Научная статья на тему 'Использование метода микрооткрытий при обучении географии'

Использование метода микрооткрытий при обучении географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1088
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING METHODS / МЕТОД МИКРООТКРЫТИЙ / THE METHOD OF MICRO-DISCOVERIES / ОБУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ / LEARNING GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветрова С. А.

В статье описывается использование метода микрооткрытий при изучении географии в школе. Под микрооткрытием понимается то, что достигнуто, раскрыто, обнаружено, понято, установлено и преодолено учащимся самостоятельно в процессе его собственного микроисследования. Цель дидактического исследования состоит в обосновании применения метода микрооткрытий при формировании у учащихся географической картины мира, изучении условий его использования и дидактической эффективности. Автор указывает также на общедидактическое значение описываемого метода и возможность его использования при изучении других учебных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF THE MICRO-DISCOVERY METHOD IN GEOGRAPHY TEACHING

The article describes how to use the method of micro-discoveries in the study of geography at school. A micro-discoveries method is the one that is achieved, found, understood, implemented and solved by students in the process of their own micro-studies. The purpose of didactic study is to justify the application of the method of discoveries in the formation of students' geographical picture of the world, the study of the conditions of its use and didactic effectiveness. The author also shows the importance of the method in didactics and to the possibility of using for other academic disciplines.

Текст научной работы на тему «Использование метода микрооткрытий при обучении географии»

УДК 372.891

С.А. Ветрова

учитель географии, МБОУ СОШ № 1, г. Ханты-Мансийск, Югра-ХМАО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МИКРООТКРЫТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Аннотация. В статье описывается использование метода микрооткрытий при изучении географии в школе. Под микрооткрытием понимается то, что достигнуто, раскрыто, обнаружено, понято, установлено и преодолено учащимся самостоятельно в процессе его собственного микроисследования. Цель дидактического исследования состоит в обосновании применения метода микрооткрытий при формировании у учащихся географической картины мира, изучении условий его использования и дидактической эффективности. Автор указывает также на общедидактическое значение описываемого метода и возможность его использования при изучении других учебных предметов.

Ключевые слова: методы обучения, метод микрооткрытий, обучение географии.

S.A. Vetrova, Secondary School № , Khanty-Mansiysk, Yugra-KhMAO

USING OF THE MICRO-DISCOVERY METHOD IN GEOGRAPHY TEACHING

Abstract. The article describes how to use the method of micro-discoveries in the study of geography at school. A micro-discoveries method is the one that is achieved, found, understood, implemented and solved by students in the process of their own micro-studies. The purpose of didactic study is to justify the application of the method of discoveries in the formation of students' geographical picture of the world, the study of the conditions of its use and didactic effectiveness. The author also shows the importance of the method in didactics and to the possibility of using for other academic disciplines.

Keywords: teaching methods, the method of micro-discoveries, learning geography.

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование и познание окружающего мира, построение образа этого мира, необходимого для полноценной ориентации в нем при достижении человеком собственных целей и в удовлетворении своих потребностей. Каждый школьный предмет вносит свой вклад в формирование современного человека. Уникальность школьной географии заключается как раз в том, что это - единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально-экономическом повседневном окружении человека. География является для ученика не только источником новых сведений о мире и не только инструментом познания части объективной действительности, но и необходимым фактором его нормального психического и культурного развития.

В своей многолетней практике я изучала и использовала элементы многих педагогических технологий. Интенсифицировать интеллектуальное развитие и саморазвитие личности обучающегося, формировать умения систематизации знаний о предметном мире, самостоятельно извлекать знания в моей работе с учащимися на занятиях по географии мне помогает метод микрооткрытий.

Под микрооткрытием подразумевается то, что достигнуто, раскрыто, обнаружено, понято, установлено и преодолено ребенком самостоятельно в процессе его собственного микроисследования. Микроисследование и микроблемы характеризуются относительным промежутком времени, укладывающимся в рамки учебного процесса и необходимым для поиска решений. В методе микрооткрытий оптимально сочетается самостоятельная, поисковая, исследовательская деятельность учащихся. Данный метод направлен на формирование познавательной самостоятельности учащихся, на развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.

Опираясь на закономерности психологии мышления и логику научного исследования, метод микрооткрытий способствует развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. Это - один из современных методов обучения, в основе которого лежит личностно-деятельностный принцип организации процесса обуче-

ния. Общее описание метода микрооткрытий можно найти в работах Синицына Е.С. (общие психолого-педагогические подходы), Соседкиной Н.В. (практические приложения в преподавании школьной информатики), Никитина Б.П. (применение метода в развивающих играх), Сита-рова В.А. (краткое описание дидактической ценности метода) [1, 2, 3].

Цель нашей работы состоит в применении метода микрооткрытий при формировании у учащихся географической картины мира, изучении условий его использования и дидактической эффективности.

В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, Пифагорейской школе и софистам. Идеи активизации обучения путем включения учащихся в решение проблем и исследовательскую деятельность нашли отражение во многих трудах отечественных и зарубежных исследователей [3, 4, 5].

В основе метода микрооткрытий, точнее - в варианте, разработанном Е.С. Синицыным, лежит сценарий эвристической беседы. Очередная микропроблема выдвигается перед классом, она формулируется в виде вопроса, на который учащимся предлагается самостоятельно ответить. Трудность вопроса дозируется с соблюдением «принципа волны» - легкие вопросы сменяются вопросами средней трудности, а последние - очень трудными. Легкие вопросы содержат наводящую информацию больше, чем вопросы средней трудности, а в трудных вопросах ее бывает еще меньше. Для того, чтобы правильно ответить на трудный вопрос, ученик должен мобилизовать весь свой творческий потенциал [1, 6].

Прежде всего, обратим внимание на необходимость выяснения сущности проблемы. Способность видеть ее является одним из очень важных и трудно формируемых творческих умений. Выявление важнейших данных, которые могут быть использованы при решении проблемы, предполагает умение провести их анализ и сопоставить различные подходы, факты, сведения. Разработка стратегии и тактики решения проблемы, а также ее последующее воплощение требуют от учащегося умения продумывать план своей поисковой деятельности, выдвигать гипотезы, работать с различными пособиями, находить связи между фактами и осуществлять перенос знаний в новую ситуацию.

Выбор оптимального метода решения проблемы непосредственно связан с тем, насколько учащиеся владеют разными способами мышления. Без овладения исследовательскими умениями ученик не сможет успешно включится в самостоятельную поисковую работу. Отработка отдельных познавательных умений помогает ученику постепенно входить в исследовательскую деятельность.

Многие зарубежные дидакты придерживаются представления о трех уровнях исследовательского обучения. На первом уровне учитель ставит проблему и намечает метод ее решения. Учащемуся предстоит самостоятельно осуществить ее решение. На втором уровне учитель только ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет сам или в группе. На высшем, третьем, уровне постановка проблемы, поиск метода и разработка самого решения осуществляется учащимися самостоятельно. Но такой поиск решения проблемы дается одному ученику легко, а для другого представляет огромные трудности. Поэтому учителю не следует торопиться предлагать всем детям одну и ту же проблему, не стоит забывать и о дифференциации творческих заданий.

Метод микрооткрытий, используемый нами, продемонстрировал свою высокую эффективность и имеет глубокие психолого-дидактические обоснования. Дело в том, что всякое эффективное и гармоничное обучение возможно лишь на основе учета содержания учебного предмета, а также при опоре на естественную логику познавательного процесса школьника и с учётом психологических особенностей обучения. Личная мотивация концентрирует внимание школьников на изучаемом вопросе, возбуждает у них мыслительную активность и помо-

гает создавать направленность на учебную работу. Благодаря этим своим особенностям, мотивация способствует тому, что изучаемый материал становится для ученика личностно значимым.

Начиная урок, мы должны перевести ребенка из одного мира, в котором он жил на перемене, в другой - в эпоху Великих географических открытий, во Францию, в Сибирь, в океан и т.д. Удачно подобранный эпиграф к уроку, музыка, дизайн кабинета по изучаемой теме (предметный и визуальный ряд) подготавливают ученика к совершению на уроке малого открытия для себя.

В процессе познания окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение, являющееся базой развития наблюдательности. Наблюдательный человек видит больше, понимает глубже, так как улавливает малозаметные, но существенные признаки предметов и явлений. Такой человек имеет возможность делать более правильные выводы и тоньше осмысливать происходящее. В процессе разнообразных наблюдений за социально-экономическими и природными явлениями (календарь наблюдений за погодой, за изменениями растительности по сезонам года, изменение численности населения города, изменение состава электората по округам) у учащихся развивается наблюдательность. И в ходе таких наблюдений ученики и совершают свои микрооткрытия .Учащиеся с увлечением работают над тем, что может быть трудно, но зато выполнимо, чтобы показать им наличие каких-то достижений, близких к микрооткрытиям.

Мы знаем, что внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами. Самостоятельный поиск знаний и решения микропроблемы тоже связан с переживаниями и эмоциями (чувства удивления, напряжения и досады - при трудности или неудаче; радости, облегчения и подъема - при открытии, находке, успехе). Микрооткрытие вызывает у школьника уверенность в себе, удовлетворение, оно стимулирует дальнейшую работу мысли.

Понять природу «запуска» мышления в методе микрооткрытий помогает модель зоны ближайшего развития, предложенная Л.С. Выготским. Модель зоны делает наглядным положение психологии о том, что интерес новизны возникает только там, где новое может вступить в связь с прошлым опытом, т.е. находится в зоне ближайшего развития ребенка. И сделать это помогает система заданий, построенная с учетом следующих принципов.

• Включение познавательных заданий в учебный материал должно быть обоснованным, во-первых, логикой предмета и, во-вторых, значимостью изучаемого материала в общей системе знаний. В этом случае они будут способствовать не только формированию приемов мышления, но и более глубокому пониманию учебного материала.

• Система познавательных заданий должна включать задания, требующие от ученика все более высокой степени мыслительной активности.

• Познавательные задания должны использоваться на всех этапах учебного процесса.

Кроме того, включение таких заданий в процесс закрепления и проверки знаний позволяет создать условия, в которых ученики самостоятельно открывают новое в уже известном, объединяя тем самым в единый процесс усвоение новых знаний и их закрепление.

Задания на отработку приема анализа при использовании метода микрооткрытий

1. Герой романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли» профессор геологии Отто Лидденброк утверждал: «О, как много видов горных пород слагает земную кору. 600 горных пород известно геологической науке. Все они классифицируются по трем разделам: горючие, металлические, камнеподобные». Проанализируйте предложенную профессором классификацию горных пород.

2. Проведите анализ слайдов с изображениями гор. По внешним данным определите старые и молодые горы. Укажите главные отличия старых и молодых гор.

3. Укажите условия возникновения гидролакколитов, используя нужные термины: термокарст, инсоляция, низкие температуры воздуха, многолетнемерзлотные породы, водоупорный пласт, водоносный горизонт, талик, аласы, бугристый рельеф, льдистые породы, протаи-вание.

4. Проведите анализ слайдов, на которых изображены города. Выделите характерные черты европейского, американского, восточно-азиатского, арабского города.

Задания на отработку приема обобщения при использовании метода микрооткрытий

1. Выявите черты сходства и различия в природе Карского и Баренцева моря.

2. Рассмотрите рисунок «Горная страна». Назовите части горной страны, выделите существенные признаки каждой из них. Сформулируйте их определения.

3. Проведите классификацию следующих терминов по своим критериям: самум, бархан, эрг, сирокко, култук, гамада, пампа, дюна, останец, шамо, солончак, нефуд, краснозем, прерия, каатинга, сельва, буш, урема, торфяник, кум, байджарахи.

4. На контурной карте Центральной России покажите центры народных художественных промыслов. Продумайте систему условных знаков.

Для развития мыслительных навыков в данной системе работы широко используются вопросы-микропроблемы. Для выработки умения задавать проблемные вопросы полезно обратиться к таксономии Б. Блума. В этом случае вопросы классифицируются соответственно различным уровням познавательных задач. Так, вопросы более низкого уровня направлены на простое вспоминание, среднего - требуют применения знаний, а высокого уровня - их синтеза. В любом случае, ориентирован ли вопрос на актуализацию знаний, их осмысление или на поиск новых подходов и обобщений, полезно помнить ряд требований, предъявляемых к вопросу, а именно:

• ясная, четкая постановка вопроса, которая не должна допускать двусмысленного его толкования;

• поиск ответа должен вызвать определенные умственные усилия ученика;

• следует стремиться к такой постановке вопроса, которая побуждает у ученика желание размышлять над ним;

• ценность вопроса возрастает при его эмоциональной окраске, правильной интонации и учете невербальных моментов.

Приведем в пример несколько микропроблемных вопросов с целью углубленного понимания учащимися трудной учебной темы. География, 8 класс, тема: «Развитие рельефа на территории России».

• Почему в Забайкалье наблюдаются землетрясения, но нет действующих вулканов?

• Под действием каких рельефообразующих факторов рельеф нашей местности продолжает изменяться?

• В глаголах покажите работу ветра?

• Чем можно объяснить обилие озер в Карелии?

• Какие условия необходимы для активного процесса физического выветривания?

• Какие меры безопасности необходимо предпринять в селеопасных районах?

• «Вряд ли бывают в природе явления, которые по своему грозному величию могли бы сравниться с разгулом вулканической стихии», - пишет в своей книге Гарун Тазиев. А каково ваше мнение?

Отличие проблемно-познавательного задания от микропроблемных вопросов заключается в том, что для его выполнения учащимся представляют специальное время, вопрос же ориентирован на быстрое включение ученика в диалог. Проблемно-познавательные задания позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся (путем предложения дифферен-

цированных заданий), а при постановке микропроблемных вопросов всему классу сделать это сложно, так как быстро думающие ученики «рвутся» к ответу раньше и мешают сосредоточиться и обдумать ответ всем остальным.

Функции познавательных заданий многообразны. Они помогают ученику:

1. осмысливать учебный материал;

2. закреплять полученные знания;

3. отрабатывать качества, необходимые для исследовательской работы;

4. овладевать приемами мышления;

5. учиться применять знания в новой ситуации.

Познавательные задания, выполняющие две первые функции, рассчитаны на 1-й и 2-й уровни усвоения. Задания, предполагающие обязательное включение ученика в самостоятельный поиск, ориентированы на 3-й уровень усвоения.

Примеры проблемно-познавательных заданий.

1. «Могущество Российское прирастать будет Сибирью» М. Ломоносов.

• В тексте учебника (1 вариант - природные ресурсы Сибири, 2 вариант - население Сибири) найдите подтверждение эпиграфа урока.

2. «Вулкан - это место, где происходит извержение», - считает А. Штюбель, а Г. Тир-рель утверждает, что «Вулкан - это аппарат, через который Земля теряет тепло». Кто же из них прав?

3. Посмотрите на наскальные рисунки, найденные в Сахаре. Они говорят о том, что климат Сахары несколько тысяч лет назад был влажнее. Сформулируйте гипотезу, которая бы объясняла эти факты.

Человеческое мышление невозможно без языка. Недаром говорят: «Язык - музей мысли». Овладевая языком, ребенок безгранично раздвигает узкие рамки собственного познания, приобщается к уровню знаний, достигнутому человечеством, получает возможность закреплять в слове личный опыт и передавать его окружающим. Овладение семантикой слов наиболее ярко выражено в период школьного обучения. Семантическое значение слов приобретает смысл для личности школьника и начинает сознательно регулировать его поведение.

Метод микрооткрытий позволяет развивать все виды внешней речи. Одной из наиболее простых форм речи является диалог. Каждый человек ведет диалог на своем личностном уровне. Диалог - ситуация поиска смысла ценностей, закрепление их в переживаниях. В диалоге происходит критическое осмысление содержания речи, демонстрация своего имиджа, утверждение личности в глазах других людей, раскрытие её потенциальных способностей, глубокое понимание предмета и выяснение противоречивости межличностных отношений. Самостоятельная подготовка рассказа, доклада, выступления и лекции учит школьников правильно пользоваться монологической речью. А эмоционально-выразительная речь учителя - это одно из самых действенных средств, способных зажечь детей.

Известно, что успешный процесс обучения во многом опирается на воображение школьников и способствует их развитию. Процесс обучения стал бы конечно очень ограниченным, если бы мы не опирались на воображение. Создание нового оригинального образа и идеи - это творческое воображение. Приемами же создания творческих образов являются агглютинация, аналогия, акцентирование, преувеличение и типизация.

Метод микроткрытий имеет большое значение и за рамками обучения школьников географии. Он применим также на занятиях по другим учебным предметам и при установлении связей между ними. Метод микроткрытий соответствует основным положениям дидактики межпредметных связей [7] и несёт в себе значительный интегративный общедидактический потенциал, в настоящее время не достаточно используемый в практике школьного обучения.

Список литературы:

1. Синицын Е.С. Теория творчества. Структурный анализ мышления. Метод микрооткрытий. - Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2001. - 427 с.

2. Соседкина Н.В. Изучаем информатику методом микрооткрытий // Материалы международной конференции памяти академика А.П. Ершова. - Новосибирск, 1999. - С. 41.

3. Ситаров В.А. Дидактика / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 365 с.

4. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: (анализ зарубежного опыта). - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998. - 180 с.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Нар. образование, 1998. - 256 с.

6. Хуторский А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Меж-дунар. пед. акад., 1998. - 266 с.

7. Яворук О.А. Перспективы дидактики межпредметных связей // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - URL: www.science-education.ru/102-6031 (дата обращения: 11.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.