Научная статья УДК 378.6:34
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-90-94 NIION: 2018-0077-2/23-324 MOSURED: 77/27-024-2023-02-523
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Использование пневматической винтовки в подготовке
курсантов-биатлонистов
Анатолий Васильевич Малиновский1, Наталья Владимировна Попова2, Андрей Александрович Сысоев3
1 Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия, [email protected]
2 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия, [email protected]
3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Представлены теоретический и практический аспекты использования пневматической винтовки в подготовке курсантов-биатлонистов. Анализируются исследования и обобщение опыта практической работы российских и зарубежных специалистов стрелкового спорта и биатлона, показывающие о преимуществе стрельбы из пневматической винтовки как вспомогательного средства массовой подготовки спортсменов, оказывающего положительное и непосредственное влияние на спортивное совершенствование. Рекомендованы (на основе проведенных исследований) средства, используемые при поэтапном отборе в специализацию по биатлону, осуществляемую с применением пневматического оружия. Из проведенного исследования авторы делают заключение, что основными видами спортивных дисциплин при отборе являются лыжная гонка, кросс, стрельба (без физической нагрузки) и непосредственно соревнования по биатлону (на заключительном этапе).
Ключевые слова: психологическая подготовка, спортивная тренировка, пневматическая винтовка, физическая нагрузка, биатлон, лыжник-гонщик
Для цитирования: Малиновский А. В., Попова Н. В., Сысоев А. А. Использование пневматической винтовки в подготовке курсантов-биатлонистов // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 90-94. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-2-90-94.
Original article
The use of an air rifle in the training of biathlon cadets
Anatoly V. Malinovsky1, Natalia V. Popova2, Andrey A. Sysoev3
1 Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russia, [email protected]
2 Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, [email protected]
3 V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The material presented in the article is a theoretical and practical aspect of the use of an air rifle in the training of biathlon cadets. The article analyzes the research and generalization of the experience of practical work of Russian and foreign specialists of shooting sports and biathlon, showing the advantage of shooting from an air rifle as an auxiliary means of mass training of athletes, which has a positive and direct impact on sports improvement. The article recommends (on the basis of the conducted research) the means used in the step-by-step selection for specialization in biathlon, carried out with the use of pneumatic weapons. From the conducted research, the authors conclude that the main types of sports disciplines in the selection are cross-country skiing, cross-country, shooting (without physical exertion) and directly biathlon competitions (at the final stage).
Keywords: psychological preparation, sports training, air rifle, physical activity, biathlon, ski racer For citation: Malinovsky A. V., Popova N. V., Sysoev A. A. The use of an air rifle in the training of biathlon cadets // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):90-94. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-2-90-94.
© Малиновский А. В., Попова Н. В., Сысоев А. А., 2023 90 PEDAGOGICAL SCIENCES
Достижение высокой физической, технической и тактической подготовленности, обеспечивающее успех в выступлениях на ответственных соревнованиях, немыслимо без высокого уровня развития определенных психических качеств и свойств личности спортсменов. В связи с этим тренеры и специалисты все чаще уделяют внимание такой стороне спортивной подготовки как психологическая [1].
В спортивной психологии принято выделять ее общую и специальную направленность. По мнению ученых, специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям базируется на общем развитии необходимых для успешной соревновательной деятельности психических качеств и свойств личности [2]. Однако известно, что не все воздействия на психику спортсмена, встречающиеся в процессе спортивной тренировки, составляют содержание психологической подготовки. Проблема выбора средств и методов психологической подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям актуальна и по сей день [3].
При этом под психологической подготовкой мы понимаем специально организованный педагогический процесс, включающий систему специальных средств и методов психолого-педагогического воздействия на психику спортсменов с целью формирования, развития и совершенствования комплекса психических качеств и свойств их личности [4].
Основное место в решении данной проблемы занимают вопросы соотношения средств и методов психического и физического, умственного и двигательного развития квалифицированных спортсменов. Исследования некоторых новаторов показали, что в развитии двигательных качеств и психических процессов проявляются общие закономерности онтогенеза - неравномерность и гетерохронность. Явления экономизации и гиперкомпенсации обнаруживаются и в изменении психических процессов [5].
В связи с этим проблема рационального построения тренировочных и соревновательных нагрузок в системе подготовки квалифицированных спортсменов весьма актуальна. При этом особое значение приобретает работа, связанная с организацией и проведением система-
тического контроля за психологической подготовленностью спортсменов на каждом этапе годичного цикла [6].
