1. Река, озеро, море, мост, пруд.
2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
3. Синица, голубь, птица, воробей, утка.
4. Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый. Задание. Речевые антонимы
Зачитывайте слова по очереди. Если ребенок не может придумать антоним после предъявления слова, помогите ему, задав вопрос более конкретно:
1. «Пластилин мягкий, а камень --...?
2. Нож бывает острый, а бывает -...?
3. Дорога широкая, а тропинка - ...?
4. Река глубокая, а лужа - ...?»
Задание. «Нахождение аналогий». Ответь, пожалуйста на несколько вопросов.
1. Днем светло, а ночью ?... (темно)
2. Птица поет, а собака ?... (лает)
3. Машина едет, а самолет ?... (летит)
4. Голубь летает, а рыба?... (плавает)
5. У кошки - шерсть, а у утки ?... (перья)
6. Платье сшито из ткани, а ботинки ?... (из кожи)
Таким образом, на уроке литературы сравнение - это универсальный «ключ», которым открывается любое произведение, а на уроке русского языка - один из наиболее эффективных приемов активизации деятельности учащихся.
УДК 372.8
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ И МЕТОДОВ ТРИЗ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Ласукова Н.А., учитель английского языка ГБОУ школа № 604 Пушкинского района г. Санкт-Петербург, 2016
Аннотация: в статье рассматривается развитие творческого мышления учеников с использованием ТРИЗ в обучении английскому языку. В статье представлена разработка занятия по английскому языку в рамках реализации программы внеурочной деятельности в 5 классе по теме "My home is my castle" - «Мой дом - моя крепость» с применением педагогической системы НФТМ-ТРИЗ.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, творческие способности, креативный урок, английский язык.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования:
1. Создание условий для развития творческого потенциала учащихся.
2. Создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ.
3. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
4. Формирование здорового образа жизни.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
1. Доступность и наглядность.
2. Учёт возрастных особенностей.
3. Связь теории с практикой.
4. Включение учащихся в активную деятельность.
5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Организация внеурочной деятельности дает возможность учителю реализовать свой
творческий потенциал, разрабатывать нестандартные занятия, внедрять новые методы, развивать творческое мышление учащихся на основе НФТМ - ТРИЗ.
НФТМ - непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Это научно-практическое направление по разработке и применению эффективных методов решения творческих задач, генерированию новых идей и решений в науке, технике и других областях человеческой деятельности
Цель данной системы НФТМ-ТРИЗ - формирование творческой личности учащихся, обладающей системным мышлением, способной решать творческие задачи любого уровня сложности.
Система НФТМ-ТРИЗ основана на поисково-познавательной деятельности учащихся, начиная с самого раннего возраста, и направлена на развитие фантазии, творческого воображения и управление ими.
Для активизации поиска новых, оригинальных, творческих решений каких-либо задач и ситуаций учащимися, креативной педагогической системой НФТМ - ТРИЗ разработаны следующие методы, являющиеся средствами развития творческого воображения:
1. Метод фразеологизмов.
2. Метод фокальных объектов.
3. Метод морфологического анализа.
4. Метод мозгового штурма.
5. Метод аналогий.
6. Метод моделирования человечками.
7. Метод применения оператора РВС.
8. Шкала «Фантазия»
9. Метод эмпатии.
Структура креативного урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом [1]. Для формирования у школьников творческого подхода к решению возникающих учебных задач, необходимо вводить в структуру урока специальные задания творческого характера, содержание и форма которых учитывает специфику изучаемого материала. Это могут быть различные познавательные ситуации, игры, головоломки, интеллектуальные разминки. Развитие креативности (способности к творчеству) происходит на уроке и в процессе практической деятельности, которая предполагает вариативность решения и может быть представлена различными видами деятельности. Все это позволяет повысить мотивацию обучения и в полной мере реализовывать творческие способности и интересы учащихся.
Представляю урок английского языка в 5 классе по теме: «Мой дом - моя крепость».
Предполагаю достичь следующих результатов:
Предметных:
- уметь употреблять лексические единицы по теме в заданной ситуации;
- уметь выделять запрашиваемую информацию из текста
- уметь строить краткие высказывания, пользуясь иллюстрацией.
Метапредметных УУД:
Коммуникативных: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивных: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Познавательных: развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией.
Личностные: осознавать культуру своего народа с помощью изучения культуры англоязычных
стран.
