Общественно -гуманитарные науки
УДК 37.01
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11725
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ Web 2.0 ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Гималетдинова Камиля Рамилевна
инженер-электроник кафедры информатики Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова Россия, г. Ульяновск Арябкина Ирина Валентиновна д.п.н., профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Россия, г. Ульяновск
Аннотация: в статье рассматривается организация деятельности младших школьников с использованием социальных сервисов Web 2.0 для творческого и интеллектуального развития. Рассматриваются сервисы: Classroom, Picasaweb, Google Docs, Cacoo, Scratch Mit Edu, которые можно применить при построении урока в начальной школе с целью развития интеллектуального и творческого потенциала младших школьников.
Ключевые слова: социальные сервисы, сетевые сервисы, сервисы Web 2.0, развитие интеллектуального потенциала, развитие творческого потенциала, младшие школьники.
USING SOCIAL WEB 2.0 SERVICES FOR THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL AND CREATIVE POTENTIAL OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Gimaletdinova Kamilya R.
Electronics Engineer of the Computer Science Department Ulyanovsk State Pedagogical University Russia, Ulyanovsk Aryabkina Irina V.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Preschool and Primary General Education Ulyanovsk State Pedagogical University Russia, Ulyanovsk
Abstract: the article discusses the organization of the activities of younger students using social services Web 2.0 for creative and intellectual development. The following services are considered: Classroom, Picasaweb, Google Docs, Cacoo, Scratch Mit Edu, which can be used when building a lesson in elementary school with the aim of developing the intellectual and creative potential of younger students.
Keywords: social services, network services, Web 2.0 services, development of intellectual potential, development of creative potential, younger schoolchildren.
21-й век — это век интенсивно развивающихся современных технологий, поэтому и система образования должна решать совершенно новую глобальную проблему, связанную с подготовкой школьников к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного и мобильного мира.
При организации деятельности младших школьников необходимо учесть их дальнейшее творческое развитие, а при этом важная роль отводится использованию современных технологий и социальных сервисов [1-2]. Самыми популярными на данный момент времени являются «Социальные сервисы Веб 2.0», которые помогают организовать любую учебную деятельность младших школьников.
Социальные сервисы - это сетевое программное обеспечение, которое поддерживает групповые взаимодействия. Социальный сетевой сервис — это виртуальная площадка, которая связывает людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в одну сеть Интернет. Социальные сервисы - это второе название сетей нового поколения. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента [3-4].
Web 2.0 - это второе поколение сетевых сервисов Интернета, которые позволяют пользователям создавать в Сети и использовать информационные ресурсы. На данный момент, сетевых сервисов Web 2.0. достаточно много, и не у каждого учителя начальных классов есть время изучить все сервисы и выбрать оптимальный для конкретной деятельности. В ходе нашей исследовательской работы были подобраны 5 самых актуальных и необходимых социальных сервиса для организации работы в начальной школе для развития интеллектуального и творческого потенциала младших школьников.
Интерактивный сервис Classroom - сервис, который позволяет каждому учителю организовать свой электронный класс, в котором формировать материалы для урока и задания по уроку, а при формировании задания выбрать совместное использование документа или автоматическое создание копии для каждого обучающегося. В ходе работы учащихся, учитель может увидеть, кто закончил выполнение задания, а кто нет, а также предоставить обратную связь и задать вопросы обучающимся в режиме реального времени как в классе, так и вне его. Обучающиеся в интерактивном режиме могут познакомиться с появившимися назначенными заданиями и материалами в папках на Google диске, которые создаются автоматически для каждого задания и каждого ученика. Обучающимся также доступно общение напрямую как с учителем, так и с одноклассниками. Взаимодействуя в данном сервисе у учащихся появляется интерес к познавательной деятельности, им хочется быстрее узнать что-то новое для себя и выполнить общие задания быстрее одноклассников. Данный сервис предназначен для использования на любом уроке в начальной школе.
Рис. 1. Сервис Classroom
Сервис Picasaweb - сервис, который позволяет совместно создавать фотоальбомы, хранить и привязывать фотографии к местам на карте, создавать на основе фотоальбомов слайд-шоу. Данный сервис при работе над проектом позволяет группе учащихся редактировать альбом: вносить свои изменения, менять местами фотографии, комментировать. Такая совместная работа в группе разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. В ходе работы с этим сервисом у обучающихся появляется интерес к творчеству и созданию своих интересных фотографий и коллажей. Данный сервис можно использовать на уроках информатики и изобразительного искусства.
Рис. 2. Сервис Picasaweb
Сервис Google Docs - это сервис, который является источником учебных материалов. В нем можно публиковать и хранить творческие работы учеников, такие как портфолио, доклады, виртуальные выставки, проекты, а также комментировать и обсуждать презентации, другие материалы. В процессе работы с этим сервисом у обучающихся повышается интерес к добыванию знаний. Данный сервис применим на любом уроке в начальной школе.
Рис. 3. Сервис Google Docs Ментальные карты Cacoo —диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей идеей. При работе с данным сервисом учащиеся добывают знания и делают свои общие выводы, при этом развивается их интеллектуальный потенциал. Сервис Cacoo можно применять на уроках информатики, математики, русского языка, иностранного языка.
Extensive collection of templates and shapes
Рис. 4. Сервис Сасоо
Сервис Scratch Mit Edu —это сервис, в котором возможно осуществить работу с новой средой программирования Scratch 2.0, которая позволяет учащимся создавать собственные анимированные интерактивные истории, игры и модели. Во время работы с данным сервисом каждый ученик проявляет свой творческий потенциал и при этом осваивает основы программирования. Scratch mit edu - уникальный сервис для проведения увлекательных занятий по информатике в начальной школе.
Рис. 5. Сервис Scratch Mit Edu Применение социальных сервисов в процессе обучения вызывает у младших школьников повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, так как их использование создает возможность доступа к свежей информации в сочетании цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, «диалога» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации.
Использование социальных сервисов Web 2.0 в организации совместной деятельности на уроках в начальной школе способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника. Для грамотного использования в процессе обучения социальных сервисов Web 2.0 педагогу самому нужно постоянно самосовершенствоваться, уметь не только организовать процесс обучения, но и использовать в своей работе современные информационные технологии.
Ссылки на источники:
1. Aрябкина И.В. Интерактивные педагогические методы и технологии как часть педагогических методов и технологий / Aрябкина И.В., Якшамкина A.C // в сборнике: наука, образование и инновации сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 131-133.
2. Мулеева A^. Сетевые сервисы Веб 2.0 и интернет технологии в образовании / Мулеева A^. // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы Международной научно-практической конференции. (Чебоксары, 18 март 2014 г.) / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 494-496. - ISBN 978-5-906626-17-2.
3. Гималетдинова К.Р. Проектная деятельность на уроках с использованием сервисов Web 2.0 с учетом требований ФГОС ООО / Гималетдинова К.Р., Мулеева A.^^, Галятдинова Э.Ф., Хасанов И.М. // в сборнике: Приоритетные направления развития образования и науки Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 107-111.
4. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. М.: Интуит.ру, 2006. 64 с.