ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙС-СТАДИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Ю.В. Шустова1
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема использования метода кейс-стади в формировании иноязычных коммуникативных умений студентов при обучении английскому языку. Профессиональное знание и уверенность в способности положительно решить проблему (case), стоящую перед командой, являются стимулом для овладения коммуникативными умениями на английском языке.
Ключевые слова: метод кейс-стади, интенсивные технологии, проблема, ситуация.
В условиях высокой конкуренции на рынке труда работодатели предъявляют повышенные требования к уровню языковой подготовки выпускников вузов. С каждым годом возрастает количество информации, которую необходимо усвоить во время аудиторных занятий, в связи с этим возникает необходимость использования интенсивных технологий обучения, позволяющих сократить время на освоение материала в 1,5-2 раза. Интенсивные технологии используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами. Таким образом, проблема использования интенсивных технологий формирования у студентов иноязычных коммуникативных умений представляется весьма актуальной.
Интенсивное обучение имеет ряд преимуществ, которые основаны на активном, эмоциональном общении студентов друг с другом во время занятия. Эффективность работы студентов в режиме интенсивного обучения зависит от ряда условий:
1. Соответствие возможностей преподавателя целям и задачам данной технологии (игра, кейс-стади метод, дискуссия), поскольку в зависимости от цели технологии он выступает в том или ином амплуа.
2. Наличие у преподавателя профессионального и личного опыта участия в групповом взаимодействии (преподаватель должен владеть как диалогом, так и мультилогом).
3. Личностная направленность самого преподавателя (необходимо стремление к постоянному саморазвитию, к личностному росту) [1].
Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям обучения и является интерактивным (ориентированным на сотрудничество). Метод кейс-стади, или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация), - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Метод конкретных ситуаций (метод кейс-стади) относится к игровым имитационным методам обучения. Непосредственная цель метода кейс-стади - совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Кейс-стади метод предполагает использование разнообразных видов аналитической деятельности для осмысления ситуации (см. таблицу) [1]. Будучи интерактивным методом обучения, метод кейс-стади положительно воспринимается студентами, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод кейс-стади выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.
Таблица
Виды аналитической деятельности при осмыслении ситуации
Виды аналитической деятельности Характеристика
Проблемный анализ Выделение проблем, формирование проблемного поля
Системный анализ Рассмотрение объекта с позиции системного подхода как некоторой системы, характеризующейся структурой
1 Юлия Владимировна Шустова, преподаватель каф. иностранных языков.
Праксеологический анализ Рассмотрение деятельностных процессов с точки зрения их оптимизации
Прогностический анализ Формирование предсказаний относительно будущего развития ситуации
Причинно-следственный анализ Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и рассмотрение последствий ее развертывания
Аксиологический анализ Построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц с позиции той или иной ценностной системы
Ситуационный анализ Моделирование ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц
Кейс-технология используется на старших курсах, в процессе изучения студентами общепрофессиональных и специальных дисциплин, поскольку применение ее на занятиях по английскому языку позволяет задействовать все виды речевой деятельности (например, изучающее чтение, т.к. кейс представляется обучаемым в письменной форме; аудирование, т.к. кейс может быть озвучен или представлен на аудионосителе; устно-речевое общение, т.к. студенты рассуждают, убеждают друг друга, дискутируют; письменную речь - например, написание на основе рассмотренной ситуации отчета, эссе и др.). Следовательно, данная технология предъявляет определенные требования к общему уровню владения изучаемым языком. На этом уровне студент может понимать общее содержание сложных текстов конкретной и абстрактной тематики, воспринимать содержание профессиональных дискуссионных бесед по своей специальности, объясняться на английском языке, говоря спонтанно и бегло настолько, чтобы не отягощать процесса коммуникации ни для одной из сторон во время беседы. Диалогам и дискуссиям в рамках кейса предшествует работа над лексикой и грамматикой, призванная помочь участникам ясно выразить свои мысли и убедить собеседника или нескольких членов группы в своей правоте. Участники также могут подробно высказываться по широкому кругу тем, выражать точку зрения по какому-либо актуальному вопросу, отмечать преимущества и недостатки различных путей решения возникших проблем.
Учебный кейс-комплект для студентов включает несколько разделов и тренировочных упражнений: первая группа упражнений - вводные или разминочные упражнения (Starting up), имеющие дискуссионный характер. Студентам предлагается обсудить вопросы по теме кейса. Целью упражнений этого типа является знакомство с профессиональной лексикой, необходимой в процессе работы над кейсом, а также развитие навыков говорения. За вводными упражнениями следует раздел «Чтение» (Reading), в котором участникам предлагается, например, прочесть в учебнике текст, соответствующий тематике выбранного кейса. Этот раздел урока нацелен, кроме развития навыков чтения и понимания профессионального текста на английском языке, на освоение новых лексических единиц. Следующий раздел урока называется «Навыки ведения переговоров» (Negotiating Skills). Он преследует цель приобретения студентами трёх основных навыков ведения переговоров на английском языке: (1) привлечение внимания к тому, что говорящий собирается сказать, (2) проверку понимания того, что говорит собеседник, и (3) подведение итогов. Вначале студенты изучают образцы функциональной лексики, используемой во время переговоров. Под функциональной лексикой понимаются лексические структуры, которые используются в однотипных ситуациях профессиональной деятельности. Для привлечения внимания к тому, что говорящий собирается сказать, предлагаются следующие фразы:
I’d like to make a suggestion. Я бы хотел(а) отметить.
I want to ask a question. Я бы хотел(а) задать вопрос.
Could you explain to me? Не могли бы вы объяснить мне?
What do you mean? Что вы имеете в виду?
And what is your proposal? Каково ваше предложение?
После того как студенты ознакомились с функциональной лексикой переговоров, им предлагается перейти к кейсу. Этот последний раздел урока называется «Исследование проблемы» (Case Study). В его начале приводится описание ситуации/проблемы. Перед студентами ставится задача разделиться на две команды. Одна из них представляет фирму, в которой произошла данная ситуация, вторая - команду аналитиков. Они должны провести переговоры с целью решения возникшей проблемы. В приложении к уроку приводятся примерные требования каждой из сторон-участниц в переговорах, но студенты, конечно же, могут предложить и что-то своё. На решение кейса отводится ограниченное количество времени - 60 минут. Для того чтобы
получить высокую оценку, студенты должны уложиться в отведённое время, использовать функциональную лексику и завершить переговоры предложением интересной и качественно продуманной кампании. Несоблюдение этих условий ведёт к снижению оценки. Если переговоры зашли в тупик и положительный результат не достигнут, для этого должны быть причины, отраженные в ходе дискуссии или диаграмме последствий. Последним заданием раздела «Исследование проблемы» является написание отчета об успешно проведённых переговорах и достигнутом решении. Если во время переговоров стороны не пришли к взаимному решению, то участники пишут письмо в адрес противной стороны, в котором высказывается сожаление по поводу несостоявшейся сделки и выражается надежда на то, что в скором будущем взаимоприемлемое решение будет найдено.
Использование кейс-метода позволяет студентам осмыслить реальные ситуации профессиональной деятельности и актуализировать определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении проблемы. При дифференцированном подходе к обучению студентов широко используются вариативные мультимедийные задания-кейсы, в том числе через открытый доступ к ресурсам языкового центра SAC [2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
2. Кружкова С.И. Проблема автономии в обучении иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического ун-та. - 2009. - № 2 (12). - С. 47-52.
Поступила в редакцию - 05/III/2012, в окончательном варианте - 05/III/2012.
UDC: 378.147
THE USING OF CASE-STUDY METHOD IN THE FORMATION OF STUDENTS’ COMMUNICATIVE COMPETENCES WHILE TEACHING THE ENGLISH LANGUAGE
J. V. Shustova
Samara State Technical University
244 Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
The article is focused on the using of case-study method in the formation of students’ communicative competences while teaching the English language. Professional knowledge and confidence in the ability to solve positively a problem (case), facing the command, are stimulus for the acquirement of communicative skills in English.
Key words: case-study method, intensive technologies, problem, situation.
Original article submitted - 05/III/2012, revision submitted - 05/III/2012.
Julia V. Shustova, lecturer, Dept. of Foreign Languages.