5. Zatsiorskiy, V.M., Zaporozhanov, V.A. and Ter-Ovanesyan, I. A. (1971), "The theory and practice of pedagogical control in modern sport", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 5963.
6. Kizko A.P. (2009), The improvement of functional sportsmen training system management based on cause-effect laws (ski sport example): monograph, NSTU publishing office, Novosibirsk.
7. Kizko, E. A., Kizko, A. P. and Tertychnyy A. V. (2014), "Dynamics of the recovery process after the maximum amount of students developing a running loading", The common problems of PE, sports and tourism. International scientific conference, Mart 23-25, 2014, Ufa State Aviation University, Ufa, Russia, pp. 392-395.
8. Kizko A.P., Nechunaeva, E.E. and Kizko E.A. (2015), "Dynamics of the recovery process after the athlete loads in different direction", The common problems of PE, sports and tourism. International scientific conference, Mart 24-26, 2015, Ufa State Aviation University, Ufa, Russia, pp. 229-233.
9. Korneman, S.L., Letunov, S.P. (1941), "Study the influence of the runner's training (work on speed and endurance) according to the response of the cardiovascular system", Scientific bases of exercise: Proceedings of CNIIF, Physical culture and sports, Vol. 4, pp. 29-52.
10. Letunov, S.P. (1962) Medical-pedagogical monitoring and Collaborate doctor, coach and athlete in the process of sports training and competition, The theory and practice of the physical culture, No.4, pp. 31-34.
11. Farfel, V.S. (1972), The discussion on the criteria of training quality evaluation, Physical culture theory and practice, No. 1, pp. 69-72.
12. Fudin, N.A., Klassina, S.Ya. and Pigareva, S.N. (2015), "The interrelation between the muscle and cardiovascular systems' indicators during the raise of physical activity for the people who do physical exercises and sports", The physiology of a human, Vol. 41, No. 4, pp. 83-90.
13. Goodall, S. (2012)," Transcranial magnetic stimulation in sport science: A commentary", European Journal of Sport Science, available at: http://dx.doi.org/10.1080/17461391.2012.704079.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.07.2016
УДК 796.07
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ПО АРМЕЙСКОМУ
БИАТЛОНУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИРОВКИ В СТРЕЛЬБЕ ИЗ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ВИНТОВКИ
Александр Николаевич Кислый, кандидат педагогических наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург, Максим Владимирович Лисичкин, соискатель, Военная академия войсковой ПВО Вооруженных сил РФ им. В.П. Василевского, Смоленск
Аннотация
Обоснована технология подготовки спортсменов по армейскому биатлону, с использованием тренировки в стрельбе из пневматической винтовки. Данная технология состоит из трех этапов.
На первом этапе «Функциональной подготовки» осуществляется развитие у спортсменов общей и скоростной выносливости, формирование навыков быстрых и сноровистых действий на огневом рубеже, а также умений в меткой стрельбе из пневматической винтовки в состоянии покоя. На втором этапе «Стрелковой подготовки» осуществляется формирование навыков меткой стрельбы на фоне значительных физических нагрузок при ЧСС 140^160 уд/мин. Проводятся тренировки, направленные на поддержание высокого уровня физической и функциональной готовности спортсменов к соревнованиям. На третьем этапе «Комплексной подготовки» осуществляется формирование навыков меткой стрельбы на фоне максимальных физических нагрузок при ЧСС 160^180 уд/мин. Используется комплексный подход к поддержанию физической и стрелковой готовности спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону.
Ключевые слова: армейский биатлон; технология; формирование навыков в стрельбе; пневматическая винтовка.
TECHNOLOGY OF THE ATHLETES PREPARATION FOR THE ARMY BIATHLON WITH APPLICATION OF TRAINING TO FIRING FROM THE AIR RIFLE
Alexander Nikolaevich Kisly, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Maxim Vladimirovich Lisichkin, the competitor, The Vasilevskiy Military Academy Army Air Defense of Armed Forces of the Russian Federation, Smolensk
Annotation
The technology for the athletes training in the army biathlon with application of the training to firing from the air rifle has been proven. This technology consists from three stages.
The first stage of "Functional preparation" contributes to the development among the athletes of the general and high-speed endurance; it leads to formation of the skills for the fast and dexterous actions at the firing line, and also the abilities for the accurate shooting from the air rifle during the rest condition. The second stage of "Shooting preparation" results in formation of the skills for the accurate shooting against the considerable physical loads under heart rate 140-160 beats/min. The trainings directed to the maintenance of high level of physical and functional readiness among the athletes for competitions are carried out. At the third stage of "Complex preparation" there is formation of the skills securing the accurate shooting against the maximum physical loads under the heart rate 160-180 beats/min. The integrated approach to maintenance of the physical and shooting readiness of the athletes for the competitions in army biathlon is used.
Keywords: army biathlon, technology, formation of skills in firing, air rifle.
В настоящее время в Вооруженных силах Российской Федерации все большую популярность набирают соревнования по армейскому биатлону. Особенно популярны эти соревнования среди курсантов военно-учебных заведений. Тренировки курсантов по армейскому биатлону позволяют им обеспечить не только высокий уровень физической готовности к военно-профессиональной деятельности, но и приобрести хорошо развитые навыки стрельбы из автомата Калашникова.
