ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
USE OF TRADITIONAL MEANS OF PHYSICAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF SECONDARY SCHOOL
Э.К. Кыргыс, Т.В. Струльникова Е.К. ^rgys, T.V. Strulnicоva
Программа физического воспитания учащихся 5-9 классов Республики Тыва обогащена народной физической культурой.
Ключевые слова: региональный компонент, народная физкультура, программа физического воспитания, эффект экспериментального опыта.
The program of physical education of the students of 5-9 grades of the Republic of Tuva is enriched by the people's physical culture.
Key words: regional component, the people's physical training, the program of physical education, the effect of the pilot experience.
Наш подход к регионализации образования не стремление выпячивать своеобразие жизни, быта, культуры этноса как самоцель, а введение этнографического, историко -культур -ного, духовно-религиозного, социально-производственного опыта жителей конкретной территории в содержание образования. Обогащение педагогического процесса данной спецификой, а его организацию осуществлять с опорой на лучшие традиции воспитания в народе с учетом природно-климатических, производственно-бытовых, социально-психологических условий данной местности.
Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т.п.). Вместе с тем, ряд образовательных областей представлен как в федеральном компоненте, так и национально-региональном (родной язык и литература, окружающий мир, история и социальные дисциплины, искусство, природа, физическая культура, технология и трудовая подготовка). Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать
образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со ст. 32 п. 2 Закона «Об образовании» является исключительно прерогативой образовательного учреждения.
В решении проблемы совершенствования системы физического воспитания детей школьного возраста, первостепенное значение приобретает творческое использование прогрессивных традиций физического воспитания, выявление новых источников для пополнения и обогащения сущес-твующего состава средств физического воспитания. Для реализации программных задач важное значение имеет эффективное использование национальных средств физии-ческого воспитания (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.А. Копылов, Л.Б. Кофман).
Существенным резервом реализации требований комплексной программы физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы является внедрение национальных подвижных игр, национальных видов спорта, самобытных физических упражнений, единоборств, средств закаливания в содержание материала уроков физической культуры. Необходимость разработки этой программы обосновывается следующими мотивами:
- отсутствие на практике и в литературе методики отбора и систематизации (классификации) национальных средств физического воспитания, не определены их роль и место в физическом воспитании школьников.
- не разработанность вопросов использования национальных средств физического воспитания в системе уроков физической культуры в качестве дополнительного материала к государственной программе, которые не нашли должного отражения в научно-методической литературе;
- значительное снижение физической подготовленности и интереса учащихся к урочным и внеурочным формам физического воспитания;
- отсутствие материальной базы и нехватка специалистов по физическому воспитанию.
Нами проведено социологическое исследование (анкетный опрос) 68 учителей школ. Из опрошенных учителей физической культуры 71,3% имеют специальное образование, 15,7% -незаконченное высшее и только 13% -среднее специальное образование, что свидетельствует о высокой квалификации учителей физической культуры в школах региона.
Данные опроса свидетельствуют о том, что 28% учителей физической культуры не знают названий традиционных игр тувинцев, не говоря уже об их содержании и педагогическом значении каждой подвижной игры.
До настоящего времени в средних специальных и высших учебных заведениях республики не ставился вопрос о подготовке специалистов по национальным средствам физического воспитания, отсутствуют специально разработанные программы.
Анализ результатов опроса учителей физической культуры показал, что 81% опрошенных высказались за
использование традиционных средств физического воспитания на уроках в качестве дополнительного учебного материала к программе физического воспитания учащихся как национально-регионального компонента.
Из опрошенных учителей 38,4% не используют традиционные средства физического воспитания, а 61,6% учителей используют. Последние отмечают значительное увеличение интереса у учащихся к урокам физической культуры, содержащим традиционные средства
физического воспитания тувинского народа.
Результаты интервьюирования учащихся свидетельствуют о положительном отношении к традиционным средствам физического воспитания. 68,2% учащихся 5-7 классов и 69,1% учащихся 8-9 классов отметили, что они самостоятельно используют во внеурочное время.
