Научная статья на тему 'Использование подходов и структурных компонентов в технологии процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников'

Использование подходов и структурных компонентов в технологии процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ) ПОДХОД / ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД / СОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЦЕЛЕВОЙ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / ОЦЕНОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчан Э. М.

В статье рассматриваются подходы и структурные компоненты процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников. Актуализируется понимание технологии сократического диалога, как формы духовного общения, являющейся неотъемлемой составляющей духовного воспитания. Автор акцентирует внимание на том, что реализация духовно-нравственных ценностей личности осуществляется в диалоге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молчан Э. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование подходов и структурных компонентов в технологии процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников»

УДК 37.011

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДХОДОВ И СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Э.М. Молчан

В статье рассматриваются подходы и структурные компоненты процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников. Актуализируется понимание технологии сократического диалога, как формы духовного общения, являющейся неотъемлемой составляющей духовного воспитания. Автор акцентирует внимание на том, что реализация духовно-нравственных ценностей личности осуществляется в диалоге.

Ключевые слова: описательный (функциональный) подход, диалогический подход, интегральный подход, сократический подход; компоненты деятельности: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-аналитический.

Проблема включения ценностей в содержание образования и воспитание стала особенно актуальной на современном этапе. Разносторонний анализ целей и ценностей образования и воспитания позволил охарактеризовать преемственность смены ценностей, оказывающих существенное воздействие на процесс развития личности старшеклассника. М.В. Богуславский, В.М. Кларин приблизились к проблематике влияния устоявшихся ценностных ориентиров на развитие духовно-нравственных ценностей личности старшеклассника.

В связи с этим возникла необходимость найти какие-то определенные реальности, с помощью которых можно было бы увидеть действия старшеклассников между собой, с взрослыми, с учителями; проанализировать особенности этого процесса и следствий, уровней и типов формирования духовно-нравственных ценностей, которые можно было бы подвергнуть педагогическому анализу и контролю. Важно было установить тенденции изменения и развития духовно-нравственных ценностей старшеклассников от особенностей взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. С этой целью нами были использованы следующие подходы.

С помощью описательного (функционального) подхода были определены критерии и показатели духовно-нравственных ценностей. Его суть состоит в характеристике нравственной воспитанности старшеклассников по описанию проявлений у него определенного «набора» духовно-нравственных ценностей: доброжелательности, чувство долга, справедливости, милосердия, коллективизма

(Н.И. Болдырева, Н.И. Монахов, Н.В. Ефременко, Л.А. Иванова и др.).

Диалогический подход позволил создать условия субъект-субъектного сотрудничества и взаимодействия педагогов и старшеклассников. Данный подход предполагает преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции учащегося в личностно равноправные. Естественно, что при этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога, связанные с его отношением к учащимся, преподаваемым предметам, педагогической деятельности.

Диалогический подход на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса нашёл своё отражение в воспитательной системе школы диалога культур С. Курганова. В этой системе С. Курганов использовал идеи М. Бахтина о культуре как диалоге, идею Л.С. Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В. Библера о философской логике диалога культур»[1, с. 32; 2, с. 53; 4].

Интегральный подход позволил выявить обобщенные характеристики, с наибольшей полнотой отражающие сущность духовно-нравственных ценностей. В качестве обобщенных характеристик использовалась система основных отношений старшеклассника к действительности: к обществу, коллективу, учению, труду, людям, самому себе (И.С. Марьенко, Б.Т. Лихачев и др.), направленность личности (З.И. Васильева, Т.К. Ахаян, A.B. Зосимовский и др.), способность старшеклассника осуществлять нравственный выбор (Д.М. Гришин, Д.А. Волкогонов), активную жизненную позицию личности (Т.Н. Мальковская, И.В. Сысоенко идр.).

Однако интегральный подход также имеет свои недостатки. Предлагаемые им показатели

обычно оказываются чрезмерно общими и мало дифференцированными, что затрудняет систематический контроль педагога за ее состоянием, а следовательно, и правильный выбор способов воздействия на старшеклассников.

Наиболее рациональным подходом в воспитательной работе является личностно-ориентированный. Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков и др. Личностно-ориентировочный подход позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развивать его индивидуальность.

Сущность личностно-ориентированного подхода отражена в его аспектах:

- во-первых, личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;

- во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

- в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности старшеклассника, проявлению его субъектных ценностей.

