УДК 378
ТРАПИЦЫН Сергей Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образованием Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Автор более 120 научных публикаций, в т.ч. 6 монографий, 2 учебников, 9 научнометодических пособий
ГРАНИЧИНА Ольга Александровна, кандидат физико-математических наук, доцент, докторант кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Автор 52 научных публикаций, в т.ч. 3 монографий (две из них в соавт.), 8 учебно-методических пособий (одна в соавт.)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА ПРИ СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья рассматривает ключевые аспекты, связанные с оцениванием качества деятельности современного вуза. В основу положен процессный подход, согласно которому вся деятельность учреждения рассматривается как совокупность взаимосвязанных, ориентированных на потребителя процессов. Для каждого из процессов в статье описывается совокупность показателей качества.
Качество деятельности вуза, процессный подход, основные, вспомогательные и управляющие процессы вуза, оценивание качества деятельности вуза
Сегодня вопросы качества в деятельности высшей школы стали ключевыми. Что подлежит оцениванию? Как оценивать? Какова степень научности и обоснованности подходов к оценке качества деятельности учреждений высшего профессионального образования? Пока эти вопросы остаются открытыми. Существует определенный скептицизм в отношении к практике оценки вообще. И этому есть объяснение: если за эталонные показатели взяты данные по известным вузам, то еще нужно доказать, что их известность совпадает с качеством оказываемых ими услуг. Легко представить случаи, когда привходящие обстоятельства влияют на оценку. Вместе с тем оценку качества деятельности вузов необходимо непосредственно увязывать и с состоянием среды, в которой живет
учебное заведение. Различным образом необходимо оценивать деятельность учебных заведений, переживающих этап становления, и вузов, существующих уже давно. У этих учебных заведений тактически разные задачи, хотя общие стратегические цели. Учет этих факторов порой дает очень неожиданные результаты: более высокое качество демонстрируют вузы, которые не относятся к числу элитных. Бывают случаи, когда недавно созданный негосударственный вуз показывает по ряду направлений гораздо более высокие показатели, чем государственный вуз с давними традициями. Словом, в подходах к качеству еще очень много уязвимого.
Оценка качества процесса или результатов в высшем образовании осуществляется путем
анализа различных срезов и критериев. С разными категориями действующих в высшем образовании лиц (университетский персонал, клиенты, включая студентов, предприниматели и общество в целом, дисциплинарные и институциональные промежуточные органы и правительство) связывают свои критерии качества, поэтому при проектировании системы оценки учитывают эту многомерность. Простое ранжирование вузов по одномерному основанию не позволяет получить убедительную картину, свидетельствующую о различиях в качестве. Приписывая же концепции качества политическое звучание, следует учитывать, что такое
ранжирование может быть скорее вредным, чем полезным.
Одна из основных отличительных особенностей успешной организации, в том числе образовательной, - постоянное совершенствование деятельности, направленное на достижение запланированных целей. Что означает для образовательного учреждения постоянное совершенствование? Ответ очевиден - реализация сбалансированного во времени процесса повышения качества образования. Далее будет описана система оценивания качества деятельности вуза. В основе ее - следующий алгоритм1 (рис. 1).
Рис. 1. Алгоритм оценивания
Несмотря на исключительно широкий спектр показателей качества, диагностику которых необходимо обеспечить, используемые в системе оценки диагностические средства должны обладать рядом общих свойств, определяемых свойствами этой системы.
Не менее принципиальным также является вопрос о том, кто должен участвовать в процессе контроля качества деятельности вуза, кто несет ответственность за достоверность той или иной предоставляемой информации, кто ее обобщает и на заключительном этапе агрегирует для последующего анализа и принятия решений. При этом надо учитывать, что контроль отдельных показателей может осуществляться различными субъектами оценивания как внутри образовательного учреждения, так и вне его.
Высшее профессиональное образовательное учреждение сегодня - это институт, который на современном этапе рассматривается как организация, осуществляющая:
- образовательную деятельность;
- научно-исследовательскую и инновационную деятельность, в том числе трансфер технологий;
- социокультурную функцию регионального масштаба.
Построение системы комплексного оценивания качества будем осуществлять на основе процессного подхода к деятельности высшего учебного заведения, т.е. рассматривать и оценивать каждый аспект его функционирования как процесс.
Переход к процессной модели обусловлен тем, что процессы связывают фрагментированную деятельность вуза последовательным, ориентированным на потребителя способом, разрушая функциональные барьеры. «Жесткое» внедрение процессного подхода решает проблему неэффективного взаимодействия подразделений различной функциональной подчиненности, фокус смещается на потребителя.
Таким образом, процессная структура дает вузу улучшенную координацию деятельности персонала в рамках процесса, снижение затрат на выполнение операций и концентрацию на основных процессах.
