Научная статья на тему 'Использование ресурсов сети интернет в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку'

Использование ресурсов сети интернет в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1218
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION TECHNOLOGIES / PROFESSIONALLY-ORIENTED TEACHING / TELECOMMUNICATION RESOURCES / LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкашина Ольга Александровна

Современная тенденция использования средств информационных технологий дает возможность создания образовательной структуры, отвечающей требованиям модернизации образования. В статье рассматриваются возможности использования инфокоммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку. Основное внимание уделено организации работы с телекоммуникационными и учебными Интернет ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черкашина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Technologies Using in Professionally-Oriented Foreign Language Teaching

Recent situation in information society gives a good opportunity to improve and modernize a teaching process. There are new computer classes with Internet access, which make possible using telecommunication technologies in the English language teaching. The article discusses the questions of using computer technologies in foreign language teaching. The main attention is paid to implementation of telecommunication technologies and educational Internet resources.

Текст научной работы на тему «Использование ресурсов сети интернет в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку»

УДК 378'02 ББК Ч486

Черкашина Ольга Александровна

соискатель г. Анжеро-Судженск Cherkashina Olga Alexandrovna

Applicatn for a Degree Anzhero-Sudzhensk Использование ресурсов сети Интернет в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку Internet Technologies Using in Professionally-Oriented Foreign Language Teaching Современная тенденция использования средств информационных технологий дает возможность создания образовательной структуры, отвечающей требованиям модернизации образования. В статье рассматриваются возможности использования инфокоммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку. Основное внимание уделено организации работы с телекоммуникационными и учебными Интернет ресурсами.

Recent situation in information society gives a good opportunity to improve and modernize a teaching process. There are new computer classes with Internet access, which make possible using telecommunication technologies in the English language teaching. The article discusses the questions of using computer technologies in foreign language teaching. The main attention is paid to implementation of telecommunication technologies and educational Internet resources.

Ключевые слова: информационные технологии, профессиональное обучение, телекоммуникационные ресурсы, среда обучения

Key words: information technologies, professionally-oriented teaching, telecommunication resources, learning environment.

Использование инфокоммуникационных технологий в обучении и их применение в учебной деятельности предполагает рассмотрение информационной среды с точки зрения свободного доступа к информации по собственному выбору и инициативе самого субъекта. А также, информационных технологий как средства создания условий для личностного и профессионального роста будущего специалиста и стимулирования его к демонстрации своей индивидуальности.

Потенциал инфокоммуникационных технологий и, в частности, Интернета неисчерпаем, в том числе и в области образования. Интернет является глобальной телекоммуникационной сетью, охватывающей все развитые страны мира, позволяющей получить интересующую информацию как официального, так и неофициального характера, а также предложить пользователям сети собственную. На данном этапе, как показывает анализ исследований (см. В.Д. Щадри-

ков, 1996; С.Г. Григорьев, 2006; С.В. Зенкина, 2007), в процессе обучения языкам преобладает использование Интернета в качестве справочноинформационной системы. Интернет в равной степени благоприятен в учебном процессе как для организации индивидуальной работы (выполнение заданий на основе поиска информации, прохождение тестов, заполнение формуляров, бланков и т.д.), так и коллективной работы (создание Интернет-страниц, баз данных, выпуск Интернет-газеты и.т.д.).

Перечисленные возможности не исчерпывают всего потенциала инфокоммуникационных технологий в сфере образования. Средства компьютерной телекоммуникации позволяют обеспечивать учебный процесс поурочными учебными и учебно-методическими материалами, обратной связью между преподавателем и студентом, обменом управленческой информацией внутри системы обучения. Кроме того, осуществляется доступ к отечественным и зарубежным информационным и справочным системам, электронным библиотекам, информационным ресурсам ведущих отечественных и зарубежных электронных газет и журналов [4, 37].

Вследствие сложностей и постоянных изменений, включающих возникновение новых технологических, теоретических, методических разработок и внедрение их в учебный процесс, требуются тщательные исследования, ведущие к пониманию и оценке качества, эффективности, а также целесообразности учебных видов деятельности с использованием компьютера. Как отмечает Е. С. По-лат, используя информационные ресурсы сети, следует четко сформулировать цели и задачи использования учащимися этой информации при решении проблемы или обсуждении темы, способы их самостоятельной учебной деятельности с этой информацией.

Изучив опыт зарубежных и отечественных ученых, можно с уверенностью сделать вывод, что комплексное использование возможностей инфокоммуни-кационных технологий способствует динамичности, интенсификации процесса обучения, его новизне, большей индивидуализации и дифференциации, вариативности учебной деятельности и, в частности, целенаправленной интеграции

различных видов деятельности, что позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения. Научная новизна работы состоит в разработке моделей использования инфокоммуникационных технологий при формировании иноязычной профессионально-ориентированной компетенции студентов вузов, кроме того, определена роль преподавателя при реализации в учебном процессе различных моделей использования инфокоммуникационных технологий в условиях личностно-ориентированного образования. Результаты данного исследования позволяют определить критерии отбора сетевых ресурсов, сайтов и материалов, а также существенно обновить арсенал методических средств и приемов обучения.