Эффективность личностно-ориентированного подхода можно показать, сравнивая традиционные ориентации педагогической деятельности и личностно-ориентированной деятельности (таблица № 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика основных компонентов традиционно-педагогической

и личностно-ориентированной деятельности

Компоненты Традиционная педагогическая деятельность Личностно-ориентированная деятельность

Целевой Направленность на усвоение старшеклассниками принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности и субъективности старшеклассника.

Содержательный Содержание материала составляет духовно-нравственный опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания материала является педагог. Содержание материала является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности старшеклассника. В определении темы и содержания материала наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся.

Оргаиюациоиио-деятельностный Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает педагог. Взаимодействие участников строится на основе монолога, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным планом. Учащиеся являются полноправными организаторами мероприятия, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ученика, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения.

Оценочно-аналитический При анализе и оценке эффективности мероприятия внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися. В качестве критериев оценки результативности мероприятия выступают индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в мероприятии

Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные воспитательные мероприятия. В качестве надежной опоры классный руководитель может использовать структурные компоненты при подготовке и проведении мероприятий, при планировании и организации воспитательной

деятельности и диалогического общения, направленной на развитие духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

Рассмотрим основные структурные компоненты технологии процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

Целевой компонент

1.Формирование основных представлений старшеклассников о духовно-нравственных нормах, отношениях, поведении и личностных качеств:

■ об общечеловеческих ценностях (доброта, справедливость, смирение, доброжелательность, кротость);

■ о нравственных качествах личности, влияющих на социальную жизнь человека.

2. Развитие умений и навыков использования знаний о духовно-нравственной системе ценностей в жизни старшеклассников:

■ умение быть вежливым;

■ умение быть скромным;

■ умение уважать старших и заботиться о младших;

■ умение сострадать, сопереживать, сочувствовать;

■ умение быть честным, правдивым, откровенным, смиренным;

■ умение быть добрым.

3. Формирование у старшеклассников положительного восприятия материала о духовно-нравственной системе ценностей:

■ интересов, эмоций;

■ желаний, оценок;

■ мотивов, убеждений.

4. Развитие мотивационного настроя у старшеклассников по отношению к духовно-нравственным ценностям:

■ быть настоящим гражданином;

■ быть дисциплинированным, честным учащимся;

■ быть преданным другом;

■ быть совестливым.

5. Воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям:

■ отношение к окружающим тебя людям;

■ отношение к природе;

■ отношение к духовным и материальным ценностям;

6. Формирование культуры поведения старшеклассников

6.1. Научить старшеклассников правилам поведения:

■ в обществе;

■ семье;

■ в школе;

6.2. Развитие умений и навыков корректного поведения и диалогического общения: с пожилым человеком, другом, родителями, учителем, со старшими, младшими, ценностями культуры, природой.

6.3. Воспитание культуры поведения старшеклассников: культуры речи, одежды, спора, потребностей и желаний, манер хорошего тона, коллективной жизнедеятельности, человеческого общежития, отношения к негативным поступкам.

Содержательный компонент

Рассмотрим некоторые качества личности, которые имеют социализирующее значение.

Доброжелательность позволяет человеку использовать свои способности и стать полезным в обществе. Данная ценность является важным фактором и в профессиональной деятельности человека. Доброжелательность вызывает уважение, доверие, располагает к себе.

Важным нравственным кредо является дружба. Именно эти чувства и качества являются духовным мостиком, связующим такие разные человеческие души, народы, страны и континенты.

«Дружба, - утверждал В.А. Сухомлинский, - это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и, прежде всего в самом себе добро»[5, с. 272].

Справедливость занимает особое место в жизни человека и является источником благородных качеств, то есть это движущая сила хорошего поведения. Знаменитый древнегреческий философ Платон сказал: «Если справедливость входит в человеческий дух, все его духовные силы озаряются светлыми лучами, ибо все благородные качества и человеческая нравственность берут начало из источника справедливости».

Л. Толстой утверждал, что справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан

всякий. Выше ее ступени к совершенству, ниже - порок.

Одна из основ воспитания детей - быть справедливыми с ними во всех обстоятельствах. Если дети подвергаются унижению, то они становятся несправедливыми ко всем. Воспитанная ими в детстве несправедливость неизбежно скажется на обществе, либо в дальнейшем обратится против их же родителей.

Душа человека - это полигон постоянной борьбы добрых и злых качеств. Человека можно сравнить с деревом, имеющим один корень, ствол, но множество разных веточек. И эти веточки и есть качества человека. Если больше сухих веток на дереве, оно погибает, если зеленых, то дерево растет. Так и человек подобен дереву.