Аналогичные данные получены и по вопросу применения традиционных средств физического воспитания во внеурочное время (на длинных переменах, в группе продленного дня). Показатели соответственно следующие: в 5-7 классах -73,1%, а в 8-9 классах 68,3%.
На основании анализа полученных результатов нами сделан вывод о необходимости разработки национально-регионального компонента по физическому воспитанию, включающего элементы национальных видов спорта, игры, состязания и самобытные физические упражнения, средства закаливания.
Программа по физическому воспитанию для учащихся 5-9 классов Республики Тыва разработана на основе анализа национальных и региональных особенностей.
К совершенствованию содержания программного материала за счёт обогащения его элементами физической культуры тувинского народа нами определены следующие исходные требования:
- соответствие общеобразовательной направленности физического воспитания;
- гармоническая связь с общим для всех школ программным материалом;
- соответствие национальным и региональным особенностям;
- унификация и систематизация;
- соответствие условиям школьного урока.
Общеобразовательная направленность требует подбора таких средств, которые благоприятствуют дальнейшему совершенствованию физического воспитания школьников, служат единым для всего народа задачам. В большинстве случаев детей привлекают не только сами упражнения, но история их возникновения, правила использования в прошлом и настоящем. Это обеспечивает
предпосылки для налаживания межпредметных связей.
На основе разработанных теоретических положений экспериментальной программы по физической культуре в вариативном компоненте для учащихся 59 классов общеобразо-вательных школ г. Кызыла Республики Тыва был проведён педагогический эксперимент.
Цель исследования заключается в совершенствовании физического воспитания школьников 5-9 классов национальных школ № 2, 9 г. Кызыла на основе использования физической культуры тувинского народа.
Как следует из данных, представленных в таблице 1 (приложение), статистически достоверных различий в исходных результатах между экспериментальными и контрольными группами 5-х-9-х классов не выявлено (Р>0,05). Исключение составили показатели 6-ти минутного бега группы мальчиков 9 класса (Р<0,05) и у девочек в прыжках в длину с места в 6-ом классе (Р<0,01), а также в группе девочек 5 класса в 6-ти минутном беге (Р<0,05).
Итоговые показатели в 5-9-х классах между экспериментальными и контрольными группами показали следующее.
Время челночного бега у испытуемых экспериментальной группы достоверно лучше у мальчиков и девочек 5 класса (Р<0,05). Исключение составили группы мальчиков, девочек 6-9 классов, где различий по данному показателю не выявлено (Р>0,05),
Время бега на 30 м статистически выше у представителей контрольной группы (Р<0,05) у мальчиков 6 и 9 классов и у девочек 6-8 классов, то есть их скорость бега больше, чем у испытуемых экспериментальной группы. Исключение составили группы мальчиков 5, 7, 8 классов (Р>0,05), девочек 7, 8 классов (Р>0,05). Результаты прыжка в
длину с места достоверно выше у мальчиков и девочек экспери-ментальных групп всех классов (Р<0,05-0,01), за исключением мальчиков 5 и 6-х классов.
Показатели наклона вперёд из положения сидя во всех возрастных группах учащихся 5-9-х классов лучше в экспериментальной (Р<0,01), чем в контрольной; лишь у мальчиков 7 класса и у девочек 9 класса различий по данному показателю не выявлено (Р>0,05).
Подтягивание на перекладине в экспериментальных группах мальчиков и девочек статистически достоверно (Р<0,05 - 0,01). В группах мальчиков и девочек 5 и 6 классов различие в данном тестовом задании не зафиксировано (Р>0,05). Показатели 6-ти минутного бега достоверно выше у учащихся экспериментальных групп (Р<0,05-0,01), за исключением группы девочек 7-го класса (Р>0,05).
Итоговые показатели сдвигов физической подготовленности в экспериментальных и контрольных группах 5-9 классов (табл. 1) статистически достоверны во всех возрастных группах (Р<0,05-0,001).
