Т.М. Зеленская,
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова
УДК 65.01
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
Социальная сфера, будучи чрезвычайно сложным и многообразным явлением общественной жизни, обладает относительной самостоятельностью , имеет специфические закономерности своего развития, функционирования и строения, что позволяет выделить ее в качестве самостоятельного объекта изучения. Социальная сфера, опираясь на собственную инфраструктуру, функционально обеспечивает воспроизводство трудового ресурса, регулирует потребительское поведение тех или иных социальных субъектов - индивидов, групп, слоев населения, способствует реализации их творческого потенциала, самоутверждению личности.
Социальная сфера взаимодействует с другими сферами (материально -производственной, политической и системами природного порядка), собирая, как в фокусе, все условия для воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества являются окружающей средой и связаны с социальной сферой сетью коммуникаций, каждая из которых имеет неодинаковое значение для функционирования социальной сферы. К окружающей среде также следует отнести и природно-климатические условия. По отношению к среде социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия, что является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы.
Социальная сфера включает в себя два главных компонента: структуру и инфраструктуру При этом структуру социальной сферы рассматривают с двух позиций - в зависимости от выполняемых функций и в зависимости от содержания: либо в виде условий, обязанностей и возможностей общества и его членов по удовлетворению и обогащению их потребителей, либо как совокупность систем, каждая из которых несет определенную функцию - образования и здравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания и т.п.
Социальная инфраструктура включает в себя процессы взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизнедеятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему взаимосвязанных между собой учреждений , предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования входящих в нее организационных структур. Социальная инфраструктура может рассматриваться как на уровне общества, отрасли, так и на территориальном уровне. Отдельные элементы социальной инфраструктуры не взаимозаменяемы. Поэтому лишь функционирование всех составных частей социальной сферы как единого целого обеспечивает оптимальную жизнедеятельность людей и тем самым свидетельствует об эффективности воспроизводства населения во всем его многообразии: от социально-экономических условий жизни до уровня здоровья каждого индивидуума. Уровень развития социальной инфраструктуры в регионе характеризует степень удовлетворения потребностей людей, отражает уровень и качество жизни населения.
В связи с этим возрастает важность комплексного исследования всех сторон социальной сферы, познания закономерностей ее деятельности и управления. Прежде чем назвать социальную сферу большой (макро-) системой выясним, какие объекты могут называться таковыми по определению и какими свойствами эти объекты должны обладать.
Социальная сфера определяется как социальная система в экономической энциклопедии. Социальная система - это система отраслей, представляющая в совокупности одну из сфер производства - непроизводственную сферу. Состав отраслей социальной системы меняется в соответствии с изменениями классификации отраслей этой сферы. По определению сфера непроизводственная - это комплекс отраслей, как правило, не производящих непосредственно осязаемых материальных ценностей. Это могут быть услуги, процесс производства которых зачастую совпадает с их по-
треблением: услуги социального характера, жилищнокоммунального хозяйства, бытового обслуживания, транс -порта, здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения, просвещения, культуры, искусства, науки и научного обслуживания, СМИ и т.д.
В социальную сферу входят достаточно сложные под -системы - отрасли, которые имеют иерархическую структуру управления, многоуровневую систему финансирования и работают в трех экономических секторах: государ -ственном, частном и общественном (общественные и некоммерческие организации). При этом здравоохранение занимается профилактикой и лечением заболеваний. Физическая культура и спорт служат укреплению здоровья людей и получению эмоциональных переживаний зрителями спортивных состязаний. Образование обеспечивает освоение людьми знаний и умений. Деятельность организаций культуры и искусства и СМИ до -ставляет людям эмоциональные переживания, эстети -ческие впечатления, знания. Социальное обслуживание направлено на удовлетворение повседневных потребностей тех людей, которые нуждаются в посторонней помощи вследствие возраста, инвалидности, заболеваний, потери крова. Жилищное хозяйство предоставляет услуги по эксплуатации жилищ, обеспечивающие воспроизводство материальных условий повседневной жизнедеятельности людей. Социальное страхование, предоставление социальных пособий и пенсионное обеспечение поддерживают на определенном уровне матери -альные возможности людей, лишившихся доходов вследствие временной нетрудоспособности, производственной травмы, старости и т.п. Таким образом, социальная сфера включает совокупность отраслей и организаций, выполняющих общую целевую функцию по удовлетворению потребностей населения в охране здоровья и высоком качестве жизни, что также подтверждает вышеперечисленные функции отраслей социальной сферы.
