ИК,ТИСОДИЁТ ЭКОНОМИКА
Исмаилова Малохат Махмудовна,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории ТГУПБП
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА КИТАЯ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ТАДЖИКИСТАНА
Национальная экономика - это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение: а) стабильного роста национального объема производства; б) высокого и стабильного уровня занятости; в) стабильного уровня цен; г) равновесного внешнего баланса. Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.
Экономике Таджикистана присущ ряд особенностей. Во-первых, Республика Таджикистан стала независимым государством в 1991 г. после распада СССР; во -вторых, это страна, пережившая длительный период гражданской войны и внутренних беспорядков, в результате которых экономика понесла огромные материальные потери и человеческие жертвы; в - третьих, за время приобретения независимости структура экономики практически не изменилась. И сегодня это экономика с преобладанием сельскохозяйственного производства, базирующегося на монокультуре, со слабой производственной инфраструктурой, имеющая единственный транспортный выход в мировой рынок; в - четвертых, это экономика с крайне недостаточным уровнем профессиональной подготовки работников всех звеньев управления. В этих условиях выбор стратегических направлений рыночной трансформации народного хозяйства нашей республики, как и других постсоветских государств, очевидно, должен учитывать не только специфику национальной экономики, но и мировую реформационную практику. Для Таджикистана как аграрно-индустриальной страны, находящейся в состоянии кризиса, значительный интерес представляет опыт прове-
дения экономических реформ в КНР, освещавшийся на страницах российской и республиканской печати.1
Для реализации ключевых положений модели «рыночного социализма» в Китае была разработана четкая стратегическая программа социалистической модернизации посредством серии переходов: 1) от аграрной страны с большим удельным весом занятого в сельском хозяйстве населения, использующего в основном ручной труд, к промышленно развитой державе с современным сельским хозяйством и индустрией сервиса; 2) от в значительной мере натурального и полунатурального хозяйства к экономике с довольно развитыми рыночными отношениями; 3) от состояния, характеризующегося большим удельным весом неграмотного и полуграмотного населения, к современным науке и технике, образованию и культуре; 4) от бедности значительной части населения к достаточно обеспеченной жизни всего народа. Речь идет также об установке на сужение разрыва в экономическом и культурном развитии регионов Китая, а также разрыва в уровнях социально-экономического развития КНР и передовых государств мира.
В соответствии с перечисленным набором стратегических задач была конкретизирована и в более законченном виде сформулирована сама теория «строительства социализма с китайской спецификой». Теперь она трактуется как «развитие рыночной экономики в условиях социализма», предполагающее необходимость «отстаивать и совершенствовать»: а) базисный экономический строй, в рамках которого развиваются все секторы многоукладной, но с доминированием социалистической общественной собственности экономики; б) систему социалистической рыночной экономики, с тем чтобы функционирующий под государственным макроконтролем рынок играл решающую роль в размещении ресурсов; в) многообразные формы распределения при доминирующем распределении по труду, позволяющие части людей быть зажиточными и помогать стать таковыми остальным; г) открытость внешнему миру, активное участие в международном экономическом сотрудничестве и конкуренции. По широко утвердившемуся за два десятилетия реформы в КНР мнению ученых и практиков, неуклонное следование этим принципам в экономической политике может «гарантировать устойчивое и быстрое развитие экономики на здоровой основе, а народу — пользование плодами процветания экономики».
По существу, в КНР сформировался и воплотился в экономической политике государства подход, в котором идея эффективности рыночной экономики, взятая у капитализма, соединяется с идеей социальной защищенности трудящихся, сохраненной от социализма.
Успех китайских рыночных реформ, как справедливо отмечается российскими и зарубежными специалистами, во многом стал возможным благодаря критическому осмыслению: 1) провалов прежней экономической политики; 2) причин успехов и неудач в движении по пути реформы и открытия экономики внешнему миру; 3)
1 Умаров Х.У. Кризис в Таджикистане. Глубина действия. Формы проявления. Пути преодоления. - Душанбе:Ирфон, 2010. - 239с.; статья экономиста Н. Сафарова // Азия -плюс. 11августа 2010 г.; Пивоварова Э.П. Социализм с китайской спецификой. -Можайск, 2011. - 411с.
плюсов и минусов как теоретических разработок, так и практики хозяйствования в зарубежных странах. Именно на этой основе экономическая мысль в КНР поднялась до уровня генерирования собственных рекомендаций, реализация которых привела к успешному социально-экономическому развитию страны. Задача экономической теории как науки состоит не в отыскании в мировом багаже пусть современных, популярных и нашедших международное признание концепций, пригодных, как иногда утверждается в литературе, для объяснения новых явлений хозяйственной практики, а в способности делать собственные выводы на основе анализа реальной дей-ствительности1.