Цель соревнований по армейскому биатлону состоит в оценке готовности спортсменов и команд по результатам преодоления 6-ти километровой дистанции. Дистанцию в 6 км участники преодолевают в 4 этапа. Участвует вся команда. Каждый этап состоит из 1 круга по 1,5 км. 1 этап - стрельба из положения лежа, 2 этап - с колена, 3 этап - стоя, 4 этап - бег 1,5 км. Стрельба ведется одиночными выстрелами из автомата Калашникова. На поражение грудной мишени № 4 дается по 3 выстрела. Мишень установлена на дальности 100 метров. При промахе участник бежит штрафной круг 150 метров за каждый промах. Соответственно, к развитию общей и скоростной выносливости спортсменов, а также к военно-прикладным навыкам в стрельбе предъявляются высокие требования.
Практика показывает, что подготовка спортсменов по армейскому биатлону требует эффективного решения задачи формирования устойчивых навыков в стрельбе из автомата Калашникова на фоне больших физических нагрузок. Вместе с тем, очень сложно организовать систематические тренировки спортсменов по стрельбе из автомата Калашникова. Это связано с большой затратой времени на организацию стрельб. Из-за низкой регулярности тренировок у спортсменов формируются неустойчивые навыки в стрельбе. В связи с этим необходим поиск новых средств и методов тренировок, позволяющих сформировать устойчивые навыки меткой стрельбы на фоне утомления. Практика показывает, что таким эффективным средством тренировки может быть стрельба из пневматической винтовки в спортзале или другом оборудованном месте с расстояния 10 метров по уменьшенной биатлонной мишени. Такая стрельба не требует много времени на ее организацию. Исследования, проведенные в последние годы в области оптимизации подготовки биатлонистов к соревнованиям, показывают высокую степень переноса навыков в стрельбе из пневматической винтовки на боевое оружие. Поэтому систематическое использование стрельбы из пневматической винтовки в ходе подготовки спортсменов по
армейскому биатлону приобретает первостепенное значение.
Исследованием проблем формирования готовности биатлонистов к соревновательной деятельности занимались многие ученые. Все эти работы способствовали накоплению и систематизации знаний по исследуемой проблеме. Между тем, работ посвященных анализу специфики подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону, нам обнаружить не удалось. В научной литературе не нашли своего отражения вопросы, связанные с обоснованием педагогической технологии подготовки спортсменов по армейскому биатлону с использованием тренировки в стрельбе из пневматической винтовки.
На основании изучения опыта подготовки спортсменов по армейскому биатлону, анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы была сформулирована проблема исследования. В настоящее время данная проблема обусловлена противоречиями между:
- потребностью сборных команд вузов Вооруженных сил Российской Федерации в хорошо подготовленных спортсменах по армейскому биатлону и недостаточным уровнем их готовности к эффективной соревновательной деятельности;
- необходимостью повышения уровня развития навыков меткой стрельбы у биатлонистов на фоне утомления и отсутствием научно обоснованной педагогической технологии подготовки спортсменов по армейскому биатлону с использованием тренировки в стрельбе из пневматической винтовки.
Таким образом, имеющаяся в настоящее время потребность разрешения данных противоречий определила научную задачу исследования, состоящую в необходимости научного обоснования и разработки педагогической технологии подготовки спортсменов по армейскому биатлону с использованием тренировки в стрельбе из пневматической винтовки. Данная технология представлена на рисунке 1.
Технология подготовки спортсменов по армейскому биатлону, с использованием тренировки в стрельбе из пневматической винтовки, состоит из трех этапов.
На первом этапе «Функциональной подготовки» осуществляется развитие у спортсменов общей и скоростной выносливости, формирование навыков быстрых и сноровистых действий на огневом рубеже, а также умений в меткой стрельбе из пневматической винтовки в состоянии покоя. На втором этапе «Стрелковой подготовки» осуществляется формирование навыков меткой стрельбы на фоне значительных физических нагрузок при ЧСС 140^160 уд/мин. Проводятся тренировки, направленные на поддержание высокого уровня физической и функциональной готовности спортсменов к соревнованиям. На третьем этапе «Комплексной подготовки» осуществляется формирование навыков меткой стрельбы на фоне максимальных физических нагрузок при ЧСС 160^180 уд/мин. Используется комплексный подход к поддержанию физической и стрелковой готовности спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону.
Данная технология прошла экспериментальную проверку. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии подготовки спортсменов по армейскому биатлону, с использованием тренировки в стрельбе из пневматической винтовки. По окончании педагогического эксперимента показатели физической и стрелковой подготовленности у испытуемых экспериментальной группы были достоверно выше, чем у испытуемых контрольной группы.
Объективным показателем высокой эффективности разработанной педагогической технологии подготовки спортсменов по армейскому биатлону с использованием тренировки в стрельбе из пневматической винтовки служили результаты выступлений сборной команды Военной академии войсковой ПВО им. В.П. Василевского из города Смоленска, которая на чемпионате Вооруженных сил Российской Федерации заняла второе место в 2016 году. Результаты выступлений этой же команды в сезоне 2015 года были значительно хуже. Команда тренировалась по «старой» методике, без использования пневматиче-
ской винтовки и заняла лишь 10 место на чемпионате Вооруженных сил Российской Федерации.
Рис.1. Технология подготовки спортсменов по армейскому биатлону, с использованием тренировки в стрельбе
из пневматической винтовки
ВЫВОД. Разработанная педагогическая технология подготовки спортсменов по армейскому биатлону, с использованием тренировки в стрельбе из пневматической винтовки, может быть рекомендована для использования в тренировочном процессе биатлонистов.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.07.2016