References
1. Gorskaia I. Iu., Averianov I. V. Kondakov A. M. Koordinatcionnaia podgotovka sportsmenov [Coordinating preparation of athletes]. Monograph, Омск, SibGUFK, 2015, 220 p.
2. Petrov A. M. Mozg i dvizhenie (aspekt sovershenstvovaniia) [The brain and movement (perfection aspect)]. Moscow, 1997, 300 p.
3. Markin P.S. Podgotovka sambistov na osnovepreimushchestvennogo vy^polneniia atakuiushchikhpriemov v partere [The training of wrestlers on the basis of priority implementation of attacking techniques in the stalls]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, 2004. 22 p.
4. Climas R. Tekhniko-takticheskaia podgotovka bortcov v zavisimosti ot ikh kvalifikatcii [Technical-tactical training of wrestlers depending on their qualifications]: Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Leningrad, 1986, 21 p.
5. Hadishin B.S. Sredstva i metody" pedagogicheskogo kontrolia sorevnovateVnoV deiateVnosti bortca sambis-ta [The means and methods of pedagogical control of competitive activity of Sambo wrestlers]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, 1989, 22 р.
© А. М. Кондаков, В. В. Дубинецкий, 2016
Авторы статьи:
Алексей Михайлович Кондаков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, e-mail: [email protected]
Вячеслав Валерьевич Дубинецкий, кандидат педагогических наук, доцент, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
А. Н. Мартыненко, кандидат педагогических наук, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.
М. С. Эммерт, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет.
УДК 378.14 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.144
С. Н. Рягин, И. А. Костюк, Омская гуманитарная академия
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Подготовка бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» в условиях модернизации педагогического образования предполагает не только профессиональное, но и нравственное формирование личности студента, что позволяет обозначить сущностное содержание образовательной деятельности в период обучения как решение триединой задачи - гражданственность, нравственность и профессионализм. Будущий педагог - это личность, призванная учить и вдохновлять учеников на самосовершенствование, а основы в становлении личности профессионала формируются в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: модернизация педагогического образования, гражданственность, нравственность, профессионализм.
Становление и развитие Российской Федерации осуществлялось в период активного реформирования буквально всех сфер общественной жизни, но именно размах реформ определил актуальность гражданского общества как гаранта необратимости и успешности дальнейших преобразований. Проблема гражданского воспитания и становления личности как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план в процессе подготовки студентов вуза по направлению подготовки «Педагогическое образование» в ситуации модернизации педагогического образования. Это можно проследить по многочисленным документам, характеризующим государственную политику в области образования: Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316
(ред. от 30.06.2015), Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 92-р), «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года № 2765-р) [1]. Становится очевидно наличие не только целевой установки, но и намеченных путей её достижения. В разработанной и утверждённой Правительством РФ 28.05.2014 г. №3241п-П8 «Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» содержится подпрограмма «Модернизация педагогического образования на 2014-2017 годы», в которой предполагается изменение «технологии обучения в целях учёта требований нового профессионального стандарта педагога» [2]. Успешность решения поставленной задачи видится в выстраивании междисциплинарных связей в рамках исследовательских проектов, которые способны активизировать научно-исследовательскую деятельность субъекта образовательного процесса [3].
В статье предпринята попытка осмыслить гражданственность, нравственность и профессионализм как слагаемые содержательной основы в подготовке будущих педагогов, представить опыт работы кафедры педагогики, психологии и социальной работы ОмГА в условиях модернизации педагогического образования.
Основными результатами реформирования педагогического образования явились гуманизация содержания образования, инновационность технологий образования, которые позволили осуществлять подготовку будущих педагогов с учётом изменившихся условий организации образовательного процесса и роли студента как субъекта образования [4].
