Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Дата публикации: 1.01.2017 № 6 (24). С. 41-47. УДК 378
Е. П. Турбина
Использование педагогическом импровизации в процессе развития интереса к педагогической деятельности у будущих учителей
В данной статье рассматривается актуальность развития интереса к педагогической деятельности у студентов вуза, которая обусловлена тем, что социальный заказ государства в образовании предполагает развитие педагога личностно включенного в профессию, способного решать сложные социально-педагогические задачи, обладающего творческими способностями, позволяющими наиболее полно реализовать себя в педагогической деятельности. Целью создания механизма устойчивого развития системы образования будет решаться одна из следующих приоритетных задач: «достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования». Успешное решение этой задачи определяется уровнем личностной и профессиональной культуры педагога, его профессиональной компетентностью, высоким уровнем его интереса к педагогической деятельности. Закономерность развития интереса к педагогической деятельности в связи с овладением педагогической импровизацией студентами вуза заключается в органичном и организационно-оперативном движении студентов к эмоционально выраженной познавательной направленности, стремлении к положительным результатам и интересу к осуществлению педагогической деятельности.
Ключевые слова: педагогическая импровизация, педагогические условия, педагогическая деятельность, педагог, интерес, развитие интереса, развитие
Perspectives of Science & Education. 2016. 6 (24)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-06/ Accepted: 1 December 2016 Published: 1 January 2017
No. 6 (24). pp. 41-47. r n -t
E. P. TuRBiNA
The usage of pedagogical improvisation in the process of development of the interest to the pedagogical activity in future teachers
The author of the article viewed the urgency of the development of the interest to the pedagogical activity in the students of higher educational establishments which is made for the social order of state in education supposing the development of the pedagogue, involving in the educational process, capable to solve difficult social pedagogical tasks, having creative capabilities which let him to realize himself in the pedagogical activity. The aim of creation of the mechanism of stable development of the system of education will be solved one of the following priority tasks: obtaining new modern quality of pre-school, secondary and professional education. The successful solving of this task defines with the level of personal and professional culture of the pedagogue, his efficiency, high level of his interest to the pedagogical activity. Regularity of the development of the interest to the pedagogical activity in case of acquiring of the pedagogical improvisation of the students of higher educational establishment is in organic and organized movement of students to the emotional cognitive direction, tendency to the positive results and interest to the realization of the pedagogical activity.
Keywords: pedagogical improvisation, pedagogical conditions, pedagogical activity, pedagogue, interest, the development of the interest, the development
IЩЧ ешение проблемы развития интереса к /V педагогической деятельности в процессе / обучения студентов вуза педагогической импровизации предполагает выявление необходимых и достаточных педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
На основе анализа имеющихся исследований (Г.В. Щагина, Т.М. Калинина, Г.И.Щукина, А.С. Родиков, В.А. Беликов, В.А.Андреев, Ю.К. Бабанский, П.И.Пидкасистый, Г.Н. Сериков и др), выделены следующие педагогические условия, которые будут способствовать развитию интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации:
- наличие импровизационно-педагогической компетентности у преподавателя вуза;
- создание импровизационно - творческой образовательной среды и включенность студентов в импровизационно-творческую деятельность;
- востребование жизненного опыта.
Далее мы рассмотрим представленные условия более подробно.
Можно предположить, что наличие импровизационно-педагогической компетентности у преподавателя вуза является фактором развития личности студентов и одновременно способствовать развитию интереса к педагогической деятельности. Развитие интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации начинается с осознания ими сущности педагогической деятельности, профессиональных требований к качествам, знаниям, умениям личности учителя.
Наличие импровизационно-педагогической компетентности у преподавателя вуза предполагает, что это:
- педагог, постоянно развивающий свой творческий потенциал, понимающий смысл профессии, осуществляющий свое признание творчески, целесообразно, личностно;
- педагог, умеющий видеть, фиксировать, обогащать и исследовать все многообразие диалектических связей, присущих творческой педагогической деятельности;
- педагог, способный к осуществлению интеграции теории и практики, науки и образования, традиций и новаций [7;с.51].
