опросе, ответили на данный вопрос утвердительно. Ни один респондент не написал, что в их доме нет книг
Итак, результаты анкетирования школьников из двух стран во многом схожи. Основной причиной снижения интереса к чтению являются, в первую очередь, кризисные явления в образовании. Появляются попытки создать «новую» систему образования, что на сегодняшний день лишь ведёт к усилению разрыва между элитарным и массовым образованием, в итоге начинает страдать качество и эффективность полученных знаний - результатом становится элементарная и функциональная неграмотность, и, как следствие, постепенный отказ от книги.
На наш взгляд, немаловажной причиной снижения уровня читательской культуры является отсутствие пропаганды чтения и соответствующих рекомендаций. Наше исследование показало, что дети хотят читать, но, не зная, что выбрать, теряют интерес к книге, а родители и учителя не могут стать авторитетными наставниками в данном вопросе. Несмотря на то, что родители покупают книги и создают книжные полки в доме, зачастую они не осведомлены о современных литературных новинках и читательских интересах подрастающего поколения. Возникает потребность в организации просветительских занятий для детей, родителей и учителей, которые могли бы знакомить детей и подростков не только с новинками современной литературы, но и учить их навыкам смысло-
Библиографический список
вого чтения, что, несомненно, будет способствовать формированию грамотного читателя XXI века.
Выводы
Результаты исследования ситуации с досуговым чтением детей и юношества в России (Республика Татарстан) и Чехии выявили много сходств, что позволило сформулировать наметившиеся тенденции:
1) на фоне сокращения доли чтения в сфере досуга детей и подростков наблюдается осознание необходимости читать для реализации потребностей личного характера;
2) функциональная неграмотность становится следствием кризисных явлений в образовании;
3) в силу социальных причин нивелируется роль семейного чтения;
4) экранное чтение (электронное и цифровое) вытесняет традиционное чтение;
5) отсутствуют специалисты, способные вовлечь ребенка в читательскую среду;
6) отсутствует пропаганда «правильной» для исследуемой возрастной группы литературы с учетом гендерной дифференциации;
7) готовность родителей к организации детского досугового чтения нуждается в поддержке со стороны специалистов.
1. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017.
2. Кулибина Н.В. Когнитивная модель чтения художественной литературы в лингводидактическом осмыслении. Язык, сознание, коммуникация. Москва: Диалог, МГУ 1999; 10: 123 - 131.
3. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды. Дети и культура. Москва: КомКнига, 2007: 131 - 164.
4. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии. Москва, 2004: 70.
5. Шамов А.Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Нижний Новгород, 2005.
6. Шастина Е.М., Шатунова О.В., Борисов А.М., Божкова Г.Н. Литературная педагогика: становление и перспективы. Научный диалог. 2018; 12: 504 - 518.
7. Abraham U. Brendel-Perpina I. Literarisches Schreiben im Deutschunterricht. Produktionsorientierte Literaturpädagogik in der Aus- und Weiterbildung.Velber: Klett/Kallmeyer, 2015. 232.
8. Allington R.L. You can't learn much from books you can't read. Educational Leadership. 2002. No. 60 (3): 16 - 19.
9. Artelt C., Naumann J., Schneider W. Lesemotivation und Lernstrategien. PISA 2009. Bilanznacheinem Jahrzehnt. Münster: Waxmann, 2010: 73 - 112.
10. Bal P.M., Veltkamp M. How Does Fiction Reading Influence Empathy? An Experimental Investigation on the Role of Emotional Transportation. PLoS ONE. 2013; Vol. 8. No. 1: 12 - 14.
11. Beck L., von Dewitz N., Titz C. Durchgängige Leseförderung. BiSS-Journal, Bildung durch Sprache und Schrift. 2015; No. 3: 4 - 11.
12. Bobkina J., Stefanova S. Literature and critical literacy pedagogy in the EFL classroom: Towards a model of teaching critical thinking skills. Studiesin Second Language Learning and Teaching. SSLLT. 2016; Vol. 6. No. 4: 677 - 696.
