Научная статья на тему 'Использование школьной естественнонаучной лаборатории "крисмас+" при формировании образовательных результатов у учащихся по биологии'

Использование школьной естественнонаучной лаборатории "крисмас+" при формировании образовательных результатов у учащихся по биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ "КРИСМАС+" / NATURAL SCIENCE LAB "KRISMAS+" / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "НА МЕСТЕ" / RESEARCH "ON THE SPOT" / ПРЕДМЕТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / SUBJECT LEARNING OUTCOMES / ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ПОРТАТИВНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ / ORGANISATION OF STUDIES OF STUDENTS WITH PORTABLE EQUIPMENT / ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ / FEATURES OF LESSONS IN THE FIELD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Ольга Борисовна, Толмачева Полина Сергеевна, Галкина Елена Александровна

В статье рассматривается система работы учителя биологии с комплексом оборудования естественнонаучной лаборатории «крисмас+». данная работа развивает у учащихся практические умения, навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, будущего профессионального самоопределения. Приведены результаты педагогического эксперимента на примере изучения биологии в 6 классе. доказана эффективность использования оборудования школьной естественнонаучной лаборатории на уроках биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Ольга Борисовна, Толмачева Полина Сергеевна, Галкина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of school science laboratory "krismas+" in the formation of the educational results of students in biology

The article considers the system of work of Biology teacher with a complex system science laboratory «Krismas+». This work develops pupils ‘ practical skills, skills of independent research work, the future professional self-determination. The paper presents the results of the pedagogical experiment on the example of studying Biology in the 6th grade. It proves the effectiveness of the equipment use of school science laboratories for biology lessons.

Текст научной работы на тему «Использование школьной естественнонаучной лаборатории "крисмас+" при формировании образовательных результатов у учащихся по биологии»

Макарова О.Б., Толмачева П.С., Галкина Е.А.

использование школьной естественнонаучной лаборатории «крисмас+» при формировании образовательных результатов у учащихся по биологии

В современной школе у каждого учащегося развиваются свои интересы, способности, желания и возможности. Тем не менее, учитель биологии должен научить учащихся основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Учитель, развивая исследовательские умения учащихся, должен видеть его потенциальные способности, внимательно реагировать на все проявления творческой активности, предоставлять возможности для их реализации при изучении живой природы [7].

На уроках биологии учащиеся решают проблемные вопросы, сталкиваются на практике с биологическими процессами и явлениями при выполнении лабораторных работ, могут наблюдать живые объекты природы в процессе экскурсии, проводить эксперименты с живыми культурами. Реальной экспериментальной площадкой для изучения объектов живой природы в естественной среде являются учебные полевые исследования. Такая деятельность позволяет сформировать практические умения учащихся, развить интерес к предмету, повысить уровень самостоятельности, привлечь школьников в научно-исследовательскую работу. Развитие творческого компонента, практических умений учащихся невозможно без лабораторных и практических работ, которых зачастую недостаточно в учебных программах по биологии.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, каждому ученику гарантирована «возможность использования необходимого оборудования для проведения экспериментов, проектной и исследовательской деятельности...» [9]. Для успешного освоения образовательной программы по биологии необходимы как несложные инструменты, так и уникальные приборы, оборудование. Так, например, закрытое акционерное общество «Крисмас+» выпускает комплекты приборов и оборудования для организации естественнонаучного практикума, лабораторной работы и демонстрационного эксперимента в школе (Дидактико-методический

комплект-лаборатория для экологических исследований «Пчелка-У», комплектная лаборатория для комплексного экспресс-контроля химической загрязненности объектов окружающей среды «Мини-экспресс-лаборатория «Пчелка-Р» [3].

Специальные портативные переносные комплекты лабораторий «Крисмас+» используются в проведении химического экспресс-анализа воды и вытяжек из почвы на предположительное содержание одного или нескольких вредных веществ «на месте».

Исследовательская работа «на месте» имеет достаточно много неоспоримых достоинств. Она позволяет существенно сократить время и сэкономить средства на доставку проб в стационарную лабораторию и собственно на сам анализ в полевых или лабораторных условиях. Исследовательская работа «на месте» не требует от исследователя (учащегося) высокой квалификации, так как обычно в портативных лабораториях используются экспресс-тесты, в которых реализованы простые и относительно дешевые методы определения веществ, не требующие длительной пробоподготовки, сложных дорогостоящих приборов и оборудования.

