Научная статья на тему 'Народно-историческая и культурная основа польского танца'

Народно-историческая и культурная основа польского танца Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3950
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ / ИСТОРИЯ / РАЗВИТИЕ / ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ТАНЦА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильева Анастасия Леонидовна

Статья посвящена польским танцам, как историческому и культурному явлению. В статье описываются пять основных национальных танцев Польши: полонез, мазурка, краковяк, куявяк, оберек. Рассматриваются различные версии возникновения этих танцев, прослеживается путь их развития. В статье приводятся основные движения танцев, дается музыкальная характеристика танцев, подробно описываются костюмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about the Polish dances from a historic and cultural standpoint. Five folk dances are treated in the article, the polonaise, mazurka, krakowiak, kujawiak, oberek. Various versions of their origins are dealt with, their development is retraced. The article describes some basic movements of the dances, their musical characteristics are given and the accompanying costumes are minutely described.

Текст научной работы на тему «Народно-историческая и культурная основа польского танца»

А.Л. Васильева

НАРОДНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ОСНОВА ПОЛЬСКОГО ТАНЦА

Статья посвящена польским танцам, как историческому и культурному явлению. В статье описываются пять основных национальных танцев Польши: полонез, мазурка, краковяк, куявяк, оберек. Рассматриваются различные версии возникновения этих танцев, прослеживается путь их развития. В статье приводятся основные движения танцев, дается музыкальная характеристика танцев, подробно описываются костюмы.

Ключевые слова: национальный танец, история, развитие, основные движения танца.

Польский вклад в сокровищницу мировой культуры созвучен образам ее национальных танцев. Сама душа Польши, кажется, наиболее ярко раскрылась и нашла свое точное выражение в ритмах, пластике и характерах народного танца. А в эстетических ассоциациях образ Польши сливается с Шопеном и Венявс-ким, музыка которых - это вечный танец. Говоря о польской музыке как явлении, в том числе симфонической и камерной, нельзя не обратить внимание на доминирующую в ней танцевальную основу. Танцы Польши снискали огромную популярность и любовь во многих странах мира. Изысканность, темперамент, узнаваемость национального колорита и историко-бы-тового контекста привлекали к польским танцам на протяжении всей истории и тех, кто просто любил танцевать, и тех, чьи имена знакомы почти каждому. Великие композиторы в своих произведениях использовали польские мотивы и ритмы, писатели и художники отдавали дань польским сюжетам. Их творения, в свою очередь, оказывали влияние на развитие представлений обо всем польском и, конечно, о танцах. Это и многое еще с течением времени создавало своеобразный польский художественный мир.

Особое место занимают «польские танцы» в русской культуре. С некоторыми оговорками можно предположить, что

польские танцы в России - это нечто несколько большее, чем танцы других народов, и даже больше, чем просто танцы. Такие композиторы, как Глинка, Мусоргский и Чайковский, обращаясь к польским ритмам и образам, подразумевали целый многогранный комплекс ассоциаций, возникающих при соприкосновении польской и отечественной культур. Тема польского антитезиса в образах русских опер и балетов - тема отдельного интереснейшего исследования.

Сегодня понятие «польский танец» объединяет в себе целый ряд различных художественных и хореографических явлений. Это танцы бальные, народные пляски и характерные танцы классического балета.

Польские танцы давным-давно стали популярными по всей Европе, можно сказать, стали интернациональными. И во дворцах как церемониальные, бальные, и в народной среде самых разных стран, как, например, «полска»1 в Швеции и Финляндии. Причина этого, по всей видимости, кроется в яркой самобытности и темпераменте этих танцев. Польша долгое время оставалась славянской окраиной германской и романской Европы. И, хотя она всегда была неотделимой частью Европы, имея с ней одну католическую религию и общую аристократию, некоторый ориентальный акцент в восприятии «славянской Польши» другими европейцами имел существенное значение. Кроме того, Польша все же чуть позже вошла в Европу, и в польской культуре успела отразиться тема сопротивления и борьбы за независимость. Много позднее, уже в период «новой» истории, оказавшись на европейском перекрестке интересов великих держав и потеряв политическую независимость, польская культура воскресила эту тему гордости и своеволия с новой силой.

Иногда отличительной чертой польских танцев называют сдержанность. В пластике это выражается, прежде всего, в горделивой осанке танцующих. Более правильно это связывать с общей польской ментальностью, которая обязывает держать личную дистанцию и быть несколько отстраненным. Сам по себе характер польских танцев, наоборот, по-славянски откры-

т й, ду евн й и да е экзальтированно э оциональн й. отличие от романских танцев (Румыния, Италия, Испания), лексика польской хореографии не в выполнении танцевальных фигур, а в их эмоциональном наполнении, «пропевании».