Анализируя результаты проведённого педагогического эксперимента можно сделать следующие конкретные выводы:
- в результате реализации в учебно-воспитательном процессе традиционных средств физического воспитания в учебной программе по физической культуре у учащихся 5-9 классов в экспериментальных группах значительно повысился уровень физической подготовленности;
- уровень физического развития учащихся 5-9 классов, занимающихся по экспериментальной программе, в конце 2004-2005 годов стал выше, чем в контрольных группах;
Таблица 1
Показатели физической подготовленности испытуемых ЭГ и КГ за время проведения _педагогического эксперимента_
Классы Количество испытуемых ЭГ/КГ Исходные (до эксперимента) P1 Итоговые (после эксперимента) P2 P3 P4
ЭГ М±m КГ М±m ЭГ М±m КГ М±т
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Челночный бег 3х10 м, с. Мальчики
5 14/13 9,6±0,1 9,6±0,1 >0,05 8,2±0,1 8,5±0.1 <0,05 <0,001 <0,001
6 12/12 8,8±0,1 8,6±0,1 >0,05 7,9±0,1 8,0±0,1 >0,05 <0,001 <0,001
7 16/10 8,6±0,08 8,5±0,1 >0,05 7,7±0,08 7,8±0,1 >0,05 <0,001 <0,001
8 14/12 8,4±0,9 8,4±0,1 >0,05 7,2±0,06 7,4±1,04 >0,05 <0,001 <0,001
9 15/14 8,2±0,07 8,1±0,07 >0,05 6,9±0,06 7,0±0,05 >0,05 <0,001 <0,001
Девочки
5 11/14 10,3±0,08 10,4±0,08 >0,05 9,0±0,07 9,3±0,09 <0,05 <0,001 <0,001
6 13/9 9,5±0,07 9,б±0,08 >0.05 8,9±0,06 8,9±0,07 >0,05 <0,05 <0,001
7 10/13 9,2±0,06 9,0±0,07 >0,05 7,1 ±0,09 7,3±0,1 >0,05 <0,001 <0,001
8 11/15 8,6±0,06 8,5±0,07 >0,05 7,3±0,08 7,5±0,08 >0,05 <0,001 <0,001
9 12/13 8,4±0,08 8,5±0,07 >0,05 7,2±0,09 7,4±0,09 >0,05 <0,001 <0,001
Бег на 30 м, с. Мальчики
5 14/13 6,2±0,05 62±0,06 >0,05 5,6±0,05 5,7±0,05 >0,05 <0,001 <0,001
6 12/12 6,1±0,05 6,1±0,06 >0,05 5,5±0,06 5,8±0,06 <0,05 <0,001 <0,05
7 16/10 5.9±0,05 5, 8±0,09 >0,05 5,2±0,06 5,3±0,09 >0,05 <0,001 <0,001
8 14/12 5,7±0,05 5,7±0,07 >0,05 4,9±0,05 5,0±0,09 >0,05 <0,001 <0,001
9 15/14 5,6±0,05 5,6±0,6 >0,05 4,6±0,06 4,8±0,07 <0,05 <0,001 <0,001
Девочки
5 11/14 6,6±0,06 6,7±0,05 >0,05 5,6±0,08 6,0±0,05 <0,01 <0,001 <0,001
6 13/9 6,3±0,07 6,4±0,08 >0,05 5,4±0,06 5,8±0,06 <0,01 <0,001 <0,001
7 10/13 6,1±0,06 6,2±0,06 >0,05 5,2±0,06 5,4±0,07 >0,05 <0,001 <0,001
8 11/15 5,9±0,05 6,±0,06 >0,05 5,1±0,05 5,3±0,07 >0,05 <0,001 <0,001
9 12/13 5,6±0,06 5,7±0,06 >0,05 4,9±0,07 5,1±0,07 <0,05 <0,001 <0,001
Прыжок в длину с места, см. Мальчики
5 14/13 137,6±1,6 138,8±1,7 >0.05 172,0±1,8 170,1±1,8 >0,05 <0,001 < 0,001
6 12/12 141,4±1,2 138,8±3,6 >0,05 176,0±2,2 172,4±2,3 >0,05 <0,001 < 0,001
7 16/10 146,4±1,4 146,8±1,6 >0,05 180,0±1,6 173,6±3,0 <0,05 <0,001 <0,001
8 14/12 162,2±1,8 164±2,2 >0,05 189,4±2,4 181,2±3,2 <0,05 <0,001 <0,001
9 15/14 168,8±1,3 167,4±1,5 >0,05 197,2±1,6 187,6±1,6 <0,01 <0,001 <0,001
Девочки
5 11/14 130,4±1,3 129,6± 1,6 >0,05 156,6±2,0 152,4±2,0 <0,05 <0,001 <0,001
