УДК 37.034
DOI 10.24411/2409-3203-2019-1927
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Арябкина Ирина Валентиновна
д.п.н., профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова Россия, г. Ульяновск Курскова Наталья Сергеевна студентка кафедры педагогики и психологии Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Россия, г. Ульяновск
Аннотация: В статье рассматривается необходимость использования современных инновационных технологий в процессе изучения музыки. При правильном подходе, опыте и грамотности преподавателя современные технологии способствуют совершенствованию восприятия музыки, которая формирует и развивает внутренний мир и духовную культуру ребёнка.
Ключевые слова: музыка, музыкальное восприятие, развитие музыкальной культуры, искусство, младший школьник, современные технологии, урок, компьютерные средства.
THE RELEVANCE OF THE APPLICATION OF MODERN TECHNOLOGY IN MUSIC
LESSONS
Aryabkina Irina Valentinovna
PhD, Professor of the Department of preschool and primary General education Ulyanovsk state pedagogical University the name of I. N. Ulyanov
Russia, Ulyanovsk
Kurskova Natalia Sergeevna student of the Department of pedagogy and psychology Ulyanovsk state pedagogical University the name of I. N. Ulyanov
Russia, Ulyanovsk
Abstract: The article discusses the need to use modern innovative technologies in the process of studying music. With the right approach, experience and literacy of the teacher, modern technologies contribute to improving the perception of music, which forms and develops the inner world and spiritual culture of the child.
Keywords: music, musical perception, the development of musical culture, art, younger schoolchild, modern technology, lesson, computer tools.
Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания культурных, эмоциональных и эстетических качеств человека. В основе этого процесса лежит восприятие музыки - сложное и многоуровневое явление, представляющее для ребёнка большую трудность. Музыкальное восприятие тесно связано с психическими процессами
111
и представляет собой вычленение в произведениях музыкального искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Чтобы помочь ребёнку в развитии его музыкального восприятия, педагоги обращаются к различным педагогическим приёмам и средствам, а также современным технологиям, которые позволяют развивать и совершенствовать у детей младшего школьного возраста способность понимания музыки и наслаждения ею.
Модернизация системы отечественного образования и научно-технический прогресс позволяют включать в современный учебный процесс различные информационные технологии и средства, позволяющие учащимся лучше прочувствовать и понять музыку, а также делают музыкальные уроки более интересными и современными [1]. Такие средства, как аудио-, видеозаписи, компьютерные программы, различные информационные ресурсы, дают возможность не только слушать музыку в качественной записи, но ввести в изучение той или иной темы дополнительные текстовые, визуальные статичные и динамичные музыкальные образы, связанные с другими видами искусства (живопись, литература, танец, народные промыслы) [2]. Современные технические средства (мультимедийная доска, видеопроектор, компьютер и т.п.) очень удобны для построения урока, создания особой эстетической атмосферы, а также для восприятия музыкального материала учащимися, активизации их познавательной деятельности, реализации творческого потенциала, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира [4].
Компьютер и его периферийные средства (колонки, проектор), а также специальные компьютерные программы являются универсальным техническим средством и наиболее удобным для проведения любого учебного занятия. Уроки с использованием компьютера, в отличие от традиционных уроков, имеют особенную организацию, прежде всего, актуальность изучения той или иной темы выстраивается с опорой на жизненный опыт современного ребёнка, ведь каждый из них хорошо знаком с современной техникой и, более того, дети уже привыкли получать и воспринимать информацию с их помощью. Компьютерная техника и её возможность демонстрировать аудиозаписи в высоком качестве, сопровождать это визуальным рядом (специально подобранные картины известных художников, фотографии, видеофрагменты концертов, балета, танцевальных выступлений и т.п.) способствуют активному развитию у обучающихся музыкального мышления и восприятия, ассоциативного мышления, внутреннего слуха, зрения, чувствительности к интонации.
Особое применение на уроках музыки находят мультимедийные презентации, создаваемые и демонстрируемые с помощью компьютерной программы PowerPoint. Использование презентаций важно не только для учащихся, но и для самих педагогов, поскольку открывают для них большие возможности для творческого подхода к построению урока. Обладая навыками работы в PowerPoint, учитель музыки может создавать различные презентации практически на любую тему, сочетая в них иллюстрации, портреты композиторов и исполнителей, видеофрагменты, диаграммы, схемы, музыкально-дидактические игры, тестовые задания и др. Презентации могут эффективно использоваться на любом этапе урока, их визуальные возможности и эффекты позволяют быстрее и глубже воспринимать изучаемый музыкальный материал.
При организации музыкальной деятельности младших школьников необходима ориентация на их дальнейшее творческое развитие, чему в немалой степени способствует использование современных социальных сервисов. Самыми востребованными в настоящее время являются «Социальные сервисы Веб 2.0», позволяющие организовывать любую учебную деятельность школьников.
