УДК 76.01 ШУТОВА А. С.
Использование приемов конструктивизма в современном графическом дизайне
В статье ставится проблема поиска новых средств выразительности в современном графическом дизайне. Проанализирована возможность обращения к художественному методу конструктивизма и использования приемов этого направления в современном дизайне. Выявлено, что методология конструктивизма способна расширить возможности проектирования, способствует поиску нового оригинального образа.
Ключевые слова: графический дизайн, конструктивизм, стиль, искусство, художественный метод, средства выразительности, визуальный образ.
SHUTOVA A. S.
USING THE METHODS OF CONSTRUCTIVISM IN MODERN GRAPHIC DESIGN
The article poses the problem of finding new means of expression in modern graphic design. Analyzed the possibility to appeal to the artistic method of constructivism and the use of the techniques of this trend in modern design. Identified that the methodology of constructivism is able to extend the possibilities for design, contributes to the search for a new original image.
Keywords: graphic design, constructivism, style, art, artistic method, expressive means, the visual image.
Шутова
Алена
Сергеевна
магистрант Уральского
федерального
университета
имени первого Президента
России Б. Н.Ельцина
e-mail:
alena-sh888@yandex.ru
Потребности человека в XXI в. становятся все более индивидуальными. Это диктуется ускорением процесса потребления и высокой конкурентоспособностью на мировом рынке. Все большего разнообразия предметно-пространственных форм и графических образов требует социум от дизайнера. В связи с этим поиск способов создания новых решений в дизайне становится как никогда актуальным. Стремление создавать оригинальные, выразительные, концептуально-насыщенные визуальные решения приводит к использованию художественных методов. Осмысленное применение этого инструмента значительно расширяет возможности в проектировании. Дизайнер может как заимствовать готовые образы искусства, так и самостоятельно разрабатывать новые проектные решения, к примеру, в рамках художественных концепций. Рассмотрим возможности использования в графическом дизайн-проектировании методологии конструктивизма — одного из ярких художественно-эстетических течений XX в. Выбор этого направления искусства обусловлен тем, что конструктивизм является «визитной карточкой» г. Екатеринбурга. Применение конструктивистской графики в городской среде может способствовать популяризации этого стилистического направления среди населения, а также
формированию более целостного и гармоничного образа города. Эстетика конструктивизма является сильным выразительным средством воздействия, он до сих пор сохраняет свою актуальность, поскольку имеет социальную направленность и связан с активной творческой позицией создателя.
Конструктивизм как самостоятельное направление в искусстве, дизайне, архитектуре сформировался к 1920 г. Художниками-конструктивистами были А. Родченко, Л. Лисиц-кий, А. Ган, Н. Седельников и другие. Они стали первыми российскими дизайнерами. Ими были заложены основы для понимания таких важных принципов, как учет «социального заказа» в проекте, применен системный подход к разработке комплексных объектов (серия изданий, фирменный стиль). В России после революции 1917 г. интенсивно велись поиски нового художественного языка, достоверно отражающего эпоху. Социальный заказ приспосабливал новые формы в первую очередь к продвижению в массы идей революции, мирового переустройства, защиты революционных завоеваний, новой системы ценностей. Стояла задача сделать этот язык не только новаторским, но и понятным для широкой, эстетически не подготовленной аудитории, часто просто неграмотной. «Полиграфия, графика, книжный
96
© Шутова А. С., 2014
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 4 | 2014
дизайн, графический дизайн в целом оказались ведущей областью дизайна 1920-х гг. Именно издательское дело благодаря общей ориентации на культурную революцию и ликвидацию безграмотности, а также дореволюционным традициям книгопечатания оказалось наиболее развитым по сравнению с другими видами производства. <...> Большими тиражами выпускалась не только художественная литература. <...> Вся эта продукция требовала, во-первых, своего дизайнерского решения, а во-вторых — рекламы и организации торговли» [1, 171]. Конструктивисты первыми отнеслись к рекламе как к самостоятельному виду деятельности. Продумывая рекламное сообщение, обращали, в первую очередь, внимание на его функциональность, не пытаясь сделать свои плакаты похожими на картины, как это практиковалось художниками раньше. Они искали современные и необычные подходы, изучение которых может обогатить творческую палитру современного графического дизайнера.
Рассмотрим актуальные по сей день приемы конструктивизма в графике и особенности их восприятия. Сразу оговоримся, что включаем в графический дизайн работу с текстом, со словом — в том, что касается их подачи. Итак:
1. Ограниченная палитра цветов, близких к архаическим (черного, красного, белого, серого с добавлением синего и желтого), которая позволяет структурировать композицию, сделать ее ясной в прочтении (Иллюстрация 1).
2. Использование красного цвета на больших площадях имеет не только символическое значение, но и побуждает к активности, воодушевляет.
3. Контрастные сочетания цветов, объемов привлекают внимание, вызывают интерес, заставляют быстрее воспринимать информацию (Иллюстрация 2).
