Белоусова М.А. Использование педагогических технологий при преподавании естественнонаучных дисциплин (география, биология) в непрофильном вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2016. - Спецвыпуск №2. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/431-00180. - ISSN 2413-4066
УДК 378
Белоусова Марина Александровна
Преподаватель
БПОУ ОО «Омский строительный колледж», г. Омск [email protected]
Использование педагогических технологий при преподавании естественнонаучных дисциплин (география, биология) в непрофильном вузе
Аннотация. Рассматриваются вопросы использования в учебном процессе инновационных педагогических технологий (модульного, блочно-модульного обучения, информационно-компьютерных технологий, проблемное обучение).
Ключевые слова: модульное обучение, блочно-модульное обучение, информационные компьютерные технологии
Современный этап развития образования диктует новый подход к организации учебного процесса. В своей практике современный преподаватель использует много педагогических технологий. Каждый современный урок представляет собой синтез нескольких технологий, это явление называют интеграцией. Технологии могут быть проектными, информационными, интеграционными, др. В учебном процессе, как правило, применяют различные технологии - личностно-ориентированные, традиционные, др., их сочетание для высоких результатов в развитии, обучении и воспитании.
В преподавании естественнонаучных дисциплин (географии и биологии) в последнее время часто применяются информационные компьютерные технологии. Они облегчают усвоение учебного материала, развивают творческие способности обучающихся и применяются непосредственно в учебном процессе, при организации самостоятельной работы, познавательного досуга. Использование ИКТ интенсифицирует передачу информации, расширяет иллюстративный материал, создаёт проблемные ситуации. Главной характеристикой применения ИКТ в географическом и биологическом образовании является перераспределение потоков информации, студент становится активным участником образовательного процесса, усиливается мотивация, стимулируется активная поисковая работа. Поэтому применение ИКТ необходимо рассматривать как новую форму организации самостоятельного освоения содержания учебного предмета.
Принцип обучения в непрофильном вузе (аграрный) поддерживает технологию модульного обучения в интеграции с информационными компьютерными технологиями. Во многих вузах сейчас применяется технология модульного обучения, повышающая эффективность процесса обучения и отвечающая всем требованиям процесса образования [1, с.155].Отличительные особенности модульного обучения по сравнению с другими системами обучения определяются такими общеизвестными параметрами, как его цели и содержание, формы и методы, способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и
студента. Применительно к профессиональному обучению, обращенному к обеспечению потребности рынка труда, модульные технологии как нельзя лучше готовят обучающегося к самостоятельному поиску решений поставленных задач. По модулю студенты сдают промежуточный контроль. Сущность его заключается в том, что студент самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Основы модульной технологии хорошо рассмотрены в современной общепедагогической и дидактической литературе[1, с.155].
Модульная технология появилась и получила большую популярность в начале 60-х годах прошлого века в учебных заведениях США, Западной Европы. Концепция разработана американским ученым Дж. Расселом, он понимал модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписывающим обучающемуся действия. Отличительными чертами модульного обучения являются: четкая структуризация содержания обучения, которое представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках); вариативность обучения, адаптация процесса обучения к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся. Материал разбивается на отдельные модули (блоки), каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения. Модуль может состоять из подмодулей (пакетов обучающих модулей), подмодули состоят — из более мелких единиц учебных элементов (УЭ). Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Основными мотивами внедрения в образовательный процесс модульной технологии являются: гарантированность достижения результатов обучения; возможность работать обучающихся в группах, в парах; паритетное отношение преподавателя и студента; - возможность обучения с одногруппниками; возможность работать в индивидуальном темпе; знание конечных результатов обучения; контроль в процессе освоения учебного материала. Контроль, анализ и коррекция обязательны, они проводятся не только преподавателем, но и студентами [1, с.156].
Исходя из нашей практики, применение рефлексии в модульном обучении просто необходимо. Студенты сами оценивают свою работу, определив, что эта работа им дает. Рефлексия помогает определить внешнюю сторону результатов работы.
Нами применяются модули - познавательные, операционные, смешанные. Первые определяют основной объем информации, вторые формируют способы работы, третьи имеют элементы первых и вторых. Перед входом в каждый модуль необходимо проводить входной контроль знаний и умений с учетом междисциплинарных знаний, чтобы получать информацию об уровне готовности к работе по новому модулю. Информационный блок -изложение учебного материала постановка проблемы, на решение которой и направлен этот модуль, системное представление структуры данного модуля. Методический блок -вариативность способов и путей усвоения содержания обучения, выбор индивидуальных методов, методическое руководство для достижения дидактических целей. Блок контроля и оценки знаний (текущий и итоговый контроль), обеспечивающий циклическое управление учебной работой на всех его этапах.
Проблемы модульной технологии определяются тратами на ксерокопирование занятий, недостаточность подготовки студентов к самостоятельной работе. Структурирование информации требует трудозатрат, следует пересмотреть большое количество материала, его адаптировать к модульной технологии.
Блочно-модульное обучение один из видов программированного обучения, появилось с 1960-х годов. Оно включает ключевые принципы классно-урочной технологии - принципы наглядности, последовательности, регулярности, контроля и некоторые другие, в том числе и в использовании учебной материальной базы. Исполнение блочно-модульного обучения дает усиление мотивации обучения, повышение качества знаний, усиления уровня подготовки студентов по всему образовательному процессу в целом. Учебный материал заключен в блоки и модули. Блочно-модульное обучение характеризует уровневая дифференциация излагаемого материала. Блок - содержание обучения, сумма знаний, умений и компетенций,
которые учащийся должен продемонстрировать после изучения учебного материала, содержащегося в блоке. Блок состоит из модулей, каждый из которых представляет целевой функциональный узел, в котором объединены содержание учебного материала, способы, методы и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Блоки и модули структурные единицы учебного плана[4, с.66].
Применение модульных и блочно-модульных технологий в учебном процессе повышает целенаправленность студентов при обучении дисциплинам география и биология, усиливает мотивационный компонент наряду с использованием ИКТ, влияет на эмоции студента, содействуя его комплексному развитию в рамках профильного обучения в Вузе. Использование модульных и блочно-модульных технологий в учебном процессе вместе с внедрением информационно-компьютерных технологий результативно применять с проблемным обучением [5, с.88].
Проблемное обучение возникло в результате больших изменений, которые произошли в ходе развития педагогической науки, в процессе поиска учителями путей активизации обучения.Учебная проблема для преподавателя метод управления познавательной работой студента, способ формирования мыслительных способностей. При достижении целей проблемного обучения знания должны превращаться в убеждения. Постановка трудных проблем не вызывает интереса студентов, как правило они попытаются их просто обойти. Знание преподавателем базисных требований к учебной проблеме считается одним из важнейших условий успешной работы в связке преподаватель-студент в организации самостоятельной работы студентов, др.[2, с.104].
Процесс обучения современного специалиста не должен заканчиваться в вузе, он должен быть непрерывным. Очень важно обучать специалистов поиску самостоятельных знаний, умению находить правильные ответы на проблемные вопросы и использовать их для получения новых знаний. Блочно-модульная технология сегодня считается оптимальной во всех планах формой преподавания сложных и трудных тем по специальностям вузов.[3, с.26] В целом, исходя из того, что главной целью преподавателя высшей школы является обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации, одним из средств обучения, позволяющим решить эту задачу, являются современные педагогические технологии. Рекомендуем применять модульную технологию, модульно-блочные технологии в сочетании с информационными компьютерными технологиями.
Ссылки на источники
1. Асророва М. У. Модульные технологии обучения в вузе // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 154-156.
2. Баринов, С.Е. Данькин и др.Модульные технологии обучения в вузе - М.:Ин-т теории образования и педагогики, 2000. — 92 с.
3. Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. — 144 с.
4. Непрерывное образование как фактор устойчивого развития образовательных учреждений: Пособие для работников образования / Под ред. В.А. Ермоленко М.: Владос, 2011. - 213 с.
5. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / Под ред. М. А. Чошанова. — М.: Нар. образование, 1996. — 160с