В ситуации становления «постиндустриального» общества важно сформировать у будущих педагогов уважительную позицию в отношении гражданского общества, отличительными характеристиками которого являются:
- гражданская вовлечённость или активное участие индивида в общественных делах;
- политическое равенство, понимаемое как взаимность и кооперирование, а не властвование и подчинение;
- наличие ассоциаций как социальных структур кооперации, в которых ценности и нормы гражданского общества находят своё воплощение;
- солидарность, доверие и терпимость даже в ситуациях, когда стороны расходятся во мнениях по поводу содержания общих проблем.
Осмысливая отличительные признаки гражданственности, важно отметить, что это сознательная нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит. «Гражданственность есть не что иное, как инкорпорирование данной цивилизации и культуры в плоть и кровь общества», - считал А. И. Стро-нин. Особо подчёркивая, что «это деятельность пассивная, а не активная» [5, с. 174]. Стремясь понять природу нравов, формируемых в социуме, предложил выделять «интеллектуальные нравы суть привычки, производимые цивилизацией и моральные нравы - привычки, образуемые соответственной культурой» [5, с. 175]. Предложенная классификация в 80-е годы XIX столетия актуальна и на современном этапе развития общества. Акцент, сделанный на возрождении традиций образовательной системы высшего образования - научно-педагогическом сопровождении в целях достижения её качественного соответствия культурным преобразованиям в России в начале XXI века [6], позволяет обрести профессионализм будущим педагогам.
Научно-педагогическое сопровождение образовательного процесса в Омской гуманитарной академии осуществляется в соответствии с принципами, во-первых, максимального использования научного потенциала вуза, во-вторых, сопровождения деятельности каждого компонента, уровня, направления и субъекта образовательного процесса, в их числе правомерно рассматривать и деятельность кафедры педагогики, психологии и социальной работы. И если научно-педагогическое сопровождение может быть рассмотрено как ресурс совершенствования профессионального образования в вузе, то осуществляемые на кафедре мероприятия в рамках реализации научно-исследовательской деятельности как гарант подготовки профессионалов в соответствии с профессиональным стандартом педагога.
Рассматривая механизм формирования гражданственности, вслед за А. И. Строниным отмечаем, что обретение этого качества осуществляется самостоятельно каждым студентом, а значит, всё внешнее «в человеке постепенно уступает место всему внутреннему, тем самым наполняя содержанием творчество гражданственности» [5, с. 175].
Обретению гражданственности отдельно взятым человеком предшествует воспитание патриотизма, которое формируется в семье и школе. Патриотизм - это социальное чувство народа, отдельного человека, выражающее достойную любовь к своей Родине [7]. Патриотизм правомерно рассматривать и как особую форму долженствования, связи личности с чем-то общим, целым - обществом, государством, культурой. Причём такой связи, в которой отражена готовность человека быть защитником своего народа, земли, страны. По П. А. Флоренскому «патриот - это всегда корневой человек, т. е. человек, укоренённый в культуре, в народе, в своём Отечестве...». Период школьного образования - это время формирования интереса к истории своей семьи и малой родины, хотя понимание особенностей развития приходится на период профессионального образования. При подготовке будущего педагога важное значение имеет знакомство с тенденциями современного развития региона. Этому способствует краеведческий компонент содержания профессионального образования. Значительный материал по истории районов Омской области, раскрывающий проблемы социально-экономической, политической и культурной жизни, содержится в цикле монографий: «Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Степная зона» [8], «Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Южная лесостепь» [9], «Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Северная лесостепь» [10]. Осмысленность реалий современности позволяет будущим педагогам уже в начальной школе воспитывать патриотизм на конкретных примерах и именах сельчан и родных людей.
Гражданственность немыслима вне патриотизма, который в свою очередь базируется на историческом самосознании народа. Проектная деятельность студентов является благоприятной почвой для интеграции и развития осознанного интереса и выражения искренней любви к своей малой родине. Проектная деятельность позволяет сформировать у студентов гражданскую ответственность, правовое самосознание, духовность, свободу вероисповедания, культуру, самостоятельность в выборе как отличительные качества и ценности профессионала. Эти качества личности в свою очередь выступают гарантом востребованности специалиста в ситуации неопределённости развития современной рыночной экономики.
У понятия «гражданственность» есть несколько устоявшихся определений, которые позволяют всесторонне осмыслить этот феномен.
Гражданственность - это нравственная позиция, которая выражается в чувстве долга и ответственности человека перед обществом, членом которого он является.
Гражданственность - это свойство поведения человека как гражданина, реализующееся в готовности и способности активно участвовать в делах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободами и выполнять свои обязанности.
Гражданственность - это психологическое ощущение себя полноправным членом политического сообщества, высшая добродетель субъекта сообщества [11].
Понятие «гражданственность», возникнув как правовая ответственность и активная гражданская позиция, естественно стало олицетворяться с нравственностью, подразумевая внутреннюю или интериоризированную сторону морали. Для сравнения - мораль принято рассматривать как внешнюю по отношению в индивиду. А. И. Стронин рассматривал уровни в развитии сверхчувственных нравов, предлагая рассматривать храбрость, предприимчивость и самообладание в статусе первоочередных нравов, которые предшествуют формированию подвижничества, гражданского мужества и терпимости или толерантности. Сформированность перечисленных нравов в лице отдельно взятого субъекта позволяет рассматривать возможность в становлении чести и вежливости. При этом уточняя, что честь и вежливость лишь наполовину создание гражданственности. В этом можно согласиться с А. И. Строниным - ведь нравы, пожалуй, и в современном обществе - это качества личности, набор которых каждый сам для себя определяет как реальность, транслируемую окружающим всем своим поведением. И всё-таки уточним, гражданственность неотделима от преданности своей стране - патриотизма. Но если патриотизм уже только любовь к своей стране, то гражданственность - выполнение обязанностей, конкретные дела на благо Родины. Патриотизм без гражданственности, в принципе, может быть, а вот гражданственности без патриотизма не бывает. Можно согласиться с мнением специалистов, что гражданственность является высшей формой патриотизма.
В преддверии принятия Федерального государственного образовательного стандарта четвёртого поколения, призванного скоординировать задачи воспитания студентов, особенно актуальна проблема духовности или развитие нравственности на различных уровнях в образовательном
процессе. В целом образовательный процесс немыслим без объективно-субъективной составляющей - это идеологического обеспечения деятельности государственной власти, формирующей социальный заказ и позволяющей создать оптимальные условия для социализации индивида и социальной группы. Реализацией данного вопроса в сфере образования может рассматриваться формирование устойчивой мотивации у будущих педагогов к повышению собственного социального статуса посредством непрерывного образовательного процесса.
В подготовке педагогов воспитание гражданственности и нравственности ценно тем, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция. Эффективность и стабильность общества во многом зависит и от сформированной гражданской позиции у студентов, которым по окончании вуза предстоит стать педагогами.
Профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики, психологии и социальной работы на протяжении ряда лет активно реализует стратегию научно-педагогического сопровождения студентов и магистрантов педагогических направлений. Как подтверждение сказанному ежегодное участие студентов и магистрантов в международной научно-практической конференции «Студенческая весна». Под руководством преподавателей кафедры, являющихся научными руководителями, были подготовлены и выступления, и статьи для публикации в сборниках. Динамика публикаций за последние три года представлена в таблице.
Численность публикаций студентов и магистрантов в сборниках «Студенческая весна» (2014-2016 гг.)
Название секции Количество публикаций
2014 г. 2015 г. 2016 г.
Актуальные проблемы педагогики, психологии и социальной работы 50 77 126
Психосоциальная работа с населением 27
Философские проблемы осмысления современности 4
Итого: 50 104 130
Таблица составлена авторами по материалам: Студенческая весна 2014. Сборник статей / научный ред. А. Э. Еремеев, отв. ред. С. М. Ильченко. - Омск : Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2014. - 288 с.; Студенческая весна 2015. XI Международная научно-практическая конференция студентов и магистрантов : сборник статей под ред. А. Э. Еремеева : в 2 ч. - Омск : Изд-во ОмГА, 2015; Студенческая весна 2016. XII Международная научно-практическая конференция студентов и магистрантов : сборник статей под ред. д-ра филол. наук, профессора А. Э. Еремеева: в 3 ч. - Омск : Изд-во ОмГА, 2016.
Важным направлением работы кафедры является подготовка студентов к участию в предметных олимпиадах и конкурсах, которые позволяют оценить уровень сформированности профессиональных компетенций. На кафедре стало традицией проведение олимпиады «Психология без границ», принять участие в которой могут студенты любой формы обучения, достаточно подать заявку и ознакомиться с рекомендуемой литературой по проблеме. Результатом многолетней работы стали призовые места на олимпиадах различных уровней.
В 2016 г. на кафедре появился институт «экспертов» по направлениям подготовки бакалавров и магистров. В обязанности экспертов входит отслеживание динамики профессиональных интересов и изменений содержания образования по профилям в условиях принятия профессионально-педагогического стандарта [4], а также инноваций в науке и практике. Основным результатом является коррекция учебно-методического обеспечения в интересах профессиональной подготовки будущих педагогов.
Таким образом, в подготовке будущих педагогов осуществляется глубоко продуманная, творческая, научая и педагогическая деятельность, позволяющая реализовывать задачи модернизации педагогического образования, убедительно показывая преимущества отечественной региональной истории и культуры, её традиций и ценностей в формировании гражданственности, нравственности и профессионализма.
Библиографический список
1. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций: утверждена Правительством РФ 28 мая 2014 г. № 3241п-П8 [Электронный ресурс] // Проект модернизации педагогического образования: [сайт]. URL: http:// педагогическоеобразова-ние.рф>documents/show/48
2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель): утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.
3. Рягин, С. Н. Модернизация педагогического образования в России: проблемный анализ практики первого года реализации / С. Н. Рягин // Управление образованием: теория и практика. - 2015. - № 2. - С. 12-16.
4. Рягин, С. Н. Подготовка и переподготовка педагога в контексте стандартизации его профессиональной деятельности / С. Н. Рягин // Образование через всю жизнь. Проблемы образования взрослых в ЗападноСибирском регионе : материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Омск : Полиграфический центр КАН, 2014. - С. 315-319.
5. Стронин, Л. И. Этика гражданственности / Л. И. Стронин // Вестник московского университета. -2000. - № 1. - С. 168-177.
6. Еремееев, А. Э. Научно-исследовательская деятельность гуманитарного вуза: проблемы и решения / А. Э. Еремеев, О. В. Волох, В. И. Трушляков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2008. - № 2. - С. 99-103.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gospatriotprogramma.ru/
8. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Степная зона : монография / Л. В. Азарова [и др.] ; редкол.: Л. В. Азарова, И. А. Костюк, С. В. Новиков, Р. А. Риянова. - Омск : Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2008. - 446 с.
9. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Южная лесостепь : монография / Л. В. Азарова [и др.] ; редкол.: Л. В. Азарова, А. Г. Бекбаева, С. В. Новиков, Р. А. Риянова. - Омск : Изд-во ИПК Макшеевой Е. А., 2010. - 590 с.
10. Новейшая история социально-экономического и политического развития районов Омской области. Северная лесостепь : монография / Л. В. Азарова [и др.]; редкол. : Л. В. Азарова, А. Г. Бекбаева, И. А. Костюк, С. В. Новиков, Р. А. Риянова. - Омск : Изд-во ИПК Макшеевой Е. А., 2012. - 529 с.
11. Савина, Н. В. Государственно-патриотическое воспитание студентов вуза: государственный заказ и реальность / Н. В. Савина // Гуманитарный трактат. - 2016. - № 1. - С. 4-9.