Необходимо рассматривать процессы, осуществляемые в вузе, как кроссфункциональные. Масса проблем, которые возникают в вузе, связаны именно с его линейно-функциональной организацией. Это проблемы межфункциональ-ного взаимодействия, когда структурное подразделение или должностное лицо не несет ответственности за конечный результат, не видит своего места в общей структуре процессов, не понимает, как результаты его труда используются другими работниками организации. Неслучайно очень распространенной сегодня является так называемая «концепция внутренних рынков», когда потребителем результатов деятельности некоторого сотрудника рассматривается сотрудник, выполняющий следующую производственную операцию. Это означает, что он, так же как внешний потребитель, задает требования к осуществляемому первым сотрудником процессу.
Взяв за основу создания системы комплексного оценивания процессный подход, следует по отношению к каждому процессу рассматривать три группы показателей2:
- показатели условий - входные показатели процесса, включая связанные с регламентом и ресурсами процесса;
- текущие показатели, характеризующие выполнение процесса;
- показатели результатов процесса - выходные показатели.
В настоящее время не существует единой классификации процессов организаций. Мы придерживаемся одной из наиболее распространенных классификаций процессов: основные процессы, управляющие процессы, вспомогательные процессы.
Следует отметить, что приведенная классификация процессов является достаточно условной и руководство вуза может само определять, какие из процессов в соответствии со стратегией и политикой вуза являются основными, а какие вспомогательными.
Принимая во внимание многоаспектность деятельности современного вуза, можно предложить следующую классификацию процессов функционирования высшего образовательного учреждения:
1. Классификация процессов вуза
Основные процессы вуза
1. Реализация основной и дополнительной образовательных программ
Подпроцессы: обучение, воспитание.
2. Осуществление научно-исследовательской и инновационной деятельности
Подпроцессы: научно-исследовательская деятельность, инновационная деятельность, трансфер технологий.
3. Осуществление подготовки кадров высшей квалификации
4. Осуществление информационной и культурно-просветительской деятельности
Выделение этих процессов в качестве основных оправдано следующими обстоятельствами. Во-первых, они характеризуют основные направления деятельности современного вуза и, очевидно, добавляют ценность продукции для потребителя, через них реализуется миссия вуза, на их базе формируется организационная структура, определяется набор обеспечивающих процессов и процессов управления. Включение первого и второго процессов в список основных процессов не требует особых комментариев. Если проанализировать содержание стандартных процедур оценивания качества деятельности вузов, таких как лицензирование и аккредитация, то большинство показателей связано с образовательным и научным аспектами их деятельности. Выделение же процесса осуществления инновационной деятельности является отражением современных тенденций в развитии высшего профессионального образования и находится в русле тех задач, которые ставят государство и общество перед системой подготовки высококвалифицированных кадров.
В предлагаемой модели осуществление процесса подготовки кадров высшей квалификации выделено как отдельный основной процесс. Подготовка кандидатов и докторов наук всегда рассматривалась в качестве важного направления деятельности вузов. Однако та значимость, которая придается здесь этому аспекту, объясняется тем, что эффективность перечисленных выше основных процессов во многом опреде-
ляется результативностью осуществления этого основного процесса.
Отмечен еще один основной процесс - осуществление информационной и культурно-просветительской деятельности. Заметим, что среди перечисленных направлений деятельности современного вуза этому направлению уделяют не столь пристальное внимание. Но в последние годы складывается тенденция трансформации вуза из сугубо научно-образовательного учреждения в некий культурный, просветительский, информационный центр, по меньшей мере, регионального масштаба. Эта трансформация усиливается по мере укрепления связей вуза с предприятиями - заказчиками специалистов, с образовательными учреждениями, выпускники которых становятся абитуриентами и студентами этого вуза, с общественными организациями, местным сообществом. Привлечение представителей общественности, предприятий-заказчиков и государственных чиновников к процедурам контроля качества деятельности вуза, создание попечительских советов вузов делает вуз более открытым для общества.
Вспомогательные процессы
Описывая деятельность современного вуза можно выделить следующие вспомогательные процессы:
1. Взаимодействие с системами довузовской подготовки
2. Кадровое обеспечение (процессы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров)
3. Информационное обеспечение
4. Учебно-методическое обеспечение
5. Материально-техническое обеспечение
6. Финансовая деятельность
7. Развитие инфраструктуры социальной деятельности
8. Международная деятельность
Управленческие процессы
Результатом процессов управления (менеджмента) является повышение результативности и эффективности основных и вспомогательных процессов. Процессы менеджмента - это, в первую очередь, информационные процессы:
стратегическое планирование и управление, финансово-экономическое управление, разработка политики в области качества, координация, организация, контроль процессов, мотивация персонала, анализ со стороны руководства и другие.