Применение данных комплектов естественнонаучных лабораторий, возможно, как на отдельных этапах урока, например, при проверке домашнего задания, изучении нового материала или закреплении, так и на целых уроках, такие как лабораторный урок, урок-экскурсия, урок-семинар, обобщающий урок. Возможными формами организации учебного процесса с комплектами приборов и оборудования «Крисмас+» могут быть: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые и фронтальные.

Использование в процессе обучения естественнонаучных лабораторий способствует эффективному усвоению учебного материала; помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно-развивающим; позволяет принципиально расширить возможности учителя биологии в выборе и реализации средств и методов обучения; предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей [8].

Приборы и оборудование естественнонаучных лаборатории «крисмас+» можно использовать на следующих темах при изучении биологии (на примере УМК «Сфера»):

5-6 классы. Условия, необходимые для жизни организмов. Среда обитания. Экологические факторы. Вода как среда жизни организмов. Наземно-воздушная среда жизни. Почва, как среда жизни. Роль растений и животных в почвообразовании. Фотосинтез. Дыхание и кровообращение животных.

7 класс. Экосистемное разнообразие и деятельность человека.

8 класс. Факторы окружающей среды и здоровье. Образ жизни и здоровье. Регуляция дыхания. культура питания.

9 класс. Экологические факторы и их действие на организм. Влияние природных факторов на организм человека. Адаптация организма к условиям среды. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Влияние курения и употребления алкоголя на организм человека. Агроценоз. Агроэкосистема.

Биосфера и здоровье человека.

10 - 11 классы. Белки: строение и функции. Взаимодействие общества и природы. Деятельность современного человека как экологический фактор.

Преимуществами использования естественнонаучных лабораторий на уроках биологии являются [4]:

- возможность использования на различных этапах урока;

- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

- детализирование изучаемых объектов и их частей;

- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

Основными образовательными результатами обучающихся при работе

с приборами и оборудованием естественнонаучной лаборатории является: умение применять биологические знания в практической деятельности; навыки практической и научно-исследовательской деятельности; укрепление здоровья детей; адаптация к специфике предпрофильного обучения и получение возможности убедиться в правильности выбранного профиля; самоутверждение ребенка в его собственных умениях и навыках [1].

При обучении с помощью естественнонаучной лаборатории можно использовать разнообразные методы, формы и приемы работы: групповая дискуссия; работа в парах; работа в группе; лекция; беседа; экскурсия; исследовательская работа; фоторепортаж; презентации [6].

Уроки с использованием комплексного оснащения естественнонаучных лабораторий вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление у школьников [2].

По результатам анализа литературных источников был организован педагогический эксперимент по выявлению эффективности использования естественнонаучной лаборатории «крисмас+» на уроках биологии в полевых условиях. Эксперимент проводился на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 211 имени Леонида Ивановича Сидоренко » г. Новосибирска.

В ходе педагогического эксперимента были выделены экспериментальная группа и контрольная группа из обучающихся 6-х классов, которые количественно сопоставимы по уровню сформированных знаний и умений. Различие состояло в том, что в экспериментальной группе изучение нового материала проводилось с использованием естественнонаучной лаборатории «крисмас+», а в контрольной группе - в рамках уроков по заявленной программе.

Перед проведением педагогического эксперимента был подсчитан средний балл отметок обучающихся за весь период обучения в контрольной и экспериментальной группах [5].

Согласно результатам подсчета (таблица 1) видно, что обучающиеся контрольной и экспериментальной групп имеют относительно равный средний балл перед началом использования естественнонаучной лаборатории «Крисмас+»

в обучении биологии.