Дальнейшее развитие биатлона затруднено тем, что этот вид спорта доступен не каждому в силу климатических условий, что тормозит увеличение массовости в данном виде спорта. В правильности отбора в группы биатлонистов и в оптимизации системы вспомогательных средств массового обучения и совершенствования, по-видимому, - главный путь развития массовости и повышения спортивного мастерства в биатлоне.
Исследования и обобщение опыта практической работы российских и зарубежных специалистов стрелкового спорта и биатлона позволяют говорить о преимуществе стрельбы из пневматической винтовки как вспомогательного средства массовой подготовки спортсменов, оказывающего положительное и непосредственное влияние на спортивное совершенствование [7]. Опыт зарубежных стрелков свидетельствует о том, что тренировки с пневматической винтовкой -отличная школа для воспитания стрелков международного класса
В настоящее время стрельба из пневматической винтовки используется в биатлоне недостаточно; между тем она может стать специфическим вспомогательным средством тренировки, имеющим ряд неоспоримых преимуществ перед огнестрельным оружием и дающим возможность просмотра и отбора большого количества способных спортсменов, обеспечивающим сравнительную доступность и безопасность занятий, возможность круглогодичного повышения спортивного мастерства, увеличения количества стартов, и все это с минимальными материальными затратами [8].
В табл. 1 рекомендованы (на основе проведенных исследований) средства, используемые при поэтапном отборе в специализацию по биатлону, осуществляемую с применением пневматического оружия.
Из таблицы видно, что основными видами спортивных дисциплин при отборе являются лыжная гонка, кросс, стрельба (без физической нагрузки) и непосредственно соревнования по биатлону (на заключительном этапе). Причем наибольший объем - 90 % - отведен стрельбе из пневматического оружия.
Таблица 1
Последовательность задач и этапов при отборе в группу биатлонистов из числа лыжников-гонщиков при помощи преимущественного использования пневматической винтовки
Ступень отбора (этап) Задача Средства Ориентация тренера при отборе Желаемый результат
I Отбор лыжников-гонщиков из числа желающих заниматься биатлоном Соревнования в лыжных гонках и кроссовом беге Спортивно-технический результат. Перспективность спортсмена. Возраст Выполнение разряда не ниже I спортивного в лыжных гонка
II Отбор гонщиков, обладающих способностями в стрельбе Занятия по обучению и совершенствованию в стрельбе без физической нагрузки (из пневматической - 90 % и малокалиберной - 10 % винтовок) Положительные признаки: трудолюбие, дисциплинированность, психологическая устойчивость и др. Выполнение нормативов на золотой значок комплекса ГТО. Хорошая кучность стрельбы
III Отбор спортсменов, способных сочетать большую физическую нагрузку со стрельбой Тренировочные и контрольные занятия, а также соревнования по биатлону Сохранение положительных признаков при стрельбе после физической нагрузки. Желание заниматься при любых метеоусловиях. Проявление необходимых волевых качеств Сохранение и улучшение результатов в биатлоне, а также хорошие результаты в стрельбе на кучность
Специфика основного соревновательного упражне- нии в тренировках специальных комплексов упражнения наилучшим образом проявляется при использова- ний в сочетании со стрельбой (табл. 2).
Таблица 2
Примерные тренировочные комплексы физических упражнений со стрельбой
из пневматической винтовки
Назначение комплекса и методические указания Содержание Дозировка
1. Развитие силовой выносливости. Темп выполнения упражнений - оптимальный для каждого спортсмена Отжимание в упоре лежа сзади Приседания на двух ногах с грузом, равным 1/3 собственного веса Из виса на перекладине поднимание и опускание ног или перевороты в упор Подскоки с попеременным отталкиванием от опоры высотой 40 см Из исходного положения лежа поперек скамейки на животе, ноги закреплены в гимнастической стенке или фиксируются партнером, сгибание и разгибание туловища, руки за головой Отжимание в упоре на гимнастических брусьях 30-35 раз 25-30 раз 10-15 раз 1 мин 20-25 раз 8-10 раз
2. Развитие скоростно- силовых качеств. Темп выполнения быстрый при полной амплитуде движения Бег прыжками по опилочной или грунтовой дорожке Бросание набивного мяча двумя руками сверху, снизу, сбоку назад и назад через голову Из низкого приседа толчком обеих ног выпрыгивания с небольшим продвижением вперед или выпрыгивание на месте с грузом, равным 1/5 собственного веса На универсальном эспандере из исходного положения ноги на ширине плеч, руки вперед наклон туловища с разгибанием рук (имитация одновременных ходов на лыжах), или: штангу весом 1/4 от собственного взять на грудь, отжать вверх, опустить на грудь и положить перед собой 100 м Вес мяча 3-5 кг, 3 мин Максимальное количество раз за 30 с Нагрузка 12-15 кг Максимальное количество раз за 30 с
3. Развитие специальной выносливости. Передвижение при интенсивности ЧСС=160±5 уд/мин В подготовительном периоде тренировки прыжками имитировать попеременный двухшажный ход с лыжными палками, или: передвижение на лыжероллерах с винтовкой (в соревновательном периоде тренировки - передвижение на лыжах с винтовкой) Среднепересечен-ная местность, круг 2,5 км, 4-6 повторений
4. Совершенствование навыков изготовки и стрельбы на кучность и ее результат в спокойном состоянии Стрельба из исходного положения лежа. Стрельба из исходного положения стоя. Принятие изготовки для стрельбы и уход с огневого рубежа на время 4 серии по 10 выстрелов
В таблице представлены 4 комплекса физических упражнений, составленных на основе возрастающего объема и интенсивности нагрузки от одного комплекса к другому (за исключением четвертого). Комплексы включают в себя упражнения общей и специальной физической подготовки, а также стрельбу, проводимую спортсменом при спокойном состоянии организма на определение куч-
ности и результата. При этом преимущества, которые дают организация занятий и использование стрельбы из пневматической винтовки, позволяют рекомендовать специальные комплексы физических упражнений, выполняемых по типу круговой тренировки, как одно из средств в подготовке биатлонистов и как информативные специфические контрольные тесты (табл. 3).
