Научная статья на тему 'Использование приема персоналий в процессе преподавания учебной дисциплины "римское право"'

Использование приема персоналий в процессе преподавания учебной дисциплины "римское право" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / JURISPRUDENCE / РИМСКОЕ ПРАВО / ROMAN LAW / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ЮРИДИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРИЕМ ПЕРСОНАЛИЙ / LEGAL STUDIES / RECEIVING PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева И. В., Питюков В. Ю.

Рассматриваются возможности использования метода приема персоналий и его влияние на обучающихся в процессе преподавания учебной дисциплины «Римское право».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусева И. В., Питюков В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование приема персоналий в процессе преподавания учебной дисциплины "римское право"»

УДК 378.1

И. В. ГУСЕВА, В. Ю. ПИТЮКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ПЕРСОНАЛИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РИМСКОЕ ПРАВО»

Рассматриваются возможности использования метода приема персоналий и его влияние на обучающихся в процессе преподавания учебной дисциплины «Римское право».

Ключевые слова: юриспруденция, римское право, педагогика, правовое образование, юридические дисциплины, прием персоналий.

The article discusses the possibility of using the reception of the personalities and its impact on students in the process of teaching the «Roman law».

Keywords: jurisprudence, Roman law, pedagogy, legal education, legal studies, receiving personnel.

Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права и юриспруденции как науки, но и на развитие человеческой культуры в целом. Римское право ученые называют «писаным разумом» (ratioscripta), а лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение германского правоведа Рудольфа фон Иеринга: «durch das romische Recht, aber uber Dasselbe hinaus» - «через римское право, но вперед, дальше его» [5].

Римское право (ius Romanum) впервые сформулировало основные положения и понятия права. По мнению К. Маркса, «...по существу римляне впервые разработали право частной собственности, абстрактное право, частное право, право абстрактной личности» [6].

Законодательные акты Рима лежат в основе всей современной цивилистиче-ской науки и в этом качестве составляют фундамент теории гражданского права, именно поэтому римское право занимает особое место среди учебных дисциплин на юридическом направлении.

© Гусева И. В., Питюков В. Ю., 2018

К сожалению, стандарт направления подготовки «Юриспруденция» 40.03.01, вступивший в силу с 1 сентября 2017 г., не внес данную учебную дисциплину в перечень обязательных, но при этом проведенный нами анализ учебных планов различных вузов по направлению подготовки «Юриспруденция» показывает, что они содержат указанную учебную дисциплину, поскольку она существенно влияет на мотивацию студентов, готовящих себя к профессиональной деятельности в правовой сфере, значительно повышает их общий культурный и профессиональный уровень.

Программа курса «Римское право» охватывает как общие вопросы, касающиеся источников истории римского государства и права на основе фактов общественно-экономического развития Рима, так и отдельные институты римского частного права в том виде, в котором они были сформированы в классический период и закреплены в Кодификации Юстиниана, Институциях Гая, Законов XII таблиц (leges duodecim tabularum) и др.

В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового

образования и воспитания. В этой связи методы обучения римскому праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижение целей правового образования, развития правовой культуры и правосознания студентов.

Одним из приемов, успешно применяемых в процессе преподавания римского права, является использование персоналий как жизнеописания документально зафиксированного в литературе (исторической, художественной и др.) или представленного в виде исследования определенного этапа: профессионального, творческого становления личности выдающего человека. Изучение личности в римском праве, а тем более выдающейся личности, имеет большое значение. В педагогике этой проблеме посвящены труды целого ряда ученых: З. В. Васильевой [4], В. А. Сластёнина [11] и др.

Ш. Амонашвили [1] поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству, которым, безусловно, является диалог. Диалог -основная форма социальной коммуникации, он учит обучающегося ясно выражать свою точку зрения, отстаивать собственную позицию. В системе репродуктивного обучения диалог часто трактуется как односложный акт общения по схеме: вопрос - ответ. Между тем учебный диалог в рамках дисциплины «Римское право» призван обеспечивать взаимодействие его участников, чтобы совместными усилиями предмет дискуссии становился объемным, понятным, разноплановым. Педагог, являясь организатором учебного процесса, имеет возможность применить в рамках диалога приемы сближения и налаживания сотрудничества с обучающимися.