Польские танцы, как и танцы других славянских народов, особым образом связаны с музыкой. В архаическую эпоху танцы были «спеты», т. е. исполнители одновременно пели и двигались. «Народная музыка, как искусство примитивное, соединяет в себе этнографические элементы и элементы хореографии. Это неоспоримый факт, что танцевальные пантомимы разных народов сопровождаются песнями с некоторым словесным содержанием»2. В отличие от танцев с инструментальным сопровождением, танец под пение самым тесным образом связан с ритмом дыхания, которое исполнитель берет, чтобы петь. На характер и смысл танцевальных движений самым непосредственным образом влияли текст и содержание песен. Именно с этим связано также и многочастное музыкальное строение танцев.

Нет смысла доказывать важность изучения истории, художественных и эстетических принципов народных танцев, которые легли в основу сценического характерного танца. Без представления об общекультурном контексте, без понимания архетипов невозможно осмысленное и содержательное исполнение характерного танца, даже при условии хорошей и «правильной» техники. Например, некоторые движения сформировались, благодаря деталям костюма, которых давно и в помине не существует (разве только в фольклоре). Многие смыслы и характеры в танцах своими корнями уходят в историческое прошлое. Кстати, умение ориентироваться в художественном пространстве получает все большую актуальность в современном искусстве, насквозь пропитанном ассоциативными параллелями и реминисценциями.

Трудность задачи исторического исследования и анализа заключается в том, что до XIX столетия не было научного систематического изучения народных танцев, в том числе

польского. ля представления о танцах того периода приходится использовать эпизодические и косвенные исторические документы и свидетельства, а также исследования современного фольклора, внутри которого могли остаться архаические моменты. Анализ танцев, начиная с XIX века и по сегодняшний день, носит другой методологический характер.

По всей видимости, для Польши остается открытым вопрос, какие из ее танцев имеют народные истоки, а какие создавались в аристократической среде. По поводу происхождения национальных танцев, мнения серьезно разнятся. Так, по одной версии, все они крестьянского происхождения: в процессе исторической эволюции кристаллизовались и канонизировались, постепенно утрачивая связь с родным регионом. Другое мнение состоит в том, что все они (полонез, краковяк, мазурка, куявяк, за исключением оберека) шляхетского происхождения. Далее в статье, при более подробном описании каждого танца в отдельности мы попытаемся представить различные версии их возникновения и исторического развития.

В современной Польше в среде специалистов бытует взгляд, который предлагает четкое разделение эстетики и хореографии народных фольклорных («Мо'е») танцев и общепольских национальных («naшdowe»). В настоящее время определение национальных танцев подчеркивает, прежде всего, их связь с народными танцами с указанием их различных функций, а не социальный ритуал танца. Для оригинальных танцев польского происхождения характерна связь с сельскими районами страны: Краков, Подгаль, Лович, Великопольский и т. д. Традиция польского танца, как она видится сейчас, начинается только в XIX веке. Она не была народной (прямо восходящей к фольклору), а возникла вместе с популярной танцевальной музыкой.

Другая позиция, в основном сформировавшаяся к середине прошлого века выглядит следующим образом: польские танцы подразделяются на повсеместно распространенные (национальные) и региональные. К повсеместно распространенным танцам относятся: полонез, мазурка, оберек, куявяк и краковяк.

Это пять основных, доминирующих, отличающихся друг от друга танцев. Примерами региональных танцев являются: «трояк», «аркан», «коломийка», «завируха», збуйницкие, гуральские танцы и другие. Автор Т. Ткаченко отразила созвучный времени взгляд: «Подлинную красоту национального танца, многообразие его форм сохранял польский народ, особенно крестьянство»3. «В сценической обработке мастеров прошлого и тем более в бальной интерпретации народный танец не мог быть представлен во всей своей красоте и многообразии. Особенно много терял он в бальной интерпретации, приобретая салонно-изыс-канные, а иногда и манерные черты»4.

Здесь хочется поставить вопрос: насколько эти дискуссии актуальны для развития исполнительского искусства характерного танца классического балетного репертуара? Конечно, выбор общей эстетики представления польского танца остается за хореографом. Но в отношении к элементам танца, к их подаче, содержанию, имеющему конкретный художественный и исторический смысл, исследования обязывают исполнителей быть предельно точными в самых мелких деталях. Наука показывает, что, несмотря на любые различные формы, элементы остаются общими для всех польских танцев. Самые известные польские танцы всегда существовали как минимум в двух ипостасях: народно-фольклорной и бальной.