Следует перечислить дидактические задачи, эффективному решению которых способствует интеграция информационных ресурсов сети Интернет в учебный процесс при изучении иностранных языков: формирование навыков и умений чтения; совершенствование умений аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернет; совершенствование умений монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети; совершенствования умений письменной речи; увеличение активного и пассивного словарного запаса лексикой современного иностранного языка; знакомство с культуроведческими знаниями; формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности студентов на занятии на основе систематического использования аутентичных материалов. Преимущества подбора аутентичных материалов из сети Интернет бесспорны, поскольку тексты содержат информацию и лексику, отражающую развитие культуры, изменения социального и политического устройства, протекающие в стране изучаемого языка, позволяют обсудить темы, интересующие обучаемых.

Сеть Интернет содержит огромное количество текстовой информации, также аудиоинформации на различных языках. Большая часть из нее не предназначается для использования в качестве учебного материала. Однако, именно работа в сети Интернет с аутентичными ресурсами зачастую становится моти-

вационным источником для ряда обучающихся и вызывает у многих живой интерес, что должно быть использовано в учебном процессе.

Обучение иностранному языку с использованием инфокоммуникационных технологий должно отвечать следующим принципиальным положениям: самостоятельная практика каждого обучаемого, руководство педагога посредством интерактивности, эффективная обратная связь, коллективность занятий, разнообразие видов самостоятельной деятельности [5, 16]. Кроме того, необходимо также выполнение основных методических принципов: коммуникативности, сознательности, наглядности, положительного эмоционального фона. Интернет создает естественную языковую среду, позволяя студентам пользоваться аутентичными материалами, получая современную и разнообразную информацию о стране и культуре изучаемого языка, слушать и общаться с носителями языка [3, 26].

Интернет-ресурсы открывают широчайшие перспективы с точки зрения возможностей двустороннего индивидуального взаимодействия с ресурсами сети и представляют доступ к разнообразным и постоянно обновляемым глобальным иноязычным профессионально-ориентированным информационным ресурсам. Благодаря этому, преподаватель может организовать процесс обучения в естественной языковой среде и развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности студентов, что чрезвычайно важно для сферы профессионального образования [2, 79].

Компьютерная грамотность и информационная культура становятся в современном мире одним из существенных условий достижения высокого уровня профессионализма практически в любой сфере деятельности, являются неотъемлемой частью современной образовательной модели. Что касается информационной компетентности будущего специалиста, то, проведя анализ особенностей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества и влияния информационных и компьютерных технологий на содержание профессиональной деятельности, можно сделать вывод, что в модели формирования компетентности должны быть учтены ценностно-мотивационные условия, ор-

ганизационно-методические условия, содержательные условия, процессуальные условия. К данным условиям относятся использование средств компьютерных и информационных технологий в изучении дисциплин не связанных с ними напрямую (в том числе и при изучении иностранного языка). А также, использование компьютерной техники в контроле знаний студентов; использование новейших информационных технологий обучения, которые разрешают обрабатывать разного рода информацию, не только текстовую, но и звуковую и графическую; использование компьютерной техники как средства получения знаний, путем использования телекоммуникаций и применение электронных учебников [1, 56].

Таким образом, процессуальные условия являются одними из первоочередных, базовых условий при формировании профессиональной компетенции будущего специалиста. Создание учебной среды, в которой студенты используют компьютерные технологии не только во время изучения дисциплин компьютерного цикла, но и во время изучения других предметов, и что главное -во время самостоятельной работы, позволит превратить компьютер в инструментальное средство для достижения разнообразных целей - учебных, профессиональных, личностных [6, 52].

В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) и информационные ресурсы (т.е. ресурсы, содержащие текстовый, аудио - и визуальный материал по различной тематике на разных языках).

К наиболее распространенным формам телекоммуникаций, использование которых возможно на занятиях по иностранному языку, относятся: электронная почта, списки рассылки, электронные доски объявлений, телеконференции, чат, форум и т.д.

Телеконференции могут быть «синхронными», то есть общение ведется в режиме реального времени, и «асинхронными», то есть, между отправкой сообщения на сайт конференции и реакцией на это сообщение проходит от не-

скольких часов до нескольких суток. Более содержательными, как правило, получаются асинхронные конференции, поскольку участники имеют возможность продумать и сформулировать сообщение и ответ без строгого ограничения времени.

При проектировании занятия на основе телеконференции необходимо определить, будет ли это локально организованная конференция или студенты будут принимать участие в конференциях, существующих на образовательных или иных порталах или сайтах. В локально организуемых конференциях, функции координатора берет на себя преподаватель. Он составляет расписание конференции, разрабатывает список тем для обсуждения, предлагая участникам заранее написать свои вопросы и мнения по заявленным темам. От координатора требуется оперативность реагирования, умение направить обсуждение в нужное русло.