13. Dobstadt M. Literarizität als Basiskategorie für die Arbeit mit Literatur in DaFKontexten. Zugleich ein Vorschlag zur Neuprofilierung des Arbeitsbereichs Literatur im Fach Deutsch als Fremdsprache. Deutsch als Fremdsprache. 2009; No. 46 (1): 21 - 30.
References
1. Koncepciya programmy podderzhki detskogo iyunosheskogo chteniya v Rossijskoj Federacii. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 iyunya 2017.
2. Kulibina N.V. Kognitivnaya model' chteniya hudozhestvennoj literatury v lingvodidakticheskom osmyslenii. Yazyk soznanie, kommunikaciya. Moskva: Dialog, MGU, 1999; 10: 123 - 131.
3. Chudinova V.P. Detskoe chtenie. Negativnye posledstviya razvitiya mediasredy. Detiikultura. Moskva: KomKniga, 2007: 131 - 164.
4. Chudinova V.P., Golubeva E.I., Smetannikova N.N. Nedetskie problemy detskogo chteniya: Detskoe chtenie v zerkale «bibliotechnoj» sociologii. Moskva, 2004: 70.
5. Shamov A.N. Kognitivnyjpodhodkobucheniyu leksike: modelirovanie irealizaciya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2005.
6. Shastina E.M., Shatunova O.V., Borisov A.M., Bozhkova G.N. Literaturnaya pedagogika: stanovlenie i perspektivy. Nauchnyjdialog. 2018; 12: 504 - 518.
7. Abraham U. Brendel-Perpina I. Literarisches Schreiben im Deutschunterricht. Produktionsorientierte Literaturpädagogik in der Aus- und Weiterbildung.Velber: Klett/Kallmeyer, 2015. 232.
8. Allington R.L. You can't learn much from books you can't read. Educational Leadership. 2002. No. 60 (3): 16 - 19.
9. Artelt C., Naumann J., Schneider W. Lesemotivation und Lernstrategien. PISA 2009. Bilanznacheinem Jahrzehnt. Münster: Waxmann, 2010: 73 - 112.
10. Bal P.M., Veltkamp M. How Does Fiction Reading Influence Empathy? An Experimental Investigation on the Role of Emotional Transportation. PLoS ONE. 2013; Vol. 8. No. 1: 12 - 14.
11. Beck L., von Dewitz N., Titz C. Durchgängige Leseförderung. BiSS-Journal, Bildung durch Sprache und Schrift. 2015; No. 3: 4 - 11.
12. Bobkina J., Stefanova S. Literature and critical literacy pedagogy in the EFL classroom: Towards a model of teaching critical thinking skills. Studiesin Second Language Learning and Teaching. SSLLT. 2016; Vol. 6. No. 4: 677 - 696.
13. Dobstadt M. Literarizität als Basiskategorie für die Arbeit mit Literatur in DaFKontexten. Zugleich ein Vorschlag zur Neuprofilierung des Arbeitsbereichs Literatur im Fach Deutsch als Fremdsprache. Deutsch als Fremdsprache. 2009; No. 46 (1): 21 - 30.
Статья поступила в редакцию 28.06.19
УДК 378.147
Budakhina N.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF SUBJECTIVE EXPERIENCE OF BACHELOR STUDENTS IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article discusses experience of the organization of extracurricular activities of bachelor students studying in the field of vocational training (Profile "Economics and Management"). The article reveals elements of the system and types of extracurricular activities focused on the formation of subjectivity of students, manifested in the social context of their existence. The article describes conditions and possibilities of educational space, integration of educational and extracurricular activities, organization of cooperation with institutions interested in solving the problem in the formation of subjectivity of students and its manifestations. The author substantiates effectiveness of students' involvement in the financial education of the population through extracurricular activities from the standpoint of subjective experience, its components and their manifestations in the form of real results obtained in the process of this activity.
Key words: subjectness, subjective experience, components of subjective experience, extracurricular activities, financial literacy.