6 7 13/9 141,3±1,6 133,4±2,2 >0,01 162,0±1,5 155,2±2,6 <0,01 <0,001 <0,001
10/13 141,4±1,6 140,2±1,4 >0,05 174,8±1,8 166,2±1,6 <0,05 <0,001 <0,001
8 11/15 156,8±1,7 154,8±1,2 >0,05 179,2±1,8 170,0±1,6 <0,01 <0,001 <0,001 <0,001
9 12/13 168,2±1,6 164,8±1,2 >0,05 185,1±1,7 176,8±1,2 <0,01 <0,001
Наклоны вперед из положения, сидя, раз. Мальчики
5 14/13 4,0 ±0,3 4,0±0,2 >0,05 8,2±0,3 6,6± 0,3 <0,001 <0,001 <0,001
6 12/12 3,8±0,4 3,9±0,4 >0,05 8,0±0,6 6,4±0 ,5 <0,001 <0,001 <0,001
7 16/10 4,2±0,2 4,1 ±0,5 >0,05 7,9±03 7 ,2±0 ,6 >0,05 <0,001 <0,001
8 14/12 5,6±0,4 5,4±0.5 >0,05 9 ,4±0 ,6 8,0±0,7 <0,001 <0,001 <0,001
9 15/14 7,2±0,4 6,8±0, 5 >0,05 11,6±0 5 9,8±0,6 <0.001 <0,001 <0,001
Девочки
5 11/14 5,3±0,5 5,2±0,4 >0,05 10,6±0,6 8,4±0,,5 <0,01 <0,001 <0,001
6 13/9 5,6±0,4 5,4±0,5 >0,05 12,2±0,5 9,3±0,7 <0,01 <0,001 <0,001
7 10/13 7,2±0,5 7,1±0,4 >0,05 13,8±0,6 11,3±0,5 <0,01 <0,001 <0,001
8 11/15 7,8±0,5 7,8±0,4 >0,05 14,6±0,6 12 ,4±0, 5 <0,01 <0,001 <0,001
9 11/12 8,2±0,3 8 ,8±0 5 >0,05 14,8±0,5 14 ,2±0,5 >0,05 <0,001 <0,001
Подтягивание на перекладине, раз мальчики
5 14/13 3,6±0,3 3,5±0,3 >0.05 5,2±0,4 4,2±0,4 >0,05 <0,001 <0,001
6 12/12 3,7±0,3 3,5±0,2 >0.05 6,4±0,3 5,5±0 ,4 >0,05 <0,001 <0,001
7 16/10 3,9±0,2 3,9±0,4 >0 05 7 ,1±0 ,2 5,8±0,6 <0,05 <0,001 <0,05
8 14/12 5,0±0,3 4,6±0, 3 >0,05 9,2±0,4 7,9±0,5 <0,05 <0,001 <0,001
9 15/14 5,9±0,3 5,6±0,3 >0,05 10,1±0,4 8,4±0,4 <0,01 <0,001 <0,001
5 11/14 5,6±0,3 5,2±0,2 >0,05 9,6±0,3 9.3±0,3 >0,05 <0,001 <0,001
6 13/9 5,8±03 6, 3±0,4 >0,05 9,3±0, 3 9,4±0,4 >0,05 <0,001 <0,01
7 10/13 6,3±0, 4 6,4±0,3 >0,05 12 ,5±0 ,4 10,8±0,5 <0,01 <0,001 <0,01
8 11/15 7,4±0,3 7 2±0,3 >0,05 14,8±0,3 12,2±0,3 <0,001 <0,001 <0,001
9 11/12 8,8±0,4 7,8±0,3 >0,05 15,9±0,5 13,8±0,4 <0,01 <0,001 <0,001
6-ти минутный бег. Мальчики
5 14/13 948,3±7,7 942,б±6,1 >0,05 1132,0±7,5 1049,6±7,2 <0,01 <0,001 <0,001
6 12/12 1002,6±8,3 1001,2±7,2 >0,05 1202,1±8,9 1129,8±7,6 <0,01 <0,001 <0,001
7 16/10 1090,4±4,9 1089,6±5,1 >0,05 1299,0±6,4 1208,4±6,2 <0,01 <0,001 <0,001
8 14/12 1189,8±8,5 117б,4±6,9 >0,05 1378,0±7,4 1289,6±7,7 <0,01 <0,001 <0,001
9 15/14 1248,6±3,8 1232,2±6,9 <0 05 1395,0±9,2 1312,8±10, <0,01 <0,001 <0,001
Девочки
5 11/1 4 904,б±б,4 924,0±5,0 <0.05 1132,2±7,2 1074,1±6,7 <0,01 <0,001 <0,001
6 13/9 996,0±6,3 1001,2±8,1 >0,05 1197,4±6,1 1102,6± 8,4 <0,01 <0,001 <0,001
7 10/13 1067,7±7,0 1072,0±5,1 >0,05 1212,6±7,0 1201,7± 6,1 >0,05 <0,001 <0,001
8 11/15 1113,6±6,2 1122,0±7,1 >0,05 1306,8±6,8 1288,0±0,5 <0,05 <0,001 <0,001
9 12/13 1194,8±5,0 1190,0±5,1 >0,05 1378,4±5,2 1345,8±4,6 <0,01 <0,001 <0,001
Р1 - различия исходных показателей в ЭГ и КГ в начале эксперимента Р2 - различия итоговых показателей в ЭГ и КГ в конце эксперимента Р3, Р4 - сдвиги в ЭГ и КГ за время проведения эксперимента