«Первые танцевальные формы были неразрывно связаны с обрядами, календарными играми, началом и концом полевых работ, семейными торжествами, являясь неотъемлемой частью их. Этим объясняется массовость польских танцев, широта и размах их композиционного рисунка»5. С древности польские танцы отличали яркость и самобытность. Ни один сельский праздник не обходился без танцев. Это были танцы ряженых на Рождество, хороводы на Ивана Купалу и много других народных плясок. Воинственная пластика героических танцев отражала независимый и свободолюбивый характер польского народа. Изначально польские танцы исполнялись под пение. Теперь чаще - под аккомпанемент народного оркестра,

состоящего из скрипки, кобзы, фуярки, контрабаса. Из поколения в поколение канонизировались и передавались движения, формы, характер исполнения наиболее распространенных танцев.

Некоторые ритмические особенности польской танцевальной музыки корнями восходят к эпохе Возрождения, когда сформировались сущностные черты польского фольклора.

Самый старый рукописный памятник, который содержит ряд польских танцев - это «Tablature d'orgue de Jean de Lublin»6 (около 1540 г.). Рукопись содержит двадцать семь оригинальных танцев, и, поскольку некоторые из них имеют двойную аранжировку, в сумме получается тридцать шесть танцев под общим названием «Corea» (хорея)7. Названия танцев даны на польском, итальянском, немецком и испанском языках. Этот старинный документ позволяет нам увидеть, что все польские танцы начинаются с первой медленной части, во время которой полагалось неторопливо прохаживаться, как бы прогуливаясь. Вторая часть - оживленная, исполнители быстро двигаются (бегают, прыгают, соревнуются, кто лучше исполнит сложное pas). Отмечалось, что все движения должны носить бурный, неистовый и вспыльчивый характер. Есть и другие рукописи, которые часто содержат много интересного для профессиональных исследователей. Так, например, в «Testudo Gallo polonica-germanica» Georgi Leopoldi Fuhrmanni8 1615 года подробно описан польский танец под названием вольта. Автор говорит о том, что этот танец попал в Польшу из Франции через двор Анри де Валуа. В «Tablature d'Adalbert Dlugoraj»9 1619 года среди польских танцев мы также можем встретить вольту («Volta polonica» - польская вольта). Эти источники позволили польским исследователям выдвинуть теорию, что мазурка в XVII веке произошла от кельтского танца вольта. Существуют также работы, показывающие родство полонеза и сарабанды. Старинные названия «chorea polonica», чуть позже «polonaise», были приняты за пределами Польши и означали «польский танец» в широком смысле этого слова. По мнению многих ученых, «chorea polonica» имела музыкальную характеристику краковяка.

Первая половина XIX века в культуре и общественном сознании - период романтизма. Для эстетики и философии романтизма одной из важных тем является тема национального самоопределения. Хочется акцентировать внимание на том, что только к середине XIX века краковяк, полонез и мазурка обрели свои современные общепринятые названия и стали рассматриваться как «национальные польские танцы». Это время раздела Польши между Пруссией, Австрией и Россией, период неудачных восстаний (1831 и 1848 гг.), борьбы за независимость страны. И неслучайно польские танцы стали одним из символов разделенной нации. На рубеже XVШ-XIX вв. они имели большое значение в процессе утверждения самобытности польской профессиональной музыкальной культуры. Стоит упомянуть, что мазурка даже стала национальным гимном Польши10. А в середине XIX века польские танцы в парижских салонах были символом солидарности с угнетенной нацией. Ритмы и мотивы краковяка, полонеза и мазурки стали активно использоваться выдающимися композиторами того времени не только в бальной музыке, но и в серьезной симфонической и камерной музыке.

Естественно, что дальнейшая история хореографии - это история постановок под музыку XIX века и более позднюю, что дает основание некоторым исследователям четко разделять танцы на фольклорные (региональные) и национальные (общепольские).

С этого времени произошло четкое отделение сельского фольклорного танца от бального постановочного танца. Если в XIX веке в исполнении бального танца («предка» сценического танца) еще была прямая традиция и живая связь с истоками, многое в движениях и манере как бы само собой разумелось, то в настоящее время можно сказать, что эта связь утеряна. Для осмысленного исполнения танцев в польском характере и манере необходимо знать не только хореографический текст, поставленный балетмейстером, но и народно-исторический культурный слой.

Танцевальный язык польской хореографии сложен и разнообразен. Он содержит ряд непростых движений, различных вращений и поз. Польский танец преимущественно парно-массовый, то есть исполняется он парами. В некоторых регионах есть танцы сольные мужские или женские. Мужчина внимателен к партнерше, он танцует с высоко поднятой головой и подтянутым корпусом. У женщин в танце изящные движения рук контрастируют с четкими окончаниями танцевальных фраз. «В пластике польских танцев сочетаются грациозность и мужественность, тонкая лиричность и бурный темперамент»11. Отличительная особенность польских танцев состоит в том, что весь этот сложный танцевально-психологический сплав подается по характеру сдержанно, строго и точно по исполнению pas.

Полонез (польск. - «polonez») - торжественный танец-шествие. Музыкальный размер 3/4 в умеренном темпе. Самый старинный и общепринятый в Польше танец. В отличие от других польских народных танцев, мелодии которых поются, полонез в музыке всегда был инструментальным жанром.

Полонез развился на основе народного танца-шествия «chodzоny», что означает «хождение». Назван он так, поскольку фигуры танца состоят из ходьбы по кругу танцевального зала. Народные предшественники полонеза несут названия, описывающие их медленные темпы - «wolny» и «powolny» (медленно); вращательные движения - «obracany» (поворот), «okragly» (круглый); пеший характер «pieszy» - (пешком), их величавое настроение - «wielki» (большой). С XVII века в деревнях и селах известны такие варианты танца как «chmielowy» (хмельной), а в городах «swieczkowy» (со свечами). Торжественными «ходзонами» открывались народные праздники, свадебные гуляния. «В старину в разных районах Польши участники этого танца держали в руках зажженные свечи, в других - подушечки, в третьих - хмель. Девушки иногда танцевали его в венках из полевых цветов. В районе Кракова в «ходзоны» ввели притоптывания и «голубцы», а в Куявии парень и девушка держали за концы платок, обыгрывание которого придавало эффектность

танцу. В Снлезни его танцевали медленно, он напоминал марш с характерными наклонами головы или с низкими поклонами»12. В дальнейшем эти шествия становятся танцем привилегированных классов. Пройдя путь от сельских торжеств до праздников бедной шляхты, «ходзоны» постепенно утратили свои народные черты, а появившийся в XVII веке в дворянских салонах полонез приобрел особую пышность и размах.

По несколько иной версии, полонез - это единственный польский народный танец, родословная которого идет от дворянства, а затем переходит к простым сельским жителям. Происхождение танца конкретно относят к эпохе Генриха Валуа, будущего французского короля Генриха III Анжуйского. Он был избран на польский трон в Кракове в 1573 году. Польские придворные дамы при представлении королю образовывали процессию, которую сопровождала величественная музыка. Такая процессия вошла в традицию и стала открывать все государственные церемонии, а само шествие переросло в танец. Тот полонез, который мы знаем сейчас, уже существовал при дворе короля Ладисласа IV (XVII век).

Существует также мнение, что полонез изначально был военным мужским танцем польской шляхты. Он представлял собой торжественный марш вооруженных воинов, которые могли в нем показать свою воинственную осанку, вооружение, богатство одежды. Считается, что, благодаря этому, полонез и приобрел черты уверенной, спокойной, воинственной горделивости. Затем этот танец танцевался одними женщинами в подражание мужчинам, и только потом полонез стал танцем смешанным. Танец был популярен на свадьбах польской шляхты и небогатой аристократии. В первой паре шла невеста, а во второй - жених. Все пары шли за первой и выполняли вслед за ней различные переходы.

Само название танца возникает только в XVIII веке и приходит из Франции («polonaise» - франц.), где означает просто «польский» (polonais). Кстати, в России танец также изначально назывался «польский». Так что полонез долгое время не имел

собственного имени. Первый известный нам польский источник, где упоминается «polonez» - рукопись Иозефа Сичры (Joseph Sychra) 1772 года, которая содержит 62 полонеза.

Уже в XVI веке полонез становится придворным танцем во Франции и в некоторых других европейских странах. А в результате тесных связей между Польшей и Саксонией (саксонский курфюрст Август стал королем Польши в 1697 году) полонез вошел в моду в Германии и оттуда в XVIII веке распространился уже по всей Европе. В начале XIX века им открывались все европейские балы, торжества, танцевальные вечера. Нередко в танце участвовало огромное количество пар - до ста двадцати. «Участники польского во главе с хозяином дома или особо знатным гостем, плавно приседая, обходили в танце анфиладу комнат, поднимаясь по лестнице даже на верхние этажи. В теплое время года красочная шеренга танцующих выводилась ведущим под открытое небо, тянулась по аллеям парка или вокруг дома - и возвращалась в залы и комнаты»13.

Полонез был первым европейским танцем, бытующим в боярской Руси. При дворе Алексея Михайловича танцевали «степенные польские танцы, которым вполне соответствовали длинные в ту пору одежды русских» упоминает Якоб Штелин14. В России полонез стал популярен в начале XVIII века, его танцевал Петр I и его окружение.

«Золотым веком» полонеза в России являются 90-е годы XVIII века, связанные с успехами завоевательной политики правительства и вытекающим отсюда общественным оптимизмом, который отразил в своем творчестве с особой помпезностью Осип (Иосиф) Козловский. Его знаменитый полонез на текст Г.Р. Державина «Гром победы раздавайся» был одно время официальным гимном России15.

Основной ход полонеза - это изящные легкие, немного скользящие шаги. Приседание на третью четверть, принятое в бальных полонезах, было выработано намного позже того времени, когда «польский» был военным танцем. «Надо предполагать, что воины, вооруженные в кольчугу и кованые доспехи, весом

около пуда, собираясь идти в бой, вряд ли утруждали мышцы своих ног такими физическими упражнениями, как опускание и поднимание с полуприседанием на каждом такте. Вероятнее всего, что принятая впоследствии акцентировка третьей четверти выполнялась ими не приседанием, а гордым поворотом головы из стороны в сторону, либо приподниманием локтя согнутой руки, покоящейся на рукоятке сабли, либо легким вскидыванием назад всего корпуса, короче говоря, теми движениями, которые подчеркивали бы воинственность и гордую осанку идущего в танце. Исходя из этого, и народный стиль исполнения «полонеза» будет лишен специального приседания, с шаркающим проведением ноги вперед через I позицию»16.

Композиционно полонезу свойствен самый разнообразный рисунок: ход по кругу пара за парой, построение в колонну, поочередный переход пар через колонну. Естественно, что при этом исполнители разъединяют руки, затем вновь соединяют их. По ходу танца выполняются повороты в парах, поклоны. Заканчивается танец обычно поклоном исполнителей друг другу. Танец воспитывает стройность осанки, умение изящно и с достоинством «шествовать». «Мужчина должен проявлять чувство собственного достоинства и вежливое внимание не только к своей партнерше, но и к другим вокруг. Женщина должна нести в себе грацию и определенную застенчивость»17. Полонез исполняется большим количеством пар. Это самый массовый польский танец.

Ранние «ходзоны», бытовавшие в народе и среди «бедной» шляхты, служили дополнением к песням и исполнялись под небольшой инструментальный оркестр. Когда эти танцы становятся популярными среди высших слоев общества, музыкальное сопровождение передается профессиональным музыкантам, аккомпанировавшим придворным танцам. В этой форме полонез был преобразован в самое «породистое» проявление польского национального духа и стал наиболее представительным польским танцем по всей Европе. В народном быту полонез был четырехдольным, в процессе эволюции преобразился в

трехдольн й. сть две характерн е рит ические структур , которые позволяют узнать полонез: 1) одна восьмая нота, две шестнадцатые и четыре восьмых; 2) четыре шестнадцатых и последующие две четверти.

Костюмы полонеза определялись эпохой. Так, например, костюмы XVII века еще не следовали международной моде и четко характеризовали социальный статус танцующих. Дворяне носили больше атласа и шелка, декоративных поясов, высокие сапоги, длинные пальто с рукавами с длинным узким разрезом, отороченные мехом («kontusz»), меховые шапки с перьями и драгоценности. Они также брили голову, оставляя на макушке пучок волос, и носили длинные усы. Знатные дамы носили женские «kontusz» с мехом и длинными щелевидными разрезами в рукавах, на голове были меховые шапки с жемчужинами. Длинные юбки шились из тяжелой ткани. На ногах - высокие сапоги. В целом, весь костюм был богатым и блестящим, в одной цветовой гамме, без ярких контрастов.

Другой вариант костюма для полонеза датируется периодом наполеоновских войн и французской военной модой Герцогства Варшавского18. Мужчины носили форму польского легиона: темно-синие штаны с красными полосками по бокам, короткие куртки с декоративными кнопками-застежками, эполеты и высокие квадратные шляпы «конфедератки»19 с национальной эмблемой спереди. Иногда мужчины танцуют с оружием сбоку («^аЫа»), и используют его для создания «моста» над женскими головами в одной из фигур танца. Женщины носили кокетливые платья с низким вырезом и короткими рукавами, следующие моде имперского периода наполеоновской Франции. Их головы были непокрыты, волосы обязательно подняты наверх во французском подражании древнегреческому стилю. Народные версии полонеза, распространенного по всей стране, танцевали в народных костюмах соответствующего региона.

Краковяк (польск. - «krakowiak», франц. - «сraсovienne») -оживленный польский народный танец города Кракова, древней столицы Польши20 и центра южной части страны, называемой

Malopolska (Малая Польша). Танец относится к группе танцев южного и центрального Малопольского региона, названия которых говорят о месте их происхождения, например, «kujawiak» из Kujawy, «proszowiak» из Proszow. Появление краковяка восходит к XVI или XVII веку, когда танцы с мазурочным ритмом упоминаются в органо-лютневых табулатурах под названием «Chorea polonica», хотя первые упоминания о похожем танце, распространенном в шляхетской среде, относятся к XIV веку. Тем не менее само название «краковяк» впервые появилось в фортепианном альбоме «Krakowiaks Offered to the Women of Poland» Franciszek Mirecki (Warsaw, 1816)21. Другие источники говорят о первом упоминании краковяка в 1804 году22.

Краковяк - единственный польский народный танец с музыкальным размером 2/4. Танец этот очень веселый и быстрый, с характерным синкопирующим ритмом (восьмая - четверть -восьмая) и акцентом на слабую долю, который позволяет легко узнать форму танца. Другим вариантом является восьмая нота, следующая за акцентированной пунктиром четвертью.

Архаический краковяк танцевали только мужчины, позднее -мужчина в паре с женщиной. Так же, как и полонез, краковяк назывался «большим танцем» и имел торжественный характер воинского шествия. С течением времени стал более разнообразным, сохранив, однако, двудольность. В народе краковяк танцуется как песенка со своеобразным танцевальным припевом. Танец парно-массовый, исполняется под оркестр народных инструментов и от начала до конца идет в одном быстром темпе. Ведущая роль принадлежит юноше. Смена фигур, создание веселой атмосферы зависят от его изобретательности и находчивости. «Кавалер, видя, что желающих принять участие в танцах набралось достаточно, останавливается перед музыкантами и, притаптывая на месте каблуками, помахивая в такт рукой, поет куплет песенки, большей частью любовного или шутливого содержания (например, восхваляются краковские парни - A.B.). После первой строфы он обнимает за талию свою даму и мчится во главе остальных танцующих пар по кругу,

причем все подхватывают припев и хором, с различными выкриками распевают его во время танца. Затем следует второй куплет, после него снова танец и так до момента, пока не споют известную всем песню, либо пока кавалер не истощается в своей поэтической выдумке, т. к. зачастую он тут же сочиняет эти куплеты. Иногда ведущая пара проводит весь танец, иногда, если присутствует много хороших танцоров, она меняется с другими после каждого куплета»23.

Основным танцевальным движением краковяка является ход, представляющий собой нечто среднее меду боковым pas chaussé и pas галопа, в народе называемое «цвал» («zwal»)24. Этот ход исполняется с сильным, акцентированном на каждом такте притоптыванием ноги, которая ведет ход. Стремительно продвигаясь вперед, «кавалер, для эффекта, делает вместо pas галопа скользящие голубцы сильно подбивая правой ногой левую, которая, однако, не отрывается от пола. От того, что движение повторяется беспрестанно, по кругу, подковки издают непрерывный размерный звон, дополнительно, кроме музыки, ритмизирующий танец»25. Среди других элементов - pas de basque, «голубец» («holubiec»), «кшэсаны» («krzesany»), различные повороты соло и в паре, притопы. В заключение танца обычно исполняются повороты в паре наподобие тех, что делаются в «обереке». Исполняется краковяк весело, темпераментно, четко, с горделивой осанкой. «Красота танца зависит от правильного положения корпуса, который должен быть строен, несколько подтянут, но гибок»26. Для композиции танца характерны круг, каре, колонна по диагонали, «крест» (мужчины и женщины чередуясь, вращаются вокруг центральной точки в линиях).

Красочные костюмы, пожалуй, самые декоративные из всех польских народных костюмов, внесли свой вклад в привлекательность краковяка на сцене, и его популярность. «Краковский костюм» является фаворитом среди различных региональных костюмов Польши, он стал символизировать традиционный польский костюм в целом, особенно за рубежом.

Женщины носят белые рубашки с широкими рукавами и кружевными воротничками, красочные жилеты с блестками и богатой вышивкой, нитки коралловых бус, цветные юбки с белым кружевным фартуком «boleros» (и несколько нижних юбок), венки из цветов с разноцветными лентами в волосах (у девочек) и красочные, цветные платки (у женщин). Высоко зашнурованные красные сапоги с металлическими набойками на каблуках подчеркивают каждое припечатывающее движений или удар каблуками. У мужчин длинные темные вышитые пальто поверх белой рубашки, штаны в красно-белую полоску (брюки заправляются в высокие красные сапоги со стальными подковами) и вышитые жилеты. Из характерных аксессуаров - специальный ремень с небольшими побрякивающими металлическими колечками и бляшками, «остатки» древнего воинского снаряжения, а также квадратные шляпы «конфедератки», увенчанные павлиньими перьями. Костюмы богато украшены - можно сказать, что эффект разноцветных юбок, жилетов и вышивки несколько экстравагантен аналогично цветовому наряду павлина.

Куявяк (польск. - «kujawiak») - польский танец, сложившийся в регионе Куявы (Kujawy), центральной части Польши на равнинах Мазовии. Название танца впервые появилось в польской литературе в 1827 году27. Это танец в размере 3/4 умеренного темпа, (ближе к медленному), плавный и мягкий, похожий на вальс, с другой стороны он близок к мазурке. Принято считать, что куявяки - спокойный, рассудительный, склонный к домашнему уюту и семейной жизни народ - и в своем танце они отразили эти бытовые черты. «Куявяк - это лирическая нота среди бурного и шумного потока остальных польских танцев. Он не содержит в себе никаких технических трудностей в отношении движений, в нем нет ни вскрикиваний, ни притоптываний, ни той брызжущей через край веселости, которая отличает краковяк или же обертас»28. Танец этот скорее грустный, чем веселый. Куявяк существует в двух основных формах: одна -региональный фольклорный танец, более живой, с большим многообразием темпов, движений и фигур, а вторая - один из пяти

польских национальных танцев. Региональный вариант куявяка включает в себя немало разновидностей, которые названы в зависимости от конкретной фигуры, используемой в них: «ksebka» («к себе») - с поворотами налево; «odsibka» («от себя») - с поворотами направо; «gladki» («гладкий»), «owczarek» («пастух»), «okr^gl y» («круглый») и др. Эти танцы образуют танцевальные циклы, начинающиеся с медленного и заканчивающиеся быстрым кружением. Народный вариант куявяка не содержит в себе никаких технических трудностей в отношении движений. Отличительная черта этого танца - скромность. Куявяк танцевали со спокойным достоинством и простотой в плавно текущей манере, «напоминая высокие колоски, нежно качающиеся на ветру»29. Юноши демонстрировали силу и ловкость, а движения девушек были очень грациозными. Изначально танец входил в «сюиту» из трех танцев, исполнявшихся в последовательности по возрастанию темпа: ходзоны, куявяк и оберек (или мазурка). В современной танцевальной практике народных коллективов можно встретить сюиту из двух танцев куявяка и оберека.

Основными движениями куявяка являются: pas couru, balancé, «голубец», притоп, подъем и перенос девушки за талию, опускание мужчин на колено, своеобразные парные вращения, во время которых юноша мелко переступает на каблуках по VI позиции, а девушка - на полупальцах. Танец исполняется парами, которые движутся по кругу против хода часовой стрелки и периодически вращаются то вправо, то влево.

Ноты танца впервые появились в 1830 году. Музыка тех куявяков имела мало сходства с танцами сельской местности, музыкальное сопровождение которых целиком зависело от импровизации музыканта, играющего на скрипке, который старался, чтобы эти импровизации всегда были бы новы.

В музыке куявяка много типичных черт мазурки, ходзонов и оберека. Куявяк объединяет с мазуркой и обереком общность формы, но он отличается медленными темпами и ритмическими особенностями. По сравнению с другими танцами с «мазу-

рочным» пунктирным ритмом, у куявяка более медленный темп. В определенных случаях темп меняется чередуясь. Например, первая фигура выполняется медленно, вторая - быстро, третья -медленно, четвертая - быстро.

Танец начинается со вступительной интродукции. Функция этого вступления - обратить внимание танцоров на точный темп следующего за ним танца. Танец имеет трехчастное строение с более быстрой средней частью, и финальным accelerando30 в конце третьей части.

Народная музыка Куяв преимущественно трехдольного размера. Вторая доля каждого такта часто «затянута» и акцентирована, более того, исполнители нередко «затягивают» (или, реже, укорачивают) целые такты мелодии, т. е. исполняют их rubato31. Мелодию куявяка часто отличает «грустное звучание» минорной терции, которая создает меланхоличную и печальную особенность этой музыки. Важно также, что мелодия заканчивается не на тонике, а на пятой или иной ступени, -таким образом, меланхоличная мелодия «бесконечна» и заканчивается без ответа. Куявяк характеризуют его акценты на второй или иногда на третьей доле такта.

В народной традиции прошлого основная мелодия, как правило, исполнялась на скрипке в сопровождении «basy», народного струнного инструмента с низким тоном, исполняющего в ансамбле функцию контрабаса и виолончели, который нередко служил и ударным инструментом. Барабан подчеркивал ударный характер сопровождения. Современный инструментальный ансамбль Куявского региона включает в себя также кларнет, аккордеон (специальные фолк-версии), флейты и другие инструменты.

Так как куявяк относится к танцам центральной Польши, в частности области Мазовии, то, как правило, современные исполнители танцуют в костюмах этого района. В середине XIX века народные костюмы Куявского региона выглядели примерно так: у мужчин длинное темно-синее пальто «sukmana» с большим воротником, широкие голубые штаны, широкий пояс из красной ткани, высокие сапоги, квадратная шляпа «конфедератка»,

отороченная мехом. Женщины носили темно-синюю куртку, цветную юбку и фартук контрастных цветов, красный платок был повязан на голове, как чалма. По свидетельству современников, костюм был тяжелым, из богатых шерстяных тканей, ориентированный на холодный климат в регионе.

(Продолжение следует)

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Полска (швед: polska) - шведский и финский народный танец польского происхождения, в трёхдольном или двудольном метре, по ритму близкий мазурке. В Швеции известен с конца XVI века как крестьянский танец, в Финляндии - несколько позже. С начала XVIII века стал бальным танцем. В XIX веке вытеснен вальсом, но остался одним из любимых танцев деревенских жителей.

2 Albert Lavignac, Lionel de La Laurencie. «Encyclopédie de la musique et dictionnaire du conservatoire». - Paris, 1922. - P. 2584.

3 Ткаченко T. Народный танец. - М., 1975. - С. 141.

4 Там же. С. 141.

5 Там же. С. 141.

6 «Органная табулатура Иоанна из Люблина», монаха из монастыря Красника.

7 В переводе с греческого «хорея» означает танец.

8 «Польско-немецкая лютневая табулатура» Георга Леопольда Фурманни.

9 Табулатура Адальберта Длугорая.

10 «Mazurek D^browskiego» («Мазурка Домбровского» или «Марш Домб-ровского»), написанная Юзефом Выбицким (Jozef Wybicki) в 1797 году. Первоначальное название - «Piesn Legionow Polskich we Wloszech» («Песня польских легионов в Италии»). Польша исчезла с политической карты Европы в результате третьего раздела Польши в 1795 году, осуществлённого Россией, Пруссией и Австрией. В 1797 году польский генерал Ян Генрик Домбровский, с позволения Наполеона Бонапарта, создал в Италии Польские легионы, которые, по замыслу Домбровского, должны были освободить Польшу от оккупации. Юзеф Выбицкий прибыл в Италию летом того же года и сочинил слова песни, которая должна была подбодрить легионеров. Впервые она была исполнена 20 июля войсковым оркестром в ритме мазурки на польскую народную мелодию. В 1926 году «Марш Домбровского» стал государственным гимном Польши.

11 Ткаченко Т. Народный танец. - М., 1975. - С. 141.

12 Ткаченко Т. Народный танец. - М., 1975. - С. 142.

13 Ефименкова Б. Танцевальные жанры в творчестве замечательных композиторов прошлого и наших дней. - М., 1962. - С. 43.

14 Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. - СПб., 2002. - С. 258.

15 Он сочинен в 1791 г. для праздника, дававшегося светлейшим кн. Г. А. Потемкиным в Таврическом дворце в честь взятия Измаила и мира с Турцией.

16 Кузнецов А.В. Польский народный танец. Монография. Рукопись из личного архива Васильевой А. Л.

17 Dziewanowska A. Polish Folk Dances & Songs: A Step by Step Guide. New York, 1999. - P. 478 .

18 1811-1815 гг. - короткое время французского протектората, созданного Наполеоном.

19 Конфедератка - национальный польский головной убор, шапка с четырехугольным верхом, стеганой суконной тульей и меховым околышем. Во время т. н. Барской конфедерации (1768-1772) она была любимым головным убором конфедератов, отсюда ее название. В Польше конфедератку обычно называют «рогатывкой» (rogatywka). Название происходит от характерных «рогов», образуемых углами тульи.

20 Во времена династий Piast и Jagiello (XI-XVI вв.)

21 «Краковяки представляли польских женщин» Францишека Мирецки.

22 Мемуары Kitowicza.

23 Кузнецов А. Польский народный танец. Монография. Рукопись из личного архива Васильевой А. Л.

24 Краков отличается особой любовью к лошадям, поэтому в танцах этого региона распространен галопирующий шаг.

25 Кузнецов А. Польский народный танец. Монография. Рукопись из личного архива Васильевой А. Л.

26 Ткаченко Т. Народный танец. - М., 1975. - С. 143.

27 T.F. Jaskolski «Pasterze na Bachorzy. Sielanki Kujawskie». (Shepherds in Bachorz: Pastorals from Kujawy).

28 Кузнецов А. Польский народный танец. Монография. Рукопись из личного архива Васильевой А. Л.

29 Dziewanowska, Ada. Polish Folk Dances & Songs: A Step by Step Guide. -New York, 1999.

30 Accelerando - постепенно, не сразу ускоряя.

31 Rubato - ритмически свободно, допуская отклонения от метра по желанию исполнителя.

Abstract.

The article is about the Polish dances from a historic and cultural standpoint. Five folk dances are treated in the article, the polonaise, mazurka, krakowiak, kujawiak, oberek. Various versions of their origins are dealt with, their development is retraced. The article describes some basic movements of the dances, their musical characteristics are given and the accompanying costumes are minutely described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.