4. Применение крупных букв, рубленых шрифтов делает текст удобочитаемым.
5. Краткость текста, простые формулировки позволяют донести основную мысль.
6. Использование возможностей шрифтового выделения. Смена шрифтов, варьирование цвета и размера букв, продуманное взаиморасположение обладают значительным воздействующим потенциалом. Можно передать через шрифт аудиальные характеристики: силе голоса соответствует увеличение кегля; фраза, состоящая из заглавных букв, воспри-
Иллюстрация 1. Афиша. Авторы: В. А. Стенберг, Г А. Стенберг. 1930 г.
нимается как «кричащая»; перевернутый текст привлекает дополнительное внимание и т. п. (Иллюстрация 3).
7. Использование средств типогра-фики в качестве графического языка оформления. Слово и иллюстрация создавались из одного материала наборной кассы. Одним из эталонов конструктивизма является книга, созданная Э. Лисицким, «Маяковский для голоса». Иллюстрации к стихотворениям, смонтированные из элементов наборной кассы: буквами, знаками и линейками, демонстрируют новые типографические возможности воздействия на читателя. Они предвосхищают будущие коллажи дизайнеров и художников постмодернизма.
8. Геометрические конструкции, большие площади заливки цветом
Иллюстрация 2. Плакат. Автор В. Н. Кула-гина.1930 г.
создают напряжение, повышают интерес зрителя. Примером геометризованных композиций, иллюстрация которых подчеркивается контрастом цветовых плоскостей, могут служить плакаты «Экспорт — импорт СССР»
A. Лавинского (1926), «Всесоюзный Совет народного хозяйства» неизвестного автора (1925), «НГСНХ»
B. Роскина (1925).
9. Прямые и зигзагообразные линии, диагонали, пересечение элементов делают композицию динамичной, передают энергию движения. Ярким примером этого приема может служить обложка журнала «Полиграфическое производство» № 6, 1928 г., оформленная Э. Гутновым.
10. Использование образов «простых» людей делает информационное
Иллюстрация 3. Плакат. Неизвестный художник. 1931 г.
Иллюстрация 4. Плакат. Неизвестный художник. 1925 г.
О*©
Иллюстрация 6. Плакат для выставки «Родченко-120». Автор И. Гурович. 2011 г.
Иллюстрация 7. Плакат для Дягилевского фестиваля. Автор Н. Агапова. 2012 г.
Иллюстрация 5. Плакат для культурного центра «Дом». Автор И. Гурович. 2010 г.
сообщение доступным, понятным, вызывает у воспринимающего желание присоединиться к обозначенным на плакате или в книге социальным процессам.
11. Упрощение и обобщение, сведение изображения до простых, можно сказать, архетипичных геометрических форм, применение плоскостной техники, использование узнаваемых образов привлекает внимание, дает возможность легче и быстрее распознавать объект.
12. Активное использование фотографии вместо рисунка. Применение фотоизображения придает сообщению реалистичность, документальность, правдивость. Кроме того, конструктивисты обостряли изобразительный язык фотодизайна монтажом нескольких фрагментов, неожиданными ракурсами, размещением фотоснимков по диагонали. Выразительные возможности фотомонтажа активно использовал А. М. Родченко в иллюстрациях поэмы Маяковского «Про это», обложках журнала «Красная нива», рекламных плакатах ГУМа и Ленгиза.
13. Использование методов внушения при построении образа, эмоциональное воздействие: прямое обращение с энергичным личным призывом, взгляд, устремленный прямо на зрителя, четкий вопрос (Иллюстрация 4).
Сегодня, когда времена Октябрьской революции стали историей, использование символов той эпохи уже не говорит о политических пристрастиях их носителя. Идеи, разработанные конструктивистами, часто появляются в современной жизни, воспроизводятся как целиком, так
и отдельными элементами. Многие приемы стали настолько привычными, что не ассоциируются с конкретным стилевым направлением начала XX в.: организация текста, членение на основную и вспомогательную информацию за счет изменения кегля шрифта и его цвета; рубленые шрифты; использование фотоизображений; различные приемы верстки фотографий; крупный фотоснимок, служащий фоном для текста. Однако опыт конструктивистов может быть использован значительно шире. Творческая проработка уже существующего стиля позволяет дизайнеру сэкономить время и средства на продвижение образа, опираясь на знания и опыт предыдущих поколений, трансформируя их генерировать собственные оригинальные решения. Часто отдельные элементы конструктивизма, использование которых не дает полного соответствия стилю, выбираются дизайнером случайным образом. Автор не до конца продумывает цель применения этих деталей, и поэтому не достигает стилевого единства. Оригинальности нового произведения при соблюдении связи с наследием прошлого можно достичь, владея знаниями об истории российского и советского плаката, понимая законы композиции и особенности, характерные для данного направления.
