Научная статья на тему 'Использование ситуативных вокабуляров для формирования метапредметных знаний и умений'

Использование ситуативных вокабуляров для формирования метапредметных знаний и умений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СИТУАТИВНЫЕ ВОКАБУЛЯРЫ / METASUBJECT SKILLS / COMMUNICATION COMPETENCE / SITUATIVE VOCABULARIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Львова Ольга Владимировна

В статье описываются способы применения ИКТ-инструмента — ситуативных вокабуляров — для эффективного формирования и развития коммуникационных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Usage of situative vocabularies to form metasubject knowledge and skills

The article describes ways for usage of an ICT-tool — situative vocabularies to form and develop communication competence effectively.

Текст научной работы на тему «Использование ситуативных вокабуляров для формирования метапредметных знаний и умений»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАТИВНЫХ ВОКАБУЛЯРОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

О.В. Львова

Кафедра информатизации образования Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

В статье описываются способы применения ИКТ-инструмента — ситуативных вокабуля-ров — для эффективного формирования и развития коммуникационных компетенций.

Ключевые слова: метапредметные умения, коммуникационные компетенции, ситуативные вокабуляры.

Основой современных образовательных стандартов становится формирование универсальных учебных действий (УУД), выработка базовых для современного человека компетентностей, одной из которых является коммуникативная — умение эффективно сотрудничать с другими людьми. В требованиях к результатам освоения основных общеобразовательных программ выделены метапредметные аспекты, т.е. освоение универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. По мнению А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности — способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [1]. Иными словами, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадея-тельности.

Понятно, что универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности, являясь актуальной задачей воспитания, делает необходимым ускоренное совершенствование образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде

всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязь и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий, к которым, в частности, относится и коммуникативная дидактика.

Термин «коммуникация» прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарных знаний, необходимых для современных специалистов любого профиля. Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, ее функциях, развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). В составе коммуникативной компетенции — в порядке методической процедуры — выделяется речевая компетенция. Речевая компетентность — это знание основных законов функционирования языка и речи и способность к их использованию для решения профессиональных задач.

В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения, в том числе и коммуникативно-речевые, а именно:

— умение составлять связное устное высказывание;

— умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

— умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

— умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

— умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

— умение использовать различные средства наглядности;

— умение выражать свое мнение и аргументировать его;

— умение оформлять научно-исследовательские работы;

— умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

— умение вести дискуссию.

Львова О.В. Использование ситуативных вокабуляров для формирования метапредметных знаний...

До недавнего времени коммуникативный принцип обучения речевой деятельности в разных сферах и ситуациях, выдвигаемый известными отечественными и зарубежными учеными-психолингвистами, наиболее полно воплощался в учебных материалах и пособиях для иностранных студентов, получающих образование в вузах СНГ, или при освоении иностранного языка русскоговорящими обучающимися.

Однако в настоящее время задача развития и формирования речевой компетенции при использовании русского языка стала актуальна практически для всего молодого поколения России.

На первых же занятиях по культуре речи, деловому общению, теории коммуникации выявляется отсутствие у студентов элементарных коммуникативно-речевых знаний и умений их применения в моделируемых на занятиях ситуациях взаимодействия.

Необходимость повысить профессионально-речевую компетентность привела к мысли о разработке такой методической системы формирования речевой компетенции, которая учитывала бы речевые модели, соотносимые с разными учебными предметами и ситуациями. Решая проблему более эффективного обучения учебно-научному и профессионально-деловому общению, ученые-методисты все чаще делают упор на необходимость для студентов различного профиля овладевать знаниями по теории коммуникации, умениями и навыками установления и поддержания контактов в различных сферах и ситуациях взаимодействия.

Согласно определению, приведенному в толковом словаре обществоведческих терминов, вокабуляр — это краткий словарь к учебнику, хрестоматии; словарный запас [2]. С лингвистической точки зрения к этому списку можно было бы добавить еще и словарь к отдельным текстам на иностранном языке.

Ранее была предложена методика использования тематических вокабуляров (глоссариев), включающих в себя определения предметных компонентов (понятий, объектов коммуникации), общих для разных дисциплин и расположенных на каком-либо сетевом ресурсе (например, групповой электронной почте). Этот объект может, например, включать в себя таблицу «Соответствие лексико-грамматиче-ских конструкций мотивам речевой деятельности». Таким вокабуляром (глоссарием) могут воспользоваться как преподаватели, так и студенты. Он может пополняться, унифицироваться, служить основанием для выполнения самых разнообразных учебных заданий [3].

Опыт использования подобных вокабуляров и последующие исследования в данной области выявили, что причина отсутствия коммуникативной активности в отношении какого-либо события (например, дня рождения, победы в конкурсе) или, что еще хуже, неправильная речевая реакция на событие часто кроется в неумении выразить свои чувства в отношении данного события в соответствующей форме или в нехватке (незнании) соответствующих слов и выражений. Все это указывает на необходимость создания ситуативных вокабуляров (на родном языке), включающих в себя лексические конструкции, применяемые в конкретных коммуникативных ситуациях и, естественно, расположенных на общедоступных сетевых ресурсах. Использование информационно-коммуникационных технологий в создании ситуативных вокабуляров открывает широкие перспективы применения

данного инструмента. Например, он может служить основанием для выполнения самых разнообразных учебных заданий по развитию коммуникационных компетенций, быть объектом проектной деятельности самих обучаемых (создаваться или пополняться и унифицироваться ими самими) при наличии связанных с ним форумов, блогов, чатов и т.д. У студентов появляется возможность обсуждения способов и ситуаций применения различных лингвистических конструкций или значений слов и выражений не по заданию преподавателя, а когда в силу различного рода обстоятельств подобный опыт приобретен и им хотят поделиться, или при возникновении проблемы возникает желание выяснить способы ее разрешения другими.

Сегодня важно не столько дать обучающемуся как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 2. — С. 3—6.

[2] Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. — СПб.: Лань, 1999.

[3] Львова О.В. ИКТ-инструменты для развития коммуникационных компетенций будущих преподавателей математики // Материалы XXIX Всероссийского семинара преподавателей математики высших учебных заведений «Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки учителя математики в педвузах и университетах в современных условиях». — М.: МГПУ, 2010. — С. 152—153.

LITERATURA

[1] Kuznetsov A.A. O Shkolnykh standartakh vtorogo pokoleniya // Munitsipalnoe obrazovanie: innovatsii i experiment. — 2008. — № 2. — S. 3—6.

[2] Yatsenko N.E. Tolkovij slovar' obtshestvovedcheskikh terminov. — SPb: Lan', 1999.

[3] L 'vova O. V. IKT-instrumenty dlya razvitiya kommunikatsionnykh kompetentsij prepodavate-lej matematiki // Materialy XXIX Vserossijskokgo seminara prepodavatelej vysshikh ucheb-nykh zavedenij «Professional'no-pedagogicheskaya napravlennost' matematicheskoj podgo-tovki uchitelya matematiki v pedvuzakh I universitetakh v sovremennykh usloviyakh». — M.: MGPU, 2010. — S. 152—153.

USE OF SITUATIVE VOCABULARIES TO FORM METASUBJECT KNOWLEDGE AND SKILLS

O.V. Lvova

Chair of information of education Moscow city pedagogical university Sheremetyevskaya str., 29, Moscow, Russia, 127521

The article describes ways for usage of an ICT-tool — situative vocabularies to form and develop communication competence effectively.

Key words: metasubject skills, communication competence, situative vocabularies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.