Управленческие макропроцессы вуза
1. Управление развитием вуза
Подпроцессы: стратегическое планирование,
стратегическое проектирование образовательных программ, стратегическое планирование учебных процессов, осуществление процессов мониторинга и измерений, маркетинг.
2. Управление функционированием вуза
Подпроцессы: управление процессами и ресурсами, анализ и принятие решений, осуществление процессов мониторинга и измерений.
Перечисленные процессы являются информационными, по своему характеру вертикальными (в отличие от основных), так как отражают деятельность вуза по вертикали в соответствии с его структурой и формой взаимодействия функциональных руководителей и нацелены на повышение результативности и эффективности основных процессов.
С учетом приведенной выше классификации можно предложить следующую процессную модель деятельности вуза (рис. 2).
2. Классификация объектов оценивания
В соответствии с алгоритмом оценивания (рис. 1) следует определить объекты, подлежащие процедуре оценивания.
Оценивание деятельности вуза предлагается осуществлять традиционно по трем направлениям: оценка условий осуществления функционирования вуза, оценка реализации процессов деятельности вуза и оценка результатов деятельности вуза.
1. Оценка условий осуществления функционирования вуза включает оценивание:
потенциала абитуриентов вуза;
кадрового потенциала;
учебно-методического и дидактического обеспечения образовательных программ (основной и дополнительных);
информационного и библиотечного ресурсов;
социальных условий для студентов и сотрудников;
материально- технического обеспечения; научного и инновационного потенциала.
2. Оценка реализации процессов деятельности вуза включает:
обеспечение лидирующей роли руководства вуза в вопросах качества и постоянного улучшения всех аспектов деятельности вуза;
обеспечение соответствия миссии, видения, основных ценностей политики и стратегии вуза поставленным целям;
реализацию образовательных программ; реализацию академической мобильности; осуществление воспитательной работы; осуществление различных видов практик студентов;
осуществление общего менеджмента в вузе, включая управление персоналом, инфраструктурой, материальными и информационными ресурсами, технологиями и т. п.;
реализацию внутренней гарантии качества.
3. Объектами оценки результатов деятельности вуза выступают результативность набора студентов:
результативность научных и инновационных исследований;
эффективность учебно-методической деятельности;
международное признание вуза в образовательной деятельности;
качество подготовки студентов вуза; качество подготовки выпускников; эффективность подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук);
эффективность финансово-экономической деятельности вуза;
удовлетворенность потребителей; удовлетворенность персонала; влияние вуза на общество; результаты, которых добился вуз в отношении запланированных целей повышения качества подготовки специалистов.
Управление функционированиемвуза
Управление развитиемвуза
Мар-
кетинг
Процессы мониторинга и измерений
Анализ и принятие решений
Реализация основной и дополнительной образовательных программ
Научно-исследовательская и инновационная деятельность
Подготовка кадров высшей квалификации
Информационная и культурно -просветительская деятельность
Рис. 2. Процессная модель деятельности вуза
Трапицын С.Ю., Граничина О.А. Использование процессного подходапри создании...
Связи между признаками, в терминах которых описываются процессы деятельности вуза, имеют сложную структуру. В общем случае одни признаки могут быть выражены через другие признаки или характеристики других уровней описания. Необходимость в таком агрегировании возникает довольно часто. Кроме того, необходимость агрегирования результатов измерений возникает и тогда, когда измеряемые показатели носят оценочный характер, т.е. являются критериями, а совокупность качественных характеристик - это множество альтернатив, из которого необходимо осуществить выбор наилучших. Сложность такого выбора связана с наличием противоречивых оценок качества деятельности вуза. В таких ситуациях обычно привлекается дополнительная информация о критериях оценки качества отдельных процессов деятельности вуза. Решение такой задачи значительно облегчается в условиях небольшого числа описывающих показателей. Поэтому задача редукции многокритериальной задачи является достаточно актуальной. Для свертки частных показателей можно использовать стандартные методы (аддитивная, мультипликативная, логическая свертки)3.
3. Организация процесса оценивания качества деятельности вуза
Следует решить принципиальный вопрос
о том, кто осуществляет процесс оценивания качества деятельности вуза и несет ответственность за достоверность получаемой информации. Важнейшее требование к процессу, по А. Томпсону, - создание в нем ценности для потребителя. Очень важно, чтобы все процессы в вузе анализировались и оценивались именно с этой позиции. Это означает, что качество, а следовательно, ценность любого процесса оценивает не тот, кто осуществлял процесс, а тот, для кого он непосредственно выполнялся
- потребитель, клиент процесса (это относится как к внешнему, так и к внутреннему потребителю), а ответственность за предоставление информации и ее достоверность возлагается на владельца процесса.