Таблица 3
Ориентировочные нормативы в стрельбе из пневматической винтовки после выполнения комплекса контрольных физических упражнений на разных этапах тренировки (по кучности R - 100 % стрельбы, мм)
Номер комплекса и дозировка Годичный цикл тренировки
Конец весенне-летнегоэтапа осенне-зимний (предсорев-но-вательный) этап Соревнова-тель-ный период
К Н К Н К Н
2-й комплекс - скоростно-силового характера. Переход от одного снаряда к другому без отдыха. Четырехкратное повторение комплекса со стрельбой после каждых 5 выстрелов из положения лежа 15-17 30-34 18-20 34-38 18-20 30-34
92 PEDAGOGICAL SCIENCES
3-й комплекс - специальной выносливости. Четырехкратное повторение комплекса со стрельбой после каждых 5 выстрелов из положения лежа 17-20 38-40 15-17 36-40 13-15 32-34
4-й комплекс - стрельба в спокойном состоянии: 8х5 выстрелов из положения лежа 14-16 28-30 13-15 26-28 13-15 24-26
Примечание. К - квалифицированный биатлонист. Н - начита
Проведению контрольных комплексов со стрельбой должна предшествовать специальная разминка, в которую необходимо включать общеразвивающие упражнения преимущественно динамического характера, выполняемые с большей амплитудой движения и в оптимальном режиме (при ЧСС 130-140 уд/мин)[9]. После разминки следует провести пристрелку оружия, как только спортсмен придет в спокойное состояние.
Для определения интенсивности физической нагрузки при проведении тестов тренеру необходимо знать индивидуальный оптимальный порог ЧСС каждого занимающегося, при котором он показывает наилучшие результаты в стрельбе. Вместе с тем в дальнейшем нужно стремиться к тому, чтобы спортсмены совершенствовали навыки стрельбы и на более высоких режимах ЧСС, что при современной конкуренции на соревнованиях обусловлено необходимостью поддерживать высокую скорость передвижения на лыжах и быстроту действий на огневом рубеже.
Поскольку строго регламентированные официальные правила соревнований по биатлону с пневматической винтовкой отсутствуют, результаты стрельбы следует фиксировать по кучности, т. е. по радиусу круга, вмещающего все 100 % пробоин ^ = 100 %. Дистанция для стрельбы - 15 м. Диаметр мишени может быть произвольным, но не должен превышать полуторного размера стандартной мишени для стрельбы из пневматического оружия в соревнованиях для стрелков.
Библиографический список
1. Хромов, В. А. Особенности выполнение современной техники студентами-спортсменами различных дисциплин / В. А. Хромов, А. В. Корнаушенко // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 190-194.
2. Куров, А. И. Использование идеомоторной тренировки по предмету физическая подготовка сотрудниками МВД России в процессе обучения / А. И. Куров [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 198-203.
3. Супрунов, С. И. Индивидуальный подход в обучении посредством педагогики неформального общения / С. И. Супрунов // Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого. 2015. Т. 5. № 1а (14). С. 141-143.
4. Евтеев, В. И. Некоторые аспекты управления учебным процессом на факультете физической культуры / В. И. Евтеев // Педагогический университетский вестник Алтая. 1999. № 1. С. 305-306.
