Научная статья на тему 'Использование народной музыки в системе профессионального хореографического образования'

Использование народной музыки в системе профессионального хореографического образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
443
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / КОНЦЕРТМЕЙСТЕР БАЛЕТА / МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХОРЕОГРАФИИ / FOLK DANCE STAGE ADAPTATION / MUSICAL COMPOSITION / BALLET CONCERTMASTER / MOSCOW STATE ACADEMY OF CHOREOGRAPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Буланкина М. К.

В статье рассматривается проблема использования народной музыки в процессе музыкального оформления уроков народно-сценического танца в учебных заведениях профессионального хореографического образования на основе опыта работы концертмейстера Московской государственной академии хореографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of folk music in the system of professional choreographic education

The article deals with the problem of using folk music in the process of musical design of folk stage dance lessons in educational institutions of professional choreographic education based on the experience of the accompanist of the Moscow State Academy of Choreography.

Текст научной работы на тему «Использование народной музыки в системе профессионального хореографического образования»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 8, 2019: 1013-1022

Использование народной музыки в системе профессионального хореографического образования

М.К. Буланкина

Московская государственная академия хореографии 119146, Москва, ул. 2-я Фрунзенская, д. 5 The Bolshoi Ballet Academy 2nd Franzenskaya sir., 5, Moscow 119146 Russia e-mail: [email protected]

Ключевые слова: народно-сценический танец, музыкальное оформление, концертмейстер балета, Московская государственная академия хореографии. Key words: folk dance stage adaptation, musical composition, ballet concertmaster, Moscow State Academy of Choreography.

Резюме: В статье рассматривается проблема использования народной музыки в процессе музыкального оформления уроков народно-сценического танца в учебных заведениях профессионального хореографического образования на основе опыта работы концертмейстера Московской государственной академии хореографии.

Abstract: The article deals with the problem of using folk music in the process of musical design of folk stage dance lessons in educational institutions of professional choreographic education based on the experience of the accompanist of the Moscow State Academy of Choreography.

[Bulankina M.K. The use of folk music in the system of professional choreographic education]

Дисциплина «Народно-сценический» танец занимает существенное место в системе профессионального хореографического образования, она прочно вошла в образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств как дисциплина блока профессионального цикла, основные образовательные программы по направлению подготовки «Хореографическое искусство», высшего образования (бакалавриат), программы дополнительного образования, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В процессе освоения Профессионального модуля «Творческо-исполнительская деятельность», наряду с изучением предметов «Классический танец», «Дуэтно-классический танец», «Историко-бытовой танец» изучается «Народно-

сценический танец», в результате чего обучающийся должен «иметь практический опыт: исполнения на сцене различных видов танца, произведений базового хореографического репертуара, входящего в программу профессиональной практики хореографического учебного заведения; подготовки концертных номеров, партий под руководством репетитора по балету, хореографа, балетмейстера; работы в танцевальном коллективе; уметь создавать художественный сценический образ в хореографических произведениях классического наследия, постановках современных хореографов, отображать и воплощать музыкально-хореографическое произведение в движении, хореографическом тексте, жесте, пластике, ритме, динамике с учетом жанровых и стилистических особенностей произведения»; знать базовый хореографический репертуар, элементы и основные комбинации принципы, взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств.

Содержание дисциплины «Народно-сценический танец» в системе профессионального хореографического образования составляет изучение основных движений - танцевальных па, лексики народной хореографии, исполненных в соответствующем стиле и манере, характерной для разных национальностей, как в их аутентичном виде, так и в их сценической академической интерпретации. Студенты, обучающиеся по программам высших образовательных учебных учреждений, изучают методику исполнения и преподавания «Народно-сценического танца».

Государственный экзамен по дисциплине «Народно-сценический танец» входит в Государственную (итоговую) аттестацию будущих артистов балета. Лучшие экзаменационные номера включаются в программы выпускных концертов на престижнейших сценах страны. Выпускной концерт Московской государственной академии хореографии традиционно проходит на Исторической сцене Большого театра России, Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой - на сцене Мариинского театра, на сцене Государственного Кремлевского дворца, Школы-студии (училища) при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева - на сцене Концертного зала имени

П.И. Чайковского, Московского хореографического училища при МГАТТ «Гжель» - на сцене Московского государственного академического театра танца Гжель и т.д.

