УДК 378.1
И. И. Баранкова, Т. Н. Носова, О. В. Пермякова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУКОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЗНАНИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»
Традиционными методами обучения студентов в высшей школе до недавнего времени являлись собеседования, защиты индивидуальных проектов с теоретическим обоснованием алгоритма решения поставленной задачи, письменные рубежные контрольные работы.
Очеввдно, что старая классическая схема обучения требует некоторых изменений и более интенсивного внедрения инновационных разработок в учебный процесс.
Преподавателями кафедры информатики информационных технологий ведется работа по внедрению электронных технологий в процесс обучения.
Лекции ведущих преподавателей в электронном ввде для удобства усвоения студентами разбиты на разделы, соответствующие различным уровням подготовки. При донесении теоретиче-ского материала до учащихся используются различные методологические формы: традиционное чтение лекций, выдача дополнительного лекционного материала в электронном ввде, планируется расположение материала на сайгах и в локальных сетях университета, работа с электронным библиотечным каталогом.
При проверке качества знаний используются разнообразные формы контроля: проверка индиввдуальных заданий личностным собеседованием , проведение периодических экспресс -контрольных работ, подготовка тематических рефератов в электронном ввде, выдача творческих заданий повышенной степени сложности (совместно с выпускающими кафедрами и с отчетом в виде создания программных пользова-тельских приложений), проведение промежуточного и конечного автоматизированного компьютерного тестирования.
Планируется создать университетский сайг для заочной формы обучения, содержащий ком -плекс учебно-методических пособий, ориентированный на дистанционный способ получения учащимися информации об учебно-методических материалах, имеющихся по данным изучаемым программным средствам.
По дисциплине «Информатика» на этом сайте планируется помесить: рабочую программу дисциплины, сборники заданий по специальностям, сборник примеров оформления отчетов по
выполненным расчетным работам, учебные пособия по теории и практике решения задач, электронные версии лабораторных работ, вопросы по подготовке к экзаменам, проверочные тесты.
Приоритетной задачей кафедры при работе со студентам и заочной формы обучения является создание дистанционного обучающего комплекса . Для организации работы со студентами очной формы обучения была разработана серия тестов для контроля уровня знаний по различным разделам дисциплины "Информатика", читаемых на первом курсе всех специальностей
Для создания тестов использовалась одна из авторских систем по созданию компьютерных тестов, разработанная центром тестирования.
Подготовка банка тестовых заданий для компьютерного адаптивного тестирования явилась одной из определяющей частей при создании системы управления качеством знаний сту-денгов.
При проектировании модели знаний использовался нисходящий метод проектирова-ния: технология «сверху-вниз». Первоначально разрабатывается генеральное содержание предметной области с разбивкой на укрупненные модули (разделы). Затем была произведена детализация модулей на элементарные подмодули с конкретным наполнением данными по изучаемому материалу.
При подготовке выделялись следующие под -модули - группы вопросов:
• Группа легких вопросов. Содержит ос -новные понятия с выбором варианта от -вета из списка предложенных.
• Группа вопросов средней сложности. Направлена на применение стандартных подходов к решению типовых задач.
• Группа вопросов повышенной сложности Предполагает умение студента отнести понятие к определенному классу, выбрать правильную запись понятия.
• Группа вопросов высокого уровня слож-ности. Вопросы, направленные на самостоятельное написание формул, требующих логического построения.
Особое внимание было уделено процентному соотношению предлагаемых тестовых зада -ний из разных групп сложности. Неоправдан-
ное снижение теоретического уровня предла-гаемых вопросов влечет снижение уровня зна-ний обучаемых. Увеличение доли вопросов повышенной сложности ведет к снижению количества студентов, способных сдать тест. Вероятность появления вопросов из каждого модуля подчиняется нормальному распределению.
Перед проведением массового тестирования «нулевой» вариант теста был помещен в локальной сети университета и был доступен всем желающим.
После проведения массового тестирования студентов первого курса по дисциплине «Информатика» была произведена статистическая обработка результатов с целью:
1) корректировки четкости формулировок заданий;
2) правильности отнесения вопросов к той или иной группе сложности, учитывая восприятие вопроса обучаемым;
3) выявления уровня преподавания дисциплины различными преподавателями;
4) слежения за тенденцией сдачи контроль -
ного мероприятия.
Использование тестового контроля с помощью вычислительных систем позволило ускорить и автоматизировать проверку знаний уча -щихся, унифицировать аттестационные требования, повысить объективность аттестации, а также оценить уровень профессиональной деятельности преподавателей .
С целью подготовки студентов к итоговому контрольному мероприятию и отбора способных студентов на олимпиады и другие соревновательные акции можно использовать созданные тесты не только для контроля уровня знаний, но и для обучения, например, увеличивая количест-во вопросов из более сложных категорий
Созданы промежуточные семестровые тесты и проведено компьютерное тестирование с целью получения данных о текущем уровне знаний студентов (данные использованы как унифицированный рейтинговый показатель), выявления «упущенных» тематических разделов, контроля выполнения рабочих программ преподавателями, подготовки к экзамену.
УДК 519.25:669:621.746.5
Л. Д. Девятченко, Л. Ш. Тимиргалеева
АНАЛИЗ СОПРЯЖЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ И СОСТОЯНИЙ АВАРИЙНОСТИ НА МАШИНАХ НЕПРЕРЫВНОЙ РАЗЛИВКИ СТАЛИ
Статистика категорированных данных, отражающих результаты искусственных или естественных группировок, обычно представляется в виде таблиц перекрестной классификации. При этом уровни группирующих признаков могут быть за -фиксированы как в интервальной шкале (для количественных признаков), так и в номинальных шка-лах (для качественных признаков). Для обработки получаемых результатов наблюдений используют либо дисперсионный метод анализа, если в ячейках этих таблиц представлены отклики результативно -го признака, либо метод анализа сопряженности, если в ячейках этих таблиц представлены частоты (абсолютные или относигельные).
В данной работе анализировалась статистика аварийных ситуаций на машинах непрерывной разливки стали (МНЛЗ ОАО “ММК”) за 1999-
Создание системы управления знаниями в высшей шкож / Баранкова И.И., Носова Т.Н., Пермякова О.В., Михайлэва У.В. // Материалы XIII Междунар. науч.-метод. конференции. Т. 1. СПб.: Изд-во Политех ун-та, 2006. С. 157-158.
2005 гг. Актуальность работы обусловлена тем, что более 50% аварийных ситуаций в кислород -но-конверторном производстве, в т.ч. и в ОАО «ММК», приходится на эксплуатацию МНЛЗ [7]. Данные по причинам, вызывающим появление состояний аварийности представлены в табл. 1.
В табл. 1 представлены две группы категори-рующих переменных.
Таблица 1
Категорированные данные (частоты) по признакам аварийности (группа У) и технологических нарушений (группа X)
Катего- рии XI Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 Х10 Х11 Х12 Сумма
У1 15 4 23 6 2 0 1 13 11 3 11 1 90
У2 0 5 36 1 31 8 2 31 3 1 6 0 124
У3 1 0 4 1 0 0 0 2 1 0 0 0 9
У4 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1
У5 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1
Сумма 16 9 64 8 33 8 3 47 15 4 17 1 225