Одной из разновидностей диалога в процессе учебных занятий, реализуемо-

го в рамках учебной дисциплины «Римское право», является диалог с великим, когда в качестве собеседника обучающегося избирается какая-либо известная личность, наиболее ярко проявившая себя в исторических событиях, дошедших до нас в описаниях современников, либо изложенных в литературных или научных изданиях.

Так, например, возможно построение диалога с Юлием Цезарем - самым знаменитым и известным римским полководцем, государственным деятелем.

Построение диалога должно осуществляться не обособленно от учебного материала, а в тесном сопряжении с ним в контексте изучаемой темы. Так, рассмотрев роль личности Цезаря в истории становления государства на лекционном занятии, обучающиеся получают возможность вступить самостоятельно в диалог с правителем Рима на семинаре. Педагог должен быть готов к выстраиванию диалога между студентами и великим. Ведение диалога не зря часто называют искусством, так как его невозможно выстраивать по строгой схеме и нужно импровизировать, но, как известно, самая хорошая импровизации та, которая заранее подготовлена. Активное использование диалоговых форм требует серьезной методической подготовки педагога и обучения студентов приемам ведения дискуссий и диспутов, умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих оппонентов, даже если они имеют противоположную точку зрения.

На этапе подготовки педагога и обучающихся к диалогу с великим обращается особое внимание на выбор темы и проблем, форм проведения диалога. На этапе проведения диалога важны четкая организация и вовлечение каждого обучающегося в это общение, чему способствует

предварительный отбор материалов для диалога, понимание исторического события и роли личности в нем.

На предварительном этапе педагогу также необходимо продумать серию вопросов, которыми он будет поддерживать и инициировать диалог, изучить фактический материал, чтобы давать исчерпывающие ответы на вопросы студентов.

Для того чтобы диалог получился ярким и познавательным, можно использовать видеоряды, иллюстрирующие жизнь и уклад соответствующего государственного деятеля или военачальника, его участие в различных походах и исторических событиях. Реплики от имени персоналии в диалоге с великим, как правило, дает сам педагог, владеющий фактическим материалом.

Необходимо помнить, что дидактические и психологические условия для обучения студентов методом диалогического общения предусматривают:

1. «Отказ педагога от функции единственного носителя истины, провозглашаемой в конце обсуждения. Выводы должны строиться в форме приглашения на последующее продолжение разговора.

2. Желание и готовность педагога брать на себя разнообразные роли во время занятий и создание условий для включенности в процесс обсуждения всех участников с учетом их потенциальных способностей к содержательным суждениям. Педагогу необходимо динамично менять позицию: то выступать в роли представителя «высокой» науки, то лицом, нуждающимся в разъяснении непонятных ему теоретических положений или практических вопросов.

3. Управление диалогом со стороны педагога должно предполагать совлечение различных сфер сознания уча-

щегося для выработки у него обоснованной позиции, а именно: житейского, проектного, научного, художественного и нравственного сознания.

4. Культура ведения диалога исключает агрессивную речь, все участники должны получать удовольствие от ведения беседы. Стороны должны понимать и ценить креативность диалога, подходить философски к возникающим противоречиям.

5. Методом убеждения и собственным примером педагогу необходимо показать, что принятие критики и самоирония дают наилучшую возможность для самопознания и самосовершенствования» [7].

В ходе такого диалога студенты получают возможность развить свою речевую культуру, совершенствовать навыки публичного выступления и обсуждения проблем, что, безусловно, необходимо будущим юристам в профессиональной деятельности.

При подведении итогов необходимо проанализировать и оценить усвоение знаний и умений в рамках рассматриваемой темы, уровень сформированно-сти коммуникативной компетентности и культуры обучающихся, достижение целей занятия.

Несколько положений, характеризующих культуру ведения диалога, которые стоит учитывать при организации учебного занятия:

• «Критиковать идеи, а не человека.

• Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.

• Побуждать каждого участвовать в обсуждении и усваивать нужную информацию.

• Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен.

• Пытаться разобраться в том, что непонятно.

• Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так, чтобы это способствовало пониманию проблемы.

• Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему.

• Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов» [3]. Проведенный нами опрос студентов

направления «Юриспруденция» РМАТ в 2016/2017 учебном году показывает, что внедрение диалоговых форм обучения римскому праву способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного занятия, пониманию обучающимися предметного содержания, усвоению большего количества фактов, идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщенности и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у студентов способности к переносу знаний в новые условия.

Вариантом диалога с великим может также стать этюдная работа, реализуемая педагогом на практическом занятии. Для этого педагогу необходимо заранее продумать количество ролей, кто из студентов и какую роль может играть, обозначить содержание действий в соответствии с выбранной ролью, согласовать правила поведения участников этюда.

Вариантом этюдной работы может являться такая широко известная методика, как театр-экспромт. Основной задачей театра-экспромта является создание благоприятного микроклимата на практическом занятии через возможность проживания определенной роли персонажа, выбранного педагогом для каждого обучающегося. Все это приводит к раскрепощению обучающегося, оказывает благоприятное влияние на

формирование у него чувства уверенности и чувства достоинства. Преподаватель, используя методику театра-экспромта, создает сценарий и распределяет таблички с именами персоналий для воплощения этих образов. Далее, во время постановки спектакля в театре-экспромте участникам необходимо будет выполнить то действие, которое предлагает педагог в соответствии со сценарием.

Рассматривая использование приема персоналий в процессе преподавания учебной дисциплины «Римское право» особое внимание необходимо обратить на прием жизнеописания.

Жизнеописание строится на биографическом материале. Никакой другой метод исследования не предоставляет столь полной информации о личности, ее взглядах. Данный подход разрабатывался первоначально в рамках психоанализа, а в двадцатом столетии анализ личности через ее жизненный путь был представлен в работах Н. А. Рыбникова [8], С. Л. Рубинштейна [9], Б. Г. Ананьева [2] и др.

Жизнеописания не обязательно охватывают все сферы жизни индивида или даже важнейшие ее аспекты. Так, Марк Аврелий был известным римским императором. Большое внимание уделял судопроизводству, стараясь избегать нововведений и пытаясь восстановить каноны и принципы старого римского права. Марк Аврелий не был талантливым полководцем и не обладал характером воина, но судьба предписала ему участие во многих военных сражениях и различных столкновениях.

Педагогическая задача в работе заключается в том, чтобы организовать процессы изучения выдающихся личностей (в нашем случае - великих римских ученых, мыслителей, полководцев и юристов) с умелым подключением об-

учающихся к поиску достоверной информации.

К видам биографического исследования мы можем отнести прием досье. На практических занятиях по римскому праву можно весьма оперативно собрать наиболее полную информацию о любом известном юристе. Исследование проходит в режиме досье. Обучающимся представляется задание собрать «исследовательский материал». Группа делится на пары или тройки. Раздаются вопросы, ответы на которые необходимо творчески подготовить. Среди собранных

материалов досье могут быть справки, выписки из архивов, свидетельства историков и т.д. Главное при отборе фактов -руководствоваться целевой установкой, иметь теоретические ориентиры.

Изучение биографий персоналий, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных устоев в рамках изучения учебной дисциплины «Римское право» вызывает большой интерес обучающихся, стимулирует их более глубоко изучать предмет, что, несомненно, оказывает положительное влияние на динамику успеваемости.

I ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. 559 с.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1980.

3. Бахтин М. М. URL: http://one-school-myski. ru/files/Dialogovaia_tekhnologiia.pdf

4. Васильева З. И., Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 399 с.

5. Иеринг Рудольф. Теория владения / сокр. пер. Е.В. Васьковского. Санкт-Петербург: Н. К. Мартынов, 1895. [2], IV, 48 с.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 9 т. М.: Политиздат, 1985. Т. 2.

7. Рагулина Л. Н. URL: http://www.msu.ru/ projects/amv/doc/171/v/6/h7_1_7_1_nim1_vt6. Pdf

8. Рыбников Н. А. Биографии и их изучение. М, 1920.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т./ Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989.

10. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: межвуз. сб. науч. трудов /ред. кол.: Г. И. Щукина и др. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. 157 с.

11. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шия-нов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сла-стенина. М.: Академия, 2002. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.