Ставлю следующие цели:
обучающие:
- во всех видах речевой деятельности повторить ранее изученные и освоить новые лексические единицы по теме «Мой дом - моя крепость»;
- освоить в связной речи грамматические структуры there is/are в утвердительной, вопросительной и отрицательной формах;
развивающие:
- развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности;
- развивать умения, составляющие лингвистическую компетенцию: прогнозирование содержания по заголовку и иллюстрациям, использование ассоциативного ряда как приема запоминания новых слов;
воспитательные:
- воспитывать уважение к своему дому.
Это урок комплексного применения знаний с применением различных форм работы с учащимися.
Блок 1. Мотивация.
Цель: стимулирование учащихся на получение знаний через удивление, которое будет способствовать любознательности, а, следовательно, развитию творческого потенциала. Это позволяет пробудить первоначальный интерес к уроку за счет определенной необычности его начала.
Good afternoon, boys and girls! Nice to see you!
Look at the pictures of the most unusual houses in the world and try to guess the theme and the aim of the lesson. Добрый день, ребята! Приятно вас видеть! Посмотрите на картинки с изображением очень необычных домов всего мира. Как вы думаете, какова же тема нашего занятия? Какие цели мы преследуем изучая данную тему?
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Student's answers: - Houses; Unusual houses; Dens for people; ...
Teacher: Great! What do you think we'll do during the lesson? What will we read, listen and talk about? What will we make?
Student's answers: We'll read, listen and talk about unusual houses all around the world. We'll talk about the furniture in these houses. Maybe, we'll make a model of our dream house or an unusual house. Мы будем читать, слушать и говорить о необычных домах, мебели, находящейся в них. Может быть, мы сделаем макет или нарисуем свой необычный дом или дом нашей мечты.
Teacher: Yes, you're right. Let's go!
Блок 2. Содержательная часть.
Цель - развитие творческого воображения и фантазии учащихся, посредством актуализации лексических навыков по теме.
На этом этапе необходимо учитывать, что для достижения результата при решении сложных задач важны три фактора: способности, возможности и индивидуальность. Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической или технической легкости. Важно, чтобы эти способности были положительно оценены другими людьми. Содержательная часть включает в себя изучение определённой темы и должна обеспечить формирование системы технологических знаний.
Упражнения на усвоение понятия «система»:
A teacher shows the figure of the furniture (the leg of the table) and asks: What's this?
Учитель показывает часть мебели (ножку стола) испрашивает, что это.
Students: It' a table. Это стол.
A teacher: Right! And where is the table? Верно, а где может находиться стол?
Students: In the kitchen/living room/dining room. На кухне, в гостиной, в столвой.
A teacher: Right! And where is the kitchen/living room/dining room? Верно, а где находится кухня,
Students: In the flat. В квартире.
A teacher: Right! And where is the flat? Верно, а частью чего является квартира?
Students: In the house. Дома.
A teacher: Right! And where is the house? Верно, а частью чего является дом?
Students: In the town/city. Города.
A teacher: Right! Now look at the blackboard and put these words in a chain from the most general word to the specific one: neighbourhood, table, room, country, flat, house, world, town, the leg of the table. Верно. Теперь посмотрите на слова на доске и постройте цепочку слов от общего к частному.
Students: world - country - town - neighbourhood - house - flat - room - table - the leg of the table.
A teacher: Great! Now continue the chain of the sentences:
• The leg is a part of the table.
o The table is a part of the ...
Отлично, теперь постройте цепочку предложений.
• Ножка - часть стола. o Стол - часть ...
Учащиеся выполняют задание, делают логическое умозаключение от общего к частному, и наоборот.
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Во время занятия необходимо уделять время психологической разгрузке, что, по мнению физиологов, психологов, будет способствовать не только снятию эмоционального, умственного, но и мускульного напряжения.
Teacher: Children, close your eyes and imagine that you are at the seaside. The sun is shining. It is warm and nice. You can feel fresh breeze and hear sounds of the waves. There is a seaside bungalow in front of you. It is your own bungalow. What colour is it? Is it big? What is there inside?
Open your eyes, children! Answer the questions, please!
Students: It's not big but cosy. It's light blue. There is some furniture inside. There are my friends inside. .
Ребята, закройте глаза и представьте, что вы прогуливаетесь по морскому побережью. Светит солнце. Тепло и приятно. Вы чувствуете прикосновение свежего ветра, слышите плеск волн. О, перед вами домик на самом берегу моря! Это ваш дом. Какой он? Какого он цвета? А что там внутри?
Блок 4. Головоломки.
Решение задач-головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. При выполнении таких задач учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что, в конечном счете, развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказываясь от ложного пути. Поиск решения таких задач воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание.
Teacher: Children, look at the pictures and guess the words. Посмотрите на ребусы и отгадайте слова, (позже предоставлены картинки с изображением угаданных видов построек) а теперь соотнесите их с картинками на доске.
