11. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб., 2001.
12. Программа развития и обучения дошкольника. Узнаю новые слова. - СПб.,
2003.
13. Правописание. Шаг за шагом. - СПб., 2004.
14. Правила в стихах. - СПб., 2004.
15. Как повысить грамотность учащихся. - СПб., 2005.
16. Как овладеть правописанием «словарных» слов. - СПб., 2005.
17. Нарушение звукопроизношения у детей. - СПб., 2005.
18. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. - СПб.,
2005.
19. Дисграфия: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб., 2006.
20. Развитие словарного запаса у детей. - СПб., 2007.
21. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. - СПб., 2008.
22. Дислалия (в соавт. с Р.И. Лалаевой, А.А. Таракановой). - СПб., 2008.
23. Легкий способ стать грамотным. - СПб., 2009.
24. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия. - СПб., 2009.
25. Логопедия в таблицах и схемах (в соавт. с Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской). -М., 2009.
26. Логопедия для всех. - СПб., 2010.
27. О заикании: профилактика и преодоление недуга. - СПб., 2010.
28. Воспитание связной речи у детей: метод. пособие. - СПб., 2011.
29. Нарушение звукопроизношения у детей: метод. пособие. - СПб., 2012.
30. Самостоятельная работа по логопедии. Тестовые задания: учеб.-метод. пособие. (в соавт. с Лалаевой Р.И., Таракановой А.А.). - СПб., 2011.
31. Предупреждение и преодоление дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи: учеб.- метод. пособие. - СПб., 2012.
Э.С. Ершова
студентка, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Использование метода стабилографии в развитии общей моторики у детей с ОНР
В настоящее время развитие координации движений у детей с общим недоразвитием речи является важным аспектом в коррекционной педагогике. Исследованием развития координации у дошкольников с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Л.Н. Ефименкова, Г.В. Чиркина.
Движения детей с общим недоразвитием речи отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания.
В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием тренажеров.
60
Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они расплескивают воду или льют ее в слишком больших количествах.
Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.
Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.
В школьные годы недостатки моторики детей с общим недоразвитием речи существенно сглаживается под влиянием коррекционновоспитательной работы, систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время. Движения учеников постепенно приобретают четкость, координированность и плавность. К старшим годам обучения многие школьники легко и красиво ходят, танцуют, бегают на лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания как бытового, так и производственного характера.
В настоящее время разработано большое количество программ по коррекции общего недоразвития речи, в том числе и развития общей моторики. Но программ по развитию общей моторики у дошкольников с ОНР методами стабилографии недостаточно исследовано.
Развитию общей моторики способствует использование прибора «Стабилан-01», который предназначен для проведения исследований с целью определения уровней и возможностей функционирования опорнодвигательного аппарата; возможностей организма поддерживать нормальные уровни координации тела человека в пространстве; проведение тренингов для улучшения функционирования опорно-двигательных систем.
Методы стабилографии предоставляют возможность проведения математической обработки статокинезиграммы (СКГ) при выполнении различных функциональных проб: статического равновесия; минимизации колебаний тела; динамического равновесия; со стимуляцией (оптической, электрической, вибрационной и др.).
У дошкольников с ОНР можно развить общую моторику, если использовать метод стабилографии, так как этом метод способствует:
• выявлению и анализу особенности нарушений сенсомоторного уровня речи у пациентов;
• проведению диагностики речевых расстройств у пациентов с целью создания условий для успешной коррекции речевых нарушений и психических процессов;
61
• организации и проведению с пациентами компьютерных стабило-графических игр с использованием стабилоплатформы имеющих целью коррекцию речевых нарушений и психических процессов;
• разработке и проведению с пациентами занятий с активным использованием без речевых и речевых тренажеров.
При развитии общей моторики у дошкольников с ОНР используют коррекционные методики стабилографии:
Тест Ромберга является основным для проведения обследований с целью контроля динамики лечения и ряда других исследований;
Тест с поворотом головы - выявление изменения функции равновесия, связанные с нарушением кровообращения в вертебробазилярном бассейне;
Оптокинетический тест - выявление изменения функции равновесия, связанные с влиянием оптокинетического нистагма, вызванного движением по экрану черных и белых полос;
Психологические тесты - выявление типа реакции на стрессовое воздействие и оценка латеральной асимметрии;
Исследовательские тесты - мишень, тест на устойчивость, эвольвента и др. Набор стабилографических тренажеров для реабилитации двигательных и координационных расстройств - тренировки устойчивости при поддержании человеком вертикальной позы с использованием стабило-графических тренажеров различной сложности: девять реабилитационных и пять развивающих игр.
Таким образом, использование метода стабилографии в развитии общей моторики у детей с ОНР является эффективным, но недостаточно разработанным в данное время. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания по диагностике и коррекции, так как они являются очень красочными и увлекательными.
Е.А. Зиновьева
логопед, городской консультативно-диагностический логопедический центр ПНД № 1 СПб ГУЗ
Выраженность судорожного синдрома, логофобий, сопутствующих и ритуальных движений у подростков и взрослых, страдающих заиканием
С целью исследования зависимости между степенью заикания, логофобией, сопутствующими и ритуальными движениями нами в 20132014 гг. были обследованы 17 заикающихся (14 мужчин и 3 женщины) в возрасте от 14 до 28 лет. Из них у 8 чел. наблюдалась тяжелая степень заикания, у 6 - средняя, у 3 - легкая степень речевого судорожного синдрома.
Исследование проводилось по следующему плану: изучение подробного анамнеза жизни и болезни пациентов, описание логопедического статуса с постановкой речевого диагноза (степень, форма, тип судорог, наличие сопутствующих и ритуальных движений).
62