Сегодня художественный метод конструктивизма может дать сильные выразительные средства в процессе создания визуальных сообщений для решения различных задач. Современный человек подвергается воздействию огромного потока информации. Яркие, «кричащие», простые в прочтении графические образы способны зацепить, остановить, привлечь внимание, запомниться в динамичной городской среде. Часто громогласную шрифтовую графику используют, когда необходимо громко заявить о скидках, акциях, распродажах. Композиции в стиле конструктивизма являются признаком хорошего вкуса. Об этом говорит тот факт, что именно к этому направлению обращаются мастера для того, чтобы создать рекламные сообщения для чисто дизайнерских событий. Примером могут служить работы И. Гуровича, выполненные для мероприятий, проводимых культурным центром «Дом». Геометрические конструкции, сложная шрифтовая композиция, диагонали, ограниченная палитра цветов создают четкий узнаваемый язык стиля (Иллюстрация 5).
Одна из других работ этого дизайнера была создана для выставки современного плаката «Родченко-120»,
98
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 4 | 2014
Иллюстрация 8. Фирменный стиль Московского музея современного искусства. Дизайнер К. Благодатских. 2011 г.
организованной в 2011 г. и посвященной юбилею одного из самых знаменитых лидеров русского авангарда первой половины ХХ в., основоположнику дизайна и рекламы в СССР — Александру Родченко (Иллюстрация 6).
В этой работе автор использовал идею одного из самых известных плакатов А. Родченко и В. Маяковского «Лучших сосок не было и нет» для рекламы Резинотре-ста. Парадоксальное сочетание образов советской рекламы и голливудского Микки-Мауса, возможно, было бы не столь аттрактивным без использования локальных цветов и упрощения форм, характерных для графических решений конструктивистов.
Метод конструктивизма нашел удачное выражение в дизайне Н. Агаповой. В графическом пакете из одиннадцати плакатов для Дягилевского фестиваля в 2012 г. автор использует шрифтовой контраст, эффектное выделение с помощью масштаба, оригинальное кадрирование фотографии (Иллюстрация 7). Тем не менее отметим, что асинхронность периода творческого взлета С. Дягилева и более поздних, относящихся совершенно к иному социальному периоду, работ конструктивистов не дает плакатам Н. Агаповой необходимого смыслового наполнения: метод превращается в набор приемов, привлечения внимания, не реализуя концептуальный потенциал, заложенный в нем.
Использование приемов конструктивизма прослеживается в фирменном стиле Московского музея
современного искусства, разработанном командой «ZOLOTOgroup» в 2011 г. Логотип построен на жесткой конструктивной сетке, имеет четкие геометрические очертания, используется разномасштабная шрифтовая композиция (Иллюстрация 8).
С экономической точки зрения конструктивистская графика сегодня также актуальна. Это объясняется относительной дешевизной производства графической продукции. Использование простых геометрических форм, чистых цветов облегчает и ускоряет процесс изготовления. В полиграфии продукция, содержащая конструктивистскую графику, может быть отпечатана в две-три краски, что экономически выгоднее полноцветного исполнения. В наружной рекламе дорогостоящую полноцветную широкоформатную печать можно заменить недорогой пленкой двух или трех цветов.
Заключение
Задачи графического дизайна сегодня осуществляются в рамках уже сложившихся традиций, новации же в этой области связаны, прежде всего, с поиском интересных изобразительных способов выражения идей, способствующих более эффективному воздействию на потребителя. Поиск выразительной креативной идеи, оригинального образа не может быть продуктивным, если он основывается только на изучении функциональных, маркетинговых основ. Создание образа должно происходить с учетом особенностей его визуализации. Искусство может дать проектировщику направление поиска нового. Однако для действительно плодотворной и грамотной работы дизайнерам необходимо знать художественные методы, принципы формообразования, их сущность и механизм действия. Художественный метод требует соблюдения определенных установок и правил. При условии их выполнения появляется возможность возникновения новых — целесообразных для конкретного проекта решений. Рассмотренный метод конструктивизма может стать неисчерпаемым источником вдохновения и дизайнерских идей, а современные технологии предоставляют большой выбор средств для их реализации. Принципы конструктивизма позволяют привлечь внимание аудитории, обеспечить узнавание и запоминание образа. В современной динамичной и перенасыщенной информацией жизни простые и лаконичные формы воспринимаются достаточно легко. Яркость, энергия, контраст, динамика имеют влияние на молодое поколение и людей средних лет, а образы, рождающие ассоциации с прошлым, могут стать привлекательными для старшего поколения, давая возможность ощутить себя частью истории.
Список использованной литературы
1 Лаврентьев А. Н. История дизайна. М., 2007.
2 Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.
3 Бхаскаран Л. Дизайн и время. М., 2006.
4 Быстрова Т. Ю. Вещь, форма, стиль: введение в философию дизайна. Екатеринбург, 2001.
5 Аникаева А. А. Сущность графических невербальных средств в печатной рекламе [Электронный ресурс] // Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http: // cyberleninka.ru / article / n / suschnost-graficheskih-neverbalnyh-sredstv-v-pechatnoy-reklame#ixzz3GExtRD40.