УДК 377.5
Юртаева Т.Б.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ЗАДАЧ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЭКОНОМИСТА В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Статья направлена на выявление потенциала нравственно-правовых задач в развитии нравственно-правовой культуры будущего экономиста. По мнению автора, нравственно-правовые задачи, интегрированные в курс экономических дисциплин, являются эффективным средством развития нравственно-правовой культуры студента. Описывается логика использования нравственно-правовых задач в опытно-экспериментальной работе.
Ключевые слова: нравственно-правовая культура, учебная задача, система нравственно-правовых задач.
В период социокультурных и социально-экономических преобразований, система образования обращается к проблеме человека, его культуры, индивидуальности, воспитанию в духе высокой нравственности и уважения к закону. Общепризнанным является факт, что экономические и правовые процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. «Право должно соответствовать, - отмечает А. Бальсевич, - современным социальным, в том числе и экономическим, реалиям, а экономические агенты, определяя стратегии своего поведения, должны учитывать ограничения, которые накладывает на них существующая правовая система» [1, с. 61]. В нашем исследовании экономические дисциплины выступают эффективным средством развития нравственно-правовой культуры студента.
Нравственно-правовая культура студента-экономиста рассматривается как интегратив-ное качество личности, включающее систему правовых и нравственных взглядов, позволяющих субъекту осуществлять себя дееспособным в сфере нравственно- и правоориентированной экономики, нести ответственость по отношению к государству и обществу. Как следует из определения, являясь атрибутом культуры личностной, нравственно-правовая культура проектируется на область профессиональной деятельности будущего экономиста. Овладение нравственно-правовой культурой способствует приобщению студента к опыту позитивного социального поведения, осознанию социальных ценностей в экономической сфере, пониманию действующих законов, их общественной, экономической и личной значимости.
В ходе исследования нами установлено: 86,66% студентов отмечают, что на занятиях по экономическим дисциплинам нравственно-правовые вопросы поднимаются редко, или никогда. Это свидетельствует о серьезных пробелах в организации процесса подготовки будущего экономиста. Исследуя возможности экономических дисциплин в развитии нравственно-правовой культуры студента, мы пришли к выводу, что обогащение содержания экономических дисциплин на основе системы нравственно-правовых задач является эффективным средством в достижении поставленной цели. Ученые отмечают, что задача составляет основу личностно ориентированной ситуации в обучении, если в ее структуру определенным образом будет введен ценностный компонент [2, с. 117].
Анализ наученной литературы позволил выделить следующие виды учебных задач: предметно-познавательные, практико-ориентиро-ванные, поисково-ориентированные, гуманитарно-ориентированные задачи [3, с. 24].
Наш интерес направлен на каждый из указанных видов. Рассмотрим, каким образом формируется система нравственно-правовых задач на примере темы «Рыночное равновесие» в курсе микроэкономики. К предметно-познавательным нравственно-правовым задачам мы отнесли задачи, содержащие научное противоречие, выявляющие межпредметные связи, предполагающие выбор из нескольких способов решения, которые направлены на освоение понятийного и операционного аппарата, на освоение знаний соответствующего раздела экономики. Примером предметно-познавательной задачи может служить: «Спрос и предложение на обед в сту-
Юртаева Т.Б.
Использование системы нравственно-правовых задач
денческой столовой описываются уравнением Qd=2400-100p, Qs=1000+250p».Студентам предлагается вычислить равновесную цену и равновесный объем, а затем оценить последствия повышения или понижения равновесной цены.
Студенты с интересом составляют кейсы практико-ориентированных задач, состоящие из жизненных ситуаций, в которых студент усматривает пользу теоретических знаний при осуществлении хозяйственной деятельности. Такие задачи содержат простейшую ценностную ориентацию, основаны на таких ситуациях, в которых экономические знания являются средством решения нравственно-правовых задач: «Повышение заработной платы (доходов) потребителей на 50% приводит к тому, что равновесная цена и уровень инфляции увеличатся в 1,5раза. Почему государство повышает минимальную заработную плату? (рассмотреть с экономической, нравственно-правовой точки зрения)».
К поисково-ориентированным задачам мы отнесли задачи с избыточными или недостаточными данными, задачи, допускающие вероятностное решение, задачи с отсутствием единственно правильного ответа. При изучении темы «Рыночное равновесие» примером такой задачи является: «Оцените положительные и отрицательные последствия введения государством налога на производителя, уплачиваемого с цены каждой реализуемой на рынке единицы товара в размере Тпроизв=10%». Для решения предложенной задачи студенту не хватает знаний о направлениях оценки: поступления в государственный бюджет, излишек потребителя, излишек производителя, общественный выигрыш, чистые потери общества. Далее возникают вопросы о том, какие из указанных последствий являются положительными, а какие - отрицательными, критерии их сравнения и оценки. Так, при оценке налоговых поступлений, выясняется, что хотя налог устанавливается на производителя, но уплачивают его в большей степени потребители, т. е. студент сталкивается с выбором варианта ответа и способа его нахождения.
