ф
Эксперимент и инновации в школе
ФГОС в дошкольном ОБРАЗОВАНИИ
Е.В. Эсаулова
Использование песочной сказкотерапии в дошкольном образовании
№ 4/2015
Аннотация
В статье представлены методические рекомендации по использованию песочной сказкотерапии для развития связной речи и коррекции эмоционально-волевой сферы детей подготовительной группы детского сада. Учителем-логопедом приведены примеры детских сказок и иллюстрации маленьких авторов к ним.
Ключевые слова
I
песочная сказкотерапия, совершенствование связной речи, коррекция нально-волевой сферы, воспитанники подготовительной группы.
эмоцио-
«У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать...»
Ж. Ж. Руссо
По статистике детских поликлиник и специальных дошкольных учреждений в наше время всё большее количество детей имеет речевое недоразвитие.
Психологи бьют тревогу, так как по их данным у многих детей уже в дошкольном возрасте выявляются психологические отклонения, которые необходимо корректировать до поступления в школу. Это агрессия, гиперактивность, инертность, страхи, гипервозбудимость, замкнутость и др.
В нашей работе мы интегрировали занятия по развитию речи и коррекции психологических проблем у детей подготовительной группы, стоящих на пороге школьного обучения.
Перед тем, как приступить к работе, мы предположили, что интегрированные занятия по психологии и развитию речи с использованием песочной сказкотерапии совершенствуют связную речь и позволяют корректировать эмоционально-волевую сферу воспитанников.
Нами были определены следующие цели:
1. Совершенствовать связную речь воспитанников при составлении ими сказок с использованием песочной сказкотерапии.
2. Корректировать эмоционально-волевую сферу детей, исходя из продуктов их творческой деятельности (составление сказок, рисунки к ним).
3. Совершенствовать художественные навыки детей при иллюстрировании ими своих собственных сказок.
Во время подготовительной работы детям читали, а они пересказывали русские народные сказки, рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой[10] и программой О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» [7].
В этой работе нам помогали воспитатели групп. Для выявления психологических проблем у детей нами использовались рисуночные тесты (рисунок человека и семьи).
На данном этапе с детьми подготовительных групп было проведено фронтальное занятие по ознакомлению с песочницами, игрушками, «сказочными» схематическими карточками, а также по обучению первоначальным навыкам придумывания сказки.
Во время основного этапа с детьми был проведен цикл из шести занятий, направленный на обучение составлять сказку при использовании песка с техникой «Закопанные предметы». Учитель-логопед предлагала детям схемы-карточки и разные закопанные игрушки (призы из Kinder-сюрприза, муляжи животных, резиновые и пластмассовые игрушки, растения).
На заключительном этапе был проанализирован уровень развития связной речи, намечены и апро-
бированы пути психологической коррекции различных проблем у детей, исходя из их творческого материала.
Была организована выставка детских художественных работ, которые создавались на основе придуманного ими сказочного сюжета.
В своей работе мы опирались на труды признанных в России сказкотерапевтов [3,4,6,9].
В процессе работы на начальном этапе у детей были выявлены следующие психологические проблемы: замкнутость, агрессивное поведение, гипервозбудимость, завышенная самооценка, нарушение общения, инертность, фобии (страхи) темноты, неудачи, Бабы Яги, волка и др.
Уже на первом фронтальном занятии дети пытались придумывать сказки самостоятельно под руководством специалиста.
После этого с детьми проводились занятия с песочницами и игрушками по подгруппам (5-6 человек), потом занятия в парах и, наконец,— индивидуальные занятия, в процессе которых детьми было создано 28 сказок.
Эти сказки непростые: в зависимости от психологической проблемы, ребенку предлагалась определенная задача: сочинить сказку про героя, который, к примеру, боится темноты, Бабы Яги, драчливый, ленивый и т.д. Мы брали именно ту проблему, которая была у этого ребенка, и в конце сказки он должен был найти выход из возникшей сложной ситуации и решить проблему главного героя (то есть, себя, согласно эффекту переноса в психологии).
В результате этой работы дети сочиняли удивительные сказки, в которых развивались все стороны речи, и сами находили пути решения (коррекции) психологических проблем. Согласно Г.А. Трофимовой, сказка имеет исцеляющее действие на душу ребенка, способствует разрешению внутренних конфликтов и помогает адаптироваться в мире сверстников и взрослых[11].С этим мнением согласен и ряд других авторов [1,4,6,11,13].
Эта работа заняла несколько месяцев. После создания сказок детям на занятии по изобразительной деятельности было предложено проиллюстрировать свои работы. Ребята с удовольствием это сделали. Таким образом, получились психологические сказки с детскими рисунками, которые мы объединили в книгу. Также в детском саду была организована выставка детских рисунков.
А теперь самое интересное — примеры детских сказок.
Сказка про зверей. (См. рис. 1)
Жили-были звери в лесу. И никак они не могли подружиться.
Однажды к Свинье пришел Носорог и сказал:
— Давай поиграем в догонялки!
А она говорит:
— Ты быстро будешь бегать, я тебя не догоню!
А потом пришел Лев и сказал:
— Давайте поиграем в прятки!
Рис. 1. ЛеопардиСвинья
А Носорог и Свинья отвечают:
— Тылучше всехбудешь прятаться, потому что ты хитрый!
Лев обиделсяиушёл.
А потом пришли Тигр и Леопард и сказали:
— Далаётепоеграем вфутбоё. Мывуесте — целая комануа.
И сталиоеп длмстт,еде взать мячнк.
Пришел Лев исказал:
— V меня есть, мерик!
Д зытзи все звати игдать сффтбол.Итаа онт подрджиоист, что с тем по. смелте сярсые в уеетые игры и больше никогда не ссорились.
(Артем Н., диет).
Оотожа п|э<о Лозы (б— нтс. И)
Жиз-был Мось. У негоЛыео мнонедоутей:три медвеиди кл—н посоров.Онн неегда иннаои змзсее.
Однажпы уЛтсд был ДотьрежшёЛФЯ. Ноаро него все пабыди.
Ниусетый сидсл ЗТизз отд реоетем ж ыумлл о вкынинл торыо.
Нтосеиманбо Фосе услышал громкие шаги. Из кустов появиыоя Ыонсроыеклоыывым киалнымбукн-том цветов и сказал:
— ДоролийЛось! нсзлраимяю ин^л с Доум рымденля! меи ивеьы —.^д тебя! Пойдемна помяну: там тебя ждет сюрприз.
Рис. 2. Лось и Носорог
И когда Лось вышел на поляну, он застыл от изумления: посреди нее стоял огромный торт с горящими свечками, а вокруг него было много-много зверей. И все они кричали:
- С Днём рождения!
И Лось очень обрадовался. Оказывается, никто не забыл о нём!
И, когда рогатый Лось задувал свечи, он загадал желание, чтобы у него всегда было много верных друзей и чтобы никто никогда не ссорился.
(Арина Г., 6 лет).
При создании и анализе сказок логопедом было отмечено совершенствование у детей многих сторон речевого развития: словаря, звукопроизноше-ния, грамматики, словообразования, связной монологической речи. А психологом были намечены и апробированы пути психологической коррекции различных проблем у детей, исходя из их творческого материала.
Основные способы коррекции детских психологических проблем данной группы:
- работа психолога по коррекции эмоционально-волевой сферы индивидуально и по подгруппам;
- совместная игровая деятельность детей;
- совместная трудовая деятельность детей;
- проведение спортивных соревнований, состязаний командного типа без выделения лидеров, когда побеждает дружба;
- чтение сказок детям в начале тихого часа и в семье при укладывании ребенка спать в вечернее время;
- совместное планирование и претворение в жизнь детских проектов (панно, коллективные рисунки, аппликации, макеты);
- мероприятия в детском саду с привлечением родителей (праздники, субботники, посадка цветов, чаепития, конкурсы, викторины, КВНы и т.д.);
- развитие детского воображения;
- художественная деятельность;
- беседы и консультации для родителей;
- творческие игры;
- организация и проведение праздников, значимых событий, дней рождения в группе и в саду.
Педагоги начали коррекционную работу и уже через несколько месяцев отметили значительные сдвиги в эмоциональной сфере детей: они стали дружелюбнее, сплоченнее, добрее, жизнерадостнее.
Результаты нашей работы полностью подтвердили правильность выдвинутой гипотезы. Данная работа продемонстрировала высокую результативность в совершенствовании связной речи и коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников в процессе решения их психологических проблем.
Дети с удовольствием «творят» сказки, с радостью бегут на занятия, с увлечением рассказывают, играют, рисуют. Для них это — увлекательная игра, а для психолога — простой достоверный материал для диагностики. Как отмечают в своей работе Могилевская С.З., Кудрявцева Е.Л., и Бубе-кова Л.Б., мобильность и гибкость игрового тестирования позволяет адаптировать его под любую целевую аудиторию [8].
Таким образом, можно разнообразить занятия, дать детям простор фантазии, ощущение полета в волшебную страну, где мечты становятся явью. Мы развиваем речь, художественные навыки, решаем сложнейшие психологические проблемы наиболее эффективными способами, предложенными самими детьми. Эти аспекты являются неотъемлемыми составляющими гармоничного развития ребенка.
Литература
1. Беляева Л.А., Новикова О.Н. Игра как способ конструирования личностной идентичности. // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 3. С.52-56.
2. Вачков И.В. «Королевство разорванных связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек». М.: Ось-89.— 2003.
3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89. — 2007.
4. Вачков И.В. «Сказкотерапия в работе детского психолога».// Ж. «Современное дошкольное образование».—
2008.— № 4.
5. Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Программа «Психологическая азбука». М.: Генезис. — 2012.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Основы сказкотерапии». М.: Речь.— 2007.
7. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб.— 2010.
8. Могилевская С.З., Кудрявцева Е.Л., Бубекова Л.Б. Создание совокупного компетентностного ландшафта организации и индивидуального компетентностного портрета воспитанника: календарь-портфолио как инновационная технология // Концепт.— 2015.— Современные научные исследования. Выпуск 3.
9. Панфилова М.А. «Лесная школа». М.: Сфера ТЦ.— 2002.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез.— 2005.
11. Трофимова Г.А. Сказка развивает, воспитывает, учит, лечит. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 3.С. 67-70.
12. Хухлаева О.В. «В каждом ребенке солнце?»М.: Генезис.—
2009.
13. Чепайкина И.А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4.С.42-45.