УДК 378.147
МЕТОД «ШЕСТИ ШЛЯП» В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
Ю.В. Шустова
Самарский государственный технический университет 4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Рассматривается использование метода «шести шляп» в процессе изучения иностранного языка. Данный метод, с одной стороны, помогает генерировать и развивать новые идеи по изучаемой теме, с другой стороны, способствует развитию коммуникативной компетенции и творческих навыков учащихся, повышает мотивацию. При использовании метода «шести шляп» полярные точки зрения не конфликтуют между собой, а сосуществуют и дополняют друг друга, порождая новые неординарные и инновационные мысли и идеи. Человеческий ум, будучи цельным и самодостаточным, часто принимает все новые идеи за неестественные и ложные. Используя метод Эдварда де Боно, студенты получают возможность подумать о тех вещах, которые прежде они не воспринимали всерьез, что увеличивает их шансы найти верное или подходящее решение проблемы или ситуации. Метод «шести шляп» также помогает привлечь к участию в дискуссии неразговорчивых студентов. При этом любой из участников высказывает свою точку зрения, не испытывая дискомфорта несмотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица, что значительно развивает коммуникативные навыки студентов.
Ключевые слова: коммуникация, Эдвард де Боно, шесть шляп, метод, интенсивные технологии, изучение иностранного языка.
При обучении иноязычному общению студентов бакалавриата по направлению «Электроэнергетика и электротехника», из всего многообразия интенсивных методов на начальном этапе обучения (1 и 2 курсы) применяется проблемное обучение, на старших курсах занятия по иностранному языку проводятся с использованием активных методов и форм обучения: case-study метода, деловых и ролевых игр, коммуникативных игр, дискуссий, брейншторминга [1].
В процессе обучения иностранному языку наибольшее внимание уделяется развитию навыков говорения. Различные коммуникативные игры и дискуссии помогают студентам развивать коммуникативные навыки, однако важным условием при их реализации остается умение работать в команде и правильно вести беседу. Многим участникам дискуссии бывает очень сложно выразить свою точку зрения из-за растерянности или неуверенности в себе, принять мнение другого учащегося, отреагировать на него из-за собственнного «я». При обучении иностранному языку необходимо стимулировать параллельное мышление студентов, то есть мышление, при котором различные высказанные идеи сосуществуют, а не противопоставляются друг другу [2].
Особый интерес у студентов вызывают занятия с использованием метода «шести шляп» (Six Thinking Hats) Эдварда де Боно (см. рисунок) - разновидности метода мозгового штурма, применяющегося в коммуникативных играх и дискуссиях. Данный метод основан на концепции параллельного мышления и разделяет процесс
Юлия Владимировна Шустова, преподаватель кафедры иностранных языков.
мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета. Данное деление делает мышление более сосредоточенным и устойчивым и учит студентов оперировать различными его аспектами по очереди [3].
Схема метода «шести шляп»
Виды «шести думающих шляп»:
1. Белая шляпа мышления - это режим фокусирования внимания на фактах и цифрах. Также «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
2. Красная шляпа - шляпа эмоций, чувств и интуиции. Человек в этой шляпе высказывает все интуитивные догадки, делится всеми своими эмоциями (удивление, страх, негодование, восхищение, радость и т. д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным как с самим собой, так и с окружающими (на этапе открытого обсуждения).
3. Желтая - шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. Даже если эта идея или решение на первый взгляд не обещают ничего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
4. Черная шляпа - пессимистическая. Человеку в этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации, он обращает внимание на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включает режим поиска подводных камней и дает себе возможность побыть хорошим пессимистом.
5. Зеленая шляпа - шляпа творчества и креативности, поиска новых идей, альтернатив и внесения изменений. Человек рассматривает всевозможные варианты, генерирует новые идеи, модифицирует уже существующие и присматривается к чужим наработкам, не брезгует нестандартными и провокационными подходами, ищет любую альтернативу.
6. Синяя шляпа - шестая шляпа мышления. В отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач,
а не для оценки предложения и проработки его содержания. Предназначается модератору. В частности, использование синей шляпы - подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода «шести шляп» в целом [3].
Использование данного метода очень эффективно при развитии навыков говорения. Мыслительный процесс для большинства студентов является скучным, а метод «шести шляп» помогает сделать его творческим, красочным и интересным. Когда каждый участник высказывает свою точку зрения в соответствии с цветом выбранной шляпы, мышление становится более сконцентрированным и плодотворным [4].
Рассмотрим применение метода «шести шляп» при обучении говорению студентов бакалавриата по направлению «Электроэнергетика и электротехника». До начала дискуссии преподаватель раздает студентам слова и выражения на английском языке, которые используются для выражения собственного мнения:
In my view / in my opinion/from my point of view (свойственно формальной речи) - по-моему мнению, с моей точки зрения apparently - видимо, по-видимому so to speak - так сказать more or less - более или менее that is to say - так выразиться at least - по крайней мере I am afraid - боюсь что..., к сожалению I suppose - я считаю, я полагаю, я предполагаю or rather - или даже I mean - я хочу сказать, то есть
Выражения I think, I feel, I reckon, I guess, in my view, in my opinion, from my point of view используются, чтобы утверждение имело менее категоричный оттенок. Фразы so to speak, more or less, at least, sort of, kind of используются, когда говорящий не уверен в точности, в верности того, что он говорит, либо для смягчения чего-либо, что может обидеть кого-то. Во втором случае также можно использовать well и really. Обратите внимание, что на русский язык данные выражения могут не переводиться [8].
