2. Зайцев О.С. Практическая методика обучения химии в средней и высшей школе / О.С. Зайцев. М.: КАРТЭК, 2012. 469 с.
3. Кирюшкин Д.М. Методика преподавания химии / Д.М. Кирюшкин. М.: ГУПИ, 2001. 352 а
4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2008. 368 с.
5. Чернобелъская Г.М. Методика обучения химии в средней школе / Г. М. Чернобельская. М.: Владос, 2000. 336 а
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА
УРОКАХ БИОЛОГИИ
1 "2 Бунькова Е.А. , Евтюхина И.С.
1Бунъкова Екатерина Александровна - бакалавр;
2Евтюхина Ирина Сергеевна - бакалавр, направление: педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
Биология является тем школьным предметом, который призван знакомить школьников с исследовательской деятельностью. Исследовательская деятельность является важнейшей составляющей образования, формирует умение выдвигать гипотезы и обосновывать их. На базе школы исследование предполагает получение информации, постановку эксперимента, анализ полученных результатов.
В школьном курсе биологии возможны следующие методы исследовательской деятельности: эксперимент, наблюдение, сравнительный метод, описательный метод.
1. Эксперимент. Является преднамеренным созданием ситуации, целью которой является выявление определенных свойств живых объектов. Важное значение приобретает в старших классах.
2. Наблюдение. Это метод, который предполагает исследование каких-либо свойств рассматриваемых объектов за определённый промежуток времени. В рамках школьной программы применяется с 6 по 11 класс. К примеру, в 6-7 классах метод можно использовать при наблюдении за живыми объектами на территории школы в разные времена года, в 8 классе - наблюдение за поведением рыб в аквариуме, в 9 классе - за процессами в своем организме и своих родственников, в 10-11 - за способностью живых организмов и растений адаптироваться в определенной среде.
3. Сравнительный метод. Предполагает сопоставление свойств различных объектов, выделение в них общего и различного. Метод можно использовать практически на любом уроке биологии. К примеру, при изучении земноводных в 8 классе, сравнивают отряды бесхвостых, хвостатых и безногих.
4. Описательный метод. Состоит из наблюдения за биологическими процессами и явлениями, живыми организмами. Включает в себя сбор информации, а также анализ полученных данных. Широко используется на уроках-экскурсиях.
При проведении исследовательской деятельности необходимо оборудование. В связи с этим на уроках необходимы измерительные приборы и другие инструменты. При работе в классе или биологической лаборатории должно быть оборудовано рабочее место. Ученикам необходимо разъяснить все нюансы техники безопасности при работе.
На уроках биологии исследовательские методы используются при:
1) исследовании строения организма;
2) наблюдении за живыми организмами, растениями;
3) исследовании биологических объектов под микроскопом;
4) наблюдении за процессами жизнедеятельности организма;
5) исследовании состава тел живой природы;
6) наблюдении за процессами жизнедеятельности организма.
Необходимо мотивировать учащихся к процедуре исследования, к примеру, акцентировать внимание на значимости результатов. Важно не делать исследование сложным, главное - чтобы оно было интересным для детей. Школьники увлеченно исследуют живую природу, наблюдают за растениями и живыми организмами, за собственным организмом и изменениями в нём.
Таким образом, методы исследовательской деятельности на уроках биологии возможны на любом этапе обучения, при рассмотрении любой темы образовательной программы. Использование методов исследовательской деятельности мотивирует детей к получению новых знаний, расширяет знания школьников о биологических процессах, живых организмах и растениях. Также, дети учатся искать и выделять нужную информацию, выдвигать гипотезу, проводить исследование, уметь пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы.
Список литературы
1. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. Центр «Академия», 2010. 368 с.
2. Бруновт Е.П. Самостоятельные работы учащихся по биологии / Е.П. Бруновт, А.Е. Богоявленская, Е.Т. Бровкина. М.: Просвещение, 1984. 253 с.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб. : КАРО, 2008. 368 с.
4. Каменский А.А. Биология / А.А. Каменский, А.И. Ким. М.: ЭКСМО, 2003. 640 с.
5. Методика преподавания биологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М.А. Якунчева. М.: Академия, 2008. 320 с.
6. Пономарева И.Н. Методика обучения биологии / И.Н. Пономарева, О.Г. Роговая, В.П. Соломин. М.: Академия, 2012. 368 а
САМООБРАЗОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНЫХ
ПРИЛОЖЕНИЙ Чернявский Б.А.
Чернявский Борис Андреевич - студент, кафедра прикладной математики, Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в данной статье рассмотрены проблема самообразования и способ ее решения с помощью мобильных приложений. Также проведен обзор мобильных приложений. Ключевые слова: самообразование, мобильные приложения, научные порталы, онлайн-курсы.
Качество образования является важным показателем для любого государства. По данным United Nations Development Programme, Россия занимает 49 место по Рейтингу стран мира по индексу уровня образования в 2018 году [1]. Важным фактором является не только доступность и качество образования, но и самообразование. Существует множество способов получения новых знаний без участия преподавателей: научные программы, книги, выставки, конференции.
Глобальную сеть также можно использовать как способ самообразования. По данным ВЦИОМ, доля интернет-пользователей в России на 17.09.2018 составляла 80%. В интернете хранится огромное количество информации, и не вся эта информация является достоверной. Одним из самых сложных аспектов самообразования является трансформация полученной информации в знания [2]. Решением проблемы поиска достоверной информации и систематизации этой информации являются мобильные приложения по типу