Существуют критерии для выбора владельца процесса:
- знание процесса;
- умение влиять на людей и содействовать изменениям;
- коммуникативные способности;
- энтузиазм в отношении своих новых обязанностей.
Ответственность за процесс всегда следует включать в должностную инструкцию и учитывать при разработке системы мотивации труда сотрудников. Опыт показывает, что при таком подходе вероятность того, что делу придадут необходимый вес, значительно выше.
Владелец процесса должен с самого начала руководить его разработкой и описанием. Он собирает группу, состоящую из работников структурных подразделений, участвующих в процессе, и активно взаимодействует с владельцами процессов-поставщиков и процессов-потребителей, предъявляя требования к входу процесса первым и учитывая требования к его выходу со стороны вторых.
Каждый макропроцесс разбивается на подпроцессы, у которых тоже есть владельцы, ответственные за сбор и надежность предоставляемой информации. В качестве иллюстрации этого положения рассмотрим декомпозицию процесса обучения в вузе с указанием владельца процесса на каждом уровне (рис. 3).
Таким образом, процесс оценки качества реализации и результативности каждого процесса имеет многоуровневую структуру, причем по мере вертикального движения снизу вверх информация о процессе становится все более обобщенной. В последние годы существенно меняется структура организации образовательного процесса. Сейчас многие исследователи проблем образования отмечают, что со временем кафедры потеряют свою административную функцию и превратятся в подобие «клуба» преподавателей для обсуждения общих профессиональных проблем. Процесс образования на факультете будет разбит на подпроцессы осуществления подготовки студентов по данному направлению.
Принципиален также вопрос о регламенте процедуры оценивания. Момент оценивания качества осуществления процессов деятельно-
Рис. 3. Декомпозиция
сти вуза тесно связан с определением жизненного цикла продукции (услуги). Целесообразно оценивание качества результативности процесса осуществлять в момент окончания очередного витка жизненного цикла продукции (услуги), которая производится в ходе этого процесса. Например, при оценивании качества реализации основной и дополнительной образовательных программ момент оценивания может быть выб-
процесса обучения в вузе
ран как в конце учебного года, так и в конце всей подготовки (например, для бакалавров -через 4 года с момента поступления).
Существенен также вопрос о виде контроля, который следует применять к показателям, характеризующим качество процессов. Распределим показатели по группам для того, чтобы определить, какой вид контроля для них необходим - внутренний или/и внешний.
Показатели основных процессов
Таблица 1
Вид показателей Вид контроля Кто осуществляет контроль
Входные Внутренний Владелец процесса
Текущие Внутренний Владелец процесса Внутренние потребители
Выходные Внутренний Внешний Владелец процесса Внутренние потребители (студенты, преподаватели и пр.) Внешние потребители (работодатели, представители общественности)
Таблица 2
Показатели вспомогательных и управленческих процессов
Вид показателей Вид контроля Кто осуществляет контроль
Входные Внутренний Владелец процесса
Текущие Внутренний Владелец процесса Внутренние потребители
Выходные Внутренний Владелец процесса Внутренние потребители (студенты, преподаватели и пр.)
Таблицы показывают, что внешний контроль целесообразно осуществлять только относительно выходных показателей основных процессов. Однако в случае, если качество процесса не соответствует ожиданиям потребителей, вуз заинтересован в привлечении внешних контролеров - аудиторов - для диагностики имеющихся проблем.
Заключение. Принципиальной особенностью представленной ситемы оценивания является процессный подход, который позволяет рассматривать и контролировать всю многогранную деятельность вуза как совокупность
взаимосвязанных процессов. Этот взгляд на процедуру оценивания уже нашел много приверженцев в развитых европейских странах, меняя всю организационную структуру учреждений высшего профессионального образования. В России же подавляющее большинство вузов имеют функциональную вертикальную организационную структуру. Однако с каждым годом растет число вузов, внедряющих систему менеджмента качества на основе процессного подхода. Это в свою очередь влечет, в том числе, и изменение организации процедуры оценивания качества деятельности вуза.
Примечания
1 Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб., 2000.
2Граничина О.А., Комаров С.Н., Федин Д. С. Информационные и математические модели в управлении крупным научно-образовательным учреждением // Системное программирование. СПб., 2006. С. 84-100.
3 Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб., 2000.
Trapitsyn Sergey, Granichina Olga
PROCESS APPROACH USE IN CREATING THE COMPLEX EVALUATION SYSTEM
FOR THE ACTIVITY QUALITY OF THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
ESTABLISHMENT
The article considers the key aspects of evaluating the activity quality of the modern higher educational establishment. The description is based on the process approach according to which the entire activity of the institution is represented as a complex of interconnected consumer-oriented processes. A set of performance indexes is given for each of the processes.
Рецензент - Луговская И.Р., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики начального образования и социальной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова