♦-♦
[email protected] Анна Васильевна Демина,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем в экономике, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
Ольга Николаевна Алексенцева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем в экономике, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.26/. 27 РЭУ им. Г.В. Плеханова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В статье проведен анализ компетенций для направления подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» с использованием сетевого планирования, позволяющего отразить структуру учебного процесса во взаимосвязи дисциплин, компетенций и программного обеспечения.
Ключевые слова: сетевое планирование, компетентностный подход, квазипрофессиональная деятельность.
A.V. Demina, O.N. Alexentseva
USE OF NETWORK PLANNING FOR ORGANIZING EDUCATIONAL PROCESS
The article analyzes the competences for the bachelor program 38.03.05 "Business Informatics" with the help of network planning which enables to examine the structure of the learning process in the interconnection of subjects, competences and software.
Keywords: network planning, competence approach, quasi-professional activity.
В настоящее время учебные планы в высшей школе меняются достаточно часто. В связи с этим сложно проследить взаимосвязь дисциплин и формируемых компетенций, а также использование программных продуктов в рамках учебного процесса. Студенты испытывают серьезные затруднения, синтезируя в единое целое полученные знания, умения. Преподаватели, в свою очередь, не видят целостной картины взаимосвязи программных продуктов с перечнем преподаваемых дисциплин. Зачастую происходит наслоение используемых программных продуктов в рамках различных дисциплин [2, с. 36].
Анализируя компетенции, формируемые в результате изучения дисциплин математического и естественнонаучного цикла по направлению «Бизнес-информатика», отметим взаимосвязь дисциплин посредством формируемых компетенций. Например, профессиональные компетенции ПК-19, ПК-20, ПК-22 формируются в дисциплинах: «Моделирование бизнес-процессов», «Базы данных», «Системы поддержки принятия решений», «Распределенные системы», «Нечеткая логика и нейронные сети», «Функциональное программирование и интеллектуальные системы», «Хранилища данных и OLAP технологии», «Интеллектуальный анализ данных» [3, с. 15].
Дисциплины профиля «Электронный бизнес» также взаимосвязаны. Компетенция ПК-12 формируется в дисциплинах «Информационная безопасность» и «Экономико-правовые основы рынка программного обеспечения»; компетенции ОК-13, ОК-16, ПК-21 формируются в дисциплинах «Информационные технологии», «Проектирование и разработка веб-представительства фирмы»; компетенции ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-18 - в дисциплинах «Веб-дизайн» и «Веб-программирование», «Профессиональные бухгалтерские программы, «Корпоративные информационные системы».
Большая часть компетенций направлена на формирование способностей для решения задач профессиональной деятельности, требующих от студента умения применять знания и навыки. Учитывая междисциплинарную взаимосвязь дисциплин, целесообразно вводить в обучение сквозные задачи, имитирующие профессиональную деятельность. Это позволит подвести студента к глубокому осознанию необходимости активного участия в квазипрофессиональной деятельности, к выполнению дипломного проекта, взаимосвязи знаний, умений, получаемых в системе высшего профессионального образования, и будущей профессиональной деятельности. Объединение изучаемых
а
Название задачи
2017 2013 2019 2020 2021 2022 2023 2024
КЗ К4 К1 К2 КЗ К4 К1 К2 КЗ К4 K1 К2 КЗ К4 K1 К2 КЗ К4 K1 К2 КЗ К4 K1 К2 КЗ К4 K1 К2 КЗ К4 K1 К2 КЗ К4
1 Преподаваемые дисциплины;
Начало обучения
* »1.03
* 1 курс
осноеы информатики
информационные технологиив экономике
программирование
* 2 курс
web-программирование
операционнные системы
а ;Двмина A.B. html;Boi ошин И.П.
программная инженерия
вычислительные системы.сети и телекомуникации
базы данных
проектирование информационных систем
1 Зкурс
проектирование информационных систем
управление жизненным циклом информационных систем
программирование 1С
конфигуррирование 1С
проектный практикум
проектирование и разработка web представительства фирмы
t jdio 2000 :Фатьянова A.A. ! Chrome ;Волошин И.П. cess 2007 'Фатьянова A.A.
В'Win
;MS Visio 2007;Волошин И.П.:Какжова И.В.
BP Win ;MS Visio 2007;Волошин И.П.;Каюкова И.В. . Безруков А.И.
;та:1С:Предприятиё;1С:Торговля;Стру6алин П.В. |рплата:1С:Предприятие:1С:ТоргоЕля;Стру6алин П.В. Bizagi ;Какжова И.В.
объектно-ориентированное программрование
р;Му SqkfleMiih S Visual Studio
а A.B.
2008 ;MS Visual Studio 2010 ;Фатьянова A.A.