5. Раченко, А. В. Виды самостоятельной работы студентов ИФКиС / А. В. Раченко // В сб.: 2-я Всероссийская заочная научно-практическая конференция
с международным участием, посвященная 50-летию Института физической культуры и спорта «Физическая культура и спорт: пути совершенствования» : материалы конференции. Алтайский государственный педагогический университет. 2016. С. 101-104.
6. Баянкин, О. В. Организационно-педагогические аспекты разработки новых форм привлечения молодежи к занятиям физической культурой и спортом / О. В. Баянкин, С. И. Супрунов // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (51). С. 5-10.
7. Платонов, В. Н. Адаптация к условиям Сибири тренировочного процесса триатлонистов / В. Н. Платонов, Е. А. Прохорова // Педагогическое образование на Алтае. 2021. № 2. С. 124-126.
8. Платонов, В. Н. Практическая подготовка будущих специалистов в области спорта / В. Н. Платонов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 12. С. 44-49.
9. Тарасова, Л. В. Информативные показатели физической подготовленности квалифицированных спортсменов в пулевой и стендовой стрельбе на этапах подготовки / Л. В. Тарасова, П. Ю. Тарасов, В. А. Хромов // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 294-299.
Bibliographic list
1. Khromov, V. A. Features of the implementation of modern technology by student-athletes of various disciplines / V. A. Khromov, A. V Kornaushenko // Psychology and pedagogy of official activity. 2022. No. 2. Pp. 190-194.
2. Kurov, A. I. The use of ideomotor training on the subject of physical training by employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the learning process / A. I. Kurov [et al.] // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. 2020. No. 7 (185). Pp. 198-203.
3. Suprunov, S. I. Individual approach in teaching through the pedagogy of informal communication / S. I. Suprunov // Biological Bulletin of the Melitopol State Pedagogical University. Bogdan Khmelnitsky. 2015. Vol. 5. No. 1a (14). Pp. 141-143.
4. Evteev, V I. Some aspects of educational process management at the Faculty of Physical Culture / V. I. Evteev // Pedagogical University Bulletin of Altai. 1999. No. 1. Pp. 305-306.
5. Rachenko, A.V. Types of independent work of IFKiS students / A. V. Rachenko // In the collection: The 2nd All-Russian correspondence scientific and Practical conference with international participation dedicated to the 50th anniversary of the Institute of Physical Culture and Sports «Physical Culture and Sports: ways of improvement» : conference materials. Altai State Pedagogical University. 2016. Pp. 101-104.
6. Bayankin, O. V. Organizational and pedagogical aspects of the development of new forms of attracting young people to physical culture and sports / O. V. Bayankin, S. I. Suprunov // Bulletin of the Altai State Pedagogical University. 2022. No. 2 (51). Pp. 5-10.
7. Platonov, V. N. Adaptation to the conditions of Siberia of the training process of triathletes / V. N. Platonov, E. A. Prokhorova // Pedagogical education in Altai. 2021. No. 2. Pp. 124-126.
8. Platonov, V. N. Practical training of future specialists in the field of sports / V. N. Platonov // Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport. 2020. No. 12. Pp. 44-49.
9. Tarasova, L. V. Informative indicators of physical fitness of qualified athletes in bullet and bench shooting at the stages of preparation / L. V. Tarasova, P. Yu. Tarasov, V. A. Khromov // Bulletin of Economic Security. 2018. No. 4. Pp. 294-299.
Информация об авторах
А. В. Малиновский - доцент кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России, кандидат педагогических наук, доцент;
Н. В. Попова - доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент;
А. А. Сысоев - заместитель начальника кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.
Information about the authors
A. V. Malinovsky - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
N. V. Popova - Associate Professor of the Department of Theoretical Foundations of Physical Education of the Altai State Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;
A. A. Sysoev - Deputy Head of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 02.02.2023; одобрена после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 25.05.2023.
The article was submitted 02.02.2023; approved after reviewing 15.05.2023; accepted for publication 25.05.2023.
Служебное совещание
в системе управления правоохранительными органами
Vuofiui/ii/
Служебное совещание в системе управления правоохранительными органами : учебник для студентов вузов / [И. В. Грошев и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 183 с. ISBN 978-5-238-02886-6
Дается характеристика служебному совещанию, показываются задачи, стоящие перед ним, обосновываются структура, формы и виды. Рассматриваются теоретические основы методов подготовки и способов проведения служебного совещания в системе управления правоохранительными органами с максимально возможной эффективностью использования служебного времени для достижения конкретных результатов профессиональной деятельности.
Для слушателей, магистров, аспирантов юридических специальностей, руководителей правоохранительных органов и всех тех, кто связан с процессами управления правоохранительными органами.
94
PEDAGOGICAL SCIENCES