СЕКЦИЯ 3.
ПРОИЗВОДСТВО И ПЕРЕРАБОТКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ:
КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 637.61
DOI 10.24412/cl-35112-2024-1-97-99
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ДУБЛЕНИИ И
ОКРАШИВАНИИ ШКУР
Биче-оол С.Х.(1), Самбуу А.К. (1) (1 -Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. Для крашения кожи используют главным образом основные, кислотные и прямые красители, в ограниченном количестве сернистые и кубовые - так как для кожи вредна щелочно-восстановительная среда. Эти красители применяют и для крашения меха, однако в последнее время они вытесняются оксидационными.
Ключевые слова: выделка, краска, кора ивы, шкурка, танины.
THE USE OF NATURAL MATERIALS IN TANNING AND DYEING HIDES
Biche-ool S.H. (1), Sambuu A.K. (1) (1 - Tuvan State University, Kyzyl, Russia E-mail: [email protected]
Annotation. For dyeing the skin, mainly basic, acidic and direct dyes are used, in limited quantities, sulfur and cubic dyes - since the alkaline-reducing environment is harmful to the skin. These dyes are also used for dyeing fur, but recently they have been replaced by oxidative ones.
Key words: dressing, paint, willow bark, skin, tannins.
Проблема экологической безопасности меховых изделий в настоящее время становиться одной из актуальных, что обусловлено целым рядом причин, основные из которых следующие: выброс в окружающую среду большого количества сточных вод отделочного производства, аккумулирующих наиболее вредные неиспользованные вещества, чувствительность кожи человека на воздействие органических красителей, соединений тяжелых металлов, остатков хлорсодержащих веществ, в текстильных материалах после отбеливания и крашения.
В последнее время во всем мире возрос интерес к использованию растительных красителей. Республика Тыва располагает большими ресурсами растительного сырья, которое могло бы использоваться для извлечения красителей.
Актуальность работы обусловлена все возрастающими требованиями экологического характера к процессам получения и применения синтетических красителей для крашения текстильных материалов, а также все более активным обсуждением вопроса о приближающейся нехватке нефтяного сырья для промышленного органического синтеза, в том числе и синтеза красителей. Вышеизложенное ставит вопрос о поиске экологически «мягких», естественным образом возобновляемых красителей.
Кожа является натуральным материалом животного происхождения. С давних времен люди научились изготавливать из нее повседневные атрибуты материальной и духовной культуры, такие как одежда и обувь, предметы кочевого и оседлого быта, транспортные средства, элементы вооружения и музыкальные инструменты.
В наше время древняя технология выделки кожи почти без изменений практикуется у тувинцев, бурятов, алтайцев, чукчей, коряков, эвенов. Процесс дубления и окрашивания оленьей шкуры, состоит из нескольких этапов: сбора коры растений, которые являются
источником дубителя и растительного красителя, и ее сушка, подготовка кожевенного сырья, приготовление растительного дубителя, дубление и окрашивание бахтармы (мездровой стороны кожи), разминание кожи руками и ногой.
Одной из важных задач является всемерное использование местных ресурсов сырья и материалов, в том числе и местных растительных дубителей.
Наиболее распространенные растительные дубители: ивовая кора, еловая кора, кора пихты, дубовая кора, кора каштана, кора лиственницы, кора березы, кора ольхи, корень и листья бадана, корень тарана, кора эвкалипта, листья рододендрона, гранатник, можжевельник, толокнянка, горлец, гречиха, зверобой, кипрей, конский щавель, листья брусники, листья багульника.
Экспериментальная часть работы была выполнена в условиях СПоК «Усма» г. Шагонар Улуг-Хемского района и в лаборатории шерсти кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции Тувинского государственного университета.
Цель исследований - изучение использования природных материалов при дублении и окрашивании шкур.
Для использование природных материалов при дублении и окрашивании шкур были подготовлены 4 разных раствора: раствор с солью и с корой лиственницы, раствор с перекисью и с корой лиственницы, раствор с солью и брусникой, раствор с перекисью и с брусникой.
Главная задача дубильного раствора состоит в том, чтобы экстрагировать из растительного сырья нужное количество красящего вещества. Для этого измельчённую, хорошо высушенную кору лиственницы кипятят или заливают горячей водой и запаривают. После этого раствор настаивают и остужают в течение часа до температуры около 40 °С, что необходимо, так как белок, составляющий коллаген, начинает разрушаться при температуре 42-44 °С. После этого танинный отвар красно-коричневого цвета готов к употреблению.