Предложив студенту ответить на вопрос: «Учитывая все отрицательные последствия введения налога на производителя, стоит ли вводить налоги на производителей жизненно вредных благ, например, алкогольной продукции?», мы «обнажаем» ценностные ориентации студента, помогаем студентам осознать и оценить уро-
вень ответственности за результаты принимаемых решений, задача приобретает гуманитарно-ориентированный характер. Данный вид задач ориентирован на выбор той или ной позиции, преодоление нравственных противоречий.
Дифференцированная подобным образом система нравственно-правовых задач использовалась нами в опытно-экспериментальной работе, которая продолжалась в течение трех последовательных этапов (констатирующий, содержательно-развивающий, обобщающий). Это был целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе педагогического потенциала нравственно-правовых задач в развитии нравственно-правовой культуры, открытом выражении личного мнения, выработке нравственно-правовых качеств. Фиксируя результаты на каждом из этапов работы, мы подтвердили выдвинутую гипотезу.
На первом этапе развития нравственно-правовой культуры, студенты решали предметно-познавательные задачи. Посредством их происходило усвоение содержания нравственно-правовой культуры, овладение методикой решения задач, подготовка к самостоятельной деятельности на следующем этапе. На втором этапе при помощи практико-ориентированных задач упрочнялись межпредметные связи, закладывались основы будущей нравственно-и право-ориентированной деятельности, развивался творческий и индивидуальный подход в сфере хозяйствования. На третьем этапе студент решал поисково-ориентированные и гуманитарно-ориентированные задачи, при помощи которых учился нести ответственность за принимаемые им решения и развивать самостоятельно личност-но важные и профессионально значимые нравственно-правовые качества. Сквозным на всех перечисленных этапах являлось наличие рефлексии и субъектного взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе.
Приведенная система задач показывает двустороннюю зависимость экономики и права, в основе которых лежат нравственные ценности. В них поле культурной интеграции экономики и права предстает как фундамент освоения экономических знаний. Таким образом, нравственно-правовые задачи имеют ряд развивающих и воспитательных возможностей, позволяющих включить студента в современное культурологическое пространство обще-
Гуманитарные науки
ства. По результатам опытно-экспериментальной работы мы установили, что решение нравственно-правовых задач в процессе изучения экономических дисциплин позволяет студентам:
- активизировать теоретические знания;
- развивать навыки анализа, синтеза и критического мышления;
- находить и принимать нравственно-правовые решения в условиях экономики знаний, неопределенности;
- формировать практические умения и обогащать практический опыт эффективного ведения хозяйства, основываясь на нравственно-правовые ценности;
- учиться самостоятельно добывать необходимые знания, выявлять противоречия и выдвигать гипотезы преодоления ситуаций, противоречащих нравственно-правовой культуре в экономической среде;
- выработать уверенность в себе и убежденность в том, что в реальной профессиональной деятельности студент сможет выявлять и эффективно устранять возникающие противоречия.
Система нравственно-правовых задач позволила студенту расширить поле работы, углубить мотивы учебной деятельности, обобщить знания по экономике, праву, культурологи.
28.02.2011
Список литературы:
1. Бальсевич, А.Экономика права: предпосылки возникновения и история развития / А. Бальсевич // Вопросы экономики, 2008. - №12. - С. 60-71.
2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
3. Новиков, А. М. Учебная задача как дидактическая категория / А. М. Новиков // Мир образования - образование в мире, 2006. - №1. - С. 24-35.
4. Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя / Л.Б. Соколова. - Оренбург. - 1999. - 280с.
5. Шапиева О.Г. Нравственно-правовая социализация: учеб. пособие. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2001. - 86 с.
6. Бездухов В.П. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям / В.П. Бездухов, А.В. Воронцов. - Самара: СамГ-ПУ, 2002. - 192 с.
Сведения об авторе:
Юртаева Т.Б., аспирант 2 курса Оренбургского государственного педагогического университета
e-mail: [email protected]
UDC 377.5 Yurtaeva T.B.
E-mail: [email protected]
USAGE OF SYSTEM OF MORAL AND LEGAL TASKS IN DEVELOPMENT OF MORAL AND LEGAL CULTURE OF AN ECONOMIST IN TEST-EXPERIMENTAL WORK
The article is aimed at revelation of potential of moral and legal tasks in development of moral and legal culture of a future economist. In the author's opinion, moral and legal tasks integrated into the course of economical disciplines are an effective means of development of moral and legal culture of a student. There is also the description of the logic of usage of moral and legal tasks in test-experimental work. Key words: moral and legal culture, educational task, system of moral and legal tasks.
Bibliography:
1. Balsevich A. Economics of Right: Prerequisites of Appearance and History of Development // Questions of Economics, 2008 - №12 - p. 60-71.
2. Serikov V. Education and Personality. Theory and Practice of Designing of Pedagogical Systems. // M.: Logos, 1999 - p. 272.
3. Novikov A.M. Educational Task as a Didactic Category // World of Education - Education in the World, 2006, - №1 - p. 24-35.
4. Sokolova M.B. Forming of Culture of Pedagogical Activity of a Future Teacher. // renburg - 1999 - p. 280.
5. Shapieva O.G. Moral and Legal Socialization: school-book. //Mahachkala: IPC DGU, 2001, - p.86.
6. Bezduhov V.P. Theory and Practice of Junction of Students to Values. // - Samara: SamGPU, 2002, - p.192.