1. Рис.6
Рис.7
n=h
3. Рис.8
Students: 1. A tree house (домик на дереве) 2. A castle (замок) 3. A hut (хижина) Teacher: Perfect! Now match the pictures to the words.
1.
2.
Рис.9
Рис.10
3.
www. lesvadraw ru
Рис.11
- Goodjob!
Блок 5. Интеллектуальная разминка (ИР). Интеллектуальная разминка, как и головоломки, позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке.
Teacher: Find the odd word in each line and give arguments. Найдите лишнее слово и аргументируйте свой выбор.
1. Bedroom, dining room, bookcase, hall.
2. Hut, igloo, bungalow, villa.
3. Sink, cooker, window, fridge.
4. Wash, cook, clean, sleep.
5. He, she, it, our.
Блок 6. Содержательная часть (практическая часть).
Цель: активизировать лексико-грамматические навыки, развивать умение прогнозирования содержания по заголовку и иллюстрациям.
Teacher: Children, look at the picture and read the first exchanges. What is the dialogue about? Think of six words you expect to find in it. Прочитайте первые реплики. О чём этот диалог? Назовите 6 слов, которые вы надеетесь встретить в диалоге.
Students: house, door, bed, small, fridge, chair. Дом, дверь, кровать, маленький, холодильник.
Teacher: Read the dialogue to yourself and complete it with a/an, some/any. Прочтите диалог про себя и заполните пропуски. Now read aloud and check. Теперь читаем вслух и проверяем.
Рис.12
Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка.
Teacher: You learnt a lot of words - types of houses, parts of the house and furniture. That's why you'll do the next task very easily. For this task, you'll need the computer. So, drag the words to the pictures. Вы выучили новые слова - различные типы сооружений, части зданий и название мебели. Вот почему, следующее задание вы сделаете с легкостью. Перетащите слова к соответствующим картинкам. В конце задания нажмите кнопку «Check» для проверки. Неправильные подписи возвращаются на прежнее место. Перетащите их к соответствующим картинкам снова.
Блок 8. Резюме.
Качественная и эмоциональная оценка урока, сообщение качественной оценки за работу каждого учащегося, обращение к теме и поставленным целям урока («Что нового узнали и чему
научились? Что было интересным? Что запомнилось? Что понравилось? Где применимы полученные знания и навыки?»).
Домашнее задание со свободным выбором.
1. Create or draw your dream house.
Создать макет / рисунок дома своей мечты. И описать его.
2. Find as many idioms with the word house/home as you can. Найти и выписать как можно больше идиом со словом дом.
Вывод: Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате не создается какой-либо общественно-значимый продукт, но сам процесс творчества и его результат имеют значение для личностного развития ребенка и являются фундаментом его успешной жизнедеятельности в будущем. Логика построения данного урока обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим.
УДК 372.8
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бабушкина Наталия Борисовна, учитель английского языка ГБОУ школа № 604 Пушкинского района Санкт-Петербург, 2016
Аннотация: статья будет интересна учителям, применяющим ИКТ технологии в своей педагогической практике; статья содержит описание опыта применения ИКТ технологий на уроках английского языка.
Цель: с помощью современных технологий повысить качество обучения английскому языку в свете новых ФГОС.
Ключевые слова: стандарт, индивидуализация, дифференциация, мотивация, личность.
Информационные образовательные технологии - это все технологии в сфере образования, которые используют специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.
ФГОСы общего образования и стандарт деятельности учителя, отражающие сущность процесса обучения в современной школе, сегодня надо рассматривать через призму жизни самого человека, стараться увидеть закономерности жизни в частных проявлениях школьной реальности, определить человека как наивысшую ценность, а приобретаемые им знания как средство жизни.
В последние десятилетия изменился характер обучения, происходит ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.
Школа является тем социальным институтом, где каждый ребёнок, а в нашей школе учатся дети из 56 регионов России, должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые условия, заинтересованность учащихся, их осознанный подход к учебной деятельности, разнообразные формы и методы, помогающие успешно закончить школу.
В моей педагогической деятельности я стремлюсь осваивать формы и методы, связанные с реализацией ФГОС - Стандарта деятельности учителя для того, чтобы повышать качество обучения английскому языку.
Использую новые педагогические технологии такие как развивающее обучение, проблемное, коммуникативное, проектные технологии, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии. Раскрываю способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика.
Подготавливаю учащихся к осознанному выбору профессии, прививаю навыки самостоятельной работы.
Совершенствую формы организации учебной деятельности.