В первую очередь был приготовлен настой из ягод брусники. На 3 литра воды добавили 300 г брусники. Для этого в кипячённую воду добавили ягоды брусники, во время варки раздавили ягоды с помощью блендера и получили настой брусничный. Цвет настоя оказался насыщенно бордовый. Настой охладили до комнатной температуры. Полученный настой разделили на 2 тары. В первую тару добавили перекись водорода 3% - 100мл. Во вторую тару добавили 50 г молотой соли. В течение нескольких минут растворы смешивали с помощью деревянной палки. После этого в тазики положили шкурки ягнят для окрашивания. Шкурки для окрашивания были разного дубления:
1. шкурки хромого дубления
2. шкурки, прошедшие растительное дубление
Шкурки хромового дубления получены в СПоК «Усма». В течение 3 суток шкурки были в настоях и их постоянно помешивали с помощью деревянной палки. Через 3 суток вынули шкурки, сполоснули в холодной воде и оставили на столе для стекания влаги. Затем шкурки высушили при комнатной температуре и влажные шкурки разминали руками.
Для получения настоя из коры лиственницы в эмалированную посуду налили 3 л воды. В кипящую воду добавили 600 г коры лиственницы. В течение 1 часа варили кору. Цвет настоя получился насыщенно коричневым. Настой охладили до комнатной температуры. Полученный настой разделили на 2 тары. В первую тару добавили перекись водорода 3% -100мл. Во вторую тару добавили 50 г молотой соли. В течение нескольких минут растворы смешивали с помощью деревянной палки. После этого в тазики положили шкурки ягнят для окрашивания.
Результаты окрашивания шкур представлены в таблице 1, показывают, что насыщенный красивый цвет получился у шкурок, находящихся в растворе с лиственничной корой и с солью. Соль является хорошим консервантом. Шкурки, окрашенные с помощью соли, имели красивый насыщенный, ровный цвет. А шкурки полученные, с перекисью и с корой лиственницы, с солью и брусникой, с перекисью и с брусникой имели ненасыщенный цвет. В некоторых местах имелись насыщенные краски, а в некоторых более бледный цвет.
Таблица 1 - Результаты окрашивания шкур
Шкурки Образцы
1 2 3 4
Шкурки растительного дубления коричневый Темно-коричневый Светло бордовый бордовый
Шкурки хромого дубления белый бледный Бордовый Бледно бордовый
Шкурки растительного дубления имели отличные результаты, в связи с тем, что при дублении использовали кору лиственницы, который также повлиял на окрашивание волосяного покрова шкур. Кожевая ткань получилась мягкой, эластичной, прочной.
Изучив технологию использование природных материалов при дублении и окрашивании шкур мы пришли к выводу, что дубление растительного происхождения имели отличные результаты, в связи с тем, что при дублении использовали кору лиственницы, который также повлиял на окрашивание волосяного покрова шкур. Кожевая ткань получилась мягкой, эластичной, прочной. При дублении и окрашивании шкур козлят можно применить природные материалы. Результаты наших исследований показали, что из местных природных материалов можно окрашивать шкурки животных.
Для КФХ, ИП, занимающихся животноводством, прелагаем не выбрасывать шкурки животных, а заняться выделкой шкур и окрашиванием не химическими, а природными красителями. Химические красители дорогостоящие, при их использовании повышается себестоимость полученных шкурок.
Библиографический список
1. Вайнштейн, С.И. Тувинцы-тоджинцы [Текст] : Ист.-этногр. очерки / Акад. наук СССР. Инт народов Азии. Тувин. науч.-исслед. ин-т языка, литературы и истории. - Москва : Изд-во вост. лит., 1961. - 218 с.
2. Дьяченко, В.И. От шкуры к коже: к реконструкции традиционной технологии обработки материала у алтайцев (начало хх в.). / В.И. Дьяченко // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2022. № 2 (57) - С. 159-168.
3. Даржа, В.К. Лошадь в традиционной практике тувинцев-кочевников / В.К. Даржа ; ответственный редактор Г. Н. Курбатский. - Кызыл : ТувИКОПР СО РАН, 2003 (Красноярск : ИПЦ Платина). - 154 с.
УДК 663.15:663.479.1
DOI 10.24412/cl-35112-2024-1-99-103
ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ НУРУКА, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОИЗВОДСТВЕ КОРЕЙСКИХ АЛКОГОЛЬНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ НАПИТКОВ
Скворцова Е.А.(1), Ли А.А.(1), Масловский С.А.(1) (1) - ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В работе представлен аналитический обзор технологий производства полуфабриката нурук, используемого в качестве закваски при производстве широкого ассортиментного ряда национальных корейских напитков - слабоалкогольных - макколи, чинджу, ягджу, рисовое пиво и крепких - соджу в основе технологий которых лежит использование крахмалистого сырья. Описываются исторические аспекты развития технологии производства данного полуфабриката. Проанализированы существующие способы ферментации нурука применительно к сезонным условиям его производства, его микробиологический состав, обуславливающий возможность использования в качестве закваски. Представлена технологическая схема получения нурука из различных видов зернового сырья.