УДК: 374.7
\
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ОБ ИНФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Желязкова-Тея Таня Кунчева,
доктор теории познания в Болгарии, аспирант кафедры социальной педагогики и психологии, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва
СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА СОВРЕМЕННОМУ ПОНИМАНИЮ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРИАДЫ ВМЕСТЕ С ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ. ПОКАЗАНО, КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МНОЖЕСТВЕННЫЙ МОЗГОВОЙ ШТУРМ ДЛЯ ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
• множественный мозговой штурм • образовательная триада • формальное образование
• неформальное образование • информальное образование • информальные педагоги
Основная цель этой статьи — продемонстрировать применение множественного мозгового штурма, с помощью которого выявляется сущность и содержание инфор-мального образования.
Исторически информальное образование является наиболее давним видом образовательной деятельности, благодаря которому возникли все следующие, известные сегодня виды образовательной деятельности — формальное и неформальное образование. Очень часто формальное, неформальное и информальное образование сосуществуют в одном и том же месте, но в разное время и в разных направлениях, и их трудно понять вследствие незнания их специфики и критериев дифференциации.
Для целей исследования ещё в 2010 г. автор статьи объединила названия трёх основных категорий образовательной деятельности — формальное, неформальное и информальное образование — в одно — «образовательная триада» [1]. Существуют разные определения составных частей образовательной триады. В этой статье используются определения, данные в Международной стандартной классификации образования (ISCED 2011), принятой на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 2011 г.
Формальное образование является «институционализированным, целенаправленным и спланированным при участии государственных организаций и признанных государством частных организаций», «в совокупности составляет систему формального образования страны» [2, с. 80].
Неформальное образование. Оно также является «институционализированным и целенаправленным», «спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг». Определяющей характеристикой неформального образования является то, что оно является дополнением и/или альтернативой формального образования в обучении в течение всей жизни индивидуума. «Неформальное образование доступно людям всех возрастов, но оно не обязательно имеет направленную структуру... Неформальное образование чаще всего ведёт к получению квалификаций, которые не признаются квалификациями формального образования или эквивалентами формального образования... либо квалификации совсем не присваиваются» [2, с. 81].
Информальное обучение. «Формы обучения, которые являются целенаправленными или тщательно спланированными, но не институционализированными. Следовательно,
они менее организованные и структурированные, чем формальное или неформальное образование. Информальное обучение может включать учебную деятельность в семье, на рабочем месте, по месту жительства и в повседневной жизни, и направленность его определяется самостоятельно, семьёй или социумом» [2, с. 80].
С точки зрения дифференциации специфики информального образования, здесь используется следующее определение: неин-ституционализированное, неорганизованное и неструктурированное накопление знаний, развитие умений и формирование компетентности в процессе жизни людей всех возрастов. (Подробнее о составляющих образовательной триады можно узнать из другой нашей публикации [3].)
К сожалению, в России не только недостаточно популярен термин «информальное образование», но и недооценены его значение и содержание. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, термин «информальное образование» вошёл не в простую публикацию, а в междисциплинарный словарь терминологии об образовании взрослых в России, изданный ещё в 1995 г. [4], задолго до появления Меморандума непрерывного образования ЕС 2000 [5], где даны определения формального, неформального и инфор-мального образования в качестве трёх основных категорий образовательной деятельности. Другими словами, с 1995 г. нельзя сказать, что этот термин неизвестен российским педагогам. Во-вторых, термин «информальное образование» включён в паспорт специальности «13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования» (ВАК), это означает, что его следует изучать и развивать в педагогической теории и применять в педагогической практике. Но, к сожалению, этот термин отсутствует в законодательстве Российской Федерации, что, на наш взгляд, является основным препятствием для его популярности. Так было в Республике Болгария до 2015 г., когда термин «информальное научение» был включён в три болгарских закона. «...Если система установится на уровне государства, то интеграция трёх видов образования (формального, неформального и информального) войдёт в привычную практику каждого индивида», — считает А.В. Оке-решко [6, с. 91]. И в практику системы образования в целом.
Один из способов преодолеть отсутствие знакомства с термином «информальное образование» в педагогической практике как систематической части образовательной триады — сделать его узнаваемым среди нынешних и будущих учителей школ и преподавателей университетов. Для этого использовалась модификация метода мозгового штурма.
Метод мозговой штурм, также известный как брейнсторминг (от англ. Ьпа^опгнпд), используется для творческого мышления и коллективного генерирования новых идей. Впервые он был использован в 1930-х гг. Алексом Осборном в качестве технологии в созданном им американском рекламном агентстве. В 1942 г. он представил метод в книге «Как находить решения». Но фактически метод получил своё рождение в 1953 г. в книге Осборна «Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблемы». «Метод специально разработан для получения максимального количества предложений при создании моделей». Это «качественный метод моделирования систем» [7, с. 68]. Сегодня известно множество модификаций этого метода: обратный мозговой штурм; теневой мозговой штурм; комбинированный мозговой штурм; индивидуальный мозговой штурм; челночный мозговой штурм; метод «635»; мозговой штурм на доске; мозговой штурм в стиле «соло»; визуальный мозговой штурм; мозговой штурм по-японски, брейнрайтинг [8, с. 62-72].
Классический мозговой штурм подчиняется принципу коллективной творческой деятельности (КТД) не менее 5 и не более 10-15 участников. Метод осуществляется в два этапа:
1) процесс генерирования идеи;
2) процесс обсуждения предложенных идей (критика и аналитика, оценка и выбор, ранжирование).
Для достижения хорошего результата соблюдаются строгие правила.
На первом этапе:
• для представления идей используются ключевые слова, а не целые предложения;
• нет «плохих идей» — принимаются все идеи без обсуждения;
Внедрение и пршшш
• запрещается критиковать предложенные идеи;
• все предложения без исключения записываются;
• цель состоит в том, чтобы предложить как можно больше идей;
• процесс генерации идей не прерывается до тех пор, пока все варианты не будут исчерпаны в данный момент, но продолжается не более 30 минут.
На втором этапе:
• критический анализ сделанных предложений от всех участников;
• коллективная оценка для принятия или отказа предложений;
• ранжирование и объединение предложений в несколько более общих тематических групп, которые фактически формируют основные идеи, достигнутые методом мозгового штурма.
Метод мозгового штурма используется в первую очередь в бизнесе, где за короткое время принимают решение или находят хорошую идею для максимизации прибыли. Он также широко применяется в различных видах неформального образования: на курсах, тренингах, семинарах, мастер-классах. К сожалению, мозговой штурм не такой популярный метод в системе формального образования, хотя он входит в список инновационных педагогических технологий [8]. Вероятной причиной является тот факт, что это КТД, чтобы проиллюстрировать полученные знания, но оценка в формальном образовании является индивидуальной, а не коллективной. Тогда в каких ситуациях мы можем использовать мозговой штурм в качестве педагогической технологии в школе и в университете?
Наша гипотеза была: метод мозгового штурма можно использовать не только для генерации новых идей, но и для открытия новых знаний.
В качестве подтверждения этой гипотезы мы использовали мозговой штурм, чтобы обнаружить различия между формальным, неформальным и информальным образованием. Для этого мы не могли применять классическую модель мозгового штурма из-за замены генерации новых идей ответами на заранее заданные и специально
созданные, тематически связанные вопросы. То же самое относится и к другим модификациям мозгового штурма, упомянутым выше. Необходимо было применить новую модификацию мозгового штурма, которая могла бы происходить по-разному в большом курсе (первый вариант) и в небольшой группе учащихся (второй вариант). В обоих вариантах использовался множественный мозговой штурм в поисках новых знаний. Множественный мозговой штурм так же имеет 2 этапа:
1) процесс поиска множества ответов на 10 тематически связанных вопросов;
2) процесс совместного обсуждения ответов на 10 вопросов с точки зрения основных характеристик формального, неформального и информального образования.
Для процесса поиска множества ответов, связанных с базовыми характеристиками трёх основных категорий образовательной деятельности — формального, неформального и информального образования, — были созданы и заданы 10 вопросов, которые были использованы для проведения 10 последовательных мозговых штурмов (множественный мозговой штурм) в поисках ответов. В значительной степени вопросы направлены на раскрытие сущности информального образования как наименее известной части образовательной триады. Эти вопросы использовались в педагогической практике исследователя в качестве аспиранта перед различными аудиториями на факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ).
