Научная статья на тему 'Использование междисциплинарных связей в высших морских учебных заведениях при формировании экологической компетентности'

Использование междисциплинарных связей в высших морских учебных заведениях при формировании экологической компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / COMPETENCE / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATIONS / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуля А. В.

В статье рассматривается формирование экологической компетентности, используя междисциплинарные связи в процессе профессиональной подготовки специалистов морской отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of interdisciplinary connections in higher Maritime educational institutions in the formation of ecological competence

In article formation of ecological competence using interdisciplinary communications in the course of vocational training of experts of sea branch is considered.

Текст научной работы на тему «Использование междисциплинарных связей в высших морских учебных заведениях при формировании экологической компетентности»

Педагогические науки

УДК: 378.016:502.51(26)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ВЫСШИХ МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ1

А. В. Дуля, Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета, (Херсон, Украина), е-mail: [email protected]

Резюме. В статье рассматривается формирование экологической компетентности, используя междисциплинарные связи в процессе профессиональной подготовки специалистов морской отрасли.

Ключевые слова: компетентность, экологизация, междисциплинарные связи, профессиональная подготовка.

Жизнь человека тесно связана с природой, которая служит для неё источником материальных и духовных сил. Но, не смотря на это, влияние человека на природу односторонне направлено на эксплуатацию природных богатств, что приводит к нарушению экологического баланса биосферы. Для сохранения состояния окружающей среды необходимо взаимодействие личности с природой, которое основано на определённых экологических знаниях. Такие знания в первую очередь необходимы будущим специалистам морской отрасли.

Сегодня обществу необходим выпускник, который не только владеет знаниями, но и проявляет осознанное отношение к природе, умеет принимать верные решения и выполнять адекватные действия, учитывая их

1 Статья рекомендована: Кузьменко Василий Васильевич, заведующий кафедрой педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор, Коммунальное высшее учебное заведение «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета.

последствия для окружающей среды. Решение данной проблемы возможно при экологизации составляющей учебного процесса будущих выпускников морских учебных заведений.

Экологизацию учебного процесса считают требованием современности. Поэтому происходит насыщение учебных дисциплин и программ на всех уровнях образования сведениями о ценности живой и неживой природы [5, с.155]. Так как, каждая наука развивает человека именно содержанием, а ни чем-нибудь другим [9, с.44].

Проблеме формирования экологической культуры посвящено много исследований. Модернизации содержания экологического образования, которая развивает особенности экологической компетентности личности в условиях фундаментализации образования, занимались Л. Липова, Т. Лукашенко, В. Малышев; исследованию основных подходов к формированию экологической компетентности, сущности и структуры этого понятия посвящены работы О. Колоньковой, В. Маршицкой, Н. Пустовит, Л. Руденко, Л. Титаренко, С. Шмалей. Обоснование сущности экологического образования и культуры представлено в работах Г. Белявского, Е. Желибо, А Романович, С. Степаненко, В. Некоса, Т. Сафранова, В. Собчик и др. Формированию экологической компетентности будущих специалистов водного транспорта посвятили свои исследования О. Гуренкова и Л. Лукьянова. В морской отрасли С. Ханмамедов, В. Горбов изучали взаимосвязь профессиональных и экологических компетентно-стей. Поисковой работой по проблеме реализации междисциплинарных связей занимались: Г. Голубев, А. Джеджула, И. Козлова, В. Кузьменко, Н. Магура, В. Максимова, Д. Медоуз, Т. Миллер, К. Монтгомери, Ю. Нагорный, М. Реймерс, В. Шарко, Г. Ягодин. Наряду с этим, вопрос междисциплинарных связей при формировании экологической компетентности курсантов морских учебных заведений в процессе профессиональной подготовки остаётся открытым и не достаточно исследован.

Поэтому цель нашей статьи - рассмотреть реализацию междисциплинарных связей при формировании экологической компетентности специалистов морской отрасли на примере специальности «Эксплуатация судновых энергетических установок».

Ещё в 1981-1982 гг. повышено внимание к изучению экологии, в учебный процесс вводятся типичные учебные планы и программы, в кото-

рых предусмотрено раздел «Междисциплинарные связи». Такое образование в значительной степени отвечает социальным запросам общества [4, с.371-372]. Поэтому мы можем активно использовать опыт, который был наработан в 80-х годах ХХ столетия.

Использование междисциплинарных связей даёт возможность объединить программный материал в виде последовательной системы знаний. Они есть одним из условий повышения научного уровня и усовершенствования всего учебного процесса, которые выполняют в процессе обучения следующие функции:

- обеспечение согласования во времени изучения тем разных дисциплин;

- способствование развитию научных понятий;

- реализация единого подхода к формированию умений и навыков будущих специалистов морской отрасли;

- систематизация и обобщение знаний, приобретённых курсантами в процессе изучения учебных дисциплин;

- определение причинно-следственных связей, которые существуют в природе и которые изучают в дисциплинах профессиональной направленности [9].

Реализация этих связей на практике обучения предусматривает связь между дисциплинами цикла и связь между дисциплинами из других циклов. Вместе с тем, проблема междисциплинарных связей в научно-методической литературе ещё недостаточно раскрыта.

На современном этапе развития общества экология решает ряд проблем и пользуется методами, принципами, которые далеко выходят за пределы сугубо биологических наук.

Экология, в широком смысле, определяется как комплексная интегрированная наука, которая исследует окружающую среду (экосферу планеты), её влияние на общество и обратную реакцию природы на жизнедеятельность человека. Она объединяет все природные, гуманитарные и социальные науки [10].

Объекты исследования в экологии - организмы, тела, вещества, окружающая среда и процессы, которые происходят согласно законам физики, химии, биологии и других наук. Экология, как междисциплинарная наука

остаётся точной естественной наукой, вместе с тем она исследует живые объекты, их совокупность и поэтому она стала гуманитарной наукой. Знание этих наук даёт возможность определить место человека в природе, сформировать его мировоззрение и способствовать оптимизации развития социальных и производственных процессов.

От деятельности человека зависит не только здоровье и жизнь его самого, а и состояние окружающей среды. Другими словами, овладевая профессиональными компетентностями в процессе обучения, одной из главных компетентностей - есть экологическая, под которой мы понимаем:

- способность личности принимать решения и действовать с минимальным вредом для окружающей среды;

- проявление экологической культуры личности в её «зоне ответственности» (то есть, та часть окружающей среды, в которой каждый конкретный человек осуществляет собственную деятельность и потому может реально влиять на её состояние);

- характеристику, которая даёт возможность современной личности ответственно решать жизненные ситуации, подчиняя удовлетворение своих нужд принципам постоянного развития;

- способность личности к ситуативной деятельности в естественном окружении;

- способность применять экологические знания и опыт в профессиональных и жизненных ситуациях [3].

Рассмотрим некоторые аспекты реализации интеграции экологических знаний при изучении дисциплин профессиональной и практической подготовке будущих судомехаников. Морская отрасль, будучи международной, диктует свои правила к подготовке моряков. Они должны соответствовать типовым требованиям, которые изложены в Международном кодексе о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ 78/95), в основе которого заложен компетентностный подход в подготовке морских специалистов [1]. В связи с данными требованиями в морских учебных заведениях введено ряд дисциплин, которые позволяют сформировать экологическую компетентность моряков.

Например, в дисциплине «Нормативные морские документы» изучаются основные документы Международной морской организации (ИМО) по безопасности судоходства и охраны окружающей среды, а именно:

1. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74);

2. Международный кодекс по охране суден и портовых средств (Кодекс ОСПС);

3. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ 78/95);

4. Конвенция по международным правилам предупреждения столкновений суден в море (МППСС-72);

5. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с суден (МАРПОЛ 73/78);

6. Международный кодекс управления безопасностью (МКУБ).

Знания нормативных документов, вопросов устройства и эксплуатации судов даёт возможность на практических занятиях по учебной дисциплине «Судовые дизельные установки» (СДУ) проводить оценку экологических показателей работы дизеля, а на занятиях «Судовые котельные установки» (СКУ) изучать вопросы повышения качества воздуха и выведение газов (Приложение VI к Конвенции МАРПОЛ 73/78). Анализируя программный материал этих дисциплин необходимо обратить внимание на мероприятия по улучшению экологических показателей отработанных газов, которые выделяются в атмосферу при эксплуатации суден. Балластные системы, очистка льяльных вод, топлива, масла изучаются в учебных дисциплинах «Технология использования рабочих веществ» (ТИРВ) и «Суд-новые вспомогательные механизмы» (СДМ). СДМ даёт экологические знания при изучении тем: осушительные системы, специальные системы танкеров, очистительная система и система мытья танков, хозяйственные системы - системы фановой и сточной канализации.

Изучая данные темы, студенты начинают понимать, что сепарация судновых льяльных вод (СЛВ) является проблемой для всех судов водного транспорта, так как концентрация примесей в воде, которая сбрасывается за борт не должна превышать 15 мг/л. Поэтому необходимо не только очищать воду, но и получать высококонцентрированные остатки нефтяных

смесей. Это необходимо для того, чтобы уменьшить объёмы использования природных ресурсов и увеличить качество контроля за состоянием экологии и биосферы в планетарном масштабе.

В курсовой проект по «СДМ» включены вопросы перспективного развития судовых систем, которое направлено на формирование умения использовать знания по экологической безопасности судового оборудования. В разделе «Балластные системы», в подразделе «Требования Конвенции МАРПОЛ 73/78», изучаются мероприятия по предупреждению загрязнения моря и атмосферы при эксплуатации судна.

Определённые экологические знания даёт дисциплина «Автоматизация судновых энергетических установок» (АСЕУ). Она изучает приборы контроля содержания нефти при сбрасывании: автоматические системы сигнализации суден, которые не являются танкерами (АСС) и системы автоматического замера и регистрации сброса с самописцем танкеров (САЗРИУС). Указанные системы обеспечивают сигнал о превышении 15 мг/л и команду на автоматическое затворное оборудование, которое обеспечивает остановку сброса за борт воды с содержанием нефти больше указанной концентрации [7, с. 132].

Таким образом, на формирование экологической компетентности значительное воздействие оказывают междисциплинарные связи в процессе профессиональной подготовки. Проектирование экологизации в специальные дисциплины по подготовке механика (судового) является перспективным, так как отвечает современным требованиям технологического развития.

Итак, для повышения качества формирования экологической компетентности у специалистов морской отрасли в учебный материал дисциплин профессионального цикла и практической подготовке необходимо:

1. В учебных дисциплинах «Судовые дизельные установки» и «Судовые котельные установки» обратить внимание на мероприятия, которые направлены на улучшение показателей отработанных газов при эксплуатации суден, которые выбрасываются в атмосферу.

2. С целью уменьшения объёмов использования природных ресурсов в дисциплинах «Судовые вспомогательные механизмы» и «Технологии использования рабочих веществ» необходимо рассматривать

вопрос не только очистки воды, но и показать способы получения высококонцентрированных остатков примеси нефти.

3. При проектировании экологической компетентности в дисциплины профессионального цикла, подготавливая механика (суднового), необходимо применять основные принципы дидактики (связь теории с практикой, научность, соответствие требованиям будущей профессии).

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что вопрос междисциплинарных связей включен в учебный процесс для формирования экологической компетентности. Это даёт возможность выпускнику применять полученные знания в профессиональной деятельности, которые будут направлены на сохранение качества состояния окружающей среды, поскольку это отвечает современным требованиям на сегодняшний день.

Литература:

1. Кодекс з пщготовки i дипломування морягав та несення вахти (ПДНВ). Офщмний переклад, К.:МУстерство промисловоУ полiтики УкраГни, 2010 - 530 с.

2. Коменський Я.А. Велика дидактика. Вибран педагопчн твори / Коменський Я.А.; пщ ред. А.А.Красновського. - К.: Радянська школа. -1940. - 400 с. - (Том 1).

3. Концеп^я еколопчноУ освiти УкраУни. Затвердження ршенням Комiсiï МУстерства освiти i науки УкраУни. Протокол № 13/6-19 вщ 20.12.2001 р. - КиУв. - 2001 - 24 с.

4. Кузьменко В. Формування науковоУ картини св^у учыв: вщ витоку до сьогодення: [монографiя]. Друге видання перероблене i доповнене. -Херсон КВНЗ «Херсонська академiя неперервноУ освiти», 2014. - 720 с.

5. Магура Н.Л. Проблеми еколопчноУ освiти та виховання студенлв у педагопчнм теори та практик / Н.Л.Магура // Наука i методика. Зб. наук. пр. - К.; Аграрна освта, 2006. - № 7 - С. 155-157.

6. Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., изменённая протоколом 1978 г. К ней (Марпол 73/78) -International Convention for prevention of Pollutson from ships, 1973, as Moclified by the protocol of 1978 relating thereto (MARPOL 73/78)/ Книги l-ll -СПб., ЗАО «ЦНИИМФ», 2008. - 760 с.

7. Нунупаров С. Предотвращение загрязнения моря с судов. Учебное пособие для вузов. М.: Транспрорт, 1985. - 288 с.

8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т.10 Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» М.-Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР - 1950. - 659 с.

9. Тарасенко Г. Взаемозв'язок естетично! та еколопчно! пщготовки вчителя в сист^ професмно! освiти: [монографiя] / Г. Тарасенко. - Черка-си: «Вертикаль», 2006. - 308 с.

10. Червонецький В.В. Роль мiжнародноí ствпрац у розвитку i по-ширенню еколопчно! освiти в свт / В.В.Червонецький // Еколопя та освiта: iнтеграцiйнi технологií для сталого розвитку: збiрник статей, доповщей та виступiв IX Мiжнародноí конференци (м.Черкаси, 4-6 листопада 2004 р.). -Частина I. - Черкаси, 2004.

Dylia A.V. Interdisciplinary connections in high maritime training institutions during the formation of ecological competence / A. V. Dylia // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 2, 2015. - S. 14-21.

Abstract. In article formation of ecological competence using interdisciplinary communications in the course of vocational training of experts of sea branch is considered.

Keywords, competence, interdisciplinary communications, vocational training.

Сведения об авторе

Алёна Валентиновна Дуля - соискатель кафедры педагогики и психологи Коммунального высшего учебного заведения «Херсонская академия непрерывного образования» Херсонского областного совета. (Херсон, Украина).

© А. В. Дуля, 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.

Подписано в печать 08.06.2015. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.

Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна. Журнал зарегистрирован в системе электронного нотариата (www.copytrust.ru) 05.11.2012 г. Регистрационный номер - 07N-4S-SH.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.