Основополагающими формами развития у старшеклассников духовно-нравственных ценностей являются этические диалоги, дискуссии. Однако этические диалоги это не просто разговор, это интересный творческий процесс, требующий тактичности, деликатности и особой душевной гармонии. Этический диалог - это не нравоучение, это диалог понимающих друг друга людей, умеющих выслушать, высказать свое мнение, определить приоритеты нравственного поведения человека и, конечно же, это установка в жизни.

Организационно-деятельностный компонент

При организации процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников мы исходим из того, что главной задачей, стоящей перед ними является определение своего места в обществе. Именно это есть особенность духовно-нравственного становления старшеклассников, у которых образ будущего формирует обобщенную структуру ценностей. Происходит дифференциация духовно-нравственных ценностей и ценностей учебной и профессиональной деятельности. Перед личностью старшеклассника возникают извечные вопросы «Кем быть?» (профессиональное самоопределение) и «Каким быть?» (духовное самоопределение). Личность волнуют извечные вопросы о сущности мироздания, о ценности и смысле жизни, но пока еще в нерасчлененной форме.

Как убеждает практика, старшеклассники любят диалоги-диспуты. Диалоги-диспуты - один из методов формирования духовно-нравственных ценностей, умения вести диалог, дискутировать, отстаивать свои позиции. Помимо этого диалоги-диспуты, дискуссии развивают у старшеклассников умение быть тактичными во взаимоотношениях с окружающими, умение владеть своим настроением, критически оценивать других людей и быть самокритичными, умение противодействовать злу, несправедливости, умение распознавать и видеть ценности духовного характера.

Несомненный интерес представляет технология сократического диалога, основанная на сократическом подходе, при котором учитель и учащиеся, стоя на разных позициях, уточняют в споре свои точки зрения. Вопросы учителя способствуют развитию критического, творческого мышления старшеклассников. Такими вопросами могут быть следующие:

1. Достаточно ли обоснована ваша позиция?

2. Объясняет ли ваша позиция конкретные ситуации?

3. Доказательны ли ваши доводы?

4. Доказан ли фактический материал?

5. Что является следствием из вытекающих отсюда позиций?

6. Существуют ли обстоятельства, которые могут заставить вас изменить вашу позицию?

Технологически модель состоит из шести этапов:

а) введение в проблему;

б) определение проблемы;

в) принятие позиций;

г) исследование мотивов принятия позиций;

д) пересмотр и утверждение позиций;

е) проверка предположений по фактам, определениям и последствиям.

Рассмотрим более подробно каждый этап.

На первом этапе учитель предлагает материал для анализа. Иногда смотрят видеоматериалы или обсуждают, как данный случай касается жизни школы, сообщества или их лично. Дальше необходимо выделить основные моменты разбираемого случая, анализируя, кто как поступил и почему.

На втором этапе старшеклассники выстраивают факты, явления в единую систему, объясняя, какие для этого используются основания.

На третьем этапе старшеклассникам предлагается определить свою позицию и обосновать ее.

На четвертом этапе исследуются различные позиции. Теперь учитель как бы бросает вызов позициям учеников. Согласно сократической теории, учитель может использовать один из известных приемов ведения дискуссии. Например, попросить учеников описать желательные и нежелательные последствия их позиций.

На пятом этапе происходит пересмотр и утверждение позиций.

На шестом этапе идет проверка позиций с помощью фактического материала, внимательная проработка фактов. Учитель помогает ученику выяснить, удержит ли он свою позицию при самых крайних условиях. Этот этап можно разделить на два: анализ и аргументацию. Анализ действий производится в виде обсуждения вопросов. Это дает материал для дальнейшего исследования. Аргументация, которая оформлена как противопоставление, должна побудить занять твердые позиции.

На четвертом и пятом этапах реакция учителя, по нашему мнению, не должна быть положительной или отрицательной. Учитель задает ученикам лишь направляющие вопросы. Он также следит за последовательностью действий и аргументацией, чтобы одно положение вытекало из другого, а новый спор начинался после окончания предыдущего.

Когда ученики оценят свое утверждение, учитель «бросает им вызов». По сократической теории, он сначала проверяет мнение одного ученика, прежде чем «бросить вызов» другим учащимся. Как показывает практика, существует опасность, что сократический диалог может перейти в перекрестный допрос или в игру, где требуется угадать, какой ответ ждет учитель. В связи с этим учитель должен предупредить учащихся, что определение и развитие вопросов весьма относительно.

Практика и проводимые исследования показывают, что сократический (противоречивый) диалог, который ведет к аргументации, может показаться вначале трудновыполнимым, особенно д ля тех учеников, речь которых менее развита. С этой целью из учащихся формируются небольшие группы (3-4 ученика), которые определяют свою общую позицию и коллективно ее защищают. В плане занятия предусматривается перерыв, пересмотр позиции в группах и повторное обсуждение проблемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эта технология требует определенного руководства со стороны учителя, хотя во время дискуссии в классе царит атмосфера открытости и интеллектуального равенства.

Очевидно, что во время проведения занятия в форме сократического диалога, необходимо создавать в классе климат, способствующий активной работе старшеклассников, где каждое мнение встретит понимание и уважение. Исходя из этого, мы считаем, что технология сократического диалога способствует формированию духовно-нравственных ценностей диалогического человека. В этом контексте развитие личности понимается, как движение не только к умению слушать и понимать другие точки зрения, но и к умению вступать с ними в диалог. В связи с этим важно научить старшеклассника сомневаться в своей точке зрения и быть открытым множеству взглядов других людей. Старшеклассник должен научиться слушать многоголосие мира, множественность субъективных миров других людей.

Оценочно-аналитический компонент

Умение самостоятельно оценивать ценности, совершать духовно-нравственный выбор способствует решению задач, духовно-нравственного характера, близкого к жизненному опыту старшеклассников.

Умение и навыки, приобретаемые старшеклассниками в ходе решения задач духовно-нравственного характера, можно разделить на:

1. Коммуникативные (умение понимать, видеть те или иные ценности, умение быть доверительным, откровенным, отстаивать свои позиции);

2. Навыки духовно-нравственного отношения к окружающим (умение защищать интересы другого, умения оказания помощи при выборе ценностей, выбрать духовно-нравственную линию поведения, умение духовного способа защиты интересов и ценностей других);

3. Навыки становления и развития духовно-нравственных ценностей в поведении (умение отбора и переоценки ценностей, умение критически относиться к ценностям других людей, быть самокритичным).

Наличие названых навыков и умений способствует формированию у старшеклассников мотивов, побуждающих к духовно-нравственным образцам поведения, вызывает потребность в духовном самосовершенствовании, в творческой самоотдаче людям.

В выработке умения становления и развития духовно-нравственных ценностей нами были использованы ситуации из жизни людей, решались практические задачи духовного характера, изучалась духовная литература.

В процессе исследования были сделаны выводы.

Использование в педагогической деятельности описательного, диалогического, интегрально-аналитического, личностно-ориентированного подходов позволит:

подвергнуть педагогическому анализу и контролю процесс формирования духовно-нравственных ценностей;

увидеть эффективность взаимодействия старшеклассников между собой, со взрослыми, с учителями;

определить уровни сформированности духовно-нравственных ценностей;

выявить индивидуальные особенности личности в процессе формирования духовно-

нравственных ценностей.

Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре данных подходов позволит более целенаправленно и эффективно моделировать и планировать процесс формирования духовно-нравственных ценностей.

При подготовке и проведении мероприятий, при планировании и организации воспитательной деятельности и диалогического общения, направленных на развитие духовно-нравственных ценностей старшеклассников, классному руководителю необходимо применение структурных компонентов: целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-аналитического.

Таким образом, процесс формирования духовно-нравственных ценностей представляет собой сложную, длительную и систематически организованную работу педагогов, воспитателей, классных руководителей, конечной целью которых является трансформация жизненных ценностей в личностно-индивидуальные ценности старшеклассников.

In the given article the approaches and structural components of the process of spiritually-moral values of senior pupils are considered. The essence of Socratic dialogue technology as the form of spiritual dialogue which is the integral component of spiritual education is actualized. The author accentuates an attention to the fact that realization of spiritually-moral values of a person is carried out in a dialogue.

The keywords: the descriptive functional approach, the dialogical approach the integrated approach, the Socratic approach; the components of activity: purposeful, essential, organizational-active, evaluative-analytical.

Список литературы

1. БахтинМ.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с.

2. Библер B.C. Школа диалога двух культур: Идеи, опыт, перспективы / B.C. Библер. Кемерово, 1993. 325 с.

3. БуеваЛ.Л. Человек: деятелъностъи общение /Л.Л. Буева. М.: Мысль, 1978. 276с.

4. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии», 1972. № 2. С. 114-123.

5. СухомлинскийВ.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1983. С. 270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.