Асинхронные конференции могут быть организованы на основе электронной доски объявлений или форума, который представляет широкие возможности для взаимодействия. Студенты могут отвечать на вопросы, присланные преподавателем, инициировать свои сообщения или отвечать на вопросы, присланные партнерами по коммуникации. Электронная доска объявлений асинхронна, то есть не требуется участия студентов именно в определенный промежуток времени. Это удобно для выполнения домашнего задания, для совместных проектов студентов из разных временных зон. Ряд сайтов предлагает услуги по организации форума (например, www.bravenet.com). Преподаватель может добавить свой к списку уже предложенных форумов, для этого необходимо, как правило, в соответствующей форме указать название и подзаголовок форума, адрес домашней страницы преподавателя и т.д., это позволяет любому желающему легко найти форум, а преподаватель может удалять нежелательные сообщения. В большинстве форумов необходима регистрация с представлением информации о себе, доступ может быть защищен паролем. Однако, студенты, которые не уверены в своих знаниях и испытывают дискомфорт при предъявлении своих работ на форуме, могут использовать псевдоним, или отсылать сообщения, не идентифицируя себя.

Чат - занятия, или телеконференции в режиме реального времени, наиболее приближены к реальной коммуникации и имеют ряд отличительных черт. Для чат-конференции в режиме реального времени, характерно большое количество малосодержательных реплик из-за ограниченного времени. Такое общение получается эмоционально насыщенным и непосредственным, что требует от участников владения культурой общения в сети, своеобразным сетевым этикетом. Студенты с низкой скоростью набора текста не могут принимать активное участие в чате. Так как запись разговора с поступлением новых реплик быстро прокручивается вниз, студент должен обладать хорошими навыками чтения, а также знать сленг и сокращения, которыми могут обмениваться посетители чата. К преимуществам данной технологии следует отнести то, что подобная письменная контактная коммуникация в режиме реального времени создает аутентичную ситуацию общения (в том числе и с носителями языка). Для реализации диалогической речи в письменной форме, включая само действие по написанию текста в рамках конкретного акта коммуникации, принимая во внимание личность адресата, ситуацию коммуникации и цели написания сообщения. Мгновенная передача сообщений может потребовать от студентов быстрой смены стратегий построения высказывания в зависимости от реакции адресата, таким образом, акцентируется важность овладения прагматическим аспектом речи. Общение, а также задания, выполняемые в чате, стимулируют самостоятельность студентов, в некоторой степени благодаря минимизации роли преподавателя.

Функции Интернет-ресурсов в плане обучения профессиональноориентированному иностранному языку могут быть сведены к следующему:

- формирование навыков подлинно исследовательской деятельности;

- формирование умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и передавать ее;

- оперативный обмен информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам и темам;

- формирование у партнеров коммуникативных навыков, культуры общения, что предполагает умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к иному мнению, вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, слушать и уважать мнение партнера;

- создание подлинно языковой среды, способствующей удовлетворению естественной потребности в личном и профессиональном общении.

Таким образом, инфокоммуникационные технологии позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию студентов (в том числе и средствами иностранного языка), который заключается в том, что базируется на широком общении, стирании границ между отдельными социумами; предусматривает широкое использование реальных исследовательских методов, способствующих решению широкого спектра задач.

Библиографический список

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - М.: Дрофа, 2006. - 516 с.

2. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование/Э.Ф. Зеер. -Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1998. - 126 с.

3. Зенкина С.В. Информационно-коммуникационная среда, ориентированная на новые образовательные результаты / С.В. Зенкина. - М.: Просвещение, 2007. - 250 с.

4. Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании / Е.С. Полат. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 272 с.

5. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - 1998.-№5. - С. 15-17.

6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков.

- М.: Логос, 1996. - 320 с.

Bibliography

1. Grigoryev, S.G., Grinshkun, V.V. Educational Electronic Editions and Resources [Text] / S.G. Grigoryev, V.V. Grinshkun. - Moscow: Drofa, 2006. - 516 p.

2. Polat, E.S. Internet in Liberal Education [Text] / E.S. Polat. — Moscow: Vlados, 2001. — 272 p.

3. Polat, E.S. Conceptual Statements of Long-Distance Computer-Based Foreign Languages Teaching Organization / E.S. Polat // Foreign Languages at School. — 1998. — № 5. — P. 15 - 17.

4. Shadrikov, V.D. Psychology of a Person’s Action and Abilities [Text] / V.D. Shadrikov. -Moscow: Logos, 1996. - 320 p.

5. Zeer, E.F. Learner-Centered Professional Education [Text] / E.F. Zeer. — Yekaterinburg: USPU, 1998. - 126 p.

6. Zenkina, S.V. Information-Communicative Environment Focused on the New Educational Results [Text] / S.V. Zenkina. - Moscow: Prosveshchenie, 2007. - 250 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.