Занятия по освоению дисциплины «Народно-сценический» танец проходят в балетных залах с участием концертмейстера - обычно пианиста, реже - баяниста или в сопровождении оркестра народных инструментов, на сцене академического театра - симфонического оркестра, в зависимости от специфики школы. Изучение предмета тесно связано с музыкальным оформлением урока. Преподавание дисциплины проходит под «живую» музыку и представляет собой совместное творчество педагога-хореографа, музыканта и обучающихся. Преподаватель, наряду с описанием движений, указывает, в каком предполагаемом характере и музыкальном размере должно быть исполнено сопровождение хореографической комбинации. «Подбор музыкального материала для ведения уроков народно-сценического танца играет большую роль. Начиная с простейших движений у станка, музыка должна соответствовать характеру данного движения... Музыкальное сопровождение должно подбираться так, чтобы при выполнении упражнений его не нужно было искусственно ускорять или замедлять. В тех случаях, когда движение может выполняться на несколько музыкальных размеров, полное его описание дается на один из размеров, на другие приводятся в сокращенном виде» (Зацепина, Климов, Рихтер, Толстая, Фарманянц, 1976).

Для сопровождения текущих занятий и сценических номеров в процессе обучения используется как фольклор, так и авторская академическая музыка: произведения, созданные представителями национальных композиторских школ («Испанские танцы» И Альбениса, М. де Фалья. Э. Гранадоса), а также сочинения, написанные в стиле определенных национальных характеров. В процессе поэтапного освоения дисциплины, исходя из методических задач курса, изменяется музыкальное сопровождение хореографического материала. «Подбирать музыкальный материал рекомендуется также с учетом восприятия его учащимися - от более простого в младших классах к более сложному в старших» (Зацепина,

Климов, Рихтер, Толстая, Фарманянц, 1976).

На настоящий момент программа изучения народно-сценического танца включает в себя два раздела: народно-сценический (характерный) танец и народный танец. «Характерный танец является неотъемлемой частью классического балета и по своей значимости эстетической сущности и по системе координации движений. Его лексика сложилась на основе народных танцев, преобразованных по законам классического балета крупнейшими балетмейстерами XIX и XX веков» (Зацепина, Климов, Рихтер, Толстая, Фарманянц, 1976).

Преподавание по дисциплине «Народно-сценический» танец происходит поэтапно с изучения отдельных танцевальных элементов и освоения небольших танцевальных этюдов в основных характерах: польском, итальянском, русском, венгерском и др. до развернутых сценических композиций из классических и современных оперных и балетных спектаклей. Структура урока народно-сценического (или народно-характерного) танца обычно представляет собой две части: экзерсис у станка и экзерсис на середине зала.

В первые годы обучения программа предусматривает изучение белорусского народного танца «Крыжачок», польского сценического танца Мазурка, Итальянского сценического танца Тарантелла, Русского народного танца, Венгерского народного и сценического танца, Испанского сценического танца. Изучение хореографического материала напрямую связано с музыкой. Для сопровождения изучения центральных элементов движения народных танцев традиционно выбирается и используется народная музыка - фольклорные музыкальные произведения в аранжировке концертмейстера, поскольку изначально танцы исполнялись под аккомпанемент голоса, а по мере появления и развития инструментальной народной музыки - под аккомпанемент народных инструментов. Специфика профессионального образования диктует необходимость соблюдения принципа квадратности при составлении хореографических комбинаций. В народной музыке не всегда соблюдается этот принцип, задачей концертмейстера в этом случае будет сокращение или увеличение количества тактов

исходного музыкального материала, путем введения купюр или увеличения количества тактов за счет повторения.

Рассмотрим более подробно некоторые из танцевальных характеров, изучаемых в процессе освоения предмета «Народно-сценический танец» и примеры соответствующего им музыкального сопровождения.

Для белорусских народных танцев характерна сюжетность, отображающая трудовые процессы, наиболее популярными из которых являются «Белорусская полька», «Лявониха», «Крыжачок». Чаще всего на начальном этапе изучается «Крыжачок» - массовый оживленный двухдольный танец, который своим названием по одной из версий обязан названию дикого селезня «Крыжак» - манера шага напоминает горделивую походку селезня. Тема танца народная, музыкальное сопровождение сценического варианта -оркестровые вариации на белорусскую народную тему. В сценическом академическом балетном репертуаре использован в балетах В. Золотарева «Князь-Озеро» и М. Крошнера «Соловей».

