УДК 72.050 ББК 659
Марковских Ольга Владимировна
соискатель кафедра педагогики высшей школы Оренбургский государственный педагогический университет
г. Оренбург Markovskikh Olga Vladimirovna Applicant for a Degree Chair of Higher School Pedagogics Orenburg State Pedagogical University Orenburg
Обучение студентов управленческих специальностей второму иностранному языку с применением современных технологий Management Students’ Second Language Teaching Via Modern Technologies
Развитие компьютерных технологий и появление новинок в сфере передачи информации открывает новые возможности в сфере современного высшего образования. В условиях динамически изменяющихся требований будущих работодателей студент-менеджер должен осваивать иностранные языки наряду с основными профильными предметами не менее детально. Современный образовательный мир с каждым днем находит все более эффективные возможности преподнести иностранные языки для самого различного круга обучаемых, в том числе используя обучение на расстоянии. В статье описана общая методика обучения иностранным языкам в условиях образования на расстоянии, определены цели, задачи и принципы обучения иностранным языкам для студентов управленческих специальностей, преимущества и особенности существующих методов образовательных программ по обучению второму иностранному языку студентов неязыковых специальностей.
The development of computer technologies and the appearance of novelties in the domain of information transfer reveal new possibilities in the sphere of modern higher education. In the conditions of dynamically changing requirements by the potential employers, any student-manager has to learn foreign languages along with essential specialization subjects in details. The modern education world finds the most effective ways of teaching foreign languages to different learners, including via distant teaching. In the article the author describes the general methods of the distant teaching of foreign languages, they have determined the purposes, tasks and principles of teaching foreign languages to students of management specialization along with the advantages and particularities of existing methods of educational programs on teaching a second foreign language to students of non-linguistic specialization.
Ключевые слова: обучение на расстоянии, мультимедийные технологии, принцип дидактики, принцип последовательного обучения, программа «Reward», сеть Интернет
Key words: distant teaching, multimedia technologies, didactic principle, principle of the consequent teaching, the “Reward” program, Internet.
Профессия менеджера является в наше время широко востребованной, и
многие абитуриенты при выборе будущей специальности связывают свой карьерный путь именно с управленческой сферой. Знание двух и более иностранных языков дает студенту управленческой специальности определенные преимущества при устройстве на работу. В связи с этим желание получить качественные знания по иностранным языкам у абитуриентов, поступающих в вуз, достаточно велико. Тем не менее, как свидетельствует статистика, уже на первом курсе неязыкового вуза интерес к изучению языка заметно снижается. Это легко объяснимо: на первый план выходят профильные предметы, изучение которых требует основного внимания будущего менеджера, а языки чаще воспринимаются как «дополнительные» предметы. В этом минус существующих принципов обучения и созданных программ. Встает вопрос о том, как можно помочь студенту освоить на должном уровне один или даже более языков с учетом существующей сетки занятий, как повысить эффективность обучения иностранным языкам, какие методы можно привлечь для структуризации времени, затрачиваемого на обучение. В этом контексте наиболее интересно будет рассмотреть так называемое дистанционное обучение иностранным языкам, то есть обучение на расстоянии. Согласно научной литературе, дистанционное обучение - это способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и студентом [4, 128-144].
Обучение на расстоянии позволяет:
- снизить материальные затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей);
- проводить обучение большого количества человек;
- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.;
- создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения) [3, 30-35].
Например, в литературе, описывающей использование глобальной сети Интернет, чаще всего встречается несколько общепринятых форм организации дистанционных занятий при обучении иностранным языкам:
1. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках некоторых учебных заведений действует чат, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и студентов.
2. Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
3. Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы. В основе такой системы
заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner).
Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная структура обучения. Сейчас она активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования, в том числе второму иностранному языку. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за преподавателем упражнений на аудио- и видеоносителях.
Поиски путей эффективного обучения на расстоянии, в том числе и иностранным языкам, давно велись во многих странах мира. Для этих целей широко используются наряду с Интернет, используются и печатные средства, и мультимедийные технологии, и многое другое.
Процесс самообразования на основе автономных курсов, не предполагающих регулярного взаимодействия с преподавателем, довольно сложен для большинства студентов. При изучении же иностранных языков он приобретает особую сложность, несмотря на разнообразные попытки придать подобным курсам элементы развлекательности, коммуникативности. Успешность и качество дистанционного обучения в большой мере зависят от эффективности организации и качества используемых методических материалов, а также руководства, мастерства преподавателей, участвующих в этом процессе.