Н.Л. Будахина, канд. пед. наук, доц. каф. экономики и управления, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского,
г. Ярославль, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассматривается опыт организации внеучебной деятельности студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение (Профиль «Экономика и управление»)». В статье раскрываются элементы системы и виды внеучебной деятельности, ориентированные на формирование субъектности студентов, проявляющейся в социальном контексте их бытия. В статье описываются условия и возможности образовательного пространства, интеграции учебной и внеучебной деятельности, организации сотрудничества с заинтересованными институтами в решении проблемы формирования субъектности студентов и её проявлений. Автор обосновывает эффективность вовлечения студентов в финансовое образование населения посредством внеучебной деятельности с позиций субъектного опыта, его компонентов и их проявлений в форме реальных результатов, полученных в процессе этой деятельности.
Кточевые слова: субъектность, субъектный опыт, компоненты субъектного опыта, внеучебная деятельность, финансовая грамотность.
Активизировавшиеся в нашем обществе процессы национального самосознания, возрастание меры ответственности каждого за страну и за свою судьбу создают благоприятные условия для развития качеств личности, определяющих меру её свободы, гуманности, жизнетворчества и способствующих включению молодых людей в социально значимую деятельность на основе осознанного выбора ценностей и целей. Возрастание роли человеческого фактора вынуждает обучающихся многопланово усиливать субъектность как свойство личности, которая проявляется в общественно-полезной деятельности молодых людей, их активном участии в работе органов самоуправления, выборе профессии, выработке мировоззрения.
Содержание образования рассматривается отечественными педагогами как система, в которую помимо знаний, умений и навыков включается на правах элементов совокупный опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности. В основу современной трактовки содержания образования, обозначенной в нормативно-правовых документах по модернизации образования, положено следующее рабочее определение: «содержание образования» представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный, по структуре (но не по объему) человеческой культуре во всей её структурной полноте [1].
Освоение обучающимися всех видов деятельности сформирует необходимые умения и способности, которые позволят им решать вопросы в профессиональной деятельности, повседневной и социальной жизни, формируя необходимый уровень компетенций.
Сегодня предметно-содержательное обучение стало основой для формирования опыта познавательной деятельности, что составляет когнитивную и операциональную базу личности для формирования универсальных компетенций.
Понятие «компетенция» широкое и включает не только когнитивную, операциональную и технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.
Студенты, обучающиеся по направлению «Профессиональное обучение (Профиль «Экономика и управление»)», должны отвечать требованиям, предъявляемым к современным специалистам, а именно:
- владеть компетенциями по передаче опыта экономических рассуждений и организации экономической деятельности;
- развивать экономическое мышление у обучающихся на различных ступенях и уровнях обучения.
Всё это свидетельствует о том, что современному студенту необходимо иметь опыт использования знаний, умений, навыков в активной практической деятельности, выходящей за пределы академической среды обучения. Однако традиционный подход в обучении чаще всего ограничивается реализацией учебных планов, которые ориентированы в основном на аудиторную работу с ограниченным количеством часов на практику. Да и обладание набором знаний и умений не может свидетельствовать о сформированности компетенций у студента, значительная роль в их проявлении принадлежит обстоятельствам и меняющимся условиям действительности. В частности, С.Е. Шишов и И.П Агапов подчеркивают, что обладать совокупностью компетенций, необходимой для успешной интеграции в современный социум - это значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт Компетенция одновременно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности [2].
На наш взгляд, решение проблемы вовлечения студентов в активную практическую деятельность может быть найдено в сочетании учебной и внеучебной деятельности, создании образовательной среды, обладающей не только пред-метноориентированным и профессиональным, но и социально-ориентированным содержанием. Выбор направления внеучебной деятельности обусловлен спецификой обучения по направлению 44.03.04 - «Профессиональное обучение (профиль «Экономика и управление»)», в результате которого студенты приобретают квалификацию «педагог профессионального обучения». Выпускники кафедры подготовлены для организации и осуществления обучения по программам экономического образования. Такая специальность имеет ряд преимуществ: как отмечают наши выпускники и студенты, обучаясь по этому направлению, можно сразу получить возможность работы и в хозяйственно-экономической сфере, и в сфере образования. Учебный план наряду с базовыми общеобразовательными содержит дисциплины по основам экономико-хозяйственной деятельности и
методики профессионального обучения. Целью обучения по профилю является формирование профессиональных компетенций в педагогической, экономической и финасово-хозяйственной сферах деятельности.
