для студентов. Студенты и преподаватели могут создать свой собственный курс и предложить желающим присоединиться к нему. Это приложение предлагает много возможностей для сотрудничества, обмена информацией, проведения видеоконференций и создания комментариев, доступных для всех участников группы. Преподаватель имеет возможность публиковать различные официальные данные, такие как адреса электронной почты, задачи, объявления, документы и темы для обсуждения.

Хотя необходимой платформой для обучения обладают и другие виды технологий Веб 2.0, такие как, например, дискуссионные форумы, большинство студентов предпочитают общение именно в сети FB [14].

Кроме того, исследования свидетельствуют о том, что FB активно используется не только студентами, но и преподавателями. Все больше колледжей начинают использовать ресурсы FB для поддержания связи со студентами, сокращая при этом использование электронной почты [15].

Наблюдение за деятельностью студентов в ходе их работы в сети FB, проведение бесед с ними свидетельствовали о том, что использование сети FB в процессе обучения англоязычной письменной речи было психологически комфортным, способствовало реализации их образовательного потенциала. Студенты обрели уверенность в своих силах, их учебные действия значительно оживились, возник стимул к дальнейшему обучению.

Самостоятельная работа в сети Интернет привела к развитию их интеллектуальной сферы: мобилизации внимания, улучшению восприятия и памяти. Студенты превратились в активных инициаторов и контролеров собственной самостоятельной учебной работы, результатом чего стало повышение их самосознания и самооценки.

Анкетирование, направленное на выявление готовности студентов к использованию сети FB в процессе изучения английского языка, продемонстрировало достаточно высокий уровень как интереса, так и оценки полезности применения социальных сетей в образовательном процессе.

Результаты анкетирования представлены в табл. 1 и 2 (составлено авторами).

Таблица 1

Шкала важности

1 2 3 4 5

до применения сети FB 0 % 0 % 20 % 55 % 25 %

после применения сети FB 0 % 0 % 0 % 15 % 85 %

Примечание: по шкале важности «1» соответствует минимальному значению («совсем не важно»), «5» - максимальному значению («очень важно»)

Таблица 2

Ш !кала интереса

1 2 3 4 5

до применения сети FB 0 % 10 % 20 % 45 % 25 %

после применения сети FB 0 % 0 % 5 % 35 % 60 %

Примечание: по шкале интереса «1» соответствует минимальному значению («совсем не интересно»), «5» - максимальному значению («очень интересно»)

В соответствии с результатами, представленными в табл. 1, 2, заметна положительная динамика понимания студентами важности и проявления ими интереса к изучению английского языка с использованием социальных сетей.

Наряду с многочисленными преимуществами использования FB в процессе обучения англоязычному письму, имеется и ряд недостатков. Так, не следует забывать, что эта сеть, как и другие средства онлайн общения, воспринимается студентами как такая, которая, прежде всего, выполняет развлекательную функцию. В связи следует указать на некоторые проблемы, которые могут возникнуть во время работы в социальных сетях. Одной из таких проблем является трата времени студентами в процессе онлайн игр, выполнение ими разнообразных психологических тестов, участия в FB чатах и тому подобное. Именно из -за многочисленных приложений на FB студенты могут потратить больше времени, изучая их характеристики и особенности, будучи неспособными сконцентрироваться на собственном письменном задании. Студенты также теряют много времени, изучая личную информацию своих друзей в FB с целью улучшения своих отношений в социальной сети. Для эффективного решения этой проблемы преподаватель должен представать в роли мотиватора, побуждая студентов к дисциплине и рационального использования времени на FB.

Еще одним возможным недостатком использования платформы FB является отсутствие зрительного контакта и мгновенной обратной связи. В процессе обмена идеями и точками зрения в сети Интернет у студентов иногда возникают трудности при высказывании сложных и абстрактных идей, что может привести к недоразумениям и неправильному восприятию информации. Даже используя FB только в учебных целях, студенты подвергаются риску неуместного поведения и действий со стороны других пользователей FB. Большинство участников сети слишком открыто отражают свою личную информацию, которая может быть использована многими людьми в личных целях. Таким образом, студенты могут подвергаться риску спама (рекламной информации), словесного насилия, кражи информации, онлайн преследования и даже шантажа [6].

Доступность FB способствует также развитию психологической зависимости студентов от этого информационного ресурса. Они легко могут получить доступ к сети с помощью своих мобильных телефонов, что порождает нездоровую привычку постоянно проверять свою персональную страницу насчет обновлений и новых сообщений.

Некоторые студенты со сравнительно невысоким уровнем сформированности речевой компетентности могут чувствовать дискомфорт и неуверенность относительно грамматической

и содержательной правильности собственных сообщений, которые открыты для ознакомления для всех участников общения. Кроме того, не всем студентам общение средствами FB нравится - кое-кто из них считает этот вид письменной коммуникации скучным и медленным, ведь они вынуждены ждать обратную связь от других участников группы. Также, вследствие обратной связи, участники очень часто комментируют один и тот же аспект письменной работы, делая связь неэффективной.

Некоторые студенты имеют предвзятое отношение к Интернет-технологиям вообще и социальным сетям в частности и поэтому необходимо найти соответствующую стратегию их привлечения к FB. При этом ни в коем случае не следует заставлять студентов вступать в социальную сеть.