Польские народные танцы широко используются в академическом классическом репертуаре оперного и балетного театра. Мазурка, Полонез и Краковяк встречаются во многих спектаклях. Сценическая мазурка происходит от нескольких народных танцев: Мазура, Оберека и Куявяка, имеющих трехдольный размер, пунктирный ритм и характерную синкопу на вторую или третью долю. Мазур - народный крестьянский танец жителей польской Мазовии, известен примерно с XVI века, обязан своим названием месту происхождения, ему присуща сочная аккордовая фактура, подражающая звучанию народных инструментов, яркие акценты, активный грубоватый характер, скачкообразная мелодика, имитирующий прыжковые движения. Близок к мазуру по настроению и выразительным характеристикам и оберек, в отличие от куявяка, имеющего более лирический характер. К XIX веку из всех вышеперечисленных составляющих сложилась та бальная мазурка, которая и вошла в академические польские дивертисментные акты оперных и балетных спектаклей. При изучении элементов движений мазурки используется

музыкальный материал как народной музыки - мазуры, обереки и куявяки, так и композиторской. Народный материал дает яркую характеристику движениям, подчеркивает остроту ритмического рисунка, обладает простой, ясной, запоминающейся мелодией. Авторский музыкальный материал обладает более изысканной мелодикой, прихотливым ритмом рекомендован на более позднем этапе обучения при освоении сценического хореографического материала. Мазурки очень широко представлены в репертуаре классического наследия. Самые известные примеры использования в сценическом действии - оперы: М. Глинки «Иван Сусанин», П. Чайковского «Евгений Онегин»; балеты: Ц. Пуни «Конек-горбунок», Л. Делиба «Коппелия», Л. Минкуса «Пахита», А. Глазунова «Раймонда», П. Чайковского «Лебединое озеро», Ф. Шопена «Шопениана». Сценический номер «Мазурка» А. Скрябина в постановке К. Голейзовского в исполнении Е. Максимовой стал одной из жемчужин творчества великой балерины.

В старших классах изучается Краковяк - быстрый веселый двухдольный танец польского происхождения, характеризующийся синкопой на вторую долю со второго такта четырехтактного построения, как правило, изучается его сценический вариант. XIX веку Краковяк сформировался как массовый парный танец, имеющий достаточно сложную хореографию и рисунок. Краковяк встречается в балете Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», опере М. Глинки «Иван Сусанин».

Венгерский сценический танец претерпел достаточно большие стилистические изменения относительно своей народной основы в сторону классического танца. Его изучение продолжается на протяжении всего курса и происходит при использовании народной музыки и музыки композиторов, составляющих венгерскую национальную композиторскую школу. В хрестоматиях по народно-сценическому танцу представлено творчество композиторов Ф. Листа, Б. Бартока, П. Кадоша, З. Кодая. Венгерский сценический танец по структуре часто представляет собой развернутую двухчастную форму и состоит из Венгерского Adagio и следующего за ним Венгерского Allegro. Форма строится по принципу контраста, в

первую очередь, темпового. Венгерское Adagio содержит амплитудные движения и исполняется в четырехдольном размере и спокойном темпе. Величественную музыку чардаша, сопровождающую гордую поступь, сменяет быстрое двухдольное Allegro, изобилующее мелкими движениями. Чардаш получил свое название от венгерского названия трактира, постоялого двора. Поскольку народные музыканты времени формирования танца, а это примерно XVIII век, свободно путешествовали по странам Балканского полуострова небольшими народными оркестрами, в том числе и цыганскими, то и музыка кочевала из страны в страну, обогащаясь новыми мелодическими оборотами, ритмическими формулами и приобретая общие для всех черты. Интересно прослеживается этот феномен в цикле «Венгерских танцев» И. Брамса, основанном на народной музыке и состоящего из 21 произведения, в некоторых из которых слышатся мотивы, родственные по своей интонационной основе и стилистике народной музыке Румынии, Хорватии, Черногории и т.д., особенно ярко это проявляется в быстрых частях. Несколько «Венгерских танцев» И. Брамса получили сценическое хореографическое воплощение. К наиболее ярким образцам Венгерского народного танца на балетной сцене относятся Чардаш из балета «Коппелия» Л. Делиба, Чардаш В. Монти, 2-я Рапсодия Ф. Листа.

История развития русского народного танца напрямую связана с бытом, укладом жизни, устным народным творчеством и насчитывает большое разнообразие жанров. На начальном этапе изучаются два основных вида русского народного танца: хоровод и перепляс. Часто в младших классах девочки и мальчики занимаются отдельно, и характер музыкального сопровождения хореографических композиций, поставленных педагогом-хореографом для этих групп, имеет отличия в характере исполнения и подборе музыкального материала. Для хореографического этюда в русском характере педагог обычно выбирает две разные по жанру характеристики: русский лирический - женский хоровод, и русский перепляс - для мальчиков. Хоровод - массовый народный, преимущественно двудольный, древнейший вид танца, обычно женский,

напрямую связан с сюжетностью и обрядовостью, выбором жениха. Представляет собой шаг по кругу в женском варианте или сюжетную игру - в смешанном. Перепляс - двудольный групповой или индивидуальный, чаще мужской вид русского народного танца, игровой основой которого является соревновательность. Женская музыкальная часть носит лирический характер, подчеркнутый длинной мелодической линией и плавным её рисунком, использованием штриха Legato в исполнении, прозрачной фактурой, высоким и средним регистром, в отличие от характеристики мужской группы, с более короткой фразировкой, скачкообразно развивающейся и ритмически активной мелодией, насыщенной фактурой, non Legato в артикуляции, средним и низким регистром, более яркими динамическими оттенками. Музыка для сопровождения русского народного танца почти всегда представляет собой вариации на народную тему, выполненные концертмейстером в зависимости от задач хореографии, это огромное поле для творчества музыканта, в ансамблях, имеющих народный оркестр - блестящие оркестровые вариации. Сценические академические воплощения русского народного танца ярко представлены в балетах П. Чайковского «Снегурочка», С. Прокофьева «Каменный цветок», И. Стравинского «Петрушка».

При дальнейшем обучении жанровый диапазон танцев расширяется, добавляются армянский, молдавский, грузинский, татарский, башкирский, еврейский, арагонская хота, отрывки из балетов и опер народно-характерного содержания.

Музыка оперных и балетных спектаклей тесно связана с драматическим действием и отражает основные тенденции и направления современного искусства. Для передачи со сцены определенного национального колорита используются цитаты народной музыки, оригинальные мелодии, аранжированные композиторами, сочиняются произведения в духе и стиле демонстрируемого национального характера. Музыкальный материал опер и балетов в народно-характерных сценах, наряду с цитатами мелодий народных песен и танцев, часто содержит стилицации - произведения, созданные композиторами в стиле устного народного творчества определенной национальной

группы людей, передающие характерные черты голосоведения, ритмические и жанровые особенности музыкального языка.

Для реализации дисциплины «Народно-сценический танец», необходимо наличие квалифицированных музыкантов, которые кроме основных видов профессиональной деятельности -музыкально-исполнительской и педагогической, готовы к концертмейстерской деятельности в учреждениях профессионального хореографического образования. Для подготовки концертмейстеров балета в МГАХ осуществляется «Основная образовательная программа высшего образования направление подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (Фортепиано) специализация «Концертмейстер по классу балета». Выпускники, освоившие данную программу бакалавриата, обладают способностью наряду с общекультурными и общепрофессиональными, профессиональными компетенциями, соответствующими музыкально-исполнительской, педагогической профессиональной деятельности, включающими способность создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения, подготовку программы к публичному выступлению, студийной записи, репетиционному процессу, готовностью к овладению и постоянному расширению репертуара; способностью творчески составлять программы выступлений с учетом задач музыкально-просветительской деятельности, выпускник программы обладает способностью создавать, редактировать, делать переложения и адаптировать музыкальные произведения и их фрагменты для проведения занятий в балетном классе на уроках специальных хореографических дисциплин.

В процессе освоения непосредственно хореографической лексики народного танца, знакомства с оригинальной музыкой разных народов, формирования умения создавать яркие сценические образы, огромное значение имеет реализация воспитательного компонента на уроках народно-сценического танца. Комплексное воздействие музыкально-хореографического материала на сознание обучающихся дает мощный толчок музыкально-эстетическому, духовно-нравственному и

патриотическому развитию, формированию системы базовых национальных ценностей у будущих артистов балета.

М.К. Буланкина / M.K. Bulankina ЛИТЕРАТУРА

Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. 1976. Народно-сценический танец. Часть первая. М.: Искусство. 3 с.

Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ МГАХ 2016. ИОП в ОИ 52.02.01 «Искусство балета» - Образовательная программа среднего профессионального образования в области искусств, интегрированная с образовательными программами основного общего и среднего образования по специальности 52.02.01 «Искусство балета углубленной подготовки». Москва.: МГАХ, 2016.

Основная образовательная программа высшего образования Направление подготовки 071200.62 Хореографическое искусство (бакалавриат) Профиль 1. Педагогика балета. Москва.: МГАХ, 2014.

Основная образовательная программа высшего образования Направление подготовки 071200.62 Хореографическое искусство (бакалавриат). Профиль 2. Педагогика народно-сценического искусства. Москва.: МГАХ, 2014.

Основная образовательная программа высшего образования направление подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство профиль Фортепиано специализация «Концертмейстер по классу балета» квалификация Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (фортепиано). Музыкально-инструментальное искусство, профиль Фортепиано, сформированная на основе ФГОС ВО, утвержденного приказом Министерства образования и науки 11.08.16 г. № 1010; зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 26.08.2016 г. № 43448. Москва.: МГАХ, 2017.

Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности 52.02.01.Утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации Приказ № 35 от 30 января 2015 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 52.02.01 Искусство балета».

Получена /Received: 24.08.2019 Принята / Accepted: 09.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.