- знания, полученные учащимися экспериментальных классов во время уроков о традициях тувинского народа, обеспечивают более высокий образовательный, воспитательный, оздоровительный уровень по сравнению с контрольными классами, занимающимися по комплексной школьной программе.
Это говорит о том, что национальные виды спорта, самобытные физические упражнения, танцы и народные игры эффективно влияют на учебный процесс по физическому воспитанию учащихся 59 классов. Эффективность учебного процесса повышается, если учащиеся сознательно, активно осваивают знакомые им движения. Предлагаемые им народные игры, национальные виды спорта, танцы расширяют круг знаний, снимают психологическую зависимость и внутреннюю скованность.
Перечисленные характеристики,
составляющие в сумме общую подготовленность школьников по предмету «Физическая культура», позволяют в полной мере судить об
эффективности учебно-воспитательного процесса, в основу которого положены народные средства физического воспитания тувинского народа.
Таким образом, эффективное использование средств физической культуры тувинского народа получило экспериментальное подтверждение в практике массового апробирования и внедрения рекомендуемого опытного материала в школах Республики Тыва. Оно выразилось в росте показателей физической подготовленности и развития, улучшении общего здоровья детей в экспериментальных группах.
Литература
1. Кыргыс Э.К. Физическое воспитание учащихся основой школы на основе традиционной физической культуры тувинцев: Автореф. дис... канд.пед.наук. -Красноярск, 2008.- 22 с.
2. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. и др. Физичекое воспитание учащихся 5 - 7 классов. Учебное пособие//- 2 изд. [Текст] - М.: Просвещение, 2001.-С.7-35, 169-176.
3. Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. [Текст] - М., 1996. - С. 1324.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ROLLING PLAYS (GAMES) AS FACILITY (TOOL) OF THE HARMONIOUS
DEVELOPMENT CHILD
Э.Э. Мендот, Э.Э. Мендот, И.Э. Мендот Mendot E.E. Mendot E.E. Mendot I.E.
Подвижные игры - одна из составных частей общей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие, в единстве с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием и обучением.
Rolling games - is are one of the component parts of the general system of the unbringing, which have the purpose fortification of the health of the person and his correct physical development, in unity with mental, moral, aesthetic(esthetic) and labor unbringing and education.
Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. По этому поводу Е.А.Покровский писал, что о детских играх перво-
бытных народов, к сожалению, мало сведений. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в 30-е годы XX столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи,