Use of the application-oriented method teaching is in medical education Zheksembaeva S. (Republic of Kazakhstan)
Использование проблемно-ориентированного метода преподавания в медицинском
образовании
Жексембаева С. О. (Республика Казахстан)
Жексембаева Саркен Орынбасаровна / Zheksembaeva Sarken - кандидат медицинских наук, доцент,
кафедра внутренних болезней № 1,
Карагандинский государственный медицинский университет, г. Караганда, Республика Казахстан
Аннотация: описывается опыт технологии внедрения метода проблемно-ориентированного обучения в учебный процесс. Проблемное обучение способствует лучшему осмыслению, усвоению и применению учебного материала в сравнении с традиционным методом обучения.
Abstract: experience of technology of introduction of method of проблемно- of the oriented educating is described in an educational process. The problem educating assists the best comprehension, mastering and application of educational material by comparison to traditional a method educating.
Ключевые слова: проблемно-ориентированный метод, инновационная технология, клинический случай, медицинское образование.
Keywords: the problem-oriented method, innovative technology, clinical case, medical education.
В современных условиях глобализации общества все отчетливей возникает осознание необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Инновации должны затронуть содержание, структуру и технологию медицинского образования. Для достижения этих целей необходимо внедрение в образовательную программу студентов эффективных методик интерактивного обучения. По данным литературы одним из перспективных методов подготовки высококвалифицированных специалистов врачей является проблемно-ориентированное обучение [1, с. 352]. Сущность проблемно-ориентированного обучения в медицине состоит в том, что студент под руководством преподавателя принимает активное участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей программе высшего медицинского образования. Учитывая вышеизложенные данные для организации познавательной самостоятельности, необходимо использование элементов проблемноориентированного обучения в образовательной программе студентов специальности «Общая медицина». В реальной клинической практике специалисту приходится решать проблемы, которые редко бывают стандартными. Благодаря методу проблемно- ориентированного обучения, студенты учатся самостоятельно добывать и анализировать информацию, быстро принимать решение в экстремальных ситуациях. Внедрение проблемно-ориентированного обучения, наряду с общепринятыми, традиционными методами обучения в учебный процесс в нашей кафедре, позволяет достичь правильного решения возникающих проблем. В начале проведения занятия по методу проблемно-ориентированного обучения (PBL) студентам объяснили правила и требования, предъявляемые для проведения практического занятия. Учебные комнаты для проведения занятия были оснащены круглыми столами, компьютерами, проекторами и интерактивными досками или флипчартами. В начале занятия студенты самостоятельно выбирают старшего (или председателя) и «писца», чтобы сделать запись обсуждения. Студенты знакомятся с клинической ситуацией, формулируют гипотезы, которые объясняют причины сложившейся ситуации. Студентам информация выдается частями, по мере последовательного разрешения ситуации и достижения определенных целей. В процессе рассмотрения и обсуждения студентам предоставляется вспомогательный материал - результаты лабораторноинструментальных методов исследований, необходимый для принятия решения. При обсуждении вопроса для всей группы, каждый высказывал свои соображения по доказательству своей версии ответа. При этом функцией тьютора является вовлечение всех участников группы в процесс обсуждения, помощь в формулировании решений и выработке действий.
Все «наброски» записываются на доску в виде первоначально выявленных проблем. Во время процесса обучения были розданы учебные материалы: лекции, учебники, справочники и интернет-источники. Студенты должны вновь собрать информацию, опять анализируют, обсуждают между собой и описывают действия. После получения дополнительных сведений студенты пересматривают свои гипотезы. Количество гипотез по мере дальнейшего рассмотрения клинического случая и получения дополнительной информации постепенно сужается. Студенты должны прийти к окончательным решениям после обсуждения и анализа всей имеющейся в их распоряжении информации. Постановка проблемы при рассмотрении клинического случая позволяет студентам самим определить ту область знаний, которая необходима им для его решения.
Таким образом, проблемно-ориентированное обучение - это методология преподавания, позволяющая усваивать материал через понимание реальных жизненных ситуаций, и обеспечивает прочность приобретаемых знаний, развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, решительность.
Литература
1. Байденко В. И. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и Болонские измерения. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010, 352 с.