Успешная динамика китайских реформ — это не только развитие теории и практики рыночного реформирования социалистического хозяйства, но и важный шаг на пути сближения и выработки общих принципов социального регулирования рынка, нового осмысления потенциала эволюционных теорий «смешанной экономики», институционализма, выросших на почве обобщения практики реформирования экономики стран с развитой рыночной системой хозяйства.
Конечно, в полном объеме использовать китайскую реформационную модель в Таджикистане невозможно: для этого нет должных политических и экономических условий. Однако для использования ее отдельных элементов на таджикской почве предпосылки налицо. Как известно, масштабные рыночные преобразования в КНР начались с трансформации сельского хозяйства, причем в тот период (в конце 70-х — начале 80-х годов) более 70% трудоспособных китайцев занимались земледелием, и лишь менее 20% работали в промышленности и строительстве, на транспорте. В Таджикистане в настоящее время, согласно официальной статистике, более 67% трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве, и 8,5 %— в промышленности и строительстве. В нашей республике, как и в Китае, ограничены земельные площади, используемые в качестве сельхозугодий.
Исходный пункт китайской реформы состоял в трансформации агропроизводства на основе развертывания многоукладности производства, в том числе посредством передачи земли в долгосрочную аренду крестьянским семейным хозяйствам, а также путем создания негосударственных сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий (но без резкого массированного внедрения частнособственнических отношений). Эта практика, как известно, дала положительные результаты: с начала 80-х годов темпы роста сельскохозяйственного производства составляют 7-9% в год. Позитивные сдвиги в агросфере создали благоприятные условия для выведения промышленности на траекторию современного экономического роста. С конца 70-х годов и по настоящее время КНР демонстрирует высокие темпы развития.
1 Пивоварова Э.П. Уроки хозяйственной реформы в КНР. -1997. - № 5-6, с.67-77: Ее же: Диалектика решения экономических и социальных задач в ходе китайской реформы. -1998. - № 2. С. 68; Ее же: Экономическая наука как фактор развития хозяйственной реформы в КНР. - 1999. -№ 2. С. 67-77; Новоселова Л.. Реформа и экономический рост в КНР: чудес не бывает. - 1999. - № 1. С. 84-88.
Подобная реорганизация сельского хозяйства способна, думается, коренным образом изменить положение в аграрной сфере Таджикистана и обеспечить предпосылки для развития и других сфер его экономики. Собственно, эти преобразования уже идут и дают свои результаты: либерализация цен на
сельхозпродукцию и последовавшее затем распределение 75 тыс. га земли между крестьянами, правообеспеченное указами Президента Республики Таджикистан в 1995—1996 гг., сыграли важнейшую роль в решении продовольственной проблемы.
В определенной мере заимствуется и характерная для китайской рефор-мационной модели тесная сопряженность экономических преобразований с мерами социальной защиты, применение в этих целях специальных программ. Так, в настоящее время Правительство Таджикистана реализует «Программу снижения уровня бедности и обеспечения экономического роста Республики Таджикистан», нацеленную на переориентацию всей государственной экономической политики на приоритетное соблюдение основных конституционно закрепленных социальных прав граждан (в трудовых отношениях, в сферах образования, здравоохранения и т.п.). В ходе выполнения названной программы проведено реструктурирование соответствующих центральных органов управления (министерств образования, здравоохранения, труда и соцзащиты), разделившее собственно управленческие функции (разработку секторальной политики, мониторинг спроса и предложения, контроль над соответствием утвержденным стандартам и т.п.) и оказание услуг населению; сегодня допускается коммерческая деятельность госучреждений социальных министерств, если они оказывают населению определенные, в качественно-количественном отношении бесплатные (финансируемые из бюджета) услуги.
Стоит повторить, что мы не можем в полной мере задействовать китайскую модель «рыночного социализма»: кроме всего прочего, в Таджикистане слабы государственные институты, подорванные развалом СССР и гражданской войной. Вместе с тем в трансформационной стратегии республики исключается и прямое использование небезызвестной либералистской модели радикального толка, требующей «шоковых» методов лечения кризисной экономики, устранения всех форм господдержки производства, занятости и социальной сферы. Реализация подобных моделей чревата нарастанием угроз экономическому суверенитету страны и запредельным усилением социальной напряженности.