Алгоритм первого варианта множественного мозгового штурма
В первом варианте использования множественного мозгового штурма занятия состоялись с большой группой студентов-бакалавров (более 70).
1. Сначала была представлена теоретическая часть темы «Школа информального образования». Во время презентации студенты быстро сориентировались в сущности и характеристиках информального образования в сопоставлении с формальным и неформальным образованием.
2. Во второй, практической, части студенты были разделены на 10 групп по 7-8 человек. Каждая группа получила лист с одним из 10 предварительно созданных тематически связанных вопросов. Задача каждой группы была: в течение 15 минут ответить на поставленный вопрос в письменной форме методом мозгового штурма. Студенты должны были полагаться на свои умения «как системы психических и практических действий, основанных на ранее приобретённых знаниях и навыках, способствующей целесообразной регуляции деятельности, протекающей в новых (вариативных) условиях» [9, с. 66].
3. В третьей части занятия каждая группа транслировала докладчика, который представил результаты работы группы всем студентам. Участники обсуждали предложения и вместе искали существенные особенности информального образования.
4. Ответы вписывали в заранее подготовленную преподавателем-исследователем презентацию с иллюстрациями на тему «Школа информального образования. Дорога жизни».
5. В конце занятий студенты уверенно и с лёгкостью могли интерпретировать основные характеристики информального образования. Это происходило как часть стратегии самоопределения студентов в учебной деятельности. «Необходимым условием успешного самоопределения студента является освоение новых для него способов учебной деятельности в вузе» [10, 144].
Первый вариант множественного мозгового штурма был использован для раскрытия характеристик информального образования. Этот вариант подходит для работы со многими учащимися одновременно: большой класс учеников в школе или большая группа студентов в университете, которые можно разделить на подгруппы из 5-10 участников. Достигнутый педагогический результат — это открытие новых знаний путём коллективной творческой деятельности.
Алгоритм второго варианта множественного мозгового штурма
Во втором варианте использования множественного мозгового штурма занятие состо-
ялось с небольшой группой (9 чел.) студентов-магистров для раскрытия характеристик информального образования, дифференцируя его от двух других составляющих образовательной триады — формального и неформального образования.
1. В начале вся группа последовательно выполнила первый этап множественного мозгового штурма: процесс поиска множества ответов на 10 тематически связанных вопросов.
2. В результате были заполнены 10 плакатов с ответами на 10 вопросов — всего 114 ответов.
3. Затем исследователь-аспирант представил краткие определения формального, неформального и информального образования.
4. На втором этапе множественного мозгового штурма последовательно обсуждались все предложения по 10 вопросам через призму их связи с формальным, неформальным или информальным образованием или с тремя видами образовательной деятельности одновременно.
5. Таким образом, наглядно были проиллюстрированы дифференциация и интеграция формального, неформального и ин-формального образования.
Во втором варианте множественного мозгового штурма студенты узнали, как описать основные характеристики каждой образовательной деятельности (формальная, неформальная и информальная) и определить её место в образовательной деятельности отдельного человека, в социальных и культурных сообществах через «самоактуализацию как способа воплощения собственных индивидуальных творческих интересов» [11, с. 150]. В то же время им удалось продемонстрировать информаль-ное образование и его потенциал для обучения и формирования умений и компетенций на протяжении всей жизни и в любом контексте.
Ниже указано общее количество ответов (а) участников второго варианта множественного мозгового штурма и характерных приоритетов информального образования (б).
Внедрение и нрпмш
1. Перечислите все возможные источники знаний. а — 11, б — 5. (Все возможные источники знаний превосходят те, которые традиционно используются в формальном и неформальном образовании.)
2. Укажите все типы сайтов в сети: а — 14, б — 9. (Все типы сайтов являются ресурсами для информального образования, но не все подходят для формального и неформального образования.)
3. Как научиться? Перечислите все возможные способы: а — 11, б — 5. (Все возможные способы научения применимы к ин-формальному образованию, но не все могут реально использоваться в формальном и неформальном образовании.)