«Социальные сервисы - это сетевое программное обеспечение, которое поддерживает групповые взаимодействия. Социальный сетевой сервис — это виртуальная площадка, которая связывает людей в сетевые сообщества с помощью
программного обеспечения, компьютеров, объединенных в одну сеть Интернет. Социальные сервисы - это второе название сетей нового поколения» [5, с. 110]. Такими социальными сервисами являются: интерактивный сервис Classroom (сервис, который позволяет педагогу организовать собственный электронный класс, в котором удобно сформировывать материалы для урока и задания к нему; при формировании заданий выбирать совместное использование документа или автоматическое создание копий для обучающихся); сервис Picasaweb («сервис, позволяющий совместно создавать фотоальбомы, хранить и привязывать фотографии к местам на карте, создавать на основе фотоальбомов слайд-шоу» [5, c.111]) ; сервис Google Docs («сервис, который является источником учебных материалов. В нем можно публиковать и хранить творческие работы учеников, такие как портфолио, доклады, виртуальные выставки, проекты, а также комментировать и обсуждать презентации, другие материалы» [5, c. 111]); ментальные карты Cacoo («диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей идеей» [5, с. 112]), сервис Scratch Mit Edu (сервис, в котором можно осуществлять работу с новой средой программирования Scratch 2.0, позволяющей обучающимся создавать собственные анимированные интерактивные истории, модели, игры).
Однако, применяя современные технологии и средства, не следует забывать о том, что урок музыки - это урок общения с искусством. Важно не превратить его в компьютерный практикум, в центре которого находится визуально-техническая графика. Современные компьютерные технологии на музыкальных уроках - это вспомогательные, а не основные средства обучения. Главное предназначение музыкальных занятий в школе - культурно-эстетическое развитие личности каждого обучающегося. Главное в этом процессе - раскрытие воспитательного потенциала музыкального искусства с целью духовно-нравственного обогащения подрастающего поколения, введение его в мир искусства как «ядра» культуры [1].
На основании всего вышесказанного, можно сделать вывод, что инновационный подход к построению музыкальных уроков является необходимым. Всё больше школ оснащаются современной техникой, позволяющей сделать учебный процесс более насыщенным, интересным и содержательным. Деятельность современного ученика при его знакомстве с искусством выводится на новый уровень мышления, при котором философско-художественное восприятие и осмысление музыкальных произведений содержательно усложняется и требует дополнительных знаний и взаимосвязи с другими видами искусства. Использование современных информационных технологий позволяет сделать этот процесс более доступным, а восприятие музыки - более совершенным. Это способствует формированию и развитию музыкальной культуры обучающихся как важнейшей части всей их духовной культуры. При правильном подходе, опыте и грамотности преподавателя, наличии у него культурно-эстетической компетентности как важнейшего профессионального качества, включающего гуманитарно-эстетическую и профессионально-педагогическую составляющие [1,2,3], музыка помогает сохранить и обогатить хрупкий внутренний мир ребёнка.
Список использованной литературы:
1. Арябкина, И. В. Культурно-эстетическая компетентность учителя начальной школы [Текст] : структура и проблемы формирования в системе высшего профессионального образования / И. В. Арябкина // Поволжский педагогический поиск. -2012. - № 1 (1). - С. 61-68. - ISSN 2307-1052
2. Арябкина И.В. Культурно-эстетическая составляющая в системе формирования профессиональной компетентности учителя начальной школы // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 61-64.
3. Арябкина И.В. Осмысление идей культурологического подхода в контексте формирования культурно-эстетической компетентности современного учителя // Педагогика искусства. 2010. №.3. С. 79-87.
4. Арябкина, И. В. Проблемы культурно-эстетического развития личности на современном этапе реформирования образования [Текст] / И. В. Арябкина // Научный потенциал. - 2015. - № 2 (19). - С. 32-35. - ISSN 2218-7774.
5. Гималетдинова К.Р., Арябкина И.В. Использование социальных сервисов Web 2.0 для развития интеллектуального и творческого потенциала младших школьников // Эпоха науки. 2019. №17. С. 110-114.
УДК 796.011.2
DOI 10.24411/2409-3203-2019-1928
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ
ЗАВЕДЕНИИ
Буриков Александр Владимирович
к.б.н, профессор кафедры физической подготовки ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны»
Россия, г. Ярославль
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы по совершенствованию способов и методов подготовки курсантов военных вузов воздушно-космических сил средствами физической культуры к выполнению задач военно-профессиональной деятельности. Необходимость ориентации процесса физической подготовки будущих офицеров к выполнению военно-профессиональной деятельности. Делается вывод о том, что планирование физической подготовки курсантов высших военных учебных заведений воздушно-космических сил необходимо строить с учетом этапов их профессиональной деятельности и рационального распределения бюджета времени, выделенного на физическую подготовку, а так же принимая во внимание целесообразность суммированного эффекта нескольких тренировочных занятий.
Ключевые слова: Развитие, воспитание, физическая подготовка, военно-профессиональная деятельность, функциональное состояние, методика.
PHYSICAL PREPARATION OF COURSES IN MILITARY EDUCATION
Burikov Alexander Vladimirovich
PhD, Associate Professor, Professor of the Department of Physical Training «Yaroslavl Higher Military School of Air Defense», Yaroslavl, Russia
Abstract: The article deals with the issues of improving the methods and methods of training cadets of military high schools of aerospace forces with physical culture means to perform the tasks of military professional activity. The need to orient the process of physical training of future officers to the implementation of military professional activities. It is concluded that the planning of physical training of cadets of higher military educational institutions of aerospace forces must be built taking into account
114