УДК: 614.252.2:658.64
использование оценочных критериев качества для совершенствования образовательных услуг
в условиях модернизации дополнительного профессионального медицинского образования
О.А. Ризаханова, Е.А. Мельникова, В.Н. Филатов, Н.Т. Гончар Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова,
г. Санкт-Петербург, Россия
Статья посвящена исследованию оценочных критериев качества образовательных услуг и поиску возможностей влияния результатов анализа этих критериев на оптимизацию процесса обучения. В работе представлен теоретический анализ проблемы оценки качества обучения в условиях модернизации системы дополнительного профессионального медицинского образования в России. Статья содержит материалы ретроспективного анализа анкетирования врачей-слушателей кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением по вопросам, касающимся качества образовательного процесса в рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В работе представлен ретроспективный анализ оценки качества обучения на основании методов тестирования по профессиональным компетенциям слушателей. Подходы к изучению учебного процесса, предложенные в исследовании, призваны помочь в объективной оценке готовности производителей и потребителей образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального медицинского образования к внедрению новых форм обучения в условиях модернизации профессионального образования в РФ.
Ключевые слова: критерии качества, процесс обучения, повышение квалификации, стандартизированное тестирование, дополнительное профессионального образование.
введение
Превращение здравоохранения в наукоёмкий и технологичный сектор экономики, требует высокой профессиональной подготовки врачей [1], а значит внедрение качественно новых подходов к образовательным процессам.
Основные проблемы в области подготовки и переподготовки кадров здравоохранения связаны с изменением условий деятельности системы здравоохранения и влиянием множества факторов на профессиональную деятельность медицинского специалиста, таких как доступность и качество медицинского образования, обеспечение условий труда и жизни, предоставления социальных гарантий и т.д. [2, 3, 4].
Инструментом решения обозначенных проблем государство определило систему непрерывного дополнительного профессионального образования, которая является сегодня основным административным инструментом реализации программ модернизации всей системы образования в рамках Болонской конвенции об унификации системы высшего образования.
При министерстве здравоохранения РФ создан Координационный Совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевти-
ческого образования Министерства здравоохранения Российской Федерации был сформирован Приказом Министра здравоохранения РФ № 82 от 18. 02. 2013 с целью координации деятельности и оптимизация сотрудничества Министерства здравоохранения Российской Федерации и профессиональных медицинских организаций в сфере повышения квалификации медицинских кадров, развития организационной структуры и содержания непрерывного медицинского образования, направленных на выполнение Указов Президента от 7 мая 2012 года [5, 6].
Перед Координационным Советом стоит серьезная задача - модернизировать систему дополнительного профессионального образования, сделать его непрерывным, инновационным и отвечающим запросам практического здравоохранения - заявил заместитель Министра здравоохранения, сопредседатель Координационного Совета И. Каграманян.
Для оптимизации процессов реформирования дополнительной профессиональной подготовки врачей необходимы целенаправленные научно-педагогические исследования уже имеющегося опыта традиционных принципов профессионального медицинского образования. Это позволит разработать более эффективные технологии подготовки и переподготовки врачебных кадров,
повышения их квалификации в соответствии с современными требованиями [7, 8].
Цель исследования - поиск эффективных критериев оценки качества образовательного процесса в условиях модернизации дополнительного профессионального образования.
Материалы и методы исследования
В рамках исследования был произведен ретроспективный анализ итогов тестирования в рамках профессиональных компетенций по специальности и анкетного опроса, обучающихся на кафедре общественного здоровья, экономики и управления здравоохранения врачей-слушателей в рамках циклов повышения квалификации (далее ПК) и профессиональной переподготовки (далее ПП).
Объект исследования - слушатели, обучающиеся на кафедре в рамках циклов профессиональной переподготовки и повышения квалификации за 2015-2016 года.
Для исследования были разработаны стандартизованные анкетные формы для опроса слушателей циклов, а также анализировались результаты стандартизированного тестирования по оценке
профессиональных компетенций. Тестирование осуществлялось перед началом процесса обучения и после его окончания в рамках экзаменационных испытаний. Сравнение данных проводилось ^тестом Стьюдента для количественных значений и долей (связанные совокупности).
Результаты и их обсуждение
За анализируемый период 2015 и 2016 учебных года на кафедре общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением было реализовано 22 учебные программы, из которых 5 программ профессиональной переподготовки, а остальные повышения квалификации, общее количество слушателей, прошедших процесс обучения на кафедре составило 523 человека.
В начале нашего исследования, были проанализированы данные анкетирования врачей-слушателей кафедры за 2015 и 2016 год, на предмет удовлетворенности образовательным процессом. Это позволило оценить усилия по совершенствованию образовательного процесса на кафедре и внедрению новых подходов в методиках преподавания с использованием элементов дистанционного обучения. данные представлены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительная оценка последипломного обучения врачами-слушателями на циклах повышения квалификации и первичной переподготовки (по 10-балльной шкале) за 2015 и 2016 учебные года
(среднее и стандартная ошибка среднего)
Оцениваемый фактор 2015 учебный год (п=238) 2016 учебный год (п=198)
Циклы ПК Циклы ПП Циклы ПК Циклы ПП
Качество теоретических основ подготовки 9,00± 9,63± 8,73± 9,12±
Качество практических навыков подготовки 7,32± 7,23± 7,59± 7,97±
Оценка уровня подготовки преподавателей 9,57± 9,82± 9,45± 9,35±
Оценка аудиторий и учебных комнат 6,08± 7,77± 6,60± 8,58±
Качество и доступность специальной учебно-методической литературы 7,16± 8,23± 7,30± 7,98±
Совокупный балл по данной форме обучения 7,82± 8,54± 7,9± 8,6±
Как видно из таблицы совокупный балл по предлагаемым критериям оценки качества образовательного процесса достаточно высок в обеих категориях слушателей (7,82±0,22 и 8,54±0,32 в 2015 году, 7,9±0,18 и 8,6±0,17 в 2016 году), при этом сохраняется люфт для совершенствования образовательного процесса на кафедре. Тем не менее, обучающиеся на циклах профессиональ-
ной переподготовки, по всем критериям оценили процесс обучения выше, чем специалисты, которые уже имеют опыт обучения в дисциплине общественное здоровье и здравоохранение. Предположительно, это связано с тем, что для категории профессиональной переподготовки предлагаемые знания являются новыми, не подкрепленными рутинными практическими навыками в этой спе-
циальности, а значит менее подверженными рациональной критике. На этом основании, можно сделать вывод, что оценка врачей-слушателей циклов повышения квалификации, как специалистов имеющих образовательный опыт в избранной специальности, для нас является более ценной.
Данная методика ретроспективного анализа позволила нам, путем анкетирования выявить проблемные точки образовательного процесса, и соответственно, приложить целевые усилия по исправлению сложившейся ситуации именно в заданном направлении. Так, самые низкие баллы были получены к категории «оценка учебных комнат и аудиторий» (6,08±0,63 и 7,77±0,52 в 2015 году), что напрямую связано с дефицитом материально-технических ресурсов кафедры, однако, имея объективное понимание существующей проблемы декларируемое самим потребителем образовательной услуги, это позволяет производителю сделать этот критерий оценки приоритетным и перераспределить имеющиеся ресурсы более эффективно. На примере данного исследования, был получен рост этого показателя и в 2016 году он составил 6,60±0,26 и 8,58±0,19. Тем не менее, этот критерий остался основным фактором, влияющим на общее снижение совокупного балла оценки качества образовательного процесса.
Самыми высокими баллами был оценен уровень подготовки преподавателей (9,57±0,32 и 9,82±0,14 в 2015 году и 9,45±0,09 и 9,35±0,1 в 2016 году), однако, снижение общего балла пре-
подавания (не достигавшее принятого уровня значимости, р>0,05), согласно опросу, связано с невысокими оценками преподавания практических навыков, относительно теоретических основ. Безусловно, в специальности общественное здоровье и здравоохранение есть особенности практического приложения нормативно-правовых актов в практической деятельности. Основная задача кафедры, в этом направлении, декларировать приоритетность законодательных норм в административной практике врача.
для более глубокого анализа качества образовательного процесса, наряду с субъективными оценками анкетирования, в исследовании ретроспективно изучались результаты тестирования по специальности до начала обучения и по завершению цикла. В табл. 2 представлены обобщенные результаты подготовки врачей-слушателей в 2015 и 2016 годах.
Изучая итоги образовательного процесса, в работе были выделены категории должностей, приоритетно обучающихся на кафедре, для определения целевых категорий приложения усилий в адаптации предлагаемых программ обучения под разные административные группы.
Из данных таблицы видно, что врачи, занимающие разные административные должности в избранной специальности, обучавшиеся на кафедре, повысили уровень знаний и навыков. Положительная динамика (44% в 2015 г. и 29,8% в 2016 г.) статистически достоверна для всех должностей и в среднем (р<0,01).
Таблица 2
Динамика правильных ответов при тестировании слушателей циклов ПП и ПК в 2015 и 2016 гг.
Должность Число слушателей В начале цикла, % В конце цикла, % Динамика, %
2015 2016 2015 2016 2015 2016 2015 2016
Главный врач стационара 32 50 32,8 67 86,9 91 48,0** 23**
Главный врач поликлиники 53 44 28,8 52 84 91 56** 37**
Заместитель главного врача 103 73 36 54,1 76,9 82,7 40,9** 28,7**
Врач методист 68 31 51,45 61,6 87,8 89,4 36,3** 27,8**
В среднем 238 198 38,9 58,65 82,2 88,5 44** 29,8**
■ р<0.01
Результаты стартового тестирования показали возросший базовый уровень знаний обучавшихся, занимающих разные должности в меди-
цинских организациях, соответственно с 38,9% в 2015 г. до 58,65% в 2016 г., наиболее высокий базовый уровень демонстрируют специалисты
занимающие должность врача-методиста. А наибольший прирост знаний в исследовании обнаружен в категории должностей главный врач поликлиники, имея самые низкие оценки при базовом тестировании (28,8% в 2015 г. и 52% в 2016 г.) эта категория при итоговом тестировании вышла на общий высокий уровень (84% в 2015 г. и 91% в 2016 г.).
Соотнося полученные результаты тестирования с субъективными оценочными критериями анкетирования, можно предположить, что уровень самообразования и дистанционного самостоятельного обучения вышел на более высокие показатели, о чем свидетельствуют как возросший базовый уровень знаний, так и заявленные анкетные оценочные «критерии-ожидания» предлагаемых программ обучения. Полученные результаты косвенно свидетельствуют о готовности врачей к самообразованию и более широкому внедрению элементов дистанционного обучения.
Выводы
1. Субъективный метод анкетирование врачей-слушателей, обучающихся на кафедре общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением позволил выявить наиболее проблемные зоны образовательного процесса, оцениваемые потребителем как критерии: «оценка аудиторий и учебных комнат» и «качество и доступность специальной учебно-методической литературы» (6,60±0,26 и 7,30±0,2 в 2016 году).
2. Использование, наряду с методом традиционного анкетирования метод ретроспективного сравнительного анализа полученных данных, позволило оценить усилия кафедры в совершенствовании образовательного процесса в проблемных зонах критерий «оценка аудиторий и учебных комнат» вырос с 6,08±0,63 и 7,77±0,52 в 2015 году до 6,60±0,26 и 8,58±0,19 в 2016 учебном году.
3. Метод ретроспективного анализа результатов тестирования позволил определить общую положительную динамику результативности образовательного процесса от момента оценки базовых знаний до итоговых оценочных критериев тестирования (44% в 2015 году и 29,8% в 2016 году).
Предложенная, при проведении анализа тестирования, методика деления на группы с учетом профессиональных должностных полномочий, позволила выявить группы с низким базовым уровнем знаний и помогла перераспределить усилия в процессе обучения, для выявленных групп, и добиться самого высокого уровня прироста динамики по результатам ито-
гового тестирования (в группе «главные врачи поликлиники» динамика прироста в 2015 году -56%, в 2016 году - 37%).
Заключение
Исследование показало, что достаточно лаконичный традиционный метод анкетирования, позволяет эффективно выявить проблемные точки в любом процессе, завязанном на цепочке «производитель - потребитель услуг», а расширяя временные промежутки исследования оценить усилия производителя услуг по совершенствованию процесса производства, в данном случае, образовательных услуг.
Предложенные подходы к изучению учебного процесса, призваны помочь производителям образовательных услуг, в объективной оценке состояния необходимых образовательных ресурсов, а также в совершенствовании методик преподавания, дистанционных и интерактивных форм подготовки.
Литература
1. БляхманЛ.С. Национальное здоровье — ключевая проблема новой индустриализации // Проблемы современной экономики, 2015. № 3 (55).
2. Буравцов В.И. Современная номенклатура специальностей и особенности последипломного образования / В.И. Буравцов // Мат-лы заседания координационного совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения Северо-Западного федерального округа Российской Федерации / Под ред. О.Г. Хурцилава, А.М. Лила. - СПб.: Издательство СПбМАПО, 2011. - С. 49-56.
3. Мошетова Л.К. Основные направления развития системы непрерывного медицинского образования / Л.К. Мошетова // Мат-лы заседания координационного совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения Северо-Западного федерального округа Российской Федерации / Под ред. О.Г. Хурцилава, А.М. Лила. - СПб.: Издательство СПбМАПО, 2011. - С. 35-48.
4. Кулькина ИВ., Торопчин НА. Психологические и правовые аспекты проблемы реформирования системы здравоохранения в России // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2. - С. 299-300.
5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 82н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 982н "Об утверждении условий и порядка
выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста".
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
7. Жабоева СЛ., Радченко О.Р. О необходимости повышения квалификации врачей по про-
граммам профилактики возраст-ассоциирован-ных заболеваний // Здоровье и образование в XXI веке, № 7 / том 18 / 2016. С. 104-110.
8. Пешев Л.П., Ляличкина Н.А. Проблемы и пути оптимизации последипломного образования врачей в России // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. - С. 5508-5511
О.А. Ризаханова
Тел.: +911-836-85-65
E-mail: [email protected]
О.А. Ризаханова, Е.А. Мельникова, В.Н. Филатов, Н.Т. Гончар. Использование оценочных критериев качества для совершенствования образовательных услуг в условиях модернизации дополнительного профессионального медицинского образования // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета. — 2017. — T 9. - № 2. - С. 109-113.
using quality evaluation criteria
FOR educational SERVICES IMPROVEMENT IN THE CHALLENGING
post-graduate medical education conditions
O.A. Rizakhanova, E.A. Melnikova, V.N. Filatov, N.T. Gonchar
North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, Saint-Petersburg, Russia
The article is devoted to the research of evaluation criteria of the educational services' quality and search possibilities of these criteria analysis influence on educational process improvement. The work presents theoretical analysis of the problem of assessment of the quality of education in the conditions of additional professional education system reform in Russia. The article presents data from retrospective analysis of questionnaires from the trainees of the department of Public Health, Economics and Management in Health Care System on the questions, related to the quality of educational process in the frame of the post-graduate training courses and primary professional education. The work presents retrospective analysis of the education quality assessment based on the testing methods of professional competencies of trainees. Approaches towards educational process, proposed in the research, aimed to help in the objective assessment of the readiness of the suppliers and end-users of educational services in the professional medical additional professional education to implement new forms of education in the conditions of the challenging professional education in Russia.
Key words: quality criteria, education process, qualification improvement, standardized testing, additional professional education.
Authors
O.A. Rizakhanova
Tel.: 911-836-85-65
E-mail: [email protected]
O.A. Rizakhanova, E.A. Melnikova, V.N. Filatov, N.T. Gonchar. Ement in the challenging post-graduate medical education conditionsusing quality evaluation criteria for educational services improv // Herald of the Northwestern State Medical University named after I.I. Mechnikov. - 2017. - T 9. - № 2. - P. 109-113.