Создание, оформление и редактирование онлайн учебных материалов иногда отбирает у преподавателей и студентов слишком много времени, вследствие чего поиск необходимых материалов онлайн может быть неэффективным. Также некоторые недобросовестные студенты выполняют письменные задания онлайн путем поиска необходимых ответов в Интернете и функцией «копировать-вставить».

Несмотря на указанные недостатки, связанные с использованием социальных сетей при обучении иностранному языку, не следует игнорировать мощный учебный потенциал этих средств.

Таким образом, применение социальных сетей меняет характер учебного процесса и роли его участников. Если на традиционном занятии время межличностного общения ограничено, то интернет-сети открывают новые возможности для общения не только с одногруппниками, но и со сверстниками за рубежом и преподавателями на новом личностном уровне, что, в свою очередь, может положительно повлиять на отношения между студентами и преподавателем и обеспечить создание благоприятной учебной среды. При этом ответственность за успехи в обучении ложится на студентов, активно привлеченных к обретению знаний и овладению навыками и умениями. Роль преподавателя не сводится к сообщению информации - вместо этого он обучает студентов формировать собственные учебные стратегии и самостоятельно осуществлять поиск и анализ необходимых ресурсов.

Перспективы дальнейших научных исследований мы видим в разработке универсальной методики обучения студентов англоязычной письменной речи средствами социальной сети FB.

ЛИТЕРАТУРА

1. Karpati, A. Web 2 technologies for net native language learners: a "social CALL" / A. Karpati // ReCALL, vol. 21, 2009. - P. 139-156.

2. Farris-Berg K. Listening to student voices on technology: today's tech-savvy students are stuck in text-dominated schools / K. Farris-Berg // Center for Policy Studies and Hamline University. - Education Evolving, 2005. - 12 p. - URL: http://www.educationevolving.org./pdf/tech_savy_students.pdf.

3. Prensky M. Listen to the natives // Educational Leadership, vol. 63, 2006. - P. 8-13.

4. Mazer J.P. I'll see you on 'Facebook': The effect of computer-mediated teacher self-disclosure on student motivation, affective learning and classroom climate / J.P. Mazer, R. E. Murphy, C. J. Simonds // Communication Education. - 2007. - Vol. 56. - 15 p.

5. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 405-407.

6. Selwyn N. Faceworking: exploring students' education-related use of Facebook // Learning, Media and Technology. - 2009. - 160 p.

7. Kabilan M.K. Facebook: An Online Environment for Learning of English in Institutions Of Higher Education? / M.K. Kabilan, N. Ahmad, M.J.Z Abidin // The Internet and Higher Education, 2010. - 179 p.

8. Cheung C.M.K. Online Social Networks: Why Do Students Use Facebook? / C.M.K. Cheung, P.Y. Chiu, M.K.O. Lee // Computers in Human Behavior. - 2011. - 50 p.

9. Pempek T.A. College Students' Social Networking Experiences on Facebook / T.A. Pempek, Y.A. Yermolaeva, S.L. Calvert // Journal of Applied Developmental Psychology. - 2009. - 230 p.

10. Kabilan M.K. Facebook: An Online Environment for Learning of English in Institutions Of Higher Education? / M.K. Kabilan, N. Ahmad, M.J.Z. Abidin // The Internet and Higher Education, 2010. - 179 p.

11. Yancey K.B. Writing by Any Other Name // Principal Leadership, 2009. - P. 6-29.

12. Yunus M.M. Malaysian ESL teachers' use of ICT in their classrooms: expectations and realities // RECALL: The Journal of EUROCALL. - 2007. - 86 p.

13. Yunus M.M. The effectiveness of Facebook groups on Teaching and Improving Writing: Students' perceptions / M.M. Yunus, H. Salehi // Journal of Education and Information Technologies. - 2012. - 90 p.

14. Blattner G. Facebook in the Language Classroom: Promises and Possibilities / G. Blattner, M. Fiori // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. - 2009. - 23 p.

15. Yunus M.M. The effectiveness of Facebook groups on Teaching and Improving Writing: Students' perceptions / M.M. Yunus, H. Salehi // Journal of Education and Information Technologies. - 2012. - 90 p.

Ovezova Umeda Akparovna

Peoples' friendship university of Russia, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Wagner Monica-Natalia Laurensovna

Peoples' friendship university of Russia, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Facebook as a modern way of teaching English-speaking students

Abstract. At the present stage of teaching foreign languages in higher educational institutions, the problem of forming a highly qualified specialist is urgent, with the aim of which the development and implementation of new methods, forms and means of organizing the educational process that would fully reflect the essence and content of training continue. Thus, the issues of improvement and diversity of the educational process are not only for students, but, above all, for teachers.

The theoretical aspects of the influence of the Internet on the study of the English language are examined in the article, including the possibility of teaching students of English written language and increasing the motivation for learning English. The article examines the social network Facebook as a tool for teaching students of English written speech. The main features of this network are analyzed, the main advantages of its use and possible shortcomings are highlighted. The rationale for the effectiveness of learning English using Internet resources, in particular the Facebook social network, is presented.

Experimentally shown is the motivating effect of the use of Facebook social network in the educational process, as an incentive for the mental activity of students studying a foreign language. It is demonstrated that the use of information and communication technologies and the Internet (social networking) network in the educational process contributes to the implementation of the principles of personal-oriented learning.

Keywords: social network; Facebook; information and communication technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.