Таблица 1 - Средний балл учащихся по биологии на этапе начала педагогического эксперимента

Критерий Контрольная группа Экспериментальная группа

Средний балл (Хср) 3,9 4,0

Учебное занятие в полевых условиях состояло из двух частей. В первой части учитель рассказывал учащимся об объекте/явлении, его свойствах. Во второй части - выполнение небольших самостоятельных лабораторных/научно-исследовательских работ. Учащиеся делятся на группы по два-три человека. Каждая из них выбирает тему самостоятельной работы - как правило, из числа тех, которые уже подготовлены и апробированы, для которых у учителя имеются методические пособия, определители и вся необходимая вспомогательная литература и оборудование. Учитель консультирует учащихся по этапам выполнения методики, места проведения исследования, плана работы. После этого учащиеся самостоятельно выполняют здания (наблюдают, описывают, производят расчёты, оформляют материалы наблюдений, пишут тезисы, выступления и т.д.).

В рамках эксперимента были проведены три контрольные работы в ходе текущего контроля успеваемости. В контрольной группе работы проводились после проведения урока, а в экспериментальной группе контрольная работа по каждой теме проходила после полевых работ с использованием естественнонаучной лаборатории «Крисмас+».

Рисунок 1. Изменение среднего балла успеваемости учащихся контрольной и экспериментальной групп в ходе контроля учебных достижений по биологии

Методом статистической обработки итогов тестирования были получены результаты и построена диаграмма (рисунок 1), которая указывает на растущую

динамику успеваемости по биологии учащихся экспериментальной группы.

Для оценки достоверности результатов контрольных работ был подсчитан t критерий Стьюдента, который показал, что во всех случаях результаты между контрольной и экспериментальной группой являются достоверными, так как t > t табл.

1

0,8 0,6 04 ОД О

0,9

0,44

Контрольная группа | Эксперт/ енгальная группа

Коэффициенты сформированное™ практических умений

Рисунок 2. коэффициент сформированности умений контрольной и экспериментальной групп на конец эксперимента

В заключение исследования была проведена итоговая контрольная работа. Она включала в себя 10 тестовых заданий открытого типа. Ответы испытуемых показали, что учащиеся на репродуктивном и продуктивном уровнях хорошо овладели основными умениями данного раздела.

В экспериментальной группе сначала проведения исследования повысился уровень интереса к предмету, появилась мотивация, которая не требовала подкрепления со стороны учителя.

Таким образом, использование школьной естественнонаучной лаборатории «крисмас+» позволило учащимся повысить уровень своих знаний и умений, достичь творческого уровня усвоения знаний, что доказывает эффективность применения данной лаборатории на уроках биологии.

Полевые исследования помогают школьникам правильно сориентироваться в выборе будущей профессии. Знания, полученные в процессе полевых исследований, помогут учащимся лучше узнать природу, сформировать экологическое мышление, навыки практической и научно-исследовательской деятельности, связать теоретический курс биологии с практикой, в профессиональной ориентации школьников.

литература

1. Галкина Е.А., Полещук А.А. Исследователи живой природы на базе лабораторий университета как средство развития исследовательской деятельности старшеклассников // Вестник научных конференций. 2016. № 6-4 (10). С. 32-33.

2. Гудова Е.Ю., Макарова О.Б. Критерии оценивания современного урока биологии / Современные подходы к работе с высокомотивированными старшеклассниками: сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции. 27-28 октября 2016 г. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. С. 57-59.

3. ЗАО «Крисмас+». URL: http://www.christmas-plus.ru (дата обращения: 10.03.2017).

4. Кимм Е.П. Исследовательские естественно-научные проекты как фактор формирования творческих способностей учащихся // Успехи современного естествознания. 2004. № 5. С. 52-54.

5. Макарова О.Б., Габерман Н.В., Галкина Е.А. Контроль учебных достижений обучающихся по биологии с помощью системы интерактивного опроса Smart Response // Гуманизация образования. 2016. №1. С.51-56.

6. Макарова О.Б. Методика обучения естественнонаучным дисциплинам (биология, экология, основы безопасности жизнедеятельности): учебное пособие. Том Часть 1. 2-е изд.. Новосибирск: НГПУ, 2000. 90 с.

7. Молькова М.К. Экспериментальные исследования на уроках и после. Школьная лаборатория и современная наука // Физика - Первое сентября. 2016. № 3. С. 11-15.

8. Пронин В.П. О роли естественнонаучного исследовательского комплекса в развитии образовательной среды // Вестник Герценовского университета. 2010. №6. С. 24-26.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 10.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.