По нашему мнению, вовлечение студентов в процесс финансового образования населения страны является актуальным и со стороны потребителя и со стороны государственных решений [3]. Трансляция опыта финансово-экономических рассуждений позволяет студенту успешнее интериоризировать академические знания, полученные в условиях аудиторной работы. Позиционирование себя в качестве преподавателя-просветителя также способствует эффективному формированию и проявлению ценностно-смысловых отношений и компетенций студентов в процессе профессионального становления.
С целью активизации процесса профессионального становления студентов на кафедре экономики и управления ЯГПУ им. К.Д. Ушинского разработана система внеучебной деятельности. Важным элементом этой системы является студенческий актив, в форме объединения студентов - экономистов (сокр. ОСтЭк), наделенный функцией самоуправления в вопросах выбора актива из числа студентов и направлений своей внеучебной деятельности. Ключевыми видами внеаудиторной деятельности студентов, обучающихся по направлению обучения «Профессиональное обучение (Профиль «Экономика и управление»)»: были выбраны следующие направления:
- Научно-исследовательское направление. Проведение индивидуальных научных исследований под руководством педагогов, оформление тезисов своих исследований и участие в конференциях и конкурсах;
- Организационно-интеллектуальное направление. Разработка содержания творческих конкурсов и мероприятий, подготовка к олимпиадам и их проведение, сотрудничество и взаимодействие на этой основе с обучающимися колледжей, школ и других образовательных учреждений;
- Проектно-волонтерское направление. Основной целью этого направления является практико-ориентированное сопровождение школьных бизнес - проектов, участие в предпринимательских проектах «Свое дело», «SAGE» и « World skills».
Формальная структура объединения студентов может стать реальной только на основе совместной деятельности, осуществления преобразующей активности, направленной на формирование собственного опыта её реализации. Системную основу для такой деятельности составила областная целевая Программа «Повышение финансовой грамотности в Ярославской области» на 2019 - 2023 гг
Студенты, обучающиеся по направлению обучения «Профессиональное обучение (Профиль «Экономика и управление»)», активно включились в совместную с правительством области работу по финансовому образованию населения. С учётом специфики университета приоритетным для нас стало направление деятельности, касающееся решения задач по увеличению охвата граждан, повышению качества финансового образования и информирования населения в области финансового образования. В качестве целевой группы населения, для которой организовывались публичные мероприятия по финансовой грамотности, нами были выбраны обучающиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования - потенциал будущего развития России. Содержательную основу передачи опыта финансовых рассуждений составили знания студентов, полученные в процессе изучения таких дисциплин, как: финансы, денежное обращение и кредит, прикладная экономика, финансовая математика и др.
Для эффективной организации публичных мероприятий с обучающимися и обеспечения связи с реальной практикой жизни было налажено сотрудничество ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и отделения по Ярославской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу. В пользование студентов были переданы и в дальнейшем успешно использованы учебно-методические материалы по финансовому образованию для школьников и воспитанников детского сада.
Вовлекая студентов во внеучебную деятельность по финансовой грамотности, педагогический коллектив кафедры экономики и управления ставил своей целью прежде всего создать условия образовательной среды для формирования и проявления субъектности студента. «Субъект» - носитель некоторой активности. Данная категория даёт возможность понять человека как субъекта общественного способа бытия, жизнедеятельности и познания:
«будучи объектом, человек, в то же время, является субъектом познания и практики» [4, с. 53].
Мы понимаем субъектность человека как высшую системную целостность человека, когда личность становится центром самоорганизации и саморегуляции, который позволяет ей соотноситься с действительностью целостным образом, использовать все свои ресурсы в качестве средств разрешения проблем [5]. Поскольку субъектность определяется ценностями и смыслами субъекта, то и должна выражаться в осознании собственной значимости, ответственности за результаты деятельности, в умении делать нравственный выбор, в способности к рефлексии, самосовершенствованию, самореализации, в сформированности собственной ценностно-смысловой установки [6, с. 40]. Планирование внеучеб-ной деятельности по финансовому образованию школьников и студентов колледжей ставило своей целью не только прямое участие в мероприятиях программы по финансовой грамотности, но и формирование субъектного опыта студентов - бакалавров. Субъектный опыт, по точному определению И.С. Якиманской, -это опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором сам человек может дать отчет себе о своих возможностях, в котором он хотя бы приблизительно знает правила организации собственных действий и собственного отношения, в котором зафиксированы значимые для него ценности, существует определенная иерархия предпочтений, в которых он способен отдать себе отчет, что ему самому нужно и что он хочет [7, с. 74].
Обратившись к анализу субъектного опыта (благодаря которому человек обретает возможность ставить себе задачи, выбирать из числа задач, навязываемых ему окружением, а затем последовательно добиваться их успешного решения), А.К. Осницкий, выделяет пять взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, совокупность которых может считаться необходимой и достаточной для формирования субъектности, обеспечивающей личности продуктивную самостоятельность:
1. Ценностный опыт (связанный с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений) ориентирует усилия человека.
2. Опыт рефлексии (накапливаемый путем соотнесения человеком знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и самом себе с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачами) -помогает увязывать ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта.
3. Опыт привычной активизации (предполагающий предварительную подготовленность, оперативную адаптацию к изменяющимся условиям работы, расчет на определенные усилия и определенный уровень достижений успеха) ориентирует в собственных возможностях и помогает лучше приспособить свои усилия к решению значимых задач.
4. Операциональный опыт (включающий общетрудовые, профессиональные знания и умения, а также умения саморегуляции) - объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей.
5. Опыт сотрудничества (складывающийся при взаимодействии с другими участниками совместной деятельности) - способствует объединению усилий, совместному решению задач и предполагает предварительный расчет на сотрудничество [4, с. 17].
Перечисленные компоненты представляют собой условия проявления субъектности и были учтены в проектировании образовательной пространства по активному вовлечению студентов в программу реализации мероприятий по финансовой грамотности. Ценностный опыт начинает формироваться с узко-социальных мотивов, в понимании полезности лично для себя. По мере интерио-ризации знаний и формирования опыта их трансляции формируется значимость понимания своей роли в решении задач государственного масштаба, происходит трансформация мотивов в пользу широко социальных. Вслед за О.А. Коряков-цевой, И.Ю. Тархановой, Т.В. Бугайчук, считаем, что подготовка материалов занятий, разработка задач на расчет процентов по сбережениям при тьюторской поддержке педагога и другие виды профессиональной деятельности способствуют формированию опыта рефлексии: оценки собственных возможностей, понимание своего места (самонормирование) в общем деле. Моделирование занятий в студенческих группах в режиме подготовки способствовало формированию опыта привычной активизации: предварительной подготовленности, оперативной адаптации к неожиданным ситуациям в процессе реальных занятий с учащимися школ и воспитанниками детских садов [8, 9]. Операциональный опыт, который включает в себя общетрудовые, профессиональные знания и умения, а также умения саморегуляции, формируется у студентов на протяжении всего периода обучения по выбранному направлению обучения в процессе практико-ориентированного обучения по дисциплинам учебного плана: экономическим и педагогическим. Важным компонентом проявления субъектности становится опыт сотрудничества, который складывается при взаимодействии с другими
Таблица 1
Компоненты субъектного опыта и их проявления, обеспечивающие реализацию субъектной активности студентов-бакалавров
Компоненты субъектного опыта Содержательная сущность компонента Элементы, условия и возможности образовательной среды Проявления субъектного опыта
Ценностный опыт Формирование интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов, убеждений Интериоризация содержания учебного материала по финансовой грамотности, привлечение к решению задач государственного значения Трансформация мотивов от узко в пользу широко-социальных
Опыт рефлексии Соотнесение человеком знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и самом себе с требованиями деятельности и решаемыми при этом задачами. Самонормирование. Подготовка материалов занятий по финансовой грамотности при тьюторской поддержке педагога. Активное участие в разработке учебных материалов в группах, распределение ролей между участниками с учетом возможностей и пожеланий студентов, самостоятельный выбор возрастной группы целевой аудитории.
Опыт привычной активизации Предварительная подготовленность, оперативная адаптация к изменяющимся условиям работы, расчет на определенные усилия и определенный уровень достижений успеха. Моделирование занятий в студенческих группах в режиме подготовки способствовали формированию опыта привычной активизации: предварительную подготовленность, оперативную адаптацию к неожиданным ситуациям в процессе реальных занятий с учащимися школ и воспитанниками детских садов. Участие в моделировании занятий, прогнозирование и проектирование проблем, которые могут возникнуть. Актуализация собственного опыта школьника. Выявление способов разрешения спрогнозированных проблем.
Операциональный опыт Общетрудовые, профессиональные знания и умения, а также умения саморегуляции Система работы университета и кафедры экономики и управления по реализации практико-ориентированного обучения по базовым, экономическим и педагогическим дисциплинам. Участие в обучающих семинарах, практикумах, лабораторных занятиях, успешная аттестация студентов. Интериоризация содержания образования как опыта человеческой деятельности в области экономических и педагогических дисциплин.
Опыт сотрудничества Взаимодействий с другими участниками совместной деятельности Формирование разновозрастных групп (распределение по группам по желанию) и по принципу тьюторской поддержки преподавателя кафедры и студента-старшекурсника. Успешное сотрудничество на трех уровнях: с педагогами, старшекурсниками и целевой аудиторией обеспечило эффективную работу объединения студентов ОСтЭк по финансовой грамотности и по всем другим направлениям внеучебной деятельности. Сотрудничество продолжается и вне университета.
участниками совместной деятельности. Данный вид опыта проявился в продуктивном взаимодействии студентов различных курсов и различного уровня успеваемости. Студенты 1-3 курсов разработали совместно конспекты и успешно провели по ним занятия для воспитанников детских садов и школьников 5-7 классов, 8-9 классов и старшеклассников. Каждая группа студентов была разновозрастной и составлена по принципу тьюторской поддержки: тьютор-преподаватель и тьютор-старшекурсник. Обобщенно информацию по формированию и проявлению субъектной активности во внеучебной деятельности студентов -бакалавров, обучающихся по направлению обучения «Профессиональное обучение (Профиль «Экономика и управление»)», можно представить в таблице 1.
Библиографический список
Непрерывно меняющаяся социально-экономическая и политическая ситуация в глобальном мире и в стране предъявляет повышенные требования к современной системе образования. Главным результатом её деятельности должен стать Гражданин с активной жизненной позицией, который в силу своего субъектного опыта не только способен, но и готов позитивно, ради общего Блага преобразовывать действительность и брать на себя за это ответственность. На наш взгляд, опыт активного вовлечения студентов в процесс решения конкретных задач социального контекста вне учебного процесса формирует именно такую субъектную готовность личности к включению в социально значимую деятельность по развитию своего поселка, города, региона, страны в целом.
1. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. Москва, 2000.
2. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость. Мир образования - образование в мире. Москва 2001.
3. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р. Available at: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf
4. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности. Вопросы психологии. Москва, 1996.
5. Дерябо С.Д. Личность: от субъективности к субъектности. Развитие личности. Москва, 2002.
6. Алексеева Л.Ф. Ассертивность как основное свойство субъекта в психологии. Вестник практической психологии образования. Москва, 2009.
7. Якиманская И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. Вопросы психологии. Москва, 1994.
8. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю., Бугайчук Т.В. Новый взгляд на повышение квалификации преподавателя высшей школы. Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2016.
9. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Молодое поколение России: формируем гражданское самосознание. Профессиональная деятельность педагога: новые подходы и решения. Ульяновск, 2017.
References
1. Kraevskij V. V. Soderzhanie obrazovaniya: vpered k proshlomu. Moskva, 2000.
2. Shishov S.E., Agapov I.I. Kompetentnostnyj podhod k obrazovaniyu kak neobhodimost'. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. Moskva 2001.
3. Strategiya povysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2023 gody. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25 sentyabrya 2017 g. № 2039-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf
4. Osnickij A.K. Problemy issledovaniya sub'ektnoj aktivnosti. Voprosypsihologii. Moskva, 1996.
5. Deryabo S.D. Lichnost': ot sub'ektivnosti ksub'ektnosti. Razvitie lichnosti. Moskva, 2002.
6. Alekseeva L.F. Assertivnost' kak osnovnoe svojstvo sub'ekta v psihologii. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. Moskva, 2009.
7. Yakimanskaya I.S. Trebovanie k uchebnym programmam, orientirovannym na lichnostnoe razvitie shkol'nikov. Voprosy psihologii. Moskva, 1994.
8. Koryakovceva O.A., Tarhanova I.Yu., Bugajchuk T.V. Novyj vzglyad na povyshenie kvalifikacii prepodavatelya vysshej shkoly. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. Yaroslavl', 2016.
9. Koryakovceva O.A., Bugajchuk T.V. Molodoe pokolenie Rossii: formiruem grazhdanskoe samosoznanie. Professional'naya deyatel'nost'pedagoga: novye podhody iresheniya. Ul'yanovsk, 2017.
Статья поступила в редакцию 13.06.19
УДК 371.146+376.6
Burov K.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Docent, senior lecturer, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Sevrukova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Docent, senior lecturer, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Selivanova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), Docent, senior lecturer, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
USING THE RESOURCES OF THE INTERNAL TRAINING OF TEACHERS TO MASTER THE WAYS OF INTERACTION WITH CHILDREN OF MIGRANTS. The
relevance of the problem of training teachers to interact with migrant children is due to the socio-economic processes taking place in modern society and reflected in the growth of labor migration. Accordingly, schools accept a large number of migrant children for education. Experience shows that children of migrants need special support from teachers. The survey shows that teachers experience significant difficulties in this segment of activity. The authors prove the expediency of using the resources of internal organizational training to prepare teachers. A set of methods has been proposed: mastering the situational analysis; training in the development of readiness to interact with children of migrants; participation in the development and implementation of individual routes. The contents of this complex is a scientific novelty of the research. Practical significance lies in the author's technological map of diagnostics of readiness for educational and social integration of a child who is in a situation of forced bilingualism. The levels of readiness of children for educational and social integration, the substantive aspects of intra-organizational training are valuable for use in practice.
Key words: children of migrants, teachers, pedagogical interaction with children of migrants, internal training, situation analysis, training of development of readiness to interact with children of migrants, individual route.
К.С. Бурое, канд. пед. наук, доц., доц. Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
А.А. Сеерюкоеа, канд. пед. наук, доц., доц. Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
Е.А. Селиванова, канд. психол. наук, доц., доц. Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ОСВОЕНИИ ИМИ СПОСОБОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ МИГРАНТОВ
Актуальность обращения к проблеме подготовки педагогов к взаимодействию с детьми мигрантов обусловлена социально-экономическими процессами, происходящими в современном обществе и отражающимися в росте трудовой миграции. Соответственно, школы принимают на обучение большое количество детей мигрантов. Практика показывает, что дети мигрантов нуждаются в специальной поддержке со стороны педагогов. Проведённое анкетирование показывает, что педагоги испытывают существенные затруднения в этом сегменте деятельности. Для подготовки педагогов авторы доказывают