Информационные технологии способствуют, в первую очередь, росту интереса студентов к предмету, а также ускоряют процесс обучения и улучшают качество усвоения материала, они делают образовательный процесс наглядным, интерактивным, позволяют эффективно организовать контроль знаний обучаемых. Педагоги высших учебных заведений должны прививать у студентов-будущих менеджеров потребность в освоении новых технологий и применении их на практике. Произойти это может только при условии, что
сам преподаватель владеет инструментарием навыков и умений, позволяющих ему эффективно встроить информационные технологии в структуру занятия, а также найти оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов обучения [2, 56-59].
В первую очередь, преподаватель должен иметь адекватное представление о многообразии поисковых систем и образовательных ресурсов. Глобальное пространство Интернет дает преподавателю возможность оптимально быстро найти интересующую его информацию. Однако весь поток информации невозможно поместить в рамки урока. Чтобы преобразовывать огромные объемы материала, преподаватель должен владеть методами обработки, трансформации и передачи информации.
Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния. В условиях дистанционных образовательных технологий проблема обучения иностранным языкам становится наиболее актуальной, так как акцент ставится на процесс индивидуального обучения [1, 34-37].
Традиционные методики высшего образования фактически показали свою неспособность обеспечить требуемый уровень будущих менеджеров знаний по иностранным языкам. На практике мы часто сталкиваемся с отрицательным результатом, когда выпускник не может не только говорить, но и читать на иностранном языке.
Однако при поступлении в неязыковой вуз на большинство абитуриентов возлагают большие надежды на качественное изучение иностранного языка в вузе, так как понимают, что в настоящее время знание иностранного языка, а лучше двух и более - это неотъемлемый компонент их будущей профессии, несмотря на то, что языки не позиционируются как базовые предметы для изучения. В данный момент существует опробованным в последние годы вариант дистанционного обучения иностранным языкам. Основу процесса обучения составляет самостоятельная познавательная деятельность обучаемого.
Естественно, необходимо создание более гибкой системы образования, позволяющей приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно студенту [3, 32].
Самостоятельное приобретение знаний - это не пассивный процесс, напротив, обучаемый с самого начала вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся только овладением знаниями, но предусматривающую их применение для решения разнообразных задач в совместной творческой деятельности в группах. Дистанционное обучение, индивидуальное по своей сути, не исключает возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими студентами, их сотрудничества в процессе познавательной и творческой деятельности.
Как пример рассмотрим программу «Reward» - один из наиболее эффективных и успешных способов самостоятельного изучения иностранного языка, особенно актуален при изучении второго иностранного языка. В данный момент эта технология используется многими высшими учебными заведениями и образовательными центрами. Важно отметить, что и в России развитие этой программы получает все большее распространение. Сама программа позволяет на практике осуществлять индивидуальный подход к обучению студентов, используя мультимедийные свойства компьютеров, развивать умения и навыки практического владения иностранными языками. Работа с программой включает в себя изучение нового материала по фонетике, грамматике, лексике языка, закрепление полученных знаний, отработку произношения. В программе высоко развита обратная связь со студентом, позволяющая студенту работать как над новым материалом, так и над пробелами в своем знании уже пройденного материала без помощи преподавателя языка.
В области чтения программа «Reward» дает возможность решить такие задачи как:
- совершенствовать навыки произношения;
- обучать правильно тонировать чтение;
- использовать чтение в качестве опоры для устной речи;
- осуществлять контроль обученности чтению на разных этапах и уровнях.
В течение занятия студент-будущий менеджер может прослушать новые слова, увидеть их значение на русском языке и научиться правильно произносить их, в программе предусмотрен режим контроля запоминания слов с помощью модуля распознавания речи. Слова появляются на экране в русском переводе, и для того чтобы появился их иноязычный вариант данного слова, студент должен правильно его произнести. Это отличие «Reward» от других обучающих компьютерных программ позволяет не привлекая к процессу обучения преподавателя привить студенту не только пассивный словарный запас, но и способность к активному воспроизведению обширной лексики языка [5, 18-19].
Благодаря различным функциям программы «Reward» студент может как ознакомиться с новым материалом, так и отработать полученные знания, проделав упражнения. Каждому студенту должен быть предоставлен отдельный компьютер, поэтому он отрабатывает все полученные знания в индивидуальном темпе.
Для большей эффективности учебного процесса пользователям «Reward» доступны вспомогательные средства: грамматическое обозрение, визуализация произношения и словарь. Грамматическое обозрение предоставляет справочную информацию по грамматике, включенной в курс. С помощью этой опции студент может разрешить возникшие трудности с грамматическими конструкциями. Также работа со справочным материалом прививает навыки самостоятельной работы с учебной литературой Визуализация произношения позволяет записать и сравнить произношение студента с произношением носителя языка. Обучение произношению производится посредством воздействия как на слух, так и на зрение. Такое обучение эффективно, поскольку задействованы дополнительные органы восприятия.
Созданная методология отвечает необходимым требованиям компьютеризации преподавания иностранного языка и включает использование мультимедийных средств, обеспечивающих звуковое сопровождение материала,
что позволяет в значительной мере повысить качество произношения у студента.
Трудно представить, что можно овладеть вторым иностранным языком на профессиональном уровне, используя дистанционные методы обучения. Трудно создать дистанционную систему, которая позволяет эффективно изучать языки, но это можно сделать. Поэтому для успешной самостоятельной работы студента-будущего менеджера необходимо учесть несколько обязательных понятий:
- правильная постановка целей обучения второму иностранному языку;
- наличие технологий, в том числе мультимедийных средств, а также доступ к сети Интернет;
- умение обучаемых работать с компьютером и средствами мультимедиа;
- мотивация студентов к изучению второго иностранного языка.
Наличие такой программы, направленной на формирование коммуникативных умений, тренингов по грамматике, и программ в форме игр делает изучение второго иностранного языка увлекательным процессом, а в перспективе студенты смогут иметь доступ к международным проектам, нацеленным на увеличение эффективности усвоения материала. Особую помощь в обучении языкам оказывает лингафонный кабинет с современными средствами обучения, который повышает уровень овладения иностранными языками.
Введение новых технологий дистанционного обучения, построение рациональной и эффективной системы дистанционного обучения иностранному языку требуют психолого-методического обоснования, в основе которого лежат основные принципы дидактики. Принцип систематичности и последовательности в области дистанционного обучения иностранным языкам имеет свою специфику в силу того, что во взаимодействии с другими дидактическими принципами он способствует эффективности обучения.
Методика уже имеет применение в вузах. Как показывает практика, через месяц при соблюдении принципа систематичности и последовательности реализуются:
- принцип осознанной перспективы;
- принцип сознательного отношения к учебному процессу.
Можно согласиться с мнением, что правильная реализация принципа последовательности обучения может быть осуществлена лишь при условии правильной реализации принципа сознательности. Только взаимосвязь и взаимообусловленность всех дидактических принципов обучения делают учебный процесс рациональным. Таким образом, традиционные дидактические принципы согласуются с целями, задачами и условиями дистанционного обучения и способствуют разработке методических приемов обучения иностранному языку. [5, 20-21].
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью дистанционных образовательных технологий можно проводить как очно, так и дистанционно. Государственная Дума Российской федерации принимает активное участие в продвижении законов, способствующих развитию дистанционного обучения в стране. Для многих образовательных учреждений обучение на расстоянии играет уже ключевую роль в общем образовательном процессе при изучении второго иностранного языка и имеет массу положительных отзывов как от преподавателей, так и от обучающихся второму иностранному языку.
Библиографический список
1. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006, с. 34-37.
2. Демкин В. П., Вымятнин В. М. Дистанционное образование и его технологии. Томск, 1997, с. 56-59.
3. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики. Журнал «Открытое образование» - 2001. - №2. - С.30-35.
123
4. Агапонов С.В., Джалиашвили З.О., Кречман Д.Л., Никифоров И.С., Чено-сова Е.С., Юрков А.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. Серия "Мастер решений". - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 336 с.: ил., с. 128-144.
5. Житяева О. И. , Павлова Е. А. Дистанционные образовательные технологии. Ресурсы и возможности: учебно-метод. пособие для вузов. Самарский гос. ун-т, Отдел дистанц. образов. технологий. Самара: Универсг-рупп, 2009, с. 18-21.
Bibliography
1. Agaponov, S.V., Dzhaliashvili, Z.O., Krechman, D.L., Nikiforov, I.S., Tche-nosova, E.S., Yurkov, A.V. Means of Distant Teaching. Methods, Technology, Tools. “Master of Decisions” Edition. - SPb.: BHV - Petersburg, 2003. - 336 p.: Ill., P. 128-144.
2. Demkin, V.P., Vymyatnin, V.M. Distant Education and Its Technologies. -Tomsk, 1997. - P. 56-59.
3. Khutorskoy, A.V. Scientific and Practical Preconditions of Distant Pedagogics.
- “Open education” Journal. - 2001. - № 2. - P.30-35.
4. Polat, E.S., Moiseeva, M.V., Petrov, A.E. Pedagogic Technologies of Distant Teaching / Edited by E.S. Polat. - M.: “Academy”, 2006. - P. 34-37.
5. Zhityaeva, O.I., Pavlova, E.A. Distant Education Technologies. Resources and Possibilities: Guidance Manual for Higher Schools // Samara State University, Distant Education Technologies Department. - Samara: Universegroup, 2009. -P. 18-21.