4. Подумайте и укажите все виды знаний и умений, которые вы приобрели за пределами школы или университета: а — 10, б —
5. (Этот вопрос чётко указывает на место для приобретения знаний и умений за пределами формальной системы образования. Это может быть частично связано с неформальной системой образования, но характерно, как правило, для информального образования.)
5. Укажите те виды умений, которые необходимы на каждом рабочем месте: а — 10, б — 3. (Вопрос указывает на так называемые переносимые или мягкие умения, которые необходимы для любого рабочего места, например мотивация, общение, стремление к успеху. Эти умения не являются особым предметом изучения формального образования, проводятся тренинги по развитию этих умений в неформальном образовании, но многие люди приобретают их на практике в результате саморазвития посредством информального образования.)
6. Вы впервые приезжаете в Москву. Какие знания и умения вам нужны, чтобы выжить в мегаполисе? а — 10, б — 5. (В Интернете можно найти книги и советы психологов по выживанию в большом городе. Но реальное обучение происходит на месте, в городах с миллионами жителей. И это часть информального образования через реальную практику и личный опыт.)
7. Вы пошли в поход в горы и планируете провести там два дня. Аккумулятор вашего
телефона разряжен, и зарядить его негде. Какие знания и умения вам нужны, чтобы выжить на природе? а — 9, б — 4. (Как и в вопросе 6, важно информальное образование через реальную практику и личный опыт.)
8. Кто может научить вас жить? Перечислите все варианты: а — 21, б — 7. (Этот вопрос стимулирует для максимального расширения круга учителей, тюторов,репетиторов, педагогов, психологов, педагогических консультантов, социальных педагогов, арттера-певтов, модераторов, т.е. людей, которые так или иначе связаны с формальным и неформальным образованием. Все варианты означают участие и людей, которых можно отнести к информальным педагогам: напут-свенников, аниматоров, коучев, членов семьи, родственников, друзей, случайно встреченных людей. «педагог — не только учитель, преподаватель, воспитатель и т.д., но любой человек, который учит, воспитывает, развивает» [12, с. 155]. Информаль-ные педагоги — это люди, которые не имеют специальной, профессиональной подготовки и квалификации для обучения других, но делают это на пути передачи своего опыта и знаний, полученных в ходе информального образования на протяжении всей жизни.)
9. Где вы можете учиться? Подумайте и перечислите все возможности: 1 — 10, 2 — 4. (Вопрос предполагает подвести к выводу
0 том, что можно учиться где угодно, а это — существенная характеристика ин-формального образования.)
10. Когда мы можем учиться? Подумайте и перечислите все возможные варианты:
1 — 8, 2 — 3. (Вопрос предполагает исчерпание всех вариантов и заключение, что мы учимся всегда и когда-либо, и это — специфика информального образования.)
Эти 10 вопросов составлены таким образом, что их ответы раскрывают как можно больше основных характеристик инфор-мального образования и формируют его модель в отличие от формального и неформального образования.
1. Источники знаний — все возможные.
2. Ресурсы информального образования — все возможные типы сайтов в сети,
которые отражают все возможные источники знаний из реального и виртуального мира.
3. Способы научения — неограниченные.
4. Место для приобретения знаний и умений — за пределами формальной системы образования.
5. Виды умений (мягкие) — многие люди приобретают их на практике посредством информального образования.
6 и 7. Примеры информального образования — через реальную практику и личный опыт.
8. Учителя — информальные педагоги.
9. Место обучения — можно учиться где угодно.
10. Время обучения — всегда и когда-либо.
Ниже в таблице приведены ответы на 10 вопросов из второго варианта использования множественного мозгового штурма. Ответы разделены на три колонки, соответствующие трём основным категориям образовательной деятельности: формальному, неформальному и информальному образованию. В результате второго этапа множественного
№ Вопрос Формальное образование Неформальное образование Информальное образование
1 Назовите источники знаний Учебники, учебные пособия, сборники Семинары, тренинги, мастер-классы Печатные материалы, СМИ, справочники, направляющие, опыт
2 Перечислите все типы сайтов Образовательные, разработки образовательных тем, адаптация литературы Обучение иностранным языкам, серьёзные игры Знакомства, игры, хобби, музыка, спорт, культура, еда, лечение, консультации
3 Как научиться? Уроки, домашнее задание, правильные ответы Обучение через практику, кружки, поиск ответов Самообразование, опыт, метод проб и ошибок, ставить и задавать вопросы
4 Назовите все виды знаний и умений, которые приобрели за пределами школы или университета Чтение, написание, исчисление Танцы, фотографирование Любить, быть другом, заботиться о себе, заботиться о других, коллекционирование
5 Перечислите виды умений на каждом рабочем месте Готовность учиться, привычки писать, искать информацию Командная работа, сотрудничество, общение Мотивация, ответственность, стремление к успеху
6 Какие необходимы знания и умения, чтобы выжить в мегаполисе? География, история, экономика Городская школа выживания, курсы развития умений Пользование транспортом, магазинами, услугами, картами; знание правил сообщества
7 Какие необходимы знания и умения, чтобы выжить на природе? Биология, химия, физика Школа выживания на природе, экстремальные виды спорта Как обеспечить огнём, водой, едой, местом для сна
8 Кто может научить жить? Педагог — учитель, преподаватель, воспитатель Наставник, тютор, репетитор, руководитель, модератор, психолог, педагогический консультант, социальный педагог, арттерапевт Члены семьи, родственники, друзья, соседи, спутники, аниматоры, коучи
9 Где можем учиться? Школа, университет Дом культуры, торговый центр, клубы, кружки Повсюду: дома, на улице, на природе, в общественных местах
10 Когда можем учиться? Ограниченные школьные часы и школьные годы Короткие периоды вне работы, школы, университета Постоянно, всегда, на протяжении всей жизни
Внедрение и прпмш
мозгового штурма студенты сами выясняют, к какой категории образовательной деятельности относится ответ. Они понимают, что часть ответов может относиться к трём категориям образовательной деятельности и иллюстрирует их интеграцию. Но в то же время существуют ответы, специфичные для одной из категорий образовательной деятельности, и показывают дифференциацию формального, неформального и информального образования.
В заключение можно сделать вывод, что второй вариант применения множественного мозгового штурма по своей сути является творческим применением мозгового штурма для многократного поиска предложений в ответы на 10 тематически связанных вопросов, направленных на общую когнитивную цель и достижение скрытых педагогических задач: приобретение новых знаний посредством активного участия самих учащихся, что подтверждает нашу гипотезу. Когнитивная цель была направлена на создание модели ин-формального образования через максимальное количество предложений к системе вопросов, которые раскрывают его сущность. Это авторский вклад не только в применение инновационных педагогических технологий, но и в углубление исследовательской работы по выявлению критериев дифференциации формального, неформального и информаль-ного образования.
Множественный мозговой штурм может быть успешно применён в процессе обучения, который предполагает наличие знаний и умений учащихся, приобретённых до этого, через три основные категории образовательной деятельности: формальное, неформальное и информальное образование. Он может быть использован учителями в школе и на факультете в университете, а также научными работниками в их исследовательской работе. Множественный мозговой штурм подходит для поиска различий в структурах одного порядка и для выявления природы сложных объектов и явлений. □
Литература
1. Желязкова (Тея) Т. Информалното образование като значим елемент от об-разователната триада // Стратегии на образователната и научната политика. — 2010. — Бр. 2. — С. 164-180.
2. International Standard Classification of Education ISCED 2011. — UNESCO Institute for Statistics, 2012. — P. 85. — URL: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000219109 (дата обращения: 30.07.2019).
3. Желязкова-Тея Т.К. Модели дифференциации формального, неформального и информального образования // Педагогика и психология образования. — 2018. — № 4. — С. 20-36. — URL: http:// mpgu.su/wp-content/uploads/2019/01/ Pedagogika-4-2018g.pdf (дата обращения: 30.07.2019).
4. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. — СПб.; Воронеж, 1995. — 232 с.
5. A Memorandum on Lifelong Learning. Commission of the European Communities. — Brussels, 2000. — P. 36.
6. Окерешко А.В. Системная интеграция формального, неформального и инфор-мального образования: спираль целостного цикла образовательной жизни человека // Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития: сборник статей I Международной научно-практической конференции. — 2016. — Т. 1. — № 1. — С. 86-94.
7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: Словарь системы основных понятий. — М.: Либроком, 2013. — 208 с.
8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2009. — 192 с.
9. Соловьёва Н.В., Гагарин А.В. «Умение»: реальная представленность в «умении учиться» (Понятийно-терминологический экскурс) // Акмеология. — 2019. — № 1 (69). — С. 65-69.
10. Подымова Л.С., ДолинскаяЛ.А., Лю Шо-увэнь. Стратегии самоутверждения студентов в учебной деятельности // Проблемы современного образования. — 2018. — № 3. — С. 142-150.
11. Серякова С.Б. Воспитательный потенциал дополнительного образования подрастающих поколений // Психолого-педагогические проблемы современного социума: монография / К.А. Абульханова, Я.А. Баскакова, Н.П. Болотова [и др.]. — М.: МПГУ, 2018. — С. 139-150.
12. Новиков А.М. Педагогика. Словарь системы основных понятий. — М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. — 268 с.
Literatura
1. Zhelyazkova (Teya) T. Informalnoto obra-zovanie kato znachim element ot obrazo-vatelnata triada // Strategii na obrazovatel-nata i nauchnata politika. — 2010. — Br. 2. — S. 164-180.
2. International Standard Classification of Education ISCED 2011. — UNESCO Institute for Statistics, 2012. — P. 85. — URL: https://unesdoc.unesco.org/arkY48223/ pf000021 91 09 (data obrashcheniya: 30.07.2019).
3. Zhelyazkova-Teya T.K. Modeli differentsiat-sii formal'nogo, neformal'nogo i informal'no-go obrazovaniya // Pedagogika i psikholo-giya obrazovaniya. — 2018. — № 4. — S. 20-36. — URL: http://mpgu.su/wp-con-tent/uploads/2019/01/Pedagogika-4-2018g. pdf (data obrashcheniya: 30.07.2019).
4. Onushkin V.G., Ogarev Ye.I. Obrazovaniye vzroslykh: mezhdistsiplinarnyy slovar' termi-nologii. — SPb.; Voronezh, 1995. — 232 s.
5. A Memorandum on Lifelong Learning. Commission of the European Communities. — Brussels, 2000. — P. 36.
6. Okereshko A.V. Sistemnaya integratsiya formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya: spiral' tselostnogo tsikla ob-razovatel'noy zhizni cheloveka // Sovre-mennyy mir: opyt, problemy i perspektivy razvitiya: sbornik statey I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — 2016. — T. 1. — № 1. — S. 86-94.
7. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya: Slovar' sistemy osnovnykh ponyatiy. — M.: Librokom, 2013. — 208 s.
8. Panfilova A.P. Innovatsionnyye pedagogi-cheskiye tekhnologii. Aktivnoye obucheni-ye: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. — M.: Akademiya, 2009. — 192 s.
9. Solo^yova N.V., Gagarin A.V. «Umeniye»: real'naya predstavlennost' v «umenii uchit'sya» (Ponyatiyno-terminologicheskiy ekskurs) // Akmeologiya. — 2019. — № 1 (69). — S. 65-69.
10. Podymova L.S., Dolinskaya L.A., Lyu Shouven'. Strategii samoutverzhdeniya studentov v uchebnoy deyatel'nosti // Pro-blemy sovremennogo obrazovaniya. — 2018. — № 3. — S. 142-150.
11. Seryakova S.B. Vospitatel'nyy potentsial dopolnitel'nogo obrazovaniya podrastayu-shchikh pokoleniy // Psikhologo-pedagogi-cheskiye problemy sovremennogo sotsiu-ma: monografiya / K.A. Abul'khanova, Ya.A. Baskakova, N.P. Bolotova [i dr.]. — M.: MPGU, 2018. — S. 139-150.
12. Novikov A.M. Pedagogika. Slovar' sistemy osnovnykh ponyatiy. — M.: Izdatel'skiy tsentr IET, 2013. — 268 s.