Далее следует организационный этап - выбор участниками цвета шляпы. Цвет шляпы может быть определен преподавателем либо жребием. Модератор (человек, надевший синюю шляпу) ставит перед учебной группой определенную задачу. Например: «Совет директоров нашей фирмы Schneider Electric задумывается о слиянии с фирмой Invensys. Это еще один шаг вперед в построении компании, конкурирующей на мировом уровне в секторах промышленной автоматизации, ПО и управления электроэнергией. Объединенный портфель решений двух признанных на рынке брендов позволит Schneider Electric укрепить рыночное лидерство и ускорить рост во всех регионах. Нам необходимо принять решение в течение часа».
Занятие с использованием данного метода занимает по длительности 90 минут. Почасовое планирование всего блока следующее:
- 10 минут - организационный этап; преподаватель проговаривает задание и правила работы; затем в каждой творческой группе (в соответствии с цветом шляпы) проводится обсуждение всех авторских идей участников и выбирается одна идея, которая с точки зрения группы наиболее актуальна и имеет наибольший элемент новизны, и именно эта идея выдвигается в дальнейшем группой на этапе работы в роли новаторов;
- 70 минут - время проведения четырех раундов;
- 10 минут - подведение итогов занятия (на данном этапе каждый может выразить свое эмоциональное отношение к рассматриваемым вопросам, т. е. надеть в порядке очередности красную шляпу) [4, 6].
В процессе реализации данного метода преподаватель может немного усложнить задачу - пусть каждый наденет шляпу, не соответствующую типажу студента. Например, черную шляпу примерит оптимист, красную - учащийся, который никогда не проявляет эмоций, и т. д.
Метод «шести шляп» - уникальное средство обучения и повышения мотивации студентов, которое способствует творчеству, раскрытию потенциала, креативности и значительно повышает интерес к изучению иностранного языка. При обучении говорению студентов бакалавриата по направлению «Электроэнергетика и электротехника» с использованием данного метода наблюдается повышение мотивации к изучению иностранного языка на 12 %, снижение дискомфорта при выражении собственного мнения на 8 %, развитие логичности изложения мыслей на иностранном языке на 16 %, а также повышение работоспособности в группе на 15 %.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кружкова С.И. Проблема автономии в обучении иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. - 2009. - № 2 (12). - С. 47-52.
2. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: Учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010. - 192 с.
3. http://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html
4. Добрынина Д.В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 5. - С. 172-176.
5. Новикова Е.А. Инновации в учебном проектировании // Инновации в образовании. -2007. - № 4. - С. 23-29.
6. Новосельцева Н.Н. Edward de Bono's six thinking hats at English lessons. Актуальные задачи лингвистики, лингводидактики межкультурной коммуникации // Труды и мат-лы 3-й Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Н.С. Шарафутдинова. -Ульяновск: УлГТУ 2008. - 286 с.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
8. http ://www. correctenglish.ru/speaking/skills/opinions
Поступила в редакцию 24.01.2015; в окончательном варианте 24.01.2015
UDC 378.147
THE SIX THINKING HATS METHOD IN THE LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE WITH THE STUDENTS
OF THE POWER INDUSTRY AND ELECTRICAL EQUIPMENT DIRECTIONS
J. V. Shustova
Samara State Technical University
244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
The article is focused on the usage of The Six Thinking Hats Method while learning a foreign language. This method, on the one hand, helps to generate and develop new ideas on the studied subject and, on the other hand, promotes the development of communicative competence and creativity of students, increases their motivation. When using the method of the "Six hats" the polar points of view don't clash among themselves, and coexist and supplement each other, generating new extraordinary and innovative thoughts and ideas. Human mind, being integral and self-sufficient, often accepts all new ideas for unnatural and false. Using Edward de
Bono's method, students have an opportunity to think of those things which they didn 't seriously perceive before that increases their chances to find a right or a suitable solution to a problem or a situation. The method "Six hats" also helps to recruit with the discussion of reticent students. Thus any ofparticipants states the point ofview, without feeling discomfort despite that his opinion can contradict opinion of the majority, after all he says on behalf of one of the color hats, but notfrom the person that considerably develops communicative skills of the students.
Key words: communication, Edward de Bono, six thinking hats, method, intensive technologies, learning a foreign language.
Original article submitted 24.01.2015;
revision submitted 24.01.2015
Julia V. Shustova, lecturer, Dept. of Foreign Languages. УДК 37.022
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Л.Б. Эрштейн
Институт печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна
191186, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18 E-mail: [email protected]
Показывается, что одной из основных проблем качества образования является проблема эффективности образовательных воздействий. Ставится вопрос об оценке эффективности образовательных воздействий. Представлен анализ проблемы оценки эффективности педагогического воздействия, показано, что одним из способов оценки эффективности является анализ ресурсов и антиресурсов субъектов личности и их изменение в результате образовательного воздействия. Под ресурсами личности понимаются феномены, которыми располагает личность для достижения поставленной цели, а под антиресурсами - феномены, препятствующие достижению цели. Развивается новое понимание эффективности, в соответствии с которым эффективность является разницей между ресурсами и антиресурсами. Разработан алгоритм повышения эффективности образовательного воздействия на основе анализа ресурсов и антиресурсов субъектов образовательного воздействия, представляющий собой оценку динамики изменения ресурсов и антиресурсов в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательное воздействие, эффективность образования, алгоритм повышения эффективности образования, образовательное взаимодействие, качество образования.
В настоящее время уделяется очень большое внимание проблеме качества образования. Качеству образования посвящено множество научных работ, проблема обсуждается в педагогическом сообществе.
Одним из основных вопросов качества образования является вопрос об эффективности образовательных воздействий. Представляется, что образование является
Леонид Борисович Эрштейн, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных и управляющих систем Института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна.