ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Логвинов Ю.И., ЮщенкоГ.В., Орловская А.И.
Медицинский симуляционный центр ГБУЗ г. Москвы «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина» Департамента здравоохранения г. Москвы
Основные задачи Медицинского симуляционного центра ГБУЗ г. Москвы «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина» Департамента здравоохранения г. Москвы (далее МСЦ Боткинской больницы) - организация и обеспечение условий для повышения эффективности и качества профессиональной подготовки медицинских работников путем применения современных технологий обучения и совершенствования практических навыков. С целью изучения эффективности применяемой модели обучения с использованием симуляционных технологий проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 710 слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. В статье представлен анализ результатов анкетирования работников медицинских организаций различных специальностей и специалистов иных профессиональных сфер деятельности (работники системы образования, социальной службы) с различным стажем работы и квалификационной категорией. Все участники опроса были удовлетворены организацией образовательного процесса, работой преподавателей, применяемыми формами и методами обучения, разнообразием видов деятельности, материально-техническим оснащением и обеспечением учебного процесса соответствующим высокореалистичным оборудованием. Проведенное анкетирование позволяет сделать выводы об эффективности применяемой модели обучения в МСЦ Боткинской больницы, достаточно высокой степени удовлетворенности слушателей образовательных программ. Исследование и оценка эффективности обучения с использованием симуляционных технологий путем анкетирования слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации симуляционных центров в таком объеме, по нашим данным, ранее не проводились. Без оценки эффективности обучения невозможно выстроить систему обучения и развития, которая будет обеспечивать необходимые профессиональные результаты в дальнейшем.
Ключевые слова:
симуляционный центр, симуляционное обучение, анкетирование, модель обучения, результативность обучения, эффективность обучения
SIMULATION TECHNOLOGIES FOR EDUCATION EFFECTIVENESS EVALUATION
Logvinov Yu.I., Yuschenko G.V., Qrlovskaya A.
Medical Simulation Center of City Clinical Hospital named after S.P. Botkin
As the main goals of Medical Simulation Center of City Clinical Hospital named after S.P. Botkin (hereinafter MSC of Botkin hospital) the organization and maintenance of specific conditions for increasing effectiveness and improving the quality of professional trainings for medical specialists could not have been reached without modern technologies. During the study of an applied professional training model with the focus on simulation technologies there was an anonymous survey numbering 710 participants who were the MSC "trainees" representing different specialties, experience or qualification including social work or/and education system specialists. All participants showed their positive feelings domination and were satisfied with the class arrangement, tutors' work, models and methods of teaching, a wide range of activities during the classes, facilities and high-reality equipment. Apparently, the survey analysis results definitely prove the effectiveness of an applied method of training at MSC of Botkin hospital along with the trainees' satisfaction at a sufficiently high level on the following parameters. According to our data there has never been a study of such a kind before. Obviously, it is not possible to build up the educational system and make it develop to obtain up-to-date professional results in the future having no evaluation of education effectiveness.
Keywords:
simulation center, simulation education, survey, model of teaching, education result, education effectiveness
В настоящее время столичная медицина
сделала огромный шаг в своем развитии и характеризуется значительным увеличением высокотехнологичной медицинской помощи. В связи с этим медицинский работник современной больницы или поликлиники должен постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции в области инновационных медицинских технологий. Совершенствование качества подготовки специалистов на этапе прохождения курсов повышения квалификации является актуальной проблемой дополнительного профессионального образования. В современных условиях повышение уровня государственного финансирования сферы образования, к сожалению, не всегда является показателем эффективности обучения в той или другой образовательной организации. Одновременно при равных условиях качество образовательных услуг, предоставляемых различными образовательными учреждениями, могут существенно отличаться.
Медицинский симуляционный центр Боткинской больницы - образовательное подразделение ГБУЗ г. Москвы «Клиническая больница им. С.П. Боткина» Департамента здравоохранения г. Москвы, ориентирован на инновационные подходы в организации всех видов дополнительного профессионального образования. По состоянию на 31 декабря 2017 г. в МСЦ Боткинской больницы обучены 17 424 специалиста практического здравоохранения города Москвы (работники медицинских организаций, подведомственных ДЗМ); совместно с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения г. Москвы (ДЗМ) и ведущими специалистами отечественного практического
здравоохранения разработано более 178 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для специалистов различных медицинских специальностей и профессиональных уровней образования, а также для лиц иных сфер профессиональной деятельности. За несколько лет работы в МСЦ Боткинской больницы сложилась определенная модель образовательного процесса, при этом возникла необходимость в сборе представлений об эффективности применяемых образовательных и симуляционных методик с последующим детальным анализом с целью прогнозирования дальнейших действий по развитию. Исходя из сказанного выше можно утверждать, что данное исследование является актуальным и может внести соответствующий вклад в развитие теоретических аспектов оценки эффективности симуляционного обучения и функционирования МСЦ Боткинской больницы в целом.
Цель исследования - изучить и оценить эффективность применяемой модели симуляционного обучения в МСЦ Боткинской больницы на основании проведенного анкетирования среди слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Оценка эффективности обучения с использованием симуляционных технологий при краткосрочной схеме обучения (трудоемкость освоения от 18 до 36 акад. ч) базируется на обратной связи, полученной от специалистов, прошедших обучение, и касается теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых слушателями в результате освоения дополнительных
№ 1,2018 ^
профессиональных программ повышения квалификации, а также на практической ценности методик обучения.
Наиболее распространенным инструментом социологических исследований является анкетный опрос. Не будет преувеличением сказать, что с его помощью собирается до 80% социологической информации. Основным инструментом обратной связи (опроса) является анкета, которая представляет собой документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования [1]. В качестве средства для сбора сведений было решено использовать метод анкетирования.
Основные задачи анкетирования: ■ выявить мнение слушателей дополнительных профессиональных программ
повышения квалификации о результативности обучения в МСЦ Боткинской больницы;
■ определить цели и потребности специалистов практического здравоохранения и иных сфер деятельности в симуляционном обучении;
■ оценить эффективность обучения с использованием симуляционных технологий с позиций субъектов обучения путем анализа результатов анонимного анкетирования;
■ определить критерии и результаты оценки эффективности симуляционно-го обучения;
■ определить приоритетные стратегии, возможные ресурсы, виды и методы обучения для коррекции и совершенствования образовательного процесса в будущем.
Фото 1. Анкета для слушателей
По завершении обучения по соответствующим дополнительным профессиональным программам повышения квалификации слушателям предлагалось оценить качество обучения в МСЦ Боткинской больницы по специально разрабо-
танной анкете (фото 1-3). Анкета включает в себя разнообразные вопросы по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и личности респондента), по форме [альтернативные вопросы (с одним вариантом ответа), неальтернативные вопросы
Фото 3. АнкетированиеЪлушателей дополнительной профессиональной программы «Катетеризация сосудов под контролем ультразвука»
(содержат несколько вариантов ответов), открытые вопросы (ответ дается в свободной форме), прямые вопросы (в содержание вопроса включено то, что интересует исследователя) и косвенные вопросы (в содержание вопроса включается воображаемая ситуация), шкалированные вопросы (вопросы, на которые отвечающий выбирает один из представленных ему четко сформулированных ответов)] и методической функции (основные и неосновные вопросы, вопросы-фильтры - для получения данных, относящихся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к некоторой ее части) [1].
Анкета включала 51 вопрос. Отдельные вопросы разбиты на блоки для удобства
заполнения, последующей обработки и анализа. Основные блоки вопросов:
1. Общая информация (наименование образовательной программы, пол и возраст слушателя).
2. Профессиональная деятельность слушателя (тип учреждения здравоохранения, занимаемая должность, стаж работы, квалификационная категория).
3. Вопросы, касающиеся профессиональной подготовки слушателя (в том числе вопросы о непрерывном медицинском образовании).
4. Вопросы, касающиеся удовлетворенности слушателя процессом обучения оценки качества обучения в МСЦ Боткинской больницы (работа препода-
вателей, эффективность методов обучения, материально-техническое оснащение и т.д.).
5. Предложения по совершенствованию содержания образовательных программ и организации учебного процесса.
Важно отметить, что в анкетировании участвовали исключительно слушатели курсов с численностью не более 15 человек в группе. Это было сделано для того, чтобы уменьшить влияние единичных курсов с большим количеством людей на динамику изменения уровня удовлетворенности образовательными услугами, предоставляемыми МСЦ Боткинской больницы. В ходе анкетирования некоторые слушатели заполнили не все графы анкеты, в случае если количество заполненных граф анкеты превысило 70%, анкета принималась в обработку, но незаполненные графы не включались в статистику. По этой причине все данные представлены в процентах, для того чтобы избежать разницы в общих цифрах по количеству ответов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В опросе приняли участие 710 респондентов, среди которых 91% - это медицинские работники учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы, и оставшиеся 9% - немедицинские работники: педагоги и воспитатели общеобразовательных школ и лицеев г. Москвы, работники, оказывающие паллиативную помощь и др. (рис. 1, 2).
Средний возраст слушателя среди анкетируемых составил чуть более 42 лет, количество женщин составило 68,0%, и лишь 32,0% - лица мужского пола. 48% респондентов из числа слушателей работают в учреждении здравоохранения стационарного типа, 27% - медицинские работники амбулаторного звена, 15% - сотрудники СМП и 10% - сотрудники различных образовательных учреждений (рис. 3).
Многочисленную категорию слушателей по занимаемой должности составляют врачи различных медицинских специальностей (58%), средний медицинский
9% Немедицинская
2% Водители
1% Паллиативная помощь
91% Здравоохранение
97% Другое
0% Полиция
0% МЧС
Рис. 1. Сфера профессиональной деятельности
Рис. 2. Сферы деятельности немедицинских работников
10% Другое 15% Скорой /
медицинской / 48% Стационарного типа
помощи
27% Амбулаторного типа
Рис. 3. Тип учреждения здравоохранения
58% Врач
2% Заместитель руководителя 5% Фельдшер
. Руководитель > Другое
18%
Медицинская сестра
Рис. 4. Занимаемая должность по основному месту работы
персонал - 18% и специалисты других должностей (педагог, акушерка, рентге-нолаборант, медицинский регистратор, администратор, медицинский технолог, биолог, научный сотрудник) - 11% (рис. 4). 36% специалистов имеют высшую квалификационную категорию, 15% - первую и 7% со 2-й квалификационной категорией (рис. 5). В МСЦ Боткинской больницы обучение проходят как работники, которые только начинают свою профессиональную деятельность (стаж работы до года - 5% опрошенных) и с небольшим стажем работы (от 1 года до 5 лет - 18%, от 5 до 10 лет - 18%), так и специалисты с более чем 30-летним профессиональным стажем.
Почти 60% опрошенных слушателей имеют стаж работы в указанной должности более 10 лет (рис. 6).
По полученным данным, основное количество опрошенных слушателей проходят обучение в образовательных организациях по причине нехватки профессиональных знаний (так ответили 45% респондентов). Получение баллов в системе непрерывного медицинского образования, направление с места работы, рекомендации коллег и собственная инициатива побудили интерес к обучению в МСЦ Боткинской больницы у 26% специалистов (рис. 7). Большинство слушателей проходят обучение с целью приобрете-
7% Вторая
42% Нет
36% Высшая
5% До года
18% От 5 до 10 лет
Рис. 5. Квалификационная категория спе- Рис. 6. Стаж работы циалистов
32% Более 20 лет
27%
От 10 до 20 лет
2% Назначение на новую должность
5% Смена специальности, профиля работы
45% Професс ональные проблемы для решения которых нужны новые знания
6% Перспектива увеличения зароботка
18% Перспективы карьерного роста
26% Другое
1% Для моего образования ничего нового не приобрел(а)
1% Другое
6% Приятное времяпрепровождение (отдых от работы)
45%
Приобретение новых знаний а умения и навыки приобретаешь в процессе работы
9% Приобретение новых знакомых
38% Приобретение новых умений
Рис. 7. Причины необходимости в обучении по дополнительной образовательной программе
Рис. 8. Личная значимость обучения
ния новых знаний (38% респондентов) и умений (45% респондентов). Среди других вариантов ответов о личной значимости обучения встречались восстановление и закрепление практического навыка (рис. 8).
В большинстве случаев специалисты различных профессиональных сфер деятельности проходят обучение по своему профилю, что и подтверждается соответствием материала, полученного в ходе обучения, направленности профессиональной деятельности на рабочем месте в высокой степени (так ответили 70% респондентов) (рис. 9).
По мнению опрошенных слушателей, во время обучения медицинских специ-
алистов в образовательных учреждениях Российской Федерации недостаточно освещаются вопросы безопасного оказания медицинской помощи (так считает 64% респондентов (рис. 10), но в то же время половина из опрошенных уверены в своих профессиональных навыках и при необходимости всегда готовы оказать неотложную помощь, 2% из числа респондентов не знают, что нужно делать при оказании первой помощи, и будут сразу стараться вызвать на помощь соответствующего специалиста (рис. 11).
Некоторые вопросы анкеты поднимают достаточно серьезную проблему в сфере здравоохранения: более 70% респондентов так или иначе имели случаи неполно-
1%
Не соответствует
3% Соответствует слабо
70%
Соответствует ысокой степени
26% Соответствует в некоторой мере
Рис. 9. Соответствие материала, полученного в результате обучения профессиональной деятельности
Рис. 10. Степень освещенности вопросов безопасности оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях РФ
50% Уверенно окажете необходимую в имеющихся условиях помощь и вызовите при необходимости соответствующую службу
2% Не знаете, что надо делать, поэтому постараетесь вызвать более опытного коллегу или соответствующую службу
29% Не уверены, но постараетесь сделать то, что считаетет нужным в этой ситуации и вызовите при необходимости соответствующую службу
19% Знаете, но не уверены, что сделаете все правильно, поэтому постараетесь вызвать более опытного коллегу и/или соответствующую службу
Рис. 11. Готовность к оказанию неотложной помощи
Снижение количества пациентов (нагрузки на одного специалиста)
Разбор случаев неполноценного оказания медицинской помощи во время регулярного обучения медицинского персонала
Мероприятия по стимулированию раннего обращения пациентов
Мероприятия по повышению приверженности пациентов выполнению назначенного лечения
Жесткий контроль за работой медицинского персонала со стороны администрации с санкциями виноватым!
Рис. 12. Меры, необходимые для снижения числа случаев неполноценного оказания медицинской помощи
22% Так было раньше, но не сейчас
67% Часто, при виде улучшения состояния пациента
3% Очень редко
Рис. 13. Получение морального удовлетворения от работы
ценного оказания медицинской помощи пациентам, и, к сожалению, это приводило к серьезным ухудшениям состояния пациента (так ответили 12% опрошенных). Основными мерами по снижению числа случаев оказания медицинской помощи не в полном объеме, по мнению слушателей, могли бы стать: снижение нагрузки на одного специалиста,разборслучаев оказания медицинской помощи не в полном объеме во время регулярного обучения медицинских работников и проведение мероприятий среди населения по стиму-
Я владею необходимыми методами и методиками для осуществления психолого-педагогической деятельности врача
Я подготовлен к осуществлению различных направлений работы в рамках психолого-педагогической деятельности врача (обучение пациентов, медицинского персонала, мотивация)
Я четко понимаю трудности и пути их преодоления во взаимодействии с пациентами и медперсоналом в процессе решения задач психолого-педагогической деятельности врача
Я четко понимаю роль и место психолого-педагогической деятельности в структуре общего содержания будущей врачебной деятельности
Я готов и способен к непрерывному развитию и совершенствованию профессионально важных качеств для овладения психолого-педагогической деятельности врача
Я осознаю значимость подготовки к психолого-педагогической деятельности в системе профессиональной подготовки к врачебной деятельности
0 500 1 000 1 500 2000 Рис. 14. Готовность к осуществлению психолого-педагогической деятельности
2500
лированию раннего обращения пациентов в медицинские организации (рис. 12).
Работа, приносящая не только доход, но и моральное, эмоциональное удовлетворение, сама по себе являющаяся стимулом, - пожалуй, мечта каждого из нас. Очень важно, когда человек занимается любимым делом, когда у него есть любимая работа, есть желание в постоянном профессиональном совершенствовании. Удовлетворение, как и все эмоции, служит мотивацией к поведению и играет значительную роль в человеческих социальных системах [2]. Приятно, что в сфере здравоохранения и смежных сферах деятельности трудятся специалисты, которые получают моральное удовлетворение от своей работы: 67% респондентов подтверждают, что часто получают моральное удовлетворение при виде улучшения состояния пациента. Под вариантом в анкете «Другое» (8%) встречались как ответы «Постоянно» и «Всегда», так и «Никогда» (рис. 13).
На каждом уровне оказания медицинской помощи существует психолого-педагогический аспект в структуре медицинской деятельности специалиста. В отношении и готовности в психолого-педагогической деятельности просматривается следующая тенденция: медицинские работники в большей мере осознают значимость подготовки в данном направлении и готовы к непрерывному развитию и совершенствованию профессионально важных качеств в психолого-педагогической деятельности врача и в меньшей степени владеют необходимыми методами и методиками для осуществления такого рода деятельности (рис. 14). Что же касается личностного профиля медицинского работника, большинство слушателей отметили такие профессионально важные личностные качества, как ответственность, аккуратность и умение чувствовать эмоциональное состояние (рис. 15). Исследователи отмечают, что в
Вы ответственный Вы аккуратный
Вы умеете чувствовать эмоциональное состояние Вы наблюдательный У Вас сформированы комуникативные навыки Вы внимательный У Вас есть профессиональный такт Вы эмоционально устойчивый и волевой человек У Вас аналитический ум У Вас большой объем долговременной памяти
2495
2337 2325 2319 2304
2266 2254
2186
2130 2083
Рис. 15. Уровни профессионально важных личностных качеств
44% Многое я знал(а), но в ходе прохождения обучения мои знания были систематизированы
42% Кое-что я знал(а), но некоторые вопросы были мне незнакомы
13% Практически вся информация была для меня новой
1% Ничего нового я не узнал(а)
Рис. 16. Степень новизны учебного материала в обучении
системе практического здравоохранения потребность в психолого-педагогической подготовке специалистов-медиков ощущалась уже давно. Зачастую в ходе лечебного взаимодействия пациент ищет у медицинского работника душевной опоры, понимание своих переживаний и эмоциональной поддержки [3].
МСЦ Боткинской больницы принимает слушателей с разным уровнем подготовки. Большинство из них (86%) - квалифицированные специалисты с большим багажом профессиональных знаний, которым в процессе симуляционного обучения важно отработать редко используемые
мануальные навыки, поэтому и большая часть учебного материала им знакома, что способствует в дальнейшем более качественному совершенствованию профессиональных компетенций. С другой стороны, существуют группы слушателей со слабой подготовкой (13%), для которых практически вся информация является новой, например сотрудники образовательных учреждений (рис. 16).
Полученные анкетные данные показывают, что главными факторами, от которых зависит уровень практической подготовки специалиста после обучения, слушатели считают квалификацию преподавателя, а именно клиническую компетентность преподавателя, мотивацию самого обучающегося и обеспечение учебного процесса современным специализированным оборудованием (рис. 17).
В результате освоения соответствующих дополнительных профессиональных программ 75% слушателей остались полностью удовлетворены обучением в МСЦ Боткинской больницы и лишь 4% слушателей частично удовлетворены (рис. 18); в достаточной степени слушатели удовлетворены
Клиническая компетентность преподавателей Мотивация самого обучаемого Материально-техническое оснащение и обеспечение учебного процесса Педагогическая компетентность преподавателей Регулярность и повторность обучения Политика руководства образовательной структуры
1805
Рис. 17. Факторы, определяющие уровень практической подготовки после обучения (чем больше значение - тем меньше влияние данного фактора)
4% Частично удовлетворен(а)
0% Не удовлетворен(а)
75% Полностью 3% Частично удовлетворен(а) удовлетворен(а)
21% Удовлетворен(а) в достаточной мере
0% Не удовлетворен(а)
78% Полностью удовлетворен(а)
19% Удовлетворен(а) в достаточной мере
Рис. 18. Степень удовлетворенности слушателей обучением в Медицинском симуляцион-ном центре Боткинской больницы
Рис. 19. Степень удовлетворенности слушателей материально-техническим оснащением Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы
материально-техническим оснащением учебного процесса: 78% респондентов полностью удовлетворены и 19% - удовлетворены в достаточной мере (рис. 19).
Все обучающиеся удовлетворены работой преподавателей МСЦ Боткинской больницы (91% - полностью удовлетворены, 8% - удовлетворены в достаточной мере, 1% - частично удовлетворены), что, в свою очередь, свидетельствует о высоком профессионализме и высокой квалификации преподавательского состава МСЦ Боткинской больницы (рис. 20).
Незначительный процент респондентов (22%) скорее не заинтересованы в том, чтобы преподаватели постоянно совершенствовали свои знания (т.е. слушатели не видят необходимости в постоянном повышении квалификации преподавателей). Этот показатель свидетельствует о высокой оценке респондентами уровня преподавания в МСЦ Боткинской больницы. Однако в то же время 47% слушателей заинтересованы в том, чтобы преподаватели, обеспечивающие обучение, были в курсе современных педагогических тен-
8% Удовлетворен(а) достаточной
0% Не удовлетворен(а)
91% Полностью удовлетворен(а)
1% Частично удовлетворен(а)
22% Нет, не вижу, в этом нет необходимости
47% Да, это значительно улучшило бы результативность обучения
31%
Это было бы желательно, но не обязательно
Рис. 20. Степень удовлетворенности слушателей работой преподавателей Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы
Рис. 21. Необходимость в постоянном повышении квалификации преподавателей Медицинского симуляционного центра Боткинской больницы
4% Активных методов обучения меньше, чем традиционных
73% Активных методов обучения больше, чем традиционных
23% Активных методов обучения столько же, сколько традиционных
Рис. 22. Выбор преобладающих методов обучения
35% Стаж клинической работы
20% Наличие положительных отзывов от коллег и пациентов
32% Количество пролеченных пациентов выполненных работ
Другое
11% Количество опубликованных статей по своей профессиональной теме
Рис. 23. Критерии для определения клинической компетентности преподавателя
26% Умение не только читать лекции, но и проводить тренинги
16% Умение беспристрастно оценить уровень подготовленности к обучению
34% Умение организовать занятие, подобрать задание по уровню подготовленности каждого обучающегося
12% Наличие положительных отзывов от коллег и обучающихся
12% Стаж педагогической работы
29% Высококвалифицированным практикам (руководителям, специалистам
3% Высококвалифицированным теоретикам
0% Другое
66% Преподавателям, способным соединить теорию и практику
1% Преподавателям работающим только со слушателями
1%
Преподавателям, работающим со студентами
Рис. 24. Критерии определения педагогической компетентности
Рис. 25. Тип преподавателя по симуляционному обучению
денций и поддерживали на необходимом уровне свою педагогическую компетентность, постоянно совершенствуя педагогическое мастерство, что, в свою очередь, способствует значительному
улучшению результативности обучения (рис. 21). 73% респондентов отмечают, что в процессе обучения на занятиях преобладают активные методы обучения (тренинги, деловые и имитационные
игры, виртуальная симуляция, обучение с участием стандартизированного пациента) по сравнению с традиционными методами обучения (рис. 22).
В анкете были предложены и вопросы, направленные на определение клинической и педагогической компетентности преподавателя. Ответы респондентов на данные вопросы показывают, каким они видят идеального преподавателя для медицинских работников: высококвалифицированным практиком, обладающим отличной теоретической подготовкой с большим стажем клинической работы, способным соединить теорию и практику, оценить уровень обучающихся и подобрать каждому упражнение по степени его подготовленности (рис. 23-25).
Наиболее эффективными методами и формами обучения, по мнению анкетируемых, являются: разбор конкретных клинических ситуаций, на втором месте с небольшими отрывами идут ролевые игры (отработка действий в соответствии с клиническими алгоритмами и протоколами на основании заданного сценария), мини-
лекции и групповая работа (рис. 26). Безусловно, для каждой программы приоритет эффективных методик будет отличаться (рис. 27). Самой эффективной формой аудиторной работы респонденты считают практические занятия с использованием современных симуляционных и образовательных технологий и тренинги (рис. 28).
Самостоятельная аудиторная работа слушателей, по их мнению, должна включать в себя самостоятельное освоение учебного материала для последующего обсуждения с преподавателем (так ответили 43% респондентов) и самостоятельную работу по выполнению индивидуальных практических заданий (29% респондентов) (рис. 29). Значительная часть респондентов (почти 80%) положительно оценили возможность проходить обучение с использованием интернет-технологий (рис. 30), 61% респондентов в качестве дистанционного обучения предпочитают самостоятельное изучение презентаций, видеороликов, выполнение заданий в удобное для них время (рис. 31).
Разбор конкретных ситуаций
3118
Ролевые, деловые игры
2792
Лекции преподавателей
2680
Групповая работа
2640
Использование дистанционных образовательных технологий
Работа с документами
Рис. 26. Эффективность методов обучения с применением симуляционных технологий
№ 1, 2018 ^
Рис. 27. Распределение эффективности применяемых методов обучения для 7 самых популярных курсов в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы
Практические занятия Тренинги Лекции
Обсуждение опыта работы Семинарские занятия Коллективное решение актуальных проблем Рис. 28. Эффективные формы взаимодействия во время обучения
По мнению слушателей, в сфере до- респондентов (рис. 32), а результат обу-
полнительного профессионального об- чения должен засчитываться при пра-
разования оценка знаний по освоению вильном выполнении (озвучивании)кон-
программы обучения должна прово- кретного действия с его обоснованием
диться в устной форме, так считают 56% (рис. 33).
29% Самостоятельная работа по выполнению индивидуальных практических заданий препода-
18% —"-^
Самостоятельная
подготовка к Л^^^^И .
семинарским и
практическим
занятиям 5% сбор и анализ литературных и нормативных актов
43% Самостоятельное освоение учебного материала для последующего обсуждения с преподавателем
5%
Самостоятельная разработка проекта решения важной управленческой проблемы на основе собственной инициативы
78% Да \
8% Затрудняюсь ответить (укажите, почему)
14% Нет
Рис. 29. Направленность самостоятельной аудиторной работы
Рис. 30. Потребность в онлайн-обучении и онлайн-консультациях
61% Проходящая по запросу (самостоятельное изучение презентаций, видеороликов, выполнение заданий, размещенных на сайте, в удобное для вас время)
39% Проходящая
по расписанию (онлайн-лекция, вебинар, телеконференция)
24% В форме
компьютерного
тестирования
10% В письменной форме
56% В устной форме
3% Другое 7% Дистанционно
Рис. 31. Предположительные формы и режим дистанционного обучения
63% Отметка (зачтено) о правильном выполнении конкретного действия с его обоснованием
19% Отметка, что обучающийся выполнял конкрет ные действия
18% Оценка (удовлетворительно, хорошо, отлично)о варианте соответствия выполнения конкретного действия установленным требованиям
Рис. 33. Предпочитаемые слушателями формы оценки результативности обучения
Рис. 32. Предпочитаемые слушателями формы оценки качества освоения программ обучения
29% Возможно, но все зависит от организации такого обучения
5% Нет, это не должно быть обязательным
65% Безусловно, да
1% Нет, такое обучение ничего не дает
Рис. 34. Возможности повышения уровня практической подготовки специалистов в виртуальных клиниках (в условиях моделирования профессиональной деятельности с помощью симуляционных технологий)
Большинство слушателей (65%) после прохождения обучения в МСЦ Боткинской больницы считают, что наличие обязательного этапа приобретения навыков в условиях моделирования про-
фессиональной деятельности с помощью симуляционных технологий, несомненно, повысит уровень практической подготовки специалиста (рис. 34, 35). При обучении в условиях имитации профессиональной
№ 1,2018 Щ
Повысить частоту правильного реагирования в ситуациях оказания неотложной помощи пострадавшим
Снизить частоту грубых профессиональных ошибок
Повысить безопасность оказания медицинской помощи
Сократить период вхождения в профессию молодым специалистам
Повысить уровень мотивации у обучаемых
Рис. 35. Роль обучения в условиях симуляционного центра
Выполнение отдельных профессиональных навыков на манекенах (фантомах и тренажерах) и компьютерных симуляторах
Выполнение алгоритма поведения в наиболее типичных экстренных ситуациях
Поддержание редко используемых навыков и форм поведения на должном профессиональном уровне
Ролевые тренинги взаимодействия с пациентом и его родственниками (с последующим разбором действий специалистами)
Ролевые тренинги взаимодействия с коллегами-врачами/медицинскими сестрами (с разбором действий ведущими специалистами)
Обучение методам принятия клинического решения на основе принципов медицины, основанной на доказательствах (МОД)
Выполнение навыков с акцентом на обеспечение безопасности работы для персонала и для пациентов
Ознакомление с информацией о современном состоянии
изучаемой сферы
Ознакомление с информацией по обоснованию выполняемой деятельности
568
Рис. 36. Предпочитаемые технологии обучения в условиях имитации профессиональной деятельности
деятельности слушатели наиболее предпочитают следующие технологии: выполнение отдельных профессиональных навыков на манекенах, фантомах, тренажерах и компьютерных симуляторах, выполнение алгоритма поведения в наиболее ти-
пичных экстренных ситуациях, поддержание редко используемых навыков и форм поведения на должном профессиональном уровне, ролевые тренинги взаимодействия с коллегами-врачами/средними медицинскими работниками (рис. 36).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В анкетировании приняло участие более 10% слушателей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации от общего числа обученных слушателей в 2017 г. (на момент окончания анкетирования). Данное количество обработанных анкет предоставляет серьезный уникальный объем материала для анализа, на основании которого можно сделать выводы об эффективности применяемой модели симуляционного обучения в Медицинском симуляционном центре Боткинской больницы.
По итогам анкетирования в большом объеме получена обратная связь от слушателей о практической ценности и личной значимости обучения, степени новизны учебного материала, о предпочитаемых и эффективных методах симуляционного обучения и формах взаимодействия, используемых ресурсах, а также о формах оценки качества освоения программы и результативности обучения с помощью симуляционных технологий, что, в свою очередь, позволило сделать следующие выводы.
1. Ежегодно специалисты различных профессиональных сфер деятельности обучаются по дополнительным профессиональным программам с целью поддержания необходимого профессионального уровня и приобретения новых компетенций, соответствующих современным требованиям в стремительно изменяющихся условиях профессиональной деятельности. Тематика предлагаемых образовательных программ с применением симуляционных технологий актуальна и востребована. Велика практическая значимость приобретенных знаний и умений в результате
освоения соответствующих образовательных программ в имитационных условиях в МСЦ Боткинской больницы.
2. Критерием, на основании которого производится оценка эффективности обучения, является удовлетворенность слушателей в приобретении необходимых знаний и практических навыков, содержанием образовательных программ, оснащением и организацией учебного процесса.
3. Апробированный инструментарий позволил выявить уровень удовлетворенности слушателей курсов сторонами образовательного процесса в МСЦ Боткинской больницы, выявить его сильные и слабые стороны. По итогам анализа анкет слушателей можно сделать вывод о высокой степени удовлетворенности содержательной, организационно-методической и психолого-педагогической стороной образовательного процесса в МСЦ Боткинской больницы. При организации и осуществлении симуляционного обучения в МСЦ Боткинской больницы удачно сочетается высокий уровень мотивации обучения с эффективными методами личностного и профессионально-ориентированного обучения взрослых.
4. Метод анкетирования предоставил возможность слушателям дать оценку организованному обучению и сформулировать образовательный запрос на повышение квалификации в дальнейшем. Таким образом, путем анализа результатов анкетирования, выявлены степень эффективности применяемых форм обучения и симуляционных методик и предложения по совершенствованию процесса обучения (некоторые пожелания слушателей уже воплощены в жизнь - например, запущено несколько новых курсов по востребован-
ным направлениям, клиника дооснаще-на новым оборудованием). Самой емкой и наиболее эффективной частью учебной нагрузки являются различные формы практических занятий с использованием симуляционных технологий, включающие выполнение прикладных практических заданий с последующей обратной связью.
5. Обучение специалистов в МСЦ Боткинской больницы максимально приближено к условиям практической деятельности, что обеспечивает наиболее эффективное усвоение знаний и овладение мануальными навыками, готовность к самостоятельному решению конкретных практических задач без стресса и с меньшим числом ошибок. Врачи и медицинские работники среднего звена имеют уникальную возможность отработки профессиональных манипуляций без причинения вреда пациентам, что обеспечивается в МСЦ Боткинской больницы не только наличием инновационного симуляционного оборудования, но и применяемыми здесь уникальными педагогическими технологиями, современными формами проведения занятий, которые способствуют в дальнейшем применению
специалистом самых современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения на рабочем месте при оказании медицинской помощи населению.
6. Эффективность организации процесса обучения в симуляционном центре является одним из наиболее важных и необходимых условий его функционирования. Оценка эффективности применяемой модели симуляционного обучения в МСЦ Боткинской больницы - один из инструментов корректировки дальнейшего пути развития симуляционного обучения в медицине и других профессиональных направлениях. МСЦ Боткинской больницы использует в своей деятельности передовые высокореалистичные виртуальные технологии обучения и ориентирован на инновационные подходы в организации дополнительного профессионального образования. По итогам работы составлены перспективные планы дальнейших действий по развитию учебно-методической, инженерно-технической и других служб МСЦ Боткинской больницы, определены приоритетные стратегии и возможные ресурсы для коррекции и совершенствования образовательного процесса в будущем.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Медицинский симуляционный центр ГБУЗ г. Москвы «Городская клиническая больница им. С.П. Боткина» Департамента здравоохранения г. Москвы: Логвинов Юрий Иванович - заведующий центром E-mail: mossimcentr0gmail.com
Ющенко Георгий Владимирович - инженер-программист E-mail: geoyushchenko0gmail.com Орловская Анна Иренеушевна - методист E-mail: orlovskaya820bk.ru
ЛИТЕРАТУРА
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования : учебник. М. : ИНФРА-М, 2004. 768 с.
2. Никитина О. Удовлетворенность трудом и успех в профессиональной деятельности. LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 92 с.
3. Васильева Е.Ю. и др. Педагогика в клинической практике врача : учебное пособие. Архангельск : Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. 118 с.
REFERENCES
1. Dobren'kov V.I., Kravchenko A.I. Methods of sociological research: a textbook. Moscow: INFRA-M, 2004: 768 p. (in Russian)
2. Nikitina O. Satisfaction with work and success in professional activity. LAP Lambert Academic Publishing, 2014: 92 p. (in Russian)
3. Vasil'eva E. Yu., et al. Pedagogy in clinical medical practice: a tutorial. Arkhangelsk: Izdatel'stvo Severnogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta, 2017: 118 p. (in Russian)