Важнейшим, определяющим свойством системы является ее целостность, под которой подразумевается внутренняя взаимосвязь структурных частей системы с единой целенаправленной деятельностью, те. осуществляющих единую по направленности специфическую деятельность в соответствии с миссией и целью системы. Это свойство в полной мере можно отнести к социальной сфере как осуществляющей целенаправленную деятельность по удовлетворению потребностей населения в охране здоровья населения и прочих социальных услугах. Совокупность устойчивых связей системы, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, составляет структуру системы. Под структурой же социальной сферы подразумеваются соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей.
Следует отметить активное взаимодействие социальной сферы с внешней средой. С одной стороны, воз -действие внешней среды на социальную сферу осуществляется через правовое законодательство, экономические субъекты других сфер, которые являются как поставщиками, так и потребителями работ и услуг социальной сферы, и в то же время от состояния экономики зависит финансирование организаций данной сферы; состояние окружающей среды и демографическая ситуация влияют на количество и ассортимент производства социальных услуг. С другой стороны, от уровня об-
разования, профессионализма и здоровья населения, которые социальная сфера через потребляемые населением услуги формирует, поддерживает, зависит трудовой потенциал, потребляемый организациями других сфер, внешних по отношению к социальной: изменение состояния окружающей среды также напрямую зависит от знаний о ней людей. Такое динамичное взаимодействие социальной сферы с окружающим миром характеризует ее как открытую систему
Социальная сфера относится к классу самоуправляемых систем, т.е. таким, которым присущи гибкие механизмы самоорганизации, саморегулирования социальных отношений и процессов. Изменения в социальной сфере находятся в тесной связи с изменениями в экономике и других сферах деятельности общества. Тенденции этой взаимосвязи, их причинно-следственные зависимости не просто разнообразны и сложны, но и в определенной степени взаимообусловлены и регулируемы. Интегрируя возможности сфер народного хозяйства, социальная сфера преобразует каждую из них, оказывая влияние соответственно собственной природе. Они же, в свою очередь, постоянно воздействуют на социальную сферу, вынуждая ее перестраиваться, нейтрализовывать или ассимилировать эти влияния. Таким образом, внешняя среда - это необходимый фон, на котором и при опосредованном участии которого развертывается процесс деятельности социальной сферы. С другой стороны, специфика социальной сферы, ее сущность определяются прежде всего внутренней природой образующих ее компонентов, характером их внутреннего взаимодействия. Внешние воздействия преломляются через внутренние свойства социальной сферы, через присущие ей внутренние противоречия. Все эти процессы динамичны, разнонаправленны и находятся в непрерывном взаимодействии.
Характер экономических отношений в социальной сфере обусловливается тем, что данная сфера предоставляет свои блага в основном в виде услуг, которые оказываются как государственными, так и негосударственными структурами - частными и общественными организациями. Таким образом, в социальной сфере работают три сектора услуг, выполняющих одну общую целевую функцию - удовлетворение потребности населения в социальных услугах. При этом каждому сектору присущи свои особенности.
Так, экономические отношения в государственном секторе между производителями услуг и государством -собственником этих организаций - строятся на принципах прямого финансирования и управления имуществом, передачи имущества унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным и муниципальным учреждениям при финансировании из бюджетов соответствующего уровня подчинения организации социальной сферы и сохранении прямых управленческих функций.
В частном секторе экономические отношения между государством и коммерческими организациями социальной сферы строятся на основе непрямого управления посредством лицензирования и сертификации деятельности, налоговой системы, таможенных пошлин, арендных платежей и регулирования цен (контроль обоснованности цен, установление цен на услуги по госзаказам, а также применение медико-социальных стандартов).
В некоммерческом секторе особенность экономических отношений между государством и производителями услуг обусловлена единством целевой установки - достижения наибольшего удовлетворения нужд и потребностей населения, повышения доступности услуг социальной сферы. Заинтересованность государства в неприбыльных общественных и других видах некоммерческих организациях проявляется посредством льготного налогообложения и предоставления выгодных арендных условий при сохранении контрольной управленческой функции через лицензирование и сертификацию деятельности производителей данного сектора социальной сферы.
Услуги социальной сферы выступают как специфическая форма производственной деятельности, имеющей своим результатом создание не вещественных благ, а определенного, признаваемого полезного эффекта, воплощенного в материальном объекте (материализованные услуги) либо направленного непосредственно на самого человека (чистая услуга). При этом социальная сфера включает в себя производителей как рыночных, так и нерыночных услуг Так, общий выпуск продукции (У) определяется существующей в стране производственной технологией при заданных количествах труда (L) и капитале (К): У = F(K,L). Если подходить к этому вопросу с позиции межотраслевого баланса (МОБ), то межотраслевые потоки средств производства представляют собой промежуточный продукт, а сумма использованных на конечное потребление товаров и услуг представляет собой конечный продукт общества. Совокупность промежуточного и конечного продуктов равна общественному продукту, или сумме всего объема производства в стране. В денежном выражении МОБ характеризуется системой уравнений:
Xj= ^Х, х YJ, (1)
/=1
где Ху - денежные затраты отрасли /-е на производство продукции у-й отрасли.
У = IX + И, (2)
/=1
где Уу - конечная продукция у-й отрасли, Иу - доходы отрасли.
И = У - х,г (3)
где И - доходы /-й отрасли.
Так как социальная сфера предоставляет в основном услуги, которые идут в очень незначительном количестве в производство других отраслей, то доля социальной сферы в ВВП будет намного меньше доли этой сферы в конечном продукте (потреблении) страны. В то же время социальная сфера в большей степени потребляет продукцию других отраслей, что вызывает рост промежуточной продукции, а в конечном счете - ведет к интеграции в технологическом процессе с другими отраслями.
Итак, социальная сфера является сложной большой открытой системой, включающей в себя сложные подсистемы отрасли. Но следует также отметить, что социальная сфера является частью (подсистемой) экономики страны, которая, в свою очередь, является экономической системой. Следовательно управление социальной сферой как сложной системой требует системного подхода; финансирование учреждений и организаций социальной сферы из бюджетов разного уровня (федерального, субъекта РФ, муниципального), а также наличие различных организационно-правовых и форм собственности предъявляют к управлению социальной сферой особые требования. К ним можно отнести необходимость гибкого стратегического планирования, использования принципов индикативного планирования, применения математического и программного моделирования в условиях неопределенности, связанной со стохастическим характером процессов, происходящих в социальной сфере. Кроме того, управ -ление социальной сферой, являющейся открытой системой, осуществляется при активном воздействии внеш -ней политической и экономической среды как региона, страны, так и других стран в результате расширения их рыночных возможностей, глобализации и совершенствования возможностей коммуникаций, передающих различного рода информацию.
УДК 338.45:621
МАШИНОСТРОЕНИЕ: ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РОСТА
Ю.И. Минина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и мировой экономики, Самарский государственный технический университет
В современных условиях особую актуальность приобретают машиностроение и перспективы его развития. Машиностроение является важнейшей стратегической отраслью хозяйства. Пороговое значение доли в промышленном производстве продукции машиностроения составляет не менее 20% [1, с. 18]. Этот показатель говорит о том, что в современных условиях успешное развитие страны невозможно без индустриализации. Каково же современное состояние машиностроения? Для выявления тенденций рассмотрим машиностроение России в целом и в Самарской области.
Успешнее всего здесь развивается производство электрооборудования , электронного и оптического оборудования, наибольший спад наблюдается в производстве машин и оборудования. В Самарской области развитие машиностроения характеризуется следующими цифрами. Индекс производства 2005 г (в % к 2004 г.): производство машин и оборудования -81,1, производство электрооборудования, электронного и оптического