Существенной профессиональной особенностью импровизационно-педагогической компетентности преподавателя вуза является умение прогнозировать дальнейшие возможности развития качеств студентов по первичным результатам воздействия, предвидеть на основе восприятия частичных результатов своей деятельности ее перспективный, целостный результат [9;с.56].
Не последнюю роль в импровизационно-педагогической компетентности преподавателя вуза играют и педагогические способности, исследователи (Маркова А.К., Щукина Г.И., Андре-
ев В.И., Гоноболин Ф.Н.) выделяют следующие [1,8,10,14]:
- когнитивные - способности к изучению, исследованию педагогических объектов, явлений, процессов;
- проектировочные - способности определять, формулировать цели и задачи педагогической деятельности;
- конструктивные - способности в планировании педагогической деятельности в соответствии с целями и задачами;
- организаторские - способности организовывать свою собственную деятельность и деятельность студентов, создавать коллектив как инструмент формирования личности;
- перцептивные - способности, позволяющие понимать другого субъекта или объекта педагогического воздействия без вербальной (словесной) информации; чувственное восприятие другого;
- суггестивные - способности эмоционально-волевого влияния на личность преимущественно приемами внушения;
- коммуникативные - способности к эффективному общению с разными возрастными группами детей, молодежью и взрослыми;
- речевые - способности адекватно своим желаниям выражать мысли и чувства;
- креативные - способности к творчеству;
- академические - способности к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию;
- дидактические - способности адаптировать учебный материал с целью успешного его понимания студентами.
Наряду с педагогическими способностями относительно нашему исследованию мы включили важные для импровизационно-педагогической компетентности такие качества преподавателя вуза как: использование собственных ораторских и актерских способностей преподавателя для яркого эмоционального изложения информации, привлечение и поддержание устойчивого внимания и интереса студентов; умение преподавателя сориентироваться, не потерять присутствие духа в необычной обстановке; трансформацию, уточнение, дополнение, корректировку преподавателем содержательного аспекта занятий в соответствии с требованиями конкретной педагогической ситуации.
Разрабатывая замысел занятия, преподаватель неизбежно конструирует свое изложение, словесную оболочку. «Здесь все требует гармонии, меры, внутренней логики и обусловленности, верного соотношения целого и его частей. Слово преподавателя должно координироваться с содержанием занятия, его композицией и с возможностями восприятия студентов. Чувство ритма занятия и соответствующие ему слова составляют одну из граней педагогического мастерства» [9;с.69]. Учитель, актер, по совету К. С.
Станиславского, призваны не произносить слова, а действовать словом, думать через слово, вскрывать и скрывать свои мысли через слово [15;с.145].
Слово преподавателя должно не просто повлиять на студента, организуя его целесообразное поведение, но и суметь изменять это поведение в зависимости от различных педагогических ситуаций. Речь педагога должна не только включать студентов в живой процесс сознательного творческого освоения знаний, но и вызывать ответное сопереживание. Для преподавателей наиболее ценным в этом процессе является не только сам акт передачи информации, сколько ее оценка студентами, то есть степень воздействия речевого высказывания. Не только то, что он говорит, но и то, как говорит и что при этом делает он и что делают студенты - именно такой акцент должен быть при педагогической импровизации [12;с.35].
В импровизационно-педагогическую компетентность преподавателя вуза можно включить весь сложный сплав качеств, которыми он должен обладать и оперативно управлять: голос и речевые данные, мимические и пантомимические возможности, пластичность движений и жеста, выразительность внешних данных, подвижность мышечно-лицевой системы, высокую сенсорную и коммуникативную культуру, - дающих возможность оперативно и точно передавать другому человеку свои собственные переживания, знания и т.п. В это понятие входят и другие компоненты, связанные с умением преподавателя воплощать в действии мельчайшие нюансы собственных переживаний [13;с.73].
Без качественного словесного действия нет качественной педагогической импровизации. Слово преподавателя - его главный инструмент. "Самые глубокие чувства и мысли педагога, не подкрепленные хорошей выразительной речью, интонационной выразительностью, адекватными коммуникативными особенностями урока и возможностями учителя, не принесут высоких результатов в педагогическом воздействии, во многом останутся "вещью в себе", не воспринятыми глубоко учащимися" [11;с.92]. Во избежание таких ошибок, необходимо постоянно совершенствовать речь.
Качественная речевая подготовка преподавателя, его умение действовать словом способствует успешности протекания импровизации, а эффективность словесного воздействия, в свою очередь, зависит от умения концентрировать и распределять внимание.
Внимание, воображение и вдохновение - составные части педагогической импровизации. Специфика педагогического внимания состоит в том, что оно, с одной стороны, должно быть "рассеяно" на многочисленные объекты, а с другой, сконцентрировано на решении педагогических задач, непрерывном анализе процесса дея-
тельности и его предвосхищении. Предпосылкой активизации творческого мышления "...является восходящий характер умственного сосредоточения, полная поглощенность творческой деятельностью, интенсивность, собранность внимания, являющиеся важными психологическими условиями познавательной углубленности и творческой продуктивности в работе"[14;с.72].
Значение развитого внимания для педагогической импровизации трудно переоценить. Его распределенность помогает преподавателю определять момент начала импровизации (особенно подготовленной заранее), находить неожиданный поворот в ее процессе и «улавливать» реакцию на этот процесс. Мгновенная концентрация внимания способствует оперативному выбору пути осуществления импровизации, эффективности ее публичного протекания и незамедлительному анализу при переходе к запланированному изначально [13;с.175].
Наличие импровизационно-педагогической компетентности у преподавателя вуза предполагает также развитое воображение. Воображение помогает преподавателю прогнозировать восприятие студентами конкретного учебного материала, форм его подачи, способов активизации студентов и т.д. С помощью воображения преподаватель заранее разрабатывает отдельные педагогические импровизации и предугадывает возможность и результат их включения в учебно-воспитательный процесс [3;с.74].
При взаимодействии со студентами в ходе занятия воображение выступает как составная часть словесного воздействия, дополнительный рычаг его убедительности. В случае применения преподавателем педагогической импровизации воображение способствует рождению педагогической идеи, выбору средств ее реализации.
Преподавателю с развитым воображением легче удается развить воображение студентов, что является важным для развития интереса к педагогической деятельности [1;с.62-64].
Наличие импровизационно-педагогической компетентности у преподавателя вуза включает в себя и такое качество как вдохновение, которое рассматривается как особого рода эмоциональная возбудимость, которая позволяет переживать образы, вызванные воображением, как реально существующие [4;с.243].
Практически все гениальные творцы не обходят проблему вдохновения. В исследовании И. В. Страхова делается вывод, что "творческое вдохновение закономерно возникает в системе целеустремленного труда, оно не может появиться помимо этого условия в результате лишь пассивного ожидания, равно как не может возникнуть и путем голого формального решения ("самоприказа") без учета объективных и психологических предпосылок, подготовляющих это творческое состояние. Активное отношение к работе, напряженный умственный труд создают психологиче-
ские условия возникновения начальной фазы вдохновения" [15;с.28].
Вдохновение как составляющая часть импровизационно-педагогической компетентности преподавателя вуза возникает в ходе увлеченного преподавания материала предмета и многообразных комбинаций восприятия его студентами [5;с.56].
Составными компонентами артистизма, как одной из сторон импровизационно-педагогической компетентности преподавателя вуза являются его эрудиция, обаяние, самобытность, импровизация, образность речи, пластика. Все эти качества определяют его индивидуальный стиль. Индивидуальный стиль представляет собой совокупность своеобразных проявлений преподавателя как личности, человека и профессионала. Стильный преподаватель индивидуален, оригинален, неповторим, самобытен. Он — личность с ярко выраженным артистизмом [6;с.28].
Таким образом, импровизационно-педагогическая компетентность преподавателя вуза предполагает, что это педагог: постоянно развивающий свой творческий потенциал, понимающий смысл профессии, осуществляющий свое признание творчески, целесообразно, личност-но; умеющий видеть, фиксировать, обогащать и исследовать все многообразие диалектических связей, присущих творческой педагогической деятельности; способный к осуществлению интеграции теории и практики, науки и образования, традиций и новаций; обладающий общими педагогическими способностями и такими качествами, необходимыми для педагогической импровизации как: концентрированное и одновременно распределенное внимание, развитое воображение и вдохновение, наряду с разносторонними, в том числе глубокими, психолого-педагогическими и методическими знаниями, умениями и навыками.
Педагогический вуз - это своеобразная стартовая площадка, откуда его воспитанники уходят в большую жизнь. И от того, какова будет эта площадка, во многом зависит их будущее. Здесь студенты учатся общению с будущими учениками. Здесь формируются наиболее ценные человеческие качества личности будущего учителя. Здесь он овладевает не только новейшей методикой обучения, но и способам добывания новых знаний. Таким образом, в каких условиях будет проходить развитие личности студента, зависит его дальнейшее профессиональное мастерство [14;с.148].
Творческую личность будущего учителя, в которой так нуждается современная школа, можно развить только в соответствующей импровизационно-творческой образовательной среде, окружающей будущего учителя.
Под импровизационно-творческой средой понимается совокупность условий, форм, способов, методов и приемов, которые способствуют
повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков.
Создание импровизационно-творческой образовательной среды предполагает взаимодействие, однако реакция человека на среду бывает неоднозначной. Так, газетная статья, телевизионная передача могут вызвать у человека реакцию отторжения или блокирования этой информации, а может привести и к переориентировке ценностей. Влияние коллектива может вызвать у обучаемого подъем духовных сил, а может привести к полной потере интереса к обучению [3;с.34].
Развитие интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации базируется на системе имеющихся у него знаний, умений и убеждений, на основе которых строится его деятельность; развитом чувстве нового, открытости всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, нестереотипности и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями. Неотъемлемая часть развития интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации - развитие у студентов в процессе обучения в вузе специальных умений, которые обеспечивали бы рациональное и успешное осуществление педагогической деятельности.
Опираясь на исследования Л.П. Качаловой, можно выделить следующие направления для создания импровизационно-творческой образовательной среды: 1) в качестве инварианта целей воспитания и самовоспитания считать эталонную модель творческой личности учителя, ядром которой являются творческие педагогические умения; 2) использование резервных возможностей в развитии импровизационно-творческих умений каждого студента осуществлять на основе перехода от руководящей роли преподавателя к организации самостоятельных видов творчества; 3) значительно увеличить удельный вес применения интенсивных интегрирующих методов организации разнообразной импровизационно-творческой деятельности студентов.
Создание импровизационно-творческой образовательной среды и включение студентов в импровизационно-творческую деятельность будет эффективно реализовано в рамках структурно-функциональной модели развития интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации, осуществляемое посредством: 1) спецкурса «Основы педагогической деятельности. Импровизационно-творческий комплекс заданий»; 2) лекционных и практических занятий по курсу «Педагогика»; 3) внеаудиторной научно-исследовательской работы; 4) педагогической практики.
Целью создания импровизационно-творческой образовательной среды в развитии интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации является обеспечение непрерывности и целостности профессионально-личностного становления будущего учителя и развитие у него импровизационно-творческого стиля мышления. Импровизационно-творческий стиль мышления, по нашему мнению, является системообразующим признаком профессионально-личностного становления будущего учителя, он осуществляет гармонизацию профессионального сознания и профессионального поведения. Необходимо уточнить, что специфичность создания импровизационно-творческой образовательной среды реализуется путем системного, концептуального, целостного решения проблемно-творческих задач на основе синтеза личностно-значимого смысла профессионального образования, интеграции педагогической информации и способов познания, полученных из разных источников и внутриличностной интеграции всего духовно-нравственного опыта человека [10;с.74].
На основании анализа сущности создания импровизационно-творческой образовательной среды в развитии интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации, можно сделать вывод о том, что создание импровизационно-творческой образовательной среды 1) помогает осознать ценности и смысл педагогической деятельности и выстроить цели творческого становления; 2) открывает педагогическую деятельность как призвание и сотворчество; 3) осуществляет вхождение студентов в проблематику науки и выстраивает научный поиск; 4) создает условия для творческой самореализации и саморазвития целостной личности; 5) поддерживает индивидуальность и творческую самобытность при организации образовательного процесса. Одним из наиболее эффективных средств является педагогическая импровизация и ее приемы в процессе развития интереса к педагогической деятельности у студентов вуза.
Выделение данного условия обусловлено тем, что обучение в вузе - это субъектно значимое постижение мира, наполненного для студента личностными смыслами, ценностями, отношениями, зафиксированными в его жизненном опыте. Содержание этого опыта необходимо раскрыть, максимально использовать, обогатить научным содержанием и преобразовать в ходе образовательного процесса [5;с.34]. Жизненный опыт, по определению А.С. Белкина, это «ставшая достоянием личности информация, которая отложилась в резервах долговременной памяти и находится в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях». Она представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, «прожитых» человеком и име-
ющих для него самодостаточную ценность, и связана с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения. При этом жизненный опыт не следует относить к той информации, которая имела целенаправленный, организованный характер в рамках образовательного процесса. Его составляют только те мысли, чувства, переживания, поступки, сбывшиеся или несбывшиеся ожидания, которые носили стихийный, непреднамеренный характер, то есть стали результатом определенного влияния [4;с.123].
По мнению А.С. Белкина, жизненный опыт должен удовлетворять определенным условиям: должен сохранять в памяти не все прожитое, но только то, что имеет ценностный для данного человека смысл; должен иметь и социально-ценностную значимость; должен не только сохраняться в памяти о прожитом, но и помогать конструировать будущее с учетом прошлых ошибок и достижений; должен быть онтологическим, то есть включать в себя опыт предшествующих поколений, его пополнение не должно иметь остановок, это процесс перманентный, непрерывный [5;с.21-22].
Концентрируясь на полюсах успеха-неуспеха, достижений и ошибок, проходя определенные стадии, жизненная информация трансформируется в жизненный опыт. Д.В. Качалов выделяет следующие источники жизненной информации: средства массовой информации; художественная литература; бытовые источники; хрестоматийный материал; социальное, бытовое, деловое общение; произведения искусства; образовательный процесс; различные виды деятельности.
К предложенному перечню может быть отнесена и педагогическая публицистика, а также персонально-групповые контакты, хрестоматийный материал, среда (социально-экономическая, культурно-этнографическая, общественно-политическая).
Рассматривая персонально-групповые контакты, а также социальное, бытовое и деловое общение, как источники жизненного опыта, студенты разрабатывают текст клише-интервью. Основным требованием является импровизационная интерпретация вопросов для интервью. Кроме этого, персонально-групповые контакты подразумевают встречи с импровизационно-творчески работающими учителями, учеными; знакомство с передовым опытом школ; анализ и обобщение передового педагогического опыта (альбомы, выставки, плакаты, статьи, семинары, доклады и так далее). Знакомство с художественной литературой, педагогической публицистикой как источником жизненного опыта, дает возможность узнать об опыте учителей-новаторов. Однако параллельно с изучением и анализом педагогического опыта необходимо ориентировать студентов на самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения [11;с.74].
Развитию интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации будет способствовать использование жизненной информации в ролевых (деловых) играх, диспутах, пресс-конференциях на педагогические темы. Образовательный процесс, как источник жизненного опыта, неразрывно связан с повышением трудовой активности студента, разработкой форм и методов обучения, вызывающих у него стремление к самостоятельной импровизационно-интеллектуальной деятельности [9;с.62-64]. Используя среду, как источник жизненного опыта, следует опираться на собственный опыт студентов, их впечатления от учебы в школе, участия в педагогических экспедициях на родину выдающихся педагогов (например, музей А.С. Макаренко в г. Кремнечуг); а также на анализ места профессии учителя в общественно-политической жизни страны, в народной жизни через произведения народного творчества - сказки, пословицы, поговорки и так далее. Хрестоматийный материал, как источник жизненного опыта, дает возможность воссоздать перед будущими учителями высокий нравственный идеал мудрого наставника, образец для самооценки и самовоспитания.
Различные бытовые источники, СМИ будут способствовать накоплению жизненного опыта через организации. Просмотра студентами цикла телепередач о педагогах и психологах Я.А. Коменском, Л.С. Выготском, таких как «Цивилизация», а также через чтение и анализ педагогических журналов - «Педагогика», «Вестник образования», «Народное образование» и др. Радиопередачи («Персона грата», «Гость студии»), а также всемирная сеть Интернет могут оказать большую помощь студентам, желающим познакомиться с деятельностью педагогов прошлого и настоящего. По нашему мнению, включение студентов в различные виды деятельности будет наиболее эффективно для использования и развития их жизненного опыта. К таким видам мы относим педагогические игры, драматизации, решение педагогических конфликтов, ситуаций, постановка проблемных педагогических спектаклей.
Обратим внимание на то, что востребование жизненного опыта в развитии интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации реализуется посредством методик, включающих моменты образно-художественного мышления, актуализации подсознательной информации, импровизационно-творческой и моделирующей деятельности, в которой оказывается задействованным скрытый интеллектуально-психологический потенциал личности студента. В качестве подтверждения названных положений отметим следующее:
1. Жизненный опыт является источником
нового знания, а цель учения состоит не в накоплении знаний, а в качественном углублении, рациональной организации и активном использовании уже имеющегося опыта студентов. При этом такие характеристики жизненного опыта, как реалистичность, универсальность, личностная значимость, открытость, многомерность, биографичность, стоящие в центре познавательной деятельности, трансформируют учебно-модельную ситуацию в жизненную реальность со всеми атрибутами личностного участия; позволяют повысить «качество» мотивации, интегрируя эмоционально-ценностную, интеллектуально-понятийную и творческую сферы [9;с.53].
2. Востребованность жизненного опыта в развитии интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации позволяет повысить составляющие данного процесса, а именно: у студента развивается ценностное отношение к знанию и незнанию, как движущей силе, побуждающей студентов к знаниям, уважение к своему и чужому жизненному опыту, позитивная установка на импровизационно-творческую деятельность, что в свою очередь, на наш взгляд, ведет к проявлению уникальности личности, открытой возможности для развития интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации.
3. Жизненный опыт - это опыт саморазвития, самостроительства, который находится в постоянном движении, самосозидании. Он го-лографичен по происхождению, содержанию и функционированию, так как является формой и механизмом становления и проявления «самости» человека, внутренней картиной его жизненного пути. Жизненный опыт - ключ к пониманию личности студентов и преподавателя, основа событийной общности, сотрудничества, путь к обретению духовности развивающейся личности.
Таким образом, каждое из описанных условий развития интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации обладает специфическими возможностями влияния на развитие интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации. Данный комплекс характеризуется взаимозависимостью и взаимопроникновением его элементов. Реализация комплекса педагогических условий дает возможность будущему учителю усваивать не только профессионально-педагогические знания, но и содействует отчетливому осознанию себя в этой профессии, помогает проникнуть в суть педагогической деятельности, что способствует развитию интереса к педагогической деятельности в процессе обучения студентов вуза педагогической импровизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амбросимова, Г. В. Интегративно-компонентный подход к процессу подготовки будущих учителей к педагогическому творчеству / Г.В. Амбросимова // Новые исследования в пед. науках. Вып 1(57) Сост.И. К. Журавлев и др. - М. : Педагогика, 1991.-С.62-64.
2. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества / В.И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 1988.-240с.
3. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.П. Андриади. - М. : Издательский центр «Академия», 1999.-160с.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студ. / Д.Б. Богоявленская. - М. : Академия, 2002.-320с.
5. Булатова, О.С. Педагогический артистизм : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.С. Булатова. - М. : Академия, 2001.-240с.
6. Ваганова, Ж.В. Артистизм педагога как компонент творческой индивидуальности : дис ... канд пед наук / Ж.В. Ваганова. - Тюмень, 1998.-197с.
7. Введение в педагогическую специальность : учеб. пособие для студ. пед. вузов / сост. А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева и др. - М. : Академия, 2000.-202с.
8. Гоноболин, Ф.Н. Педагогические способности и их классификация : материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов / Ф.Н. Гоноболин. - Тбилиси, 1971.-98с.
9. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина. - Л. : ЛГУ, 1967.-184с.
10. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993.-192с.
11. Поташник, М.М. .И каждый шаг как трудный поиск / М.М. Поташник // Нар. образование. - 1992. -№ 3-4.-С.91-98.
12. Поташник, М.М. Как развивать педагогическое творчество / М.М. Поташник. - М. : Знание, 1987.-78с.
13. Профессиональная деятельность молодого учителя / С.Г. Вершиловский, Л.Н. Лесохина, Т.В. Шадрина. - М. :Педагогика, 1982.-142с.
14. Силина, С.Н. Профессиографический мониторинг подготовки специалиста в образовательном процессе педагогического вуза : история и теория / С.Н. Силина. - М. : Национальный центр стандартов мониторинга образования, 2001.-245с.
15. Симонов, П.В. Метод К.С. Станиславского и физиологии эмоций / П.В. Симонов. - М. : Издательство АН СССР, 1962.-254с.
REFERENCES
Ambrosimova, G.V. Integrativno-komponentniy podhod k processu podgotovki budushih uchiteley k pedagogicheskomu tvorchestvu / G.V. Ambrosimova // Novie issledovaniya v ped. naukah. Vip. 1(157) sost. I.K. Zhuravlev i dr. - M. : Pedagogika, 1991. - S.62-64.
Andreev, V.I. Dialektika vospitaniya I samovospitaniya tvorcheskoy lichnosty. Osnovy pedagogiki tvorchestva / V.I. Andreev. - Kazan : Izd-vo KGU, 1988. - 240s.
Andriadi, I.P. Osnovy pedagogicheskogo masterstva : ucheb. posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedeniy / I/P/ Andriadi. - M. : Izdatelskiy centr "Akademiya", 1999.-160s.
Bogoyavlenskaya, D.B. Psihologiya tvorcheskih sposobnostey : ucheb. posobie dlya stud. / D.B. Bogoyavlenskaya. M. : Akademiya, 2002.-320s.
Bulatova, O.S. Pedagogicheskiy artistism : uceb. posobie dlya stud. vissh. ped. ucheb. zavedeniy / O.S. Bulatova. -M. : Akademiya, 2001.-240s.
Vaganova, Zh.V. Artisizm pedagoga kak component tvorcheskoy individualnosti : dis ... kand ped nauk / Zh.V. Vaganova. - Tumen, 1998.-197s.
Vvedenie v pedagogicheskuyu specialnost : ucheb. posobie dlya stud. ped. Vusov / sost. A.S. Robotova< T.V. Leonteva I dr. - M. : Akademiya, 2000.-202s.
8. Gonobolin, F.N. Pedagogicheskie sposobnosti I ich klassifikaciya : materialy IV vsesoyuznogo sezda psihologov / F.N.. Gonobolin. - Tbilisi, 1971.-98s.
9. Kuzmina,N.V. Ocherki psihologii truda uchitelya / N.V. Kuzmina. - L. : LGU, 1967.-184s.
10. Markova, A.K. Psihologiya truda uchitelya / A.K. Markova. - Prosveshenie, 1993.-192s.
11. Potashnik, M.M. .I kazhdiy shag kak trudniy poisk / M/M/ Potashnik // Nar. obrasovanie. - 1992. -№ 3-4.-S.91-98.
12. Potashnik, M.M. Kak razvivat pedagogicheskoe tvorchestvo / M/M/ Potashnik. - M. : Znanie, 1987.-78s.
13. Professionalnaya deyatelnost molodogo uchitelya / S.G. Vershilovskiy, L.N. Lesohina, T.V. Shadrina. - M. : Pedagogika, 1982.-142s.
14. Silina, S.N. Professiograficheskiy monitoring podgotovki specialist v obrazovatelnom processe pedagogicheskogo vusa : istoriya I teoria / S.N. Silina. - M. : Nacionalniy centr standartov monitoring obrasovaniya, 2001.-245s.
15. Simonov, P.V. Metod K.V. Stanislavskogo I fisiologii emociy / P.V. Simonov. - M. : Izdatelstvo AN SSSR, 1962.-254s.
Информация об авторе Information about the author
Турбина Екатерина Петрова Turbina Ekaterina Petrovna
(Россия, Шадринск) (Russia, Shadrinsk)
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры The candidate of pedagogical sciences
английского языка и МП The docent of the chair of English language and the
ФГОУ ВПО «Шадринский государственный methodology of its teaching
педагогический университет» Shadrinsk State Pedagogical University
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]