S. N. Riagin, I. A. Kostjuk, Omsk Humanitarian Academy
CIVIL CONSCIOUSNESS, ETHICS AND PROFESSIONALISM AS A SUBSTANTIAL BASIS OF PROSPECTIVE TEACHER'S TRAINING IN TIMES OF PEDAGOGICAL EDUCATION MODERNIZATION IN RUSSIA
Bachelors' training in the course of «Pedagogical education» in times of pedagogical education modernization involves not only professional, but also moral forming of the student individuality which allows to identify the essential content of educational activities during the training period as the solution of the triune mission of civil consciousness, ethics and professionalism. A prospective teacher is a person responsible to teach and inspire students to self-improvement, and the basis of the expert's personality formation develop while studying at the university.
Keywords: modernization of pedagogical education, civil consciousness, ethics and professionalism.
References
1. Intergrated program of professional development of pedagogical workers of educational institutions, approved by the government of the Russian federation, May 28, 2014, no. 3241p-P8. Proekt modernizatcii pedagogi-cheskogo obrazovaniia. Avaliable at: http:// pedagogicheskaya.of the russian federation"documents/show/48
2. Professional standard. Teacher (pedagogical activity in pre-school, elementary general, basic general, secondary general education (tutor, teacher): approved by the Ministry of labour and social protection of the Russian federation from October 18, 2013
3. Riagin S. N. Modernization of pedagogical education in Russia: the problematic analysis of practice of the first year of realization. Upravlenie obrazovaniem: teoriya ipraktika. 2015, no. 2, pp. 12-16.
4. Riagin S. N. Training and retraining of teachers in the context of the standardization of professional activity Obrazovanie cherez vsyu zhizn. Problemy obrazovaniya vzroslykh v Zapadno-Sibirskom regione : materialy mezhre-gionalnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Omsk, printing center KAN, 2014, pp. 315-319.
5. Strunin L. I. Ethics of civil consciousness. Vestnikmoskovskogo universiteta. 2000, no. 1, pp. 168-177.
6. Eremeev A. E., Volok O. V., Trushlyakov V. I. Research activity of humanitarian university: problems and solutions. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2008, no. 2, pp. 99-103.
7. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan RF [The concept of patriotic education of citizens of the Russian federation.] Avaliable at http://gospatriotprogramma.ru/
8. Azarova L. V. [and others] Bekbaeva, S. V. Novikov, R. A. Riyanova Noveyshaya istoriya socialno-ekonomicheskogo i politicheskogo razvitiya rayonov Omskoy oblasti. Severnaya lesostep : monografiya [The recent history of socio-economic and political development of districts of the Omsk region. South forest-steppe zone: monograph.] Omsk, Publishing house IPK of Maksheeva, 2008, 446 p.
9. Azarova L. V. [and others] Bekbaeva, S. V. Novikov, R. A. Riyanova Noveyshaya istoriya socialno-ekonomicheskogo i politicheskogo razvitiya rayonov Omskoy oblasti. Severnaya lesostep : monografiya [The recent history of socio-economic and political development of districts of the Omsk region. South forest-steppe zone: monograph.] Omsk, Publishing house IPK of Maksheeva, 2010, 590 p.
10. Azarova L. V., Bekbaeva S. V., Novikov R. A. Riyanova Noveyshaya istoriya socialno-ekonomicheskogo i politicheskogo razvitiya rayonov Omskoy oblasti. Severnaya lesostep : monografiya [The recent history of socioeconomic and political development of districts of the Omsk region. South forest-steppe zone: monograph.] Omsk, Publishing house IPK of Maksheeva, 2012, 529 p.
11. Savina N. V. State-patriotic education of university students: state order and reality. Gumanitarnyy traktat. 2016, no. 1, pp. 4-9.
© С. Н. Рягин, И. А. Костюк, 2016
Авторы статьи:
Сергей Николаевич Рягин, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected]
Ирина Александровна Костюк, кандидат философских наук, доцент, Омская гуманитарная академия.
Рецензенты:
С. А. Маврин, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет. Е. П. Щербаков, доктор психологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.