С учетом реальностий при формировании стратегии развития республики следует, как представляется, исходить из необходимости решения задач: а)
преодоления политической и экономической нестабильности, системного кризиса; б) создания на этой базе условий для развития рыночных институтов и рыночной инфраструктуры; в) запуска механизмов роста на основе сочетания принципов макроэкономического госрегулирования и рыночного саморегулирования национального хозяйства. Обязательным же условием их решения служит укрепление государственных институтов; как показывает мировая практика, при их развале еще никому не удавалось вытащить экономику из системного кризиса. В рамках данного подхода к выработке трансформационной стратегии предполагается, что государство: I) разрабатывает программу реформ и обеспечивает ее последовательную и
постепенную реализацию с использованием экономических и административных механизмов и инструментов регулирующего воздействия, включая методы прогнозирования, программирования и планирования; 2) координирует создание и контролирует деятельность институтов рыночной инфраструктуры (государственных, акционерных и частных сберегательных, депозитно-расчетных и инвестиционных банков, страховых компаний, инвестиционных и пенсионных фондов, товарных, фондовых и валютных бирж); 3) поддерживает и поощряет перестройку отраслевой структуры экономики на базе проведения активной инвестиционной политики и стимулирующего налогообложения; 4) обеспечивает макроэкономическую стабилизацию и устойчивый экономический рост с помощью прямого регулирования базовых цен и косвенного контроля ценообразования, активной и гибкой антиинфляционной денежно-кредитной политики, поддержки потребительского и инвестиционного спроса, поощрения инновационной деятельности; 5) гарантирует социальную защиту населения, финансирует развитие здравоохранения, общего и профессионального образования, контролирует экологическую безопасность, стимулирует создание новых рабочих мест, добивается повышения социальной ответственности частного капитала; 6) создает условия для приоритетного развития крупных предприятий и производственно-хозяйственных комплексов, конкурентоспособных на внешних и внутренних рынках, оказывает политическое и экономическое содействие национальному капиталу в конкурентной борьбе на мировых рынках, поддерживает малый бизнес; 7) организует антимонопольное регулирование, валютный и экспортный контроль, противодействует коррупции и криминализации экономики.
Возможность реализации подобного рода стратегий в странах СНГ довольно широко обсуждается в научной литературе. В этой статье затронуто одно из направлений китайского опыта развития экономической системы. Представляется, что активизация и конструктивное обсуждение данной проблемы будет способствовать общему успеху экономических реформ, проводимых в республике.
Список использованной литературы:
1. Умаров Х.У. Кризис в Таджикистане. Глубина действия. Формы проявления. Пути преодоления. -Душанбе: Ирфон, 2010.
2. Сафаров Н. Статья//Азия-плюс. 11.08.2010.
3. Пивоварова Э.П. Социализм с китайской спецификой. -Можайск, 2011.
4. Пивоварова Э.П. Уроки хозяйственной реформы в КНР. //Российский экономический журнал. 1997. №5-6.-С .67-77.
5. Новоселова Л.Н. Реформа и экономический рост в КНР: чудес не бывает. //Российский экономический журнал. 1999 - № 1. С. 58.
6. Чжан С. Риски и возможности иностранных инвестиций в Китае в условиях мирового финансового кризиса. // Креативная экономика. 2010. №10(46). С.123-128.
7. Исмаилова М.М. Элемент китайской модели в стратегии реформирования экономики Таджикистана.//Российский экономический журнал. 2002. №4. С.92-94.
М.М. Исмаилова
Использование опыта Китая в развитии экономики Таджикистана Ключевые слова: реформы, рыночная экономика, китайская модель, стратегия, трансформация
Выбор стратегических направлений рыночной трансформации народного хозяйства Республики Таджикистан, как и других постсоветских государств, должен учитывать не только специфику национальной экономики, но и мировую реформационную практику. Для Таджикистана как аграрно-индустриальной страны, находящейся в состоянии перехода к полнокровным рыночным отношениям, значительный интерес представляет опыт проведения экономических реформ в КНР, широко освещавшийся на страницах российской и республиканской печати.
В статье затронуто одно из направлений китайского опыта развития экономической системы. Представляется, что заимствование отдельных элементов китайского опыта реформирования будет способствовать общему успеху экономических реформ, проводимых в Республике Таджикистан.
M.M. Ismailova
Utilization of Chinese Experience in the Development of Tajikistan Economy Key words: reform, market economy, Chinese model, strategy, transformation
An option of strategic streamlines in reference to national economy market transformation in Tajikistan Republic, just as in other post-Soviet states, must take into consideration not only a specificity of national economy, but that one of world transformational practice either. For Tajikistan as an agrarian-industrial country surviving the period of transition to full market relations the experience of economic reforms conducted in China and elucidated widely in Russian and republican press is of considerable interest.
The authors also touch upon one of the directions of the Chinese experience concerned with the development of economic system. Separate elements borrowed from Chinese experiment will promote general success of economic reforms conducted in Tajikistan.