1 4 курс
информационные технологии и системы в банковском деле
web-дизайн
профессиональные бухгалтерские программы
IT инфраструктура предприятия
интеллектуальные методы анализа данных
информационные технологии и системы в налообложении
информационные технологии и системы в бухгалтерском учете
ВКР
4федитование;СокопоЕа Т.Н.
l;Joomla ^5;Демика А.В.;Каюкова И.В. С:Зарплата;1С:Предприятие;1С:ТоргоЕля;Каюкова И.В. тный практикум ;RapidMiner :ЧернышоЕа Г.Ю. Каюкова И.В.Никулина Ю.В. :Предприятие:1С:Торговля;ДанилоЕа M.j г4 25.05
.А.
Цикл дисциплин, преподаваемых на кафедре информационных систем в экономике
♦
♦
дисциплин сквозным проектом способствует согласованию всех направлений образовательной деятельности. В процессе изучения цикла дисциплин студент собирает материал, учится анализу методов и средств, синтезу полученных результатов и применяет их в выбранной предметной области.
Для того чтобы весь перечень компетенций нашел отражение в образовательной программе, составляется модель, которая уточняет, какие компетенции на промежуточной аттестации по освоенной учебной дисциплине должен продемонстрировать студент, чтобы соответствовать норме. Например, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.05 «Бизнес-информатика» (уровень бакалавриата)(Приказ Минобрнауки РФ от 11 августа 2016 г. № 1002) включает в перечень 19 общекультурных и 28 профессиональных компетенций [1, с. 68].
Проблему взаимосвязи дисциплин и формируемых компетенций наглядно отражает сетевое планирование в MS Project. Система сетевого планирования и управления позволяет устанавливать и отслеживать взаимосвязь планируемых работ и получаемых результатов, более точно рассчитывать план, а также своевременно осуществлять его корректировку. Проекты могут осуществляться в любой области деятельности: например, при разработке программного средства, проведении предвыборной кампании, проектировке оборудования, разработке учебных планов и пр.
Сетевое планирование можно активно использовать при организации учебного процесса в высшей школе. Это позволяет проследить взаимосвязь преподаваемых дисциплин, провести анализ проекта по диаграмме Ганта. Для примера рассмотрим дисциплины, преподаваемые на кафедре информационных систем в экономике, и применяемое программное обеспечение - эти данные использованы в качестве ресурсов (рисунок).
На диаграмме отображены преподаваемые дисциплины, вехи соответствуют годам обучения (1-й, 2-й, 3-й, 4-й курсы), задана длительность дисциплин и используемое программное обеспечение. Для каждой дисциплины указываем предшественников, таким образом прослеживая взаимосвязь меаду дисциплинами.
Это позволит провести сквозную задачу между дисциплинами для объединения навыков, получаемых студентами при изучении цикла взаимосвязанных дисциплин. Назначаем преподавателей на дисциплины. Таким образом, видна целостная картина преподаваемых дисциплин, изучаемые программные продукты, длительность изучения дисциплины и преподаватели дисциплин. Продолжительность работы (дисциплины) может измеряться количеством дней или недель. Все работы в графике ведут к конечному событию - цели планирования: написанию выпускной квалификационной работы.
Диаграмму Ганта учебного процесса можно расширить, прописав взаимосвязь формируемых компетенций в соответствии с дисциплинами. В процессе выполнения плана-графика учебного процесса можно осуществлять контроль, корректировку и регулирование сетевой модели. Управление ресурсами в проекте позволяет оптимизировать и согласовать преемственность дисциплин и программного обеспечения.
Таким образом, применение сетевой модели с детерминированной структурой и заранее определенной продолжительностью работ (дисциплин) при планировании учебного процесса позволяет: составить обоснованный календарный план выполнения совокупности дисциплин и используемого программного обеспечения; получить в любой момент необходимые данные о возможных пересечениях дисциплин и программного обеспечения в учебном процессе.
1. Алексенцева О.Н.. Демина A.B. Использование об лачных технологий в информационной системе СГСЭУ // Информационно-коммуникационные технологии в сфере культуры и образования: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-метод, конф. (г. Саратов, 8-10 апреля 2014 г.) / под общ. ред. Г.А. Суминой. Саратов: СГСЭУ, 2014.
2. Демина A.B. Профессиональное образование современного менеджера в контексте государственной образова тельной политики // Модернизация профессионального об разования на основе регулируемого эволюционирования: мат. Всеросс. науч.-практ. конф. Челябинск, 2007. С. 35-40.
3. Демина A.B., Преображенская Е.В. Параметрическая модель подготовки бакалавров направления «Бизнес-инфор матика» с использованием гипертекстовых технологий // Информационная безопасность регионов. 2015. № 1 (13). С. 14-16.
[email protected] Маргарита Сергеевна Лукьяненко,
аспирантка,
УДК 658.310.9 Тамбовский государственный технический университет
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Предлагаемая методика совершенствования механизма мотивации персонала в системе менеджмента качества направлена на достижение прозрачности и объективности на этапах постановки задачи, при выполнении показателей качества труда в контракте для обеспечения материальной заинтересованности работника и повышения его